Феномен ренессансной Флоренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 00:36, курсовая работа

Описание

Каковы должны быть масштабы культурного наследия города, если Давид Микеланджело в течение столетий стоял на площади, а портреты беглых преступников рисовал Боттичелли! Ни в одном другом городе не творили столько гениев: Микеланджело, Донателло, Бокаччо, Данте, Боттичелли, Джотто, Петрарка, Рафаэль, Брунеллески, Леонардо, Маккиавели, Челлини, Мирандолла! Во Флоренции родились опера, банковское дело и современная европейская политика. Описать Флоренцию невозможно. В ней высокий гуманизм Возрождения соседствует со злодеяниями Медичи, белый мрамор соборов – с коричнево-болотными зданиями окраин, божественное творчество. Свет и тень бликами играют на каждом здании. Флоренцию боготворили и проклинали, но неизбежно – преклонялись перед нею.

Содержание

Глава I. Феномен ренессансной Флоренции………………...….стр.6
1,1 характеристики………………………………………………стр.6
1,2 Флоренция и Леонардо да Винчи ………………………….стр.10
1,3 Николо Макиавелли и его трактат «История Флоренции»……………………………………………………………..стр.11
Глава II.Флоренция - «Идеальный город»……………………стр.14
2,1 Идеал жизни…………………………………………………..стр.14
2,2 Статистика……………………………………………………стр.16
2,3 Статистика и культура………………………………………стр.17
Глава III. Флорентийцы: образ гражданина…………………стр.18
3,1 Самосознание флорентийцев……………………………….стр.18
3,2 «Всесторонний человек»…………………………………….стр.20
3,3 Индивидуальность……………………………………………стр.21

3,4 Мода…………………………………………………………….стр.22

Заключение………………………………………………………...стр.24

Приложение………………………………………………………...стр.25

Список литературы……………………………………………….стр.26

Работа состоит из  1 файл

Алёнкина курсовая!!!!!.doc

— 874.00 Кб (Скачать документ)

Высокое Возрождение 

Первые три десятилетия  культурного развития Италии в XVI в. на редкость богаты яркими талантами. Это время теснейшего взаимодействия различных сфер художественного и интеллектуального творчества на основе упрочившейся общности новых мировоззренческих позиций, а разных видов искусства - на основе новой, ставшей единой для всего их ансамбля стилистики. Культура Возрождения обрела в эту пору небывалую мощь и широкое признание в итальянском обществе, активно воздействуя на весь ход процессов культурного развития страны. В немалой степени этому способствовали успехи гуманизма, достигнутые к концу XV в. Гуманистический идеал свободной и гармонической личности, обладающей безграничными возможностями познания мира и созидательной деятельности, в пору Высокого Возрождения был с особой наглядностью воплощен в изобразительном искусстве и литературе, нашел новое осмысление в философской и политической мысли. Тогда же обрела зрелые формы и ренессансная эстетика, которая складывалась преимущественно на неоплатонической основе, но испытала также влияние поэтики Аристотеля. Эстетика обогащалась новыми идеями, рождавшимися в творчестве великих мастеров -Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, в сочинениях Бембо, Кастильоне, других писателей, в многочисленных философских трактатах о любви. Идеалы красоты и гармонии всесторонне осмыслялись и даже становились своеобразной нормой, воздействовавшей на самые разные виды творческой деятельности: внутренняя гармония и совершенство формы произведений стали характерной приметой эпохи. Близость эстетических подходов и художественного стиля, достигшего классических черт и выразительности, создавала определенное единство искусства и литературы, игравших ведущую роль в культуре Высокого Возрождения.

1,2 Флоренция и Леонардо да Винчи

Многогранное творчество Леонардо, происходившего из небольшого тосканского городка Винчи (1452-1519), - одна из вершин культуры Высокого Возрождения. Разносторонний гений блестящий художник, выдающийся инженер, опередивший свое время, конструктор всевозможных машин и знаток анатомии, физики, механики, скульптор и архитектор, глубокий мыслитель и литератор - Леонардо стал воплощением гуманистического идеала всесторонне развитий личности, подлинным homo umversa1e. Его пытливый ум стремился во всем к новаторству, пересмотру естественных наук, к их союзу с искусством. Творчество Леонардо связано с республиканской Флоренцией и Миланским герцогством, папским двором в Риме и годами пребывания у французского короля Франциска I.. Многие его грандиозные проекты и смелые начинания так и не нашли завершения и в силу высочайшей требовательности к собственному творчеству, и в силу неблагоприятных обстоятельств. Неоконченной осталась его картина «Поклонение волхвов» погибла в начале Итальянских войн конная статуя правителя Милaнa Лодовико Сфорца, созданная Леонардо в глине и предназначенная для отливки в бронзе. Не были завершены и систематизированы Леонардо его многочисленные научные труды, охватывавшие широчайший круг вопросов из самых разных областей знания и художественной практики. От них остались лишь разрозненные заметки, фиксирующие главные идеи, результаты наблюдений, отдельные мысли, а также поразительные рисунки, отразившие глубину и оригинальность размышлений и гениальных догадок ученого. Сохранившееся наследие Леонардо, прежде всего выдающиеся работы, положившие начало искусству Высокого Возрождения, такие как оба варианта «Мадонны В скалах», портрет Моны Лизы( «Джоконда» ), картон для росписи «Битва при Ангьяри», «Св. Анна с Марией и младенцем Христом» И другие, а также макеты различных механизмов сочинения обессмертили имя гения итальянского Возрождения

В молодые годы Леонардо не получил  гуманистического завоевания (он учился живописи во Флоренции в мастерской Верроккьо) и всегда подчеркивал свою отчужденность от почитателей книжного знания. Его привлекала среда художников, скульпторов ученых, занятых естественными науками. Известно, в частности, его тесное сотрудничество с выдающимся математиком Лукой Пачоли. Не будучи философом в привычном для того времени понимании, Леонардо обращался к осмыслению многих теоретических вопросов, проявляя особый интерес к проблемам познания этой связи он уделял большое внимание роли опыта как главного на его взгляд, источника представлений о мире и человеке. «Мудрость есть дочь опыта», - повторял он, подчеркивая, что познание, не прошедшее через опыт, через ощущения, с которых он начинается, не порождает истины о действительных порядках природы.

Взгляды Леонардо как  мыслителя и художника были близки позиции Альберти, труды которого он хорошо знал, - его учению о человеке и особенно достаточно реалистическим эстетическим принципам. Как и Альберти, он верил в силу разума и знания созидательную мощь человека. По Леонардо, человек -творец не только сравниться с природой, но и превзойти ее: «Там, где природа кончает производить свои виды, там человек начинает  из природных вещей создавать с помощью этой же самой природы бесчисленные виды новых вещей». Особенно велики творческие возможности живописца, силой воображения, но также на основе научного знания создающего на полотне новые облики и формы. Ставя рядом науку и искусство, особенно живопись, Леонардо видел в художнике также и ученого. Таким был и он сам, осуществлявший в своем творчестве союз теории и практики. Глаз живописца он считал тонким инструментом научного познания и создал в своих записях своеобразную апологию возможностям глаза.

Современники считали Леонардо человеком слишком смелым и оригинальным в своих суждениях, кем -то вроде еретика, который отрицает всякие авторитеты, в том числе и церковные, и доверяет лишь мысли, истинность которой удостоверена человеческой практикой. В культуру своего времени он внес вклад, редкий не только по многосторонности, но и уникальный по уровню и масштабам достижений. Его творчество стало убедительным свидетельством сближения разных сфер культуры в пору Высокого Возрождения. Не случайно он новаторски рассматривал различные «механические искусства», К которым причислял и живопись, как деятельность, стоявшую вровень с почитавшимися издавна «свободными искусствами».

1,3 Николо Макиавелли и его трактат «История Флоренции»

Реалистический подход к познанию прошлой и современной политической жизни, принцип единения теории и  практики отстаивал младший современник Леонардо да Винчи, выдающийся историк и реформатор науки о государстве Никколо Макиавелли (1469-1527). Уроженец Флоренции, широко образованный в классической литературе и вопросах права, он более десяти лет служил в канцелярии республики в период реставрации ее демократических порядков. После восстановления власти Медичи в 1512 г. Макиавелли оказался в изгнании. Годы ссылки (1513-1520), которую он отбывал в своем небольшом имении под Флоренцией, стали временем его наиболее интенсивной творческой активности, порой создания самых значительных трудов: «Рассуждений о первой декаде Тита Ливия», «Государя», трактата «О военном искусстве», комедии «Мандрагора» .

Новаторская политическая концепция  Макиавелли опиралась на глубокое осмысление исторических судеб древних государств, их взлетов и падений, но не в меньшей мере и на вдумчивый анализ опыта современности, особенно тяжелейших испытаний, выпавших на долю Италии в связи с иноземным нашествием. Заслугой его стали трезвые оценки особенностей политического развития разных народов, умение выявлять причинно-следственные связи важнейших событий прошлого и настоящего, стремление определить закономерности эволюции государственных форм - все это вне теологического контекста, характерного для средневековой политической мысли. В результате его труды определили ведущую роль Макиавелли в ренессансной науке о государстве. Как политический мыслитель, он произвел переворот в устоявшейся традиции, учение о государстве последовательно светским, освободив его от официальной церковной морали. Он сближал политику с наукой и искусством на основе изучения самой действительности и от ее идеализации. Макиавелли строил теорию, обобщающую не воображаемый, а реальный конкретный государственный опыт. Успех любого правителя зависит, по его мнению, от того, насколько тщательно и непредвзято изучена им конкретная ситуация, насколько адекватна ей выработанная на этой основе тактика достижения определенных целей, которая должна быть не только выстроена и продумана подобно произведению искусства, но и артистично проведена в жизнь.

Макиавелли видел силу государя в знании и способности и осмыслить  не только современный ход событий, но также и опыт cxoдных ситуаций в  истории, он считал неотъемлемыми качеством  правителя трезвость мысли, рационализм, умение принимать во внимание противоречивые интересы различных общественных кругов, наконец, понимание и использование в интересах государства особенностей человеческой психики. Его образцовый «новый государь», стремящийся к созданию сильного принципата, должен был обладать несгибаемой волей, направленной на осуществление задачи, имеющей исключительный смысл, и традиционные морали, как считал Макиавелли, не должны были служить препятствием для достижения столь великой цели. «Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия доброты и благочестия» («Государь», гл. XVIII). При этом по мнению Макиавелли, важно казаться добродетельным, дабы не утратить расположения и доверия подданных. Макиавелли склонен видеть в лицемерии принцип политики, оправдывая его государственным интересом. Что же касается оценки различных форм правления - монархии, олигархии и республики, то симпатии Макиавелли на стороне последней, хотя он четко отмечает достоинства и недостатки каждой из них. Единовластие необходимо, по его мнению, на начальном этапе формирования централизованного, способного отстоять свою независимость государства. Обретя и устойчивость, оно может перейти к «народному правлению» Жесткие методы правления, готовность ради успеха в политике нарушить нормы морали - все это в отрыве от патриотической цели, которой руководствовался Макиавелли, было абсолютизировано в последующей политической мысли и получило название «макиавеллизм».

Республиканские убеждения Макиавелли ярко раскрылись в его последнем  крупном произведении- «История Флоренции»,которое  принесло ему славу выдающегося  историка. Перед нами произведение, написанное около четырехсот пятидесяти лет назад, эта “История” и сегодня полна глубокого смысла, она доносит до нас напряженный драматизм эпохи Возрождения — времени великих взлетов и великих падений, ее страницы заполнены реальными действующими лицами. Человек, гражданин, народ, страна — вот главные темы его “Истории”. Острые социальные схватки — закономерность, движущая весь исторический процесс, — такова концепция Макьявелли-историка. Это первая в истории европейской мысли книга, сочетающая в себе глубокий анализ человеческой жизни, тонкий психологизм и широкое мировоззрение. Это — первое исследование, посвященное истории Италии, — а именно таков его размах, — в нем прошлое изучается на фоне современности для использования опыта побед и поражений в Италии будущего. Вполне естественно поэтому, что историческое сочинение мыслителя первой величины и первоклассного литературного мастера этой богатой талантами эпохи привлечет к себе внимание широкого круга советских читателей.

 

В культуру Высокого Возрождения Макиавелли вошел не только как блестящий историк и политический мыслитель, но и еще одной гранью своего дарования - как талантливый писатель. Он был драматургом, автором ярких комедий «Мандрагора» и «Клиция», писал стихи и прозу, был мастером эпистолярного жанра. Все свои сочинения Макиавелли создавал на итальянском языке, достоинства которого высоко ценил и славил в своем полемическом «Диалоге о нашем языке». Одна из крупнейших фигур в культуре Возрождения, Макиавелли искал сближения ее разных сфер друг с другом и всем своим творчеством показал плодотворность их единения.

* * *

В пору Высокого Возрождения  новые подходы к изучению истории  выявились особенно полно в творчестве выдающихся политических мыслителей и  историков - Макиавелли и Гвиччардини. Младший современник Макиавелли, флорентиец Франческо Гвиччардини (1483-1540) еще в юности обратился к изучению прошлого родного города. В «Истории Флоренции» он изложил события с восстания чомпи 1378 г. и до 1509 г., когда писалось это сочинение. Гвиччардини подверг тщательному анализу эволюцию политической системы - от пополанской демократии к тирании Медичи - придя к выводу, что оптимальной формой правления для Флоренции была бы олигархия, «правление лучших».

 

 

Глава II - Флоренция- «Идеальный город»

 

2,1 Идеал жизни

Идеал жизни, соответствующей  искусству, был реализован прежде всего  во Флоренции XV в. - «идеальном» городе смоделированном воображением и  руками великих творцов. «И город  родился прежде всего благодаря  открытию перспективы, очерченной Брунеллески и Леонардо да Винчи, а также осуществленного единства пространственно- пластического и общественно-политического видения мира. Впервые в ансамблях в таких масштабах появилось человеческое пространство материальное и духовное, смело противопоставленное природному пространству. В своей «Похвале флорентийцам» (1518) теоретик  протестантизма эстетической культуры Флоренции, который «дал первый импульс той необратимой перемене, которая коснулась всех культурных, общественных, воспитательных, политических и религиозных учреждений христианского мира, знаменуя новую блестящую эру в истории человечества». Идеальной моделью творческого человека был художник - жрец искусства, одаренный продуктивным воображением, благодаря которому он преобразует и мир, и самого себя. Имена таких художников, как Брунеллески, Донателло, Мазаччо, Альберти и др., символизируют величие флорентийского искусства.

Исследователь и почитатель Ренессанса Я. Буркхард один из разделов своей книги, посвященной анализу культуры и искусства итальянского Возрождения, назвал «Государство как произведение искусства». В ту эпоху концепция искусства, которое организует мир, охватывала как предметный мир города, так и общественную жизнь с ее играми, зрелищами и театром. Излюбленными развлечениями флорентийцев были карнавальные фестивали с участием масок, балы, турниры и уличные театральные спектакли. Произведения живописи передают сцены церемоний и зрелищ, объединяющих в общем переживании актеров и зрителей-участников.

С конца ХII в. власть во Флоренции захватили горожане, а феодалы были лишены права участвовать в управлении. В городе было много суконных мастерских и купеческих контор. У флорентийских богачей брали в долг большие суммы денег не только купцы и феодалы, но даже папы и короли. Богатые люди покровительствовали художникам и поэтам, давали им заказы и щедро платили за произведения искусства. Таким был и сам правитель Флоренции, Лоренцо Медичи, веривший, как и многие другие правители, в идеал «универсального человека», обладающего многими разнообразными талантами. Медичи был военачальником, политиком, поэтом и меценатом. Во многом благодаря именно Медичи Флоренция стала культурным центром всей Италии. Прославленные художники, скульпторы, архитекторы творили сами и обучали своему искусству талантливых юношей.

 

Флоренция начиная с XIV века. Политическое самосознание и развитие всех форм общественной жизни нигде не находятся в такой тесной связи и не достигают такой высокой степени совершенства, как во Флоренции. В этом отношении она бесспорно занимает первое место в мире и сохранит навеки неувядающую память. Здесь весь народ создает то, что в других государствах составляет заслугу одной правящей власти. Изумительный флорентийский гений, в одно и то же время и строго мыслящий и высоко творческий, беспрестанно влияет на преобразования в политическом и социальном строе и обо всем судит и все описывает. Таким образом, Флоренция становится родиной политических доктрин и теорий, экспериментов и скачков, но вместе с тем она, наряду с Венецией, - родина статистики и историко-литературного описания событий в духе Нового времени. Виды Древнего Рима и знакомство с его историческими авторами давали толчок к этому. Джованни Виллани признается, что юбилей 1300 года в Риме, на котором он присутствовал, побудил его к написанию истории родного города и, вернувшись во Флоренцию, он тотчас приступил к работе. В числе 200 000 паломников, посетивших тогда Рим, без сомнения, и кроме него были люди, имевшие способности и желание написать историю своего отечества, но никто из них этого не сделал, потому что не всякий мог сказать себе: «Рим склоняется к падению, мое же отечество стремится возвыситься и готовится к высоким делам, поэтому я хочу изобразить все его прошедшее и затем продолжать до настоящего времени или до тех. событий, какие мне еще придется пережить». Но кроме свидетельства о событиях того времени, историки Флоренции в своих творениях увековечили также ее выдающееся значение и первенство над всеми другими городами Италии в эпоху Возрождения.

Информация о работе Феномен ренессансной Флоренции