Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 00:36, курсовая работа
Каковы должны быть масштабы культурного наследия города, если Давид Микеланджело в течение столетий стоял на площади, а портреты беглых преступников рисовал Боттичелли! Ни в одном другом городе не творили столько гениев: Микеланджело, Донателло, Бокаччо, Данте, Боттичелли, Джотто, Петрарка, Рафаэль, Брунеллески, Леонардо, Маккиавели, Челлини, Мирандолла! Во Флоренции родились опера, банковское дело и современная европейская политика. Описать Флоренцию невозможно. В ней высокий гуманизм Возрождения соседствует со злодеяниями Медичи, белый мрамор соборов – с коричнево-болотными зданиями окраин, божественное творчество. Свет и тень бликами играют на каждом здании. Флоренцию боготворили и проклинали, но неизбежно – преклонялись перед нею.
Глава I. Феномен ренессансной Флоренции………………...….стр.6
1,1 характеристики………………………………………………стр.6
1,2 Флоренция и Леонардо да Винчи ………………………….стр.10
1,3 Николо Макиавелли и его трактат «История Флоренции»……………………………………………………………..стр.11
Глава II.Флоренция - «Идеальный город»……………………стр.14
2,1 Идеал жизни…………………………………………………..стр.14
2,2 Статистика……………………………………………………стр.16
2,3 Статистика и культура………………………………………стр.17
Глава III. Флорентийцы: образ гражданина…………………стр.18
3,1 Самосознание флорентийцев……………………………….стр.18
3,2 «Всесторонний человек»…………………………………….стр.20
3,3 Индивидуальность……………………………………………стр.21
3,4 Мода…………………………………………………………….стр.22
Заключение………………………………………………………...стр.24
Приложение………………………………………………………...стр.25
Список литературы……………………………………………….стр.26
Московский Гуманитарный Университет
Факультет международных отношений
Курсовая работа
на тему: "Феномен ренессансной
Флоренции"
Специальность
Регионоведение
Выполнила:
Научный
руководитель:
Москва 2010
Оглавление:
Глава I. Феномен ренессансной Флоренции………………...….стр.6
1,1 характеристики…………………………………………
1,2 Флоренция и Леонардо да Винчи ………………………….стр.10
1,3 Николо Макиавелли и его трактат
«История Флоренции»……………………………………………………
Глава II.Флоренция - «Идеальный город»……………………стр.14
2,1 Идеал жизни…………………………………………………..стр.
2,2 Статистика……………………………………………………
2,3 Статистика и культура………………………………………стр.17
Глава III. Флорентийцы: образ гражданина…………………стр.18
3,1 Самосознание флорентийцев……………………………….стр.
3,2 «Всесторонний человек»…………………………………….стр.20
3,3 Индивидуальность……………………………………
3,4 Мода…………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………….
Введение
Флоренция, ты ирис нежный;
По ком томился я один
Любовью длинной, безнадежной,
Весь день в пыли твоих Кашин?
О, сладко вспомнить безнадежность:
Мечтать и жить в твоей глуши;
Уйти в твой древний зной и в нежность
Своей стареющей души…
Но суждено нам разлучиться,
И через дальние края
Твой дымный ирис будет сниться,
Как юность ранняя моя.
Александр Блок, «Флоренция»
Флоренция – настоящий феномен европейской культуры. Флоренцию называют «колыбелью Возрождения», «зеркалом Италии», «культурной столицей Европы». 87 музеев города разрываются от шедевров.
Каковы должны
быть масштабы культурного наследия
города, если Давид Микеланджело в
течение столетий стоял на площади,
а портреты беглых преступников рисовал
Боттичелли! Ни в одном другом городе
не творили столько гениев: Микеланджело,
Донателло, Бокаччо, Данте, Боттичелли,
Джотто, Петрарка, Рафаэль, Брунеллески,
Леонардо, Маккиавели, Челлини, Мирандолла!
Во Флоренции родились опера, банковское
дело и современная европейская политика.
Описать Флоренцию невозможно. В ней высокий
гуманизм Возрождения соседствует со
злодеяниями Медичи, белый мрамор соборов
– с коричнево-болотными зданиями окраин,
божественное творчество. Свет и тень
бликами играют на каждом здании. Флоренцию
боготворили и проклинали, но неизбежно
– преклонялись перед нею.
«Золотой мост». Когда-то на нем торговали
мясники и кузнецы, но герцог Фердинанд,
раздраженный запахом и шумом, прогнал
их и пригласил ювелиров. За пятьсот лет
мост превратился в общепризнанный центр
мирового ювелирного искусства.
…Стучат молоточки ювелиров, в чьих руках
распускаются золотые украшения. Над мутными
зелеными водами реки Арно высится обсерватория
Галилея. Блики реки словно растворяются
в воздухе, и над морем черепичных крыш
вырисовывается огромный купол Собора
Санта Мария дель Фьоре – символ города.
Флоренция просыпается.
Название Собора переводится как «Мария
с цветком». Этот храм особенно дорог горожанам,
ведь Флоренция значит «цветущая». Так
ее назвали основатели – Юлий Цезарь и
римские легионеры. Сегодня трудно поверить,
что сокровищница мировой культуры –
это бывший римский военный лагерь, квадрат
из крепостей из улиц. Город ожидали еще
почти пятнадцать веков мелких войн, распрей
и безвестности, прежде чем на историческую
арену вышли Медичи, влиятельные банкиры
и торговцы. Они дали новый подъем коммерции
и искусству. В XV веке во всей Европе не
было города, равному Флоренции по могуществу
и красоте. В то время как в Лондоне проживало
около 40 тысяч человек, население Флоренции
насчитывало почти 130 тысяч. В XIII веке здесь
стали чеканить золотой флорин, ставший
самой сильной валютой той эпохи. На тот
же период пришлось творчество Данте,
который в своей «Божественной комедии»
возвел флорентийское наречие в ранг официального
итальянского языка. При Лоренцо Великолепном,
в XV веке, Флоренция превратилась в «новые
Афины» – став главным центром европейского
гуманизма и итальянского Возрождения.
Тогда же и был построен Кафедральный
Собор. Задумывавшийся как символ могущества
Флоренции, он в течение долгих веков был
самым большим в мире.
Сегодня Санта-Мария-дель-Фьоре – четвертый
по величине в Европе храм. Огромный собор
теснится на маленькой для него Соборной
площади. Он затерян среди флорентийских
домов, и лишь его гигантский купол – гениальное
творение Доннатело – виден из любой точки
города. Микеланджело восхищенно признал,
что этот купол равен по красоте куполу
неба. Сказочная, солнечная роскошь Собора,
вырезанного из бело-зелено-розового мрамора,
ослепляет. Но когда поворачиваешь голову,
то перед тобой – изящная, словно ювелирное
украшение, 85-метровая Колокольня Джотто,
а с другой стороны – Баптистерий, или
«Прекрасный» Сан-Джованни, посвященный
покровителю города. Этот архитектурный
ансамбль – визитная карточка Флоренции,
с первой минуты захватывающей тебя в
плен своей красоты.
Флоренция – это, пожалуй, самый итальянский
город, с его узкими улочками и площадями,
ремесленными лавочками.
Цветущая Флоренция более всего созвучна
именно эпохе Ренессанса с ее идеями гармонии
и красоты мира и верой в безграничную
творческую силу человека. Именно здесь,
на благословенной земле Тоскании, пройдя
путь античности и смирение христианства,
человек впервые почувствовал себя равным
Богу… и создал Флоренцию.
Проходя через призму времени, раскрывается сущность не только человеческая, но и подлинный характер и темперамент городов, стран, и нашего мира в целом… Флоренция не только сохранила все свое великолепие и бесконечное очарование, но и оставила грандиозное наследие в искусстве и культуре человечества. Флоренция вдохновила меня на изучение итальянского языка, свою дальнейшую жизнь я планирую связать с Италией, хочу понять их культуру, их нацию, а для этого изначально, я считаю, надо узнать историю этой прекрасной страны.
Глава I – Феномен ренессансной Флоренции
1,1 Характеристики
Флоре́нция (итал. Firenze, лат. Florentia) — город в итальянском регионе Тоскана, на реке Арно. Население — 366 000 человек (2008). Город-музей, один из самых знаменитых и древних культурных центров в Европе, часто называемый родиной итальянского Ренессанса или «Афинами Италии».
История
В 59 году до н. э. на месте нынешней Флоренции было основано поселение римских ветеранов, получившее название Флорентия («цветущая»). В дальнейшем оно превратилось в город, который в IV веке н. э. стал резиденцией епископа. Затем Флоренция попадала под власть Византии, остготов, лангобардов и франков. В результате этих превратностей население существенно сократилось.
Возрождение города началось в X веке, а с 1115 года Флоренция превратилась в независимую коммуну. XI—XII века отмечены строительством Баптистерия и церкви Сан-Миниато.
В XIII веке под руководством Арнольфо ди Камбио были возведены Санта Мария дель Фьоре (флорентийский Дуомо) и Палаццо Веккьо. В XIII веке коммуна оказалась вовлечённой в борьбу между гвельфами и гибеллинами. Конфликт не помешал процветанию города. В 1252 году Флоренция ввела собственную золотую монету, флорин стал одной из самых устойчивых монет в Европе. Экономика города основывалась на производстве шерсти. В 1340-х годах население города составляло порядка 80 000 человек, но затем эпидемия «Чёрной смерти» резко его сократила.
Данте Алигьери, уроженец Флоренции, в своей «Божественной комедии», написанной в начала XIV века, придал разговорному языку такое достоинство и колорит, что это впоследствии позволило ему стать (наряду с образцами Петрарки и Боккаччо) основой итальянского языка. Сначала литературного, а потом разговорного: таким образом, именно тосканский диалект лежит в основе современного итальянского языка.
XIV век прошёл под эгидой готического стиля в архитектуре и «Декамерона» Джованни Боккаччо — в литературе. Страшная чума 1348 года (отображённая в этом сборнике ста новелл) унесла тысячи жизней, обернувшись огромной трагедией.
К XIV веку именно во Флоренции окончательно оформился новый период в развитии европейского искусства, получивший впоследствии название: Эпоха Возрождения. Первоначально явление, близкое к куртуазному (придворному), тешившее самолюбие знати уподоблением «цезарям Древнего Рима», оно вскоре вышло далеко за эти рамки, приобрело общекультурное и философское значение, достигнув наивысшего расцвета в краткий республиканский период жизни Флоренции.
В 1434 году к власти приходит династия Медичи, однако их главенство было недолгим, уже в конце века народ изгоняет их и провозглашает Флорентийскую республику. В республиканский период вписали свои имена в историю Флоренции такие великие личности, как Леонардо, Савонарола, Макиавелли, Микеланджело. Козимо I Медичи вернул себе господство во Флоренции уже в XVI веке, существенно укрепив вновь созданное им великое герцогство Тоскана.
Национальная освободительная борьба Рисорджименто на целых шесть лет сделала Флоренцию столицей Итальянского королевства (1865—1871 гг.) — вслед за Турином и до окончательного присоединения к единой Италии Папской Области и Рима. Этот период и статус оставили большой и неоднозначный след в облике города: была снесёна часть исторического центра («чрева» города) с еврейским гетто, рынком и множеством высоких жилых башен. На этом месте (нынешняя Пьяцца делла Репубблика) — был задуман помпезный и чуждый флорентийской архитектуре квартал пьемонтско-туринского стиля. Осуществить этот проект успели лишь уже после утери городом столичных функций: к 1887 году и позднее. (На нынешней площади о бывшем еврейском квартале напоминают лишь такие названия как кафе «Пашковски» и кинотеатр «Гамбринус»). Помимо того, рядом с Палаццо Питти (ставшим на эти годы королевской резиденцией), за садами Боболи, началось строительство королевских конюшен и манежа — в этом значительно реконструированном комплексе зданий теперь размещается флорентийский Институт Искусств: учебно-инженерное заведение разнообразнейших ремёсел и один из главных в Италии официальных изготовителей точных гипсовых копий-отливок шедевров итальянской скульптуры).
Значительный ущерб был
Большое культурное бедствие постигло Флоренцию 4 ноября 1966 года, когда на город хлынула огромная масса воды объёмом около 250 000 000 м³ из реки Арно. Опустошительное наводнение, затопившее центр города на 2-3 метра, привело к гибели 34 человек (5 000 семей лишились крова), а также по самым скромным подсчётам были повреждены более 3 000 000 книг и рукописей и 14 000 иных произведений искусства, навсегда утрачены бесценные фрески на первых этажах затопленных зданий. Спасение сокровищ Флоренции (поиск и очистка от тонн грязи, просушивание, консервация) стало в последующие дни подвигом многочисленных добровольцев из Италии и остального мира.
Культура
В XIV веке, в годы расцвета гражданской жизни флорентийской коммуны, гуманисты и общественные деятели видели в республиканском Риме прежде всего образец общественного устройства, а также неисчерпаемый источник воспитания идеальных граждан.
В значительной степени именно контрастом между идеализированным образом античного Рима и тем унизительным положением, в котором он оказался к началу раннего Ренессанса, была порождена концепция: Флоренция — второй Рим. Одним из первых её сформулировал Джованни Виллани в своей «Истории города Флоренции».
Если в XIV веке преобладало чувство благоговейной зависти, то с первых лет кватроченто растёт ощущение соперничества и даже превосходства «…Цветок Тосканы, зеркало Италии, соперница славного города Рима, от которого она произошла и древнему величию которого подражает, борясь за спасение Италии и её свободу», — писал Колюччо Салютати.
На одном из домов (рядом с дворцом Питти) в самом центре Флоренции висит табличка, которая дословно гласит следующее: «В этом доме в 1868—1869 Фёдор Михайлович Достоевский закончил роман „Идиот“». А в конце извилистой улочки за Форте Бельведере можно отыскать бывшую виллу Петра Ильича Чайковского, также отмеченную мемориальной доской с поэтичным повествованием о композиторе в период написания «Пиковой дамы» (1890) и других произведений.
Помимо многочисленных деятелей искусства из России, Флоренция хранит также благодарную память о российских меценатах из рода Демидовых: одна из бывших вилл Медичи и поныне известна как Вилла Демидофф (итал. Villa Demidoff), таким же именем часто называют и вторую виллу тоже в окрестностях Флоренции — Виллу Сан Донато. Первая из них связана с именем более позднего Демидова: Павла Павловича, князя Сан-Донато, здесь же он и скончался. А вторая — с именем его деда, Николая Никитича Демидова, который и соединил судьбы династии с Флоренцией, будучи в ней послом Российского двора. В память о благотворительной деятельности, которой занимался «Никколò Демидофф», флорентийцы назвали его именем площадь на берегу Арно на пути от Понте-алле-Грацие к Пьяццале Микеланджело, а его потомки заказали для неё (скульптору Лоренцо Бартолини) многофигурный памятник, который и сейчас находится там под необычной стеклянной крышей.
Возрождение - в широком проникновении Ренессанса во все сферы культуры: от науки и философии до архитектуры и музыки. Равномерности развития не знает и XVI в., но зато уже нет такой области культуры Италии, которая не была бы затронута воздействием Ренессанса. Ренессансная культура, ее гуманистическое мировоззрение и художественные идеалы широко воздействовали на жизнь итальянского общества. Хотя нельзя отождествлять представления творцов новой культуры и тех, кто ее воспринимал в меру своей образованности. Светские начала активно утверждались в идеологии и менталитете, в образе жизни и повседневном быте разных социальных слоев. Этому способствовала сама разносторонность культуры Возрождения, многообразие сфер ее проявления и воздействия - от философии до литературы и искусства. Ренессанс, таким образом, дал импульс усилению процессов секуляризaции общественной жизни Италии, повышению роли индивидуального и национального самосознания, выработке новых массовых художественных вкусов.