Екатерина II: исторический портрет

Автор работы: d************@list.ru, 26 Ноября 2011 в 20:14, реферат

Описание

Немецкая принцесса, ставшая волею судеб супругой отпрыска российского императорского дома и проложившая себе в итоге путь к самой вершине власти при помощи гвардейских штыков на фоне всеобщего недовольства политикой ее мужа, Екатерина, оказавшись во главе огромной державы, вписала яркие страницы в историю своего нового Отечества. Уже для современников ее царствование ассоциировалось с целой эпохой, получившей название "екатерининской", которую нельзя объяснить без понимания личности Екатерины.

Содержание

I. Введение ………………………………………………………………………………………………………………………………3
II. Основная часть
На пути к трону..................................................................................................................4
Первые годы правления.................................................................................................11
Внутренняя и внешняя политика...................................................................................16
III. Заключение……………………………………………………………………………………………………………..…...…..24
VI. Список использованной литературы ……………………………………………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

Реферат по истории.docx

— 85.17 Кб (Скачать документ)

       Важным  моментом в Жалованной грамоте была кодификация дворянского самоуправления. У дворян, имеющих обер-офицерский чин, было право организации дворянских обществ (дворянского собрания) в  уездах и губерниях, что стимулировало  государственную службу. Участвовали  в дворянском собрании лишь владельцы  населенных имений. Право быть избранным  на выборные должности в губернии или в уезде имели теперь лишь дворяне, обладавшие доходом не менее  чем в 100 руб. Это отсекало от дворянской корпорации прослойку деклассированного  и разорившегося дворянства.

       Вместе  с тем по Жалованной грамоте сословное  самоуправление дворянской корпорации было поставлено под контроль государственной  власти. Право созыва дворянских собраний (раз в 3 года) принадлежало лишь генерал-губернатора  и губернатору. Губернатор утверждал  результаты выборов дворян вплоть до выборов губернского предводителя.

       Роль  губернских и уездных предводителей  дворянства с течением времени получала все большее значение. Это были покровители и защитники дворян, всюду охранявшие их монопольные  права и привилегии.12

       Жалованная  грамота городам 1785 г.

       Одновременно  с Жалованной грамотой дворянству в 1785 г. была утверждена “Грамота на права  и выгоды городам Российской империи”. Важнейшим ее положением было деление  всех городских жителей на шесть  групп или разрядов. К первой, высшей группе или разряду принадлежали все городские домовладельцы  и землевладельцы. Сюда же включены были и владельцы городских строений. Поскольку домами или землей в  городе владели главным образом  дворяне, чиновники и духовенство, они и составили высший разряд городского населения. Во вторую группу или разряд объединялось купечество всех трех гильдий. Но имущественный  ценз для зачисления в купцы был  резко увеличен (до 1000 руб.). Горожане второго разряда наряду с уже  состоявшимися льготами по уплате подушной подати, по рекрутской повинности освобождались  теперь от некоторых казенных служб (продажа соли, вина и т.д.). Первые две гильдии были освобождены  от телесных наказаний. И это вновь  давало иллюзию их приближения к  дворянам.

       Третий  разряд городского населения составляли все ремесленники, записанные в цехи (мастера, подмастерья, ученики). Четвертый  разряд - иногородние и иностранцы, проживающие в данном городе. В  пятую категорию горожан были зачислены “именитые граждане”. Ими были крупнейшие торговцы и предприниматели  с объявленным капиталом более 50 тыс. руб., банкиры с капиталом  от 100 тыс. руб. Сюда же входили бургомистры, городские головы, заседатели магистратов  и т.п., прослужившие более двух сроков, ученые, художники, музыканты.

       Наконец, о шестом разряде. Это основная масса  горожан - простые “посадские люди”. Наиболее острый вопрос о крестьянах, ставших фактическими жителями городов, остался по-прежнему нерешенным. Оставались в действии и все прежние преграды на пути перехода крестьян в городские  сословия.

       Наиболее  интересная часть законодательства в городах - городское самоуправление. На смену городовому магистрату, совестному суду и ратушам как единственным органам самоуправления пришли теперь “общая городовая дума”, “шестигласная  дума” и “Собрание градского  общества”.

       Право участия в “Собрании градского  общества” (а его значение в городском  самоуправлении было немаловажным) имели  лишь горожане, имевшие процентное отчисление с капитала (введенное  вместо подушной подати) не менее 50 руб. Это значит, что нужно было иметь  капитал не менее 5 тыс. руб. Таким  образом, в общее городское собрание могла войти лишь богатейшая городская  верхушка. Туда не имели доступ даже купцы третьей гильдии! “Собрание градского общества” избирало городского голову, бургомистров и всех должностных лиц в органах самоуправления. Наряду с “Собранием” в городе существовала теперь “Общая градская дума”. Ее выбирали граждане всех разрядов, но и компетенция думы была не весьма широкой. Она ведала нуждами городского хозяйства и проводила выборы в третий орган городского самоуправления - “шестигласную думу”. Это оригинальное название дал думе ее состав шесть человек от каждого разряда. В думу входил городской голова. В ведении шестигласной думы были нужды населения, городское хозяйство.

       Наряду  с новыми учреждениями был сохранен и городской магистрат. К судебным его функциям добавились некоторые  административные. Губернский магистрат  контролировал городские органы самоуправления. Но главный контроль и руководство над городскими учреждениями осуществляли органы государственного местного управления. По-прежнему огромны  были полномочия губернатора, губернского  правления, городничего с его  командой, управы благочиния и т.д. вплоть до квартального надзирателя. В их руках  была вся власть.

       Реформа образования.

       С Петра I образование в России носило практический характер - усвоение знаний для потребностей деятельной службы государству и непосредственно  для применения в жизни, быту. Екатерина II в своём "Наказе" первая заговорила о воспитательном значении образования  и стала затем заботиться об учреждении различных воспитательных заведений. Для того чтобы воспитать русское  общество, Екатерина лучшим средством  считала "произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей", нравственно совершенных. Эта "порода людей" должна была вырасти в воспитательных училищах под надзором опытных педагогов, в полном разобщении с семьёй и  обществом. Таким воспитательным училищем являлся, в первую очередь, воспитательный дом в Москве И. И. Бецкого. В соответствии с "Генеральным учреждением о  воспитании обоего пола юношества" И. И. Бецкого были открыты училище  при Академии художеств (1764 г.), Общество двухсот благородных девиц (1764 г.) с отделениями для мещанских  девиц, коммерческое училище (1772 г.)

       Среди созданных Бецким учебно-воспитательных заведений одно имело особое значение в истории русской школы и  просвещения - это Общество благородных  девиц (Смольный монастырь, или смольный институт). Оно положило начало женскому среднему образованию в России. В 1782 году была проведена более масштабная школьная реформа. В губернских городах  возникают главные, а в уездных - малые народные училища. Эти училища  являлись всесословными и содержались  за счёт государства. Главной заслугой Екатерины II в области просветительских преобразований можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного  сословными преградами (за исключением  крепостных крестьян). Значение этой реформы  очень высоко, ведь речь шла о  создании общероссийской системы образовательной  школы.

       Полицейская реформа:

       В 1782 году императрицей Екатериной 2 был  введен «Устав благочиния или полицейский». Согласно нему органом городского полицейского управления стала управа благочиния. В ее состав входили приставы, городничий и полицмейстер, а также горожане, определяемые путем выборов. Суд  за общественные нарушения: пьянство, оскорбления, азартные игры  и т. п., а также за самовольную застройку  и взятки осуществляли сами полицейские  органы, а по прочим делам проводилось  предварительное следствие, после  чего дело передавалось в суд. Наказаниями, применяемыми полицией были арест, порицание, заключение в работный дом, штраф, а  кроме того – запрещение некоторых  видов деятельности. 
 

       Заключение.

       Разные  историки по-разному оценивают время  правления Екатерины II. И это не случайно. Вклад Екатерины в русскую историю весьма противоречив, так как её время отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа. Это время падения нравов, обесценивая моральных ценностей, время политических зигзагов, похоронивших многие перспективные начинания и обусловленных влиянием на Екатерину сменявших друг друга фаворитов. Но с другой стороны, это эпоха военного могущества страны, увеличение привилегий дворянству, укрепления авторитета и безопасности Российского государства, значительных внутриполитических преобразований и небывалого расцвета культурной жизни. Существует множество противоречивых суждений и о самой императрице. Одни считают её притворной, распутной, легко поддающейся чужому влиянию, другие видят в ней цельную натуру, человека высокообразованного, делового, энергичного, необычайно работоспособного, самокритичного, знающего свои слабые и сильные стороны.

       Екатерина по вступлении на престол мечтала  о широких внутренних преобразованиях, а в политике внешней отказалась следовать за своими предшественниками, Елизаветой и Петром III. Она сознательно  отступала от традиций, сложившихся  при Петербургском дворе, а между  тем результаты её деятельности по своему существу были таковы, что завершили  собой именно традиционные стремления русского народа и правительства. В  делах внутренних законодательство Екатерины II завершило собой тот  исторический процесс, который начался  при временщиках. Равновесие в положении  главных сословий, во всей силе существовавшее при Петре Великом, начало разрушаться  именно в эпоху временщиков (1725-1741), когда дворянство, облегчая свои государственные  повинности, стало достигать некоторых  имущественных привилегий и большей  власти над крестьянами - по закону. Наращение дворянских прав наблюдали  мы во время и Елизаветы, и Петра III. При Екатерине же дворянство становиться  не только привилегированным сословием, имеющим правильную внутреннюю организацию, но и сословием, господствующим в  уезде (в качестве землевладельческого  сословия) и в общем управлении (как бюрократия). Параллельно росту  дворянских прав и в зависимости  от него падают гражданские права  владельческих крестьян. Расцвет  дворянских привилегий в ХVIII веке необходимо соединялся с расцветом крепостного  права. Поэтому время Екатерины II было тем историческим моментом, когда  крепостное право достигло полного  и наибольшего своего развития. Таким  образом, деятельность Екатерины II в  отношении сословий (Не забудем, что  административные меры Екатерины II носили характер сословных мер) была прямым продолжением и завершением тех  уклонений от старорусского строя, какие развивались в XVIII веке. Екатерина  в своей внутренней политике действовала  по традициям, завещанным ей от ряда ближайших  её предшественников, и довела до конца  те, что они начали.

     Во  внешней политике Екатерина, как  мы видели, была прямой последовательницей Петра Великого, а не мелких политиков XVIII века. Она сумела, как Пётр Великий, понять коренные задачи внешней русской  политики и умела завершить то, к чему стремились веками русские  государи. И здесь, как в политике внутренней, она довела до конца  своё дело, и после неё русская  дипломатия должна была ставить себе новые задачи, потому что старые были исчерпаны и упразднены. Если бы в конце царствования Екатерины  появился в России московский дипломат XVI или XVII вв., то он бы почувствовал себя вполне удовлетворённым, так как  увидел бы решёнными удовлетворительно  все вопросы внешней политики, которые так волновали его  современников. Итак, Екатерина - традиционный деятель, несмотря на отрицательное  отношение к русскому прошлому, несмотря, наконец, на то, что она внесла новые  приёмы в управление, новые идеи в общественный оборот. Двойственность тех традиций, которым она следовала, определяет и двоякое отношение  к ней потомков. Если одни не без  основания указывают на то, что  внутренняя деятельность Екатерины узаконила ненормальные последствия тёмных эпох XVIII в., то другие преклоняются перед величием результатов её внешней политики. Как бы то ни было, историческое значение екатерининской эпохи чрезвычайно велико именно потому, что в эту эпоху были подведены итоги предыдущей истории, завершились исторические процессы, раньше развивавшиеся. Эта способность Екатерины доводить до конца, до полного разрешения те вопросы, какие ей ставила история, заставляет всех признать в ней первостепенного исторического деятеля, независимо от её личных ошибок и слабостей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список  использованной литературы.

  1. «Романовы: Исторические портреты: Книга вторая. Екатерина II – Николай II»: АРМАДА; Москва; 1998
  2. Исабель де Мадариага Россия в эпоху Екатерины Великой. Пер. с английского Н. Л. Луженкой. — М.: Новое литературное обозрение, 2002
  3. Александр Бушков: Екатерина II: алмазная Золушка: Издательский Дом «Нева»; 2005
  4. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997
  5. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории (http://www.gumer.info)
  6. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XX века. (http://www.gumer.info)
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Екатерина_II
  8. http://dinasti.ucoz.ru/index/gubernskaja_reforma/0-121

Информация о работе Екатерина II: исторический портрет