Екатерина II: исторический портрет

Автор работы: d************@list.ru, 26 Ноября 2011 в 20:14, реферат

Описание

Немецкая принцесса, ставшая волею судеб супругой отпрыска российского императорского дома и проложившая себе в итоге путь к самой вершине власти при помощи гвардейских штыков на фоне всеобщего недовольства политикой ее мужа, Екатерина, оказавшись во главе огромной державы, вписала яркие страницы в историю своего нового Отечества. Уже для современников ее царствование ассоциировалось с целой эпохой, получившей название "екатерининской", которую нельзя объяснить без понимания личности Екатерины.

Содержание

I. Введение ………………………………………………………………………………………………………………………………3
II. Основная часть
На пути к трону..................................................................................................................4
Первые годы правления.................................................................................................11
Внутренняя и внешняя политика...................................................................................16
III. Заключение……………………………………………………………………………………………………………..…...…..24
VI. Список использованной литературы ……………………………………………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

Реферат по истории.docx

— 85.17 Кб (Скачать документ)

       Но  государство православное, Россия годом  раньше добилась важной  реформы  в польском   государственном  строе   всех  политических  прав  для  лиц,   не исповедующих католицизм. Двойственность интересов  создавала  двойственность политики, защищая православие в Польше, Россия в то же время  гарантировала  неприкосновенность прав польских  панов  на  крепостных   православных крестьян. Одновременно настойчивое  вмешательство России   в  польскую  жизнь создавало другое неудобство - боязнь чрезмерного  усиления  России.  Франция, действовавшая  против  России  прямо  в  самой   Польше,   действовали    и  посредством Турции - она подбила  Турцию  на войну, и с 1769 г.  силы  России поделились между двумя врагами. Обе войны затянулись, но окончились  успешно для России, несмотря на то, что польским  конфедератам  помогали  Франция и Саксония,  а Турции  хотела  помочь   Австрия.   Силы   конфедерации   были уничтожены, движение затихло, Фридрих Прусский  пустил  в ход излюбленную свою  мысль о разделе Польши  между её  соседями  - Россией,  Пруссией  и Австрией. С планами раздела был знаком ещё Петр I и не  сочувствовал.

       Екатерина согласилась на раздел потому, что  была  под  сильным  давлением  Пруссии и Австрии, не могла им дать отпора, находясь в войне  с  Турцией.  В 1772-1773 год России отошла Белоруссия, Екатерина не была  довольна  исходом дела, из-за своих уступок  союзнице  Пруссии  и  враждебной  Австрии.  Панин также был не доволен, так как его  система  нарушалась   разделом  Польши  и участием в нем Австрии.

       Несмотря  на ряд политических затруднений, война  с Турцией со стороны  России велась активно.  Русский  флот  обошел  всю  Европу, явился  в  Архипелаге, возмутил Морею против турок  и  одержал  над  ними  победы.  Так  как  турки укрепили Дарданеллы, российский флот не смог пройти в Черное море.

       Не  менее блестяще были победы Румянцева, перешедшего  даже  Дунай, и  князя  Долгорукого, занявшего весь Крым. Мир 1774 года дал России берега Черного  и Азовского морей и сделал крымского хана независимым от  Турции.  Результатом этих условий  явилось присоединение в 1783 году Крыма.  Таким  образом, цель была  достигнута  -  на  юге  приобретены  естественные  границы. 1774  годом  окончился первый, трудный и тревожный  период  екатерининских  войн.  Военное могущество  России  было  доказано  и  давало  русской   дипломатии   весьма уверенный  тон, высокое чувство  собственного  достоинства  и  сознание  силы представляемого ею государства. У  Екатерины  и  её  помощников  (особенно  у Г.А. Потёмкина ) росли  грандиозные планы завоеваний,  зрел  так  называемый «греческий проект». Он состоял в том, чтобы  завоевать  Турцию,  которая казалась  уже  очень  слабым  государством,  и  на  её  месте   восстановить Греческую империю с русским  правительством. История этого  проекта,  быть может, находится в связи  с древнерусскими мечтами о взятии  Царьграда  и  с планом турецкой войны Петра в 1711 г. Взятый же отдельно, греческий проект представляется блестящей мечтой, но невыполнимым  делом;  однако  к тому делу шли приготовления:  был занят Крым,  колонизовался и устраивался Черноморский край (Новая Россия),  заводился черноморский  флот.  Для действий против Турции Екатерина вступила даже в союз с Австрией и оставила союз с Пруссией. Эта перемена союза в 1787 г. и воинственные замыслы России послужили причиной новых войн,  упавших на  Россию  во  вторую  половину царствования Екатерины. Пруссия и Англия, её союзница, подняли Турцию  на новую войну с Россией (1787-1791) и вызвали на  тоже  самое Швецию  (1788- 1790) . Шведская война закончилась для России  ничем,  от  Турции  Россия получила Очаков. Ещё не кончились эти войны,  как Екатерина должна  была вмешаться в польские дела . 3 мая 1791  года  в  Польше  было  провозглашено новое государственное устройство при тайном сочувствии и участии  Пруссии  в этом перевороте. Но  Росси,  гарантировавшая  неприкосновенность  старогопольского режима, немедленно  послала  в  Польшу  войска.  В  1793  году  к русским войскам присоединились  прусские,  и  был  произведён  второй  раздел Польши, давший России 4500 квадратных миль.  Когда  же  в  Польше  явилась попытка  восстановить  прежние  границы,  то  в  1795   году   последовало окончательное уничтожение Польского государства. По третьему разделу  Россия получила Литву и Курляндию. Этим закончилась  вторая  серия  Екатерининских войн, доставившая России новые завоевания.  Русские  земли,  в  течение многих веков бывшие под властью Литвы и Польши,  возвратились  к  России; взято было много лишнего. Но Червонная Русь,  или  Галиция,  отдана  была Австрии.

       Таково  в  кратких  чертах  содержание  внешней  политики  Екатерины  и результаты, ею достигнутые. При  постоянном воздействии западных  держав, при очень сложных политических затруднениях дипломатия Екатерины  не  всегда могла достигнуть того, к чему стремилась, не всегда ясно  осознавала,  к чему ей следует  стремиться, - словом, терпела неудачи  и делала ошибки,  но завершила  успешным концом вековые стремления нашего племени,  и,  оканчивая  решение старых задач, спешила ставить  новые, вроде  греческого  проекта,  не всегда вытекавшие из реальных потребностей времени  народа,  но  иногда близкие  народному делу9. 

       Приверженность  Екатерины идеям Просвещения  определила характер её внутренней политики и направления реформирования различных  институтов российского государства. Для характеристики внутренней политики екатерининского времени часто  используется термин «просвещённый  абсолютизм». По мнению Екатерины, основанному  на трудах французского философа Монтескьё, обширные российские пространства и  суровость климата обуславливают  закономерность и необходимость  самодержавия в России. Исходя из этого  при Екатерине происходило укрепление самодержавия, усиление бюрократического аппарата, централизации страны и  унификации системы управления. Их основной идеей была критика уходящего  феодального общества. Они отстаивали мысль о том, что каждый человек  рождается свободным, и выступали  за устранение средневековых форм эксплуатации и деспотических форм государственного управления10.

       Екатерина 2, подобно большинству монархов, правивших хоть сколько-нибудь значительное время, стремилась проводить реформы. Тем более, что Россия досталась  ей в тяжелом положении: ослаблены  были армия и флот, большой внешний  долг, коррупция, коллапс судебной системы и т. д.

       Реформы Екатерины II.

       Губернская  реформа.

       7 ноября 1775 г. было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Вместо трехзвенного административного деления — губерния, провинция, уезд, стало действовать двухзвенное — губерния, уезд (в основе которого лежал принцип численности податного населения). Из прежних 23 губерний образовано 50, в каждой из которых проживало 300—400 тыс. д.м.п.[10] Губернии делились на 10-12 уездов, в каждом по 20-30 тыс. душ мужского пола.

       Генерал-губернатор (наместник) — следил за порядком в  местных центрах и ему подчинялись 2-3 губернии, объединенные под его  властью. Имел обширные административные, финансовые и судебные полномочия, ему подчинялись все воинские части и команды, расположенные  в губерниях.

       Губернатор  — стоял во главе губернии. Они  подчинялись непосредственно императору. Губернаторов назначал Сенат. Губернаторам был подчинен губернский прокурор. Финансами в губернии занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором. Землеустройством занимался губернский землемер. Исполнительным органом губернатора являлось губернское правление, осуществлявшее общий надзор за деятельностью учреждений и должностных лиц. В ведении Приказа общественного призрения находились школы, больницы и приюты (социальные функции), а также сословные судебные учреждения: Верхний земский суд для дворян, Губернский магистрат, рассматривавший тяжбы между горожанами, и Верхняя расправа для суда над государственными крестьянами. Палата уголовная и гражданская судила все сословия, были высшими судебными органами в губерниях.

       Капитан исправник — стоял во главе  уезда, предводитель дворянства, избираемый им на три года. Он являлся исполнительным органом губернского правления. В уездах как и в губерниях  есть сословные учреждения: для дворян (уездный суд), для горожан (городской  магистрат) и для государственных  крестьян (нижняя расправа). Существовали уездный казначей и уездный землемер. В судах заседали представители  сословий.

       Совестный суд — призван прекратить распри и мирить спорящих и ссорящихся. Этот суд был бессословным. Высшим судебным органом в стране становится Сенат.

       Так как городов — центров уездов было явно недостаточно. Екатерина II переименовала  в города многие крупные сельские поселения, сделав их административными  центрами. Таким образом появилось 216 новых городов. Население городов  стали называть мещанами и купцами.

       В отдельную административную единицу  был выведен город. Во главе его  вместо воевод был поставлен городничий, наделенный всеми правами и полномочиями. В городах вводился строгий полицейский  контроль. Город разделялся на части (районы), находившиеся над надзором частного пристава, а части делились на кварталы, контролируемые квартальным  надзирателем.11

       Реформа центральных учреждений

       Теснейшим образом с губернской реформой 1775 г. были связаны и преобразования центральных учреждений. Их общая  тенденция одна - освобождение центральных  учреждений от дел текущего управления и сосредоточение власти в руках  императрицы.

       Еще в 1763 г. Сенат окончательно утратил  свои широкие полномочия. Тогда он был разделен на 6 департаментов. Два  из них (один в Петербурге, а другой - в Москве) занимались судебными  делами, одни ведал делами Украины  и Прибалтики, еще один департамент  выполнял функции Московской сенатской  конторы и т.д. Лишь один из шести  департаментов сохранил за собой  какое-то политическое значение (публикация законов). Таким образом, Сенат стал высшим судебно-апелляционным учреждением.

       Одновременно  резко возросла роль генерал-прокурора  Сената и обер-прокурора. Через генерал-прокурора (а им при Екатерине II долгие годы был князь А. А. Вяземский) императрица  и сносилась теперь с Сенатом. У генерал-прокурора была огромная власть. Вяземский сконцентрировал  в своих руках функции министра финансов, юстиции и государственного казначея.

       Важнейшим звеном государственного управления стал Кабинет Екатерины II с его статс-секретарями. В Кабинете рассматривались теперь многие вопросы внутренней политики (сенатские дела, вопросы промышленной политики и т.д.). Важнейшими фигурами стали статс-секретари Екатерины  такие как А. В. Олсуфьев, А. В. Храповитский, Г. Н. Теплев и др. Через них Екатерина  вела основную часть дел по управлению государством. Некоторые екатерининские вельможи выполняли персональные поручения  в определенной части внутренней политики. Так, И. И. Бецкой был главной  фигурой в области просвещения, Л. И. Миних - в области таможенной политики и т.д. Так постепенно зарождался принцип единоличного управления, что впоследствии вылилось в организацию министерств. С течением времени обнаружилась необходимости в создании совета при императрице из ближайших и влиятельных сановников. С 1769 г. стал действовать Императорский совет.

       В связи с передачей большей  части дел текущего управления на места, в губернские учреждения роль коллегий резко снизилась и в 80-х годах назрела необходимость  их ликвидации. Из коллегий продолжали сохранять прочное положение  лишь три - Иностранных дел, Военная  и Адмиралтейская. Сохранил свое положение  в качестве одной из коллегий и  Синод, но теперь Синод находился  в полнейшем подчинении светской власти.

       В итоге всех этих преобразований окрепла  самодержавная власть абсолютного  монарха, окрепла и диктатура  дворянства на местах, создана была прочная полицейско-бюрократическая  система учреждений, просуществовавшая  вплоть до эпохи падения крепостного  права.

       Судебная  реформа.

       Очень сложно было судоустройство. Впервые  в России появился суд, отделённый от исполнительной власти, хотя и зависимый  от неё. Деятельность новых органов  приобрела черты самоуправления, так как в ней принимали  участие местные жители. Новые  суды были выборными. Отдельно избирались суда для дворян, городского населения  и для тех крестьян, которые  не находились в крепостной зависимости (крепостных судил в основном сам  помещик). Главная роль в этой новой  судебной системе принадлежала помещикам. Каждые три года все уездные дворяне  должны были съезжаться в центральный  город уезда, чтобы выбирать из своей  среды местную администрацию - предводителя дворянства, капитана-исправника, заседателей  в суды, палаты и другие учреждения. В результате дворяне каждого  уезда образовали сплочённое общество, через своих представителей влиявшее на управление делами уезда.

       Таким образом, реформа 1775 года сделала большой  шаг вперёд в разделении административных, судебных и финансовых дел.

       Вследствие  областной реформы был усилен полицейско-дворянский надзор за населением, увеличено число чиновников. Таковы были главные меры, предпринятые Екатериной II относительно управления государством. В результате императрица усилила состав администрации, правильно распределила ведомства между органами управления и дала широкое участие земству в новых учреждениях. Но недостатком местного учреждения 1775 г. явилась прежняя система в центральном управлении, обязанность руководства и общего наблюдения. За исключением двух учреждений (совестного суда и приказа общественного призрения) все остальные были органами какого-либо одного сословия. Самоуправление получило строго сословный характер: оно не было нововведением для горожан, но было крупной реформой для дворянства.

       Жалованная  грамота дворянству 1785 г.

       Помимо  реформирования государственного механизма  управления Екатерина огромное внимание уделила сословной политике. Это  был систематический свод всех прав и привилегий, которые в течение  десятилетий одну за другой получали дворяне в XVIII столетии. В Жалованной грамоте подтверждалось вольность  дворянства от обязательной государственной  службы, свобода от уплаты податей, постоя в дворянских домах войск, от нанесения дворянам телесных наказаний  за какие либо преступления. Вместе с тем в Грамоте подтверждалась исключительная прерогатива дворянства во владении населенными имениями, т.е. землей и крестьянами (так называемой крещеной собственностью). Дворянина  имели право судить только равные ему. Имения дворян не подлежали конфискации, даже если владелец, оказался преступником, они передавались его наследникам. Жалованная грамота закрепляла за дворянами  право заниматься торговлей, иметь  в городах дома, строить промышленные заведения и т.д.

Информация о работе Екатерина II: исторический портрет