Духовно-рыцарские ордена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:58, контрольная работа

Описание

Целью этой контрольной работы является изучение истории развития, создания, расцвета и упадка духовно-рыцарских орденов.
Из этой цели вытекают следующие задачи для рассмотрения:
. процесс исторического развития и упадка духовно-рыцарских орденов
. характер деятельности духовно-рыцарских орденов;
. изучение их правовой статус как орденов католической церкви, также их структурную организацию;
. рассмотрение вопроса о рыцарской культуре и морали.

Содержание

Введение
Глава І. История создания духовно-рыцарских орденов …………………....5
Глава ІI.Характер деятельности духовно-рыцарских орденов……………. 13
Глава ІІI. Духовно-рыцарские ордена как духовные ордена католической церкви. Структурная организация Орденов………………………………….18
Глава ІV. Образование, культура, мораль…………………………………...23
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

Допросы вели совместно инквизиторы  и королевские слуги, при этом применялись самые жестокие пытки. В мае 1308 года Филипп IV даже собрал Генеральные штаты. Формально спор велся с папой из-за того, кому судить тамплиеров, а по существу, кто унаследует их богатства.

Суд над отдельными тамплиерами  был оставлен в ведении короля, а над Орденом в целом и  его руководителями взял на себя римский первосвященник.

В 1311 году 54 тамплиера были осуждены инквизиторскими судьями и сразу же казнены. Церковный трибунал возобновил свои заседания в октябре 1311 года, которое продолжалось до мая 1312 года. По совету трибунала папа объявил о роспуске рыцарей бедных Христа и храма Соломона, имущества которого должно перейти к госпитальерам. 18 марта 1314 года был вынесен приговор Великому Магистру Жаку де Моле и еще троим руководителям Ордена. В этот же вечер они были сожжены на Европейском острове против королевского дворца. На этом завершилась краткая история самого могущественного Ордена.

Внимательного рассмотрения также  заслуживает история Тевтонского  ордена.

Тевтонский орден был утвержден  в 1198 году римским папой Иннокентием III. Его первым Великим Магистром стал Генрих Вальпот. Орден имеет два названия: Немецкий орден и Орден дома Святой Марии Тевтонской. Возникло братство на базе странноприемного дома в Иерусалиме для немецких паломников.

Но в энциклопедии Брокгауза  и Ефрона, дается другая история этого духовно-рыцарского ордена. «Тевтонский орден был основан в 1128 году в Иерусалиме небольшим кружком богатых немцев, с целью оказывать материальную помощь больным и бедным паломникам германского происхождения. Небольшой кружок быстро разросся в целое общество, члены которого стали именоваться братьями Святой Марии Тевтонской. Около 1189 года сын Фридриха Барбароссы сообщил новому Ордену военный характер, дал ему устав тамплиеров и форму одежды: белый плащ с черным крестом и назвал Тевтонский орден домом святой Девы Иерусалимской. В 1191 году папа Климент III утвердил устав Ордена…»5

Основой для внутренней организации  и основой для устава тевтонцев  действительно послужил Орден тамплиеров, а также Орден госпитальеров. Только к 1221 году Тевтонский орден получил почти такие же привилегии, которые имели храмовники и иоанниты.

Отличительной особенностью тевтонцев  можно назвать, что он, в основном, состоял из немецкий рыцарей, тогда  как в других монашеских орденах  наблюдалось многоязычие. Символом Ордена являлись белый плащ и простой черный крест.

Тевтонцы не отличались хорошей  дисциплиной и военной подготовкой, как тамплиеры или иоанниты.

В 1184 году в Прибалтику прибывает  августинский монах Мейнард, только получивший титул Ливонского епископа. В его задачу входило чтение Ливонских проповедей и обращение в католическую веру язычников, а также разведка позиций Руси на побережье Балтийского моря. Папа Целестин III объявляет крестовый поход против ливов, латгалов и прочих туземцев.

Зимой 1188 года первые «рыцари церкви» прибывали в Европу и начинают завоевании Ливонии.

Тевтонский орден стремился  найти земли, где он получил бы возможность организовать что-то вроде  государственного устройства, во главе  которого стоял он сам. Взоры братьев  рыцарей привлекли земли князя Мазовецкого, который в 1226 году призвал тевтонцев для защиты от пруссов. Тевтонский орден во главе с Германом фон Зальца, подписал с Конрадом договор на получение Хеллеиньской земли. Герман фон Зальца выхлопотал у Фридриха II и папы Гонория III грамоту на владение Куимской и Прусской Землями.

Но тевтонцам пришлось мечом  завоевывать полученные на бумаге земли. С одной стороны, приходу тевтонцев  противились туземцы, с другой - пришедшие  до крестоносцев и считавшие эту  территорию своей католические священники. Так в 1215 году епископом и владетелем Пруссии был назначен Христиан. Но так как мирным путем невозможно было обратить в католическую веру пруссов, то Христиан начинает собирать крестовый поход против них. Поход не удался. В помощь Христиану был призван Тевтонский орден, которому были даны грамоты на временное владение землей. Епископ вынужден был уступить.

В 1231 году после многочисленных столкновений Тевтонский орден заключил с Христианом договор, по которому признал себя его  вассалом, обязался платить десятину и отдать значительную часть Пруссии, если удастся ее завоевать. В 1231 году начинается освоение Пруссии. Большинство местного населения было перебито. Воспользовавшись тем, что епископ Христиан попал в плен, Тевтонский орден получил в 1234 году от римского папы Григория IX кульмскую землю и Пруссию в вечное владение, с условием выплаты дани в пользу папы. К 1280 году Тевтонский орден завоевал практически все земли пруссов, часть Польши. Тевтонцы совершали постоянные набеги на литовские и северо-западные земли. Благодаря более или менее жестокой дисциплине и достаточно хорошей военной подготовке немецкие рыцари были сильнее разрозненных туземных племен. Но в Прибалтике их ждало жестокое сопротивление.Отряды «псов-рыцарей»6 были разбиты объединенными силами литовского государства в 1236 году. А в 1237 году произошло объединение Тевтонского и Ливонского орденов (Ливонский орден сохранил за собой все привилегии и фактически остался самостоятельным). Тогда же была объявлена подготовка к новому крестовому походу в Прибалтику. Тевтонцы, заручившись поддержкой новой римской курии, привлекают на свою сторону шведских феодалов.

Тевтонскому ордену пришлось в своих  завоевательных стремлениях столкнуться  с Русью; в 1242 году Александр Невский разбил его войска на льду Чудского озера. Из-за поднявшегося восстания положение Тевтонского ордена было шатким.

Но в 1249 году спор ордена с архиепископской  властью был полностью решен  в пользу Ордена папой Иннокентием IV. Папа ревностно поддерживал Орден, склоняя рыцарей поступить в братство «Храбрых Маккавеев». В 1254 году был предпринят богемским королем Оттокаром крестовый поход против пруссов, окончившийся расширением владением ордена и основанием Кенигсберга. Население смирилось и стало принимать христианство, но ужасы завоевания и управление вызвали общее восстание в 1260-1261 годах под руководством литовского князя Миндовга. Положение вновь стало критическим.

Тщетно папы Климент IV и Урбан IV взывали о помощи Ордену: в Германии царила анархия. Правда, Оттокар, по настоянию папы, двинулся крестовым походом, чтобы одолеть воскресшее в Пруссии «чудовище прежнего идолослужения».

Но поход его был неудачен. Из Германии при содействии Рудольфа двинулся целый поток германцев, и восстание было подавлено. Таким образом, Тевтонский орден с помощью Германии и Ливонского ордена, удалось завладеть обширной площадью от низовья Вислы до границы Литвы на востоке и до Мазовии на юге. Было основано много замков и городов - Эльбинг, Мариенвердер, Мариенбург, Гольдинген, Виндва, Митава и т.д.

Было вызвано множество немцев-колонистов, которые осели частью на земли, частью в городах; города получили право  самоуправления. Также прибыло большое  количество германских дворян. Местное  население было обращено в крепостное состояние. К началу XIV века Пруссия представляла собой настоящую германскую провинцию.

XIV век был временем наибольшего  процветания ордена, завоевания  были упрочены, торговля и промышленность  росли, города богатели. В 1309 году  Тевтонский орден оказался от своего религиозного призвания и стал государственным учреждением. Сделавшись государством Fahto, Тевтонский орден не отказался от монашеской окраски. Рыцари по-прежнему давали обеты целомудрия, послушания и бедности, но это было пустой формальностью: они утопали в роскоши, пировали и развратничали. Тевтонский орден не оказался от своей политики захватов за счет Литвы и Польши, но и соседи ордена, в свою очередь, объединяли свои силы. Началась многолетняя опустошающая война, между Тевтонским орденом и Литвой, а затем Польшей. В XIV веке устройство Тевтонского ордена закончилось. Во главе его стоял гофмейстер, при нем в качестве совещательного и контролирующего его действия учреждения был орденский капитул. Последний судил гофмейстера, мог даже лишить его сана. Гофмейстер был верховным повелителем, он утверждал и магистра Ливонского ордена. Его помощники были своего рода министры. Все земли Тевтонского ордена были разделены на области, которыми обладали комтуры. Все должности замещались исключительно рыцарями Ордена.

В начале XVI века Тевтонский орден  прекратил свое существование в  качестве самостоятельного государства, придерживающегося около пяти столетий. Многие рыцари, оставшиеся верными  католицизму, уехали в Германию и  осели в городе Мерингейме, который  и оставался их главной квартирой до окончательного уничтожения Ордена. Политические значения Тевтонский орден приобрести больше не мог. В таком виде Тевтонский орден существовал до начала XIX века, когда окончательно был уничтожен декретом императора Наполеона Бонапарта.

Подводя итог, необходимо отметить условия, в которых создавались духовно-рыцарские  ордена. В условиях крестовых походов  происходило их становление, но в  начале они создавались как ордена по уходу за больными и раненными, то есть преобладала миссия милосердия.

Но затем они начинают постепенно преобразовываться в военные  ордена, захватывая новые территории и богатства, что постепенно приводит к разрушению орденов как таковых.

 

Глава ІI.Характер деятельности духовно-рыцарских орденов

Христианство - одна из крупнейших религий в мире. Ее исповедуют многие народы мира в течение почти двух тысячелетий. Христианство не является единой религией. Она распадается на католицизм, православие и протестантизм. Но сначала христианство было единым. Только в XI веке происходит официальный раскол церкви на православную и католическую.

До признания государством церкви область распространения христианских общин ограничивались, главным образом  большими городами. Только в них  могло удержаться христианство в  периоды гонений. Социальное меньшинство, носившее оппозиционный характер, всегда должно было бороться в деревнях с величайшими трудностями. Тайная организация в деревне может существовать только в том случае, если ее участниками являются все жители. Практически все проблемы решились сами собой после того, как христианство перестало быть оппозицией государству и добилось признания с его стороны. В течение первых трех столетий христианство было практически городской религией. Затем ситуация меняется, и христианство на Западе на определенный период становится религией преимущественно крестьян.

Вместе с этим, именно в деревне  получает широкое распространение  зарождающийся институт монашества.

Если монастыри в первое время  своего существования практически  не преследовали корыстных целей и ставили задачи решения экономических проблем местного населения с целью популяризации христианства, то в дальнейшем с повышением их материального уровня, они вступают на ту же дорогу, что и церковный клир. Они также стали органом господства и эксплуатации.

Итак, первоначально монашество носило хозяйственный характер и на первых порах было связано с совместными  трапезами христиан. Обслуживались  члены общих во время трапез диаконами, а по мере роста общин, необходимости  накопления для них денег и увеличения запасов для трапез появились кладовщики, кассиры и епископы-надзиратели.

Епископы, игравшие в общине в силу своей зажиточности и степенности, стали в дальнейшем бесконтрольно  распоряжаться имуществом общины. По мере роста некоторых общин они окружали себя разными должностными лицами, в круг обязанностей которых входила и проповедническая деятельность, наряду с работой по улаживанию финансовых, судебных полицейских и других вопросов. Будучи главой всей общины, епископ взял на себя роль наставника.

Следует обратить внимание, что монашество уже тогда не всегда давало себя низводить на степень безвольного  орудия в руках пастырей церкви, епископов. Монастыри, экономически независимые  от епископов и соперничающие  с ним по накопленным к тому времени богатством, осмелились выступать против них в тех случаях, когда никто другой не осмеливался сделать это.

Не может быть, чтобы монастыри никак не проявили себя в политике. Напротив, они почти  с самых первых дней своего существования  начинают бороться за право принимать решения в важных государственных, политически значимых делах.

Примерно к VI веку многочисленные монастыри появляются не только на территории бывшей Римской  империи, но и Северной Галии, Британии, в Шотландии и Ирландии.

В последующих  веках монахи с оружием в руках защищали свои обители и сельских жителей от набегов мореплавателей и грабителей с севера - англов, саксов и скандинавов, пока не завоевали окончательно страну. Так сформировался тот тип монаха-воина «аббата кондотьера».

Тем самым история монашества стала сливаться с политической историей общества и вооруженной борьбой своего времени и играть во всем этом не последнюю роль.

Наибольшее распространение и  значение тип воина-монаха приобретает  во времена крестовых походов. Именно тогда организовываются духовно-рыцарские  ордена.

«Духовно-рыцарские ордена военно-монашеских организаций западно-европейских  рыцарей, создававшиеся под руководством католической церкви в XII-XIII веках во времена крестовых походов. Имели целью защиту и расширение владений крестоносцев на Востоке, а также и территориальные захваты в Европе»7. Такие сведения об орденах дает Советский энциклопедический словарь. Духовно-рыцарский орден отличался от монашеского тем, что его братья являлись воинами. Звание духовно-рыцарский орден они носили формально.

Действительно, вступая в братство, рыцари давали монашеские обеты безбрачия, бедности и послушания. Они служили  тем же целям, что и монахи: защита и распространение христианской веры. Однако, после проповедей и монашеского смирения для достижения этой цели «братья-рыцари» использовали меч, копье и щит. Белый плащ, с красным крестом, который носили тамплиеры, черный или, позднее красный с белый крестом, составляющий отличительную одежду госпитальеров, были не более как символом. Под полумонашеской накидкой и у тех и у других скрывались рыцарские латы.

Информация о работе Духовно-рыцарские ордена