Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 09:32, реферат
Вопросы общественной жизни, затянутые тугими узлами в XVI в., перешли в XVШ в. Опричнина породила не только Смуту его начала, как это принято считать, но и последующие социальные движения его середины и второй половины. Пожалуй, в русской истории до XVII в. не было такого времени, насыщенного столь острыми и драматическими общественными противоречиями.
Вступление…………………………………………………….стр.3
Основная часть………………………………………………...стр.4
- Причины появления самозванчества………………………….стр.4-7
- Историография………………………………………………….стр.8
- Исторические портреты:
Лжедмитрий I……………………………………………………..стр.10-22
Лжепетр……………………………………………………………стр.23-27
Лжедмитрий II или Тушинский вор……………………………..стр.28-32
Емельян Пугачев………………………………………………….стр.33-36
3. Заключение…………………………………………………….стр.37
4. Приложение…………………………………………………….стр.38-39
5. Список литературы…………………………………………….стр.40
Екатерина II и ее окружение постарались уничтожить саму память о самозванце. Его семье запрещено было носить фамилию Пугачева, дом в Зимовейской станице был сожжен, пепел развеян, место огорожено, сама станица перенесена на другой берег Дона и переименована в Потемкинскую. Даже река Яик переименована в реку Урал, Яицкий городок — в Уральск, а Яицкое Казачье войско — в Уральское.
«Емельян Иванович Пугачев родился в 1742 г. в „доме деда своего" в станице Зимовейской на Дону, в той самой, где за сто лет до него родился Степан Тимофеевич Разин. Отец и дед Пугачева быд^ рядовыми („простыми"), бедными казаками. С детства Пугачев оборонил за отцом землю", в 17 лет он начал казацкую службу, а через год женился на казачке Софье Дмитриевне Недюжевой. Через неделю она провожала мужа в поход. Пугачев участвовал в войне с Пруссией, где проявил „отменную проворность". За эту проворность полковник Денисов взял Пугачева к себе в ординарцы. Но однажды ночью во время стычки с неприятелем в суматохе ночного боя Пугачев упустил одну из лошадей Денисова. Не спасла и „отличная проворность" — по приказу полковника Пугачев был бит „нещадно плетью". Надо полагать, что эта первая обида не могла пройти бесследно для Пугачева. Три года Пугачев находился в действующей армии. Он побывал в Торуне, Познани, Шермицах, участвовал во многих сражениях, но пуля и сабля щадили его, и, по словам самого Пугачева, он был „ничем не ранен".
В 1762 г. Пугачев вернулся в Зимовейскую станицу, где и прожил около полутора лет.
В 1764 г. в составе казачьей
команды Пугачев некоторое
В 1768 г. началась война с Турцией. И вот Пугачев снова в походе. В команде полковника Е. Кутейникова он получает за храбрость младший казацкий офицерский чин хорунжего. Пугачев принимает участие в ряде сражений с турками, в том числе и в бою под Вендорами под началом П. И. Панина, того самого Панина, который станет грозным усмирителем повстанцев во главе с Пугачевым, не так давно безвестным хорунжим! Правда, уже в те времена Пугачеву „отличным быть всегда хотелось". Однажды, показывая товарищам свою действительно хорошую саблю, он заявил, что она подарена ему крестным отцом. Петром Великим! Не тогда ли у него родилась та неясная мысль „отличиться", которая со временем сделает ''крестника Петра Великого" ''императором Петром Федоровичем''?
На зимних квартирах в Голой Каменке у Елизаветграда (ныне Кировоград) Пугачев тяжело заболел — гнили у него грудь и ноги — и вскоре вернулся домой, где ждала его семья: жена, сын Тимофей и дочери Аграфена и Христина. Он приехал в Черкасск и пытался лечиться „на своем коште". Из Черкасска он направился к сестре Федосье. Она с мужем, казаком С. Н. Павловым, жила в Таганроге, куда Павлов с другими казаками был направлен на постоянное жительство. Служба в Таганроге была тяжелой, и многие казаки числились в бегах. И вот два казака задумались. Жить тяжко, что делать? Надо уйти, убежать. Но куда? На Русь? — поймают. В Запорожскую Сечь? — без жены соскучишься, а с женой и там схватят. В Прусь? — не попадешь. Казалось, что единственно, куда можно бежать, — это казачье войско на Тереке. Они знали, что даже за перевоз на левый берег Дона грозила смерть. Пугачев перевез Павлова, но, не найдя дороги, Павлов с товарищами вернулся, был арестован и указал на Пугачева, перевезшего его на „ногайскую сторону". Зная, что ему грозит, Пугачев бежал в степь. Затем он поехал в Черкасск, чтобы снять с себя обвинение в бегстве, но был арестован, бежал, скрывался в камышах, потом вернулся домой, справедливо рассудив, что здесь искать его не будут. Во всех этих поступках сказывается натура Пугачева, свободолюбивая, упорная, настойчивая, храбрая, осторожная».
Заключение.
Таким образом, закат эпохи самозванчества напрямую связан с угасанием средневекового мировоззрения в целом, с утверждением новых взглядов на мир и человеческую личность. Развитие капитализма в России и отмена крепостного права окончательно вытеснили самозванцев с исторической арены, которую заняли новые герои и «властители народных дум».
В работе были приведены исторические портреты наиболее известных самозванцев. По мнению историков, российские самозванцы не были сознательными обманщиками. Скорее всего, что они сами верили в свое царское происхождение.
Стремление покончить со злом царящим в обществе, прямо вело к самозванчеству. Именно переживание «конца света», помноженное на самосокрализацию, и может объяснить огромное количество самозванцев,
В конце концов можно прийти к выводу, что история самозванчества и крестьянских войн в России связаны между собой. И дело здесь не только в том, что во главе стояли самозваные цари или их помощники. Стоит учесть, что они воспринимались как «искупители» и «избавители». Участие в боевых действиях под руководством «царя-избавителя» или «мессии» могло оцениваться людьми как соучастие в осуществлении Страшного суда, как один из путей спасения души.
Приложение
Список литературы
1. Карамзин Н.М., История государствам Российского, М.: Эксмо, 2002.
2. Лотман Ю.М., Успенский Б.А., Миф – имя – культура, М.: 1973.
3. Мавродин В.В., Рождение новой России. Л: 1988.
4. Р.Г. Скрынников, Самозванцы в России в начале XVII в. Иван Болотников, Ленинград, 1998.
5. Р.Г. Скрынников. Самозванцы в России в начале XVII в., Новосибирск, 1990.
6. Олег Усенко, «Родина» журнал №2, М.: февраль 1995.
7. Успенский Б.А., Царь
и самозванец//Художественный
8. Парадоксы Смутного времени//Дорогами тысячелетий: сборник очерков. Книга 1, М., 1987
Информация о работе Феномен самозванства в Российской истории в XII – XVIII веках.