Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 22:04, курсовая работа
Цель моей работы заключается в рассмотрении городского управления, начиная с правления Петра I (городская реформа 1699 г.) и заканчивая периодом правления Екатерины II («Жалованная грамота городам» 1785 г).
Для раскрытия цели данной курсовой работы, были поставлены следующие задачи:
объяснить причины возникновения новых городских учреждений или восстановление «старых»;
осветить изменения компетенций, функций, организационного устройства и направления деятельности городских учреждений;
показать неизбежности замены одних городских учреждений другими, более соответствующими в данный период задачам господствующего класса.
Введение………………………………………………………..………..….3
1. Городское управление в эпоху Петра I………………………….….…5
1.1. Учреждение Бурмистерской палаты……………………...…….....6
1.2. Роль ратуши как органа городского управления………..………8
1.3. Магистратская реформа……………………………….…………...9
2. Городское управление в эпоху дворцовых переворотов…..……….20
3. Городское управление в дни Императрицы Екатерин II……………23
3.1. «Жалованная грамота городам»…………………………...….…24
3.2. Органы городского управления……………………….…………27
Заключение…………………………………………………………….......33
Список использованных источников……………………………...……..35
Список использованной литературы………………………...………..…36
1.1. Учреждение Бурмистерской палаты……………………...…….....6
1.2. Роль ратуши как органа городского управления………..………8
1.3. Магистратская реформа……………………………….…………...9
2. Городское управление в эпоху дворцовых переворотов…..……….20
3.1. «Жалованная грамота городам»…………………………...….…24
3.2. Органы городского управления……………………….…………27
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………...……..35
Список
использованной литературы………………………...………..…36
Моя курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения, а так же списка использованных источников и списка использованной литературы.
Такая
структура моей работы обусловлена
проведенным мною анализом исследованной
учебной литературы и научных
материалов.
Глава
1. Городское управление
в эпоху Петра I
В конце XVII в. – начале XVIII в. Петр I начал осуществлять реформу в области местного управления с целью усиления централизации государственного аппарата и укрепления абсолютной власти молодого монарха. Первым шагом в этом направлении было создание особого сословного управления – самоуправления горожан. «Самоуправление – право, предоставляемое государством своим составным частям, областям, общинам, сословиям и корпорациям управлять самостоятельно своими внутренними делами, административными и хозяйственными, под контролем агентов правительственной власти»2. Однако следует иметь в виду, что в условиях абсолютизма элементы самоуправления лишь дополняли аппарат правительственного управления, выполняя вспомогательные функции, делегированные им центральной властью. В отличие от европейской практики, где города самостоятельно вели хозяйство и рассматривались как совокупность общих интересов горожан, в России (за исключением Новгорода, Пскова и Вятки) городское управление было организовано, исходя не из интересов горожан, а из потребностей, в первую очередь, государства.
«Контрольная палата, ставшая канцелярией Боярской думы, и эта Дума, превратившаяся в тесную и очень мало боярскую распорядительную и исполнительную конзилию и даже «канцилию» министров по делам военного хозяйства, служили выразительными показателями направления, в каком пойдёт административная реформа: её двигателем, очевидно, станут регулярная армия и флот, а целью движения – военное казначейство»3. Первым шагом в этом направлении была попытка воспользоваться местным самоуправлением как фискальным средством.
Управление
городами в конце XVII в. основывалось
на принципах строгой централизации. Власть
в городе принадлежала воеводе, который
назначался Приказом, к ведомству которого
относился соответствующий город. Через
воеводу осуществляли свою власть многочисленные
московские Приказы, при этом воеводе
мог отдавать распоряжения только тот
Приказ, который его назначал. Другие приказы
могли воздействовать на воеводу только
через получения послушной грамоты в соответствующем
Приказе. Послушные грамоты выдавались,
как правило, для производства определённых
действий. Естественно, что такой порядок
не мог способствовать оперативности
и эффективности управления, он лишь вызывал
волокиту и требовал огромной переписки
по всякому делу. К тому же по свидетельству
Татищева воеводы спокойно «грабили»
городское население.
Вышеупомянутая система управления городом, как я уже говорила, не была удобной и эффективной, к тому же действовала расточительно на государственную казну.
Поэтому, чтобы «великой государя казне окладным доходам доимки, а пошлинным, питейным и иным сборам недоборов бы не было»4. Пётр I 30 января 1699 г. учреждает Бурмистерскую палату. Характерно, что именно экономический интерес, а не желание расширить права горожан, вынудили Петра I реформировать городское управление. Дело в том, что, когда Пётр I проводил эту реформу он преследовал две цели: 1) «Петру были нужны не самоуправляющиеся, автономные городские общины, а такие выборные учреждения, которые ведали бы не городом, а торгово-промышленным населением»5 2) общепринятая – сбор налогов. Есть ещё один факт, который также подтверждает экономический интерес реформы – то, что реформа 1699 г. не была распространена на территории Урала и Сибири: по мнению московских чиновников «людишки» в тех местах были «худые, скудные» и им «в сборе денежной казны верить нечему»6.
Во многих учебных изданиях пишут о том, что Пётр I создал самоуправление по типу Запада. На самом же деле, Пётр I брал формы у западных соседей, но и их он изменял, приспосабливая к своим целям и к быту русского города (И.И. Дитятин, С.М. Троицкий).
Итак, учредив Бурмистерскую палату, Пётр I предоставил населению право выбора из своей среды бурмистров (ежегодно), которые должны были заниматься не только казёнными сборами, но и выполнять городские повинности. Бурмистры подчинялись приказу Большой казны. По указу 1699 г. бурмистры выбирались из гостей, гостиной сотни, из всех сотен и слобод по одному человеку. «17 апреля 1699 г. Состоялся указ о выборе в сотнях и слободах Москвы бурмистров в числе 12 чел., из которых ежемесячно избирался президент палаты»7. В Бурмистерской палате находилось 12 подьячих и 100 солдат для сбора доходов. Сборами ведали городовые бурмистры, а собранные деньги подлежали присылке в Бурмистрскую палату.
Уже
в первой городской реформе Петра
I проявляются традиции Древней Руси:
неистребимое казнокрадство; неприученность
граждан к деятельности сообща и
т.п. Поэтому неудивительно, что эта
реформа прошла неудачно, но она
была необходима, чтобы разрушить
старую систему городского управления,
к тому же с созданием Бурмистерской палаты
начинается ряд преобразовательных мер
в результате которых человек начинает
воспитываться для общественной деятельности.
7 ноября 1699 г. Бурмистерская палата была переименована в ратушу, причём особым указом ратуше жаловалась печать, на которой были изображены «весы из облака в держащей руке, да зрительное око, а кругом подпись: правда на нюже око державствующего зрить».
Как высший центральный орган
по управлению торгово-
По
указу от 16 февраля 1700 г. в ратуше должны
были производиться допросы и розыски
воевод, обвиняемых во вмешательстве в
торговые и земские дела. Хотелось бы отметить,
что большую роль в руководстве ратуши
играли инспекторы, особенно такая личность
как Алексей Курбатов, изобретатель гербовой
бумаги и автор многих прибыльных казне
предложений и проектов. Он невзирая на
лица доносил Петру I о воровстве таких
крупных личностей, как Нарышкина, Ромодановский,
но при этом, выгораживая своего покровителя
князя Меншикова, наибольшего казнокрада.
Тогда же публикуется указ, обращающийся
ко всем подданным с призывом доносить
на замеченные кем-либо злоупотребления,
причём доносителям о воровстве земских
выборных обещается вознаграждение –
¼ имущества проворовавшегося излюбленного
человека и награда в виде вотчины. Холопам
за правильный донос даровалась свобода.
Но все-таки, именно при Алексее Курбатове
доходы ратуши возрастают до 1,5 миллиона
рублей. Правда, несмотря на эти успехи,
ратуша с трудом оплачивала военные расходы,
и губернская реформа положила конец руководящей
финансовой роли Курбатова и самой ратуши.
Точной даты ликвидации ратуши в ПСЗ (полный
свод законов) не имеется, но вероятно,
что она просуществовала до 1720 г., т.е. до
учреждения Главного магистрата.
После осуществления Губернской реформы 1708 г., ратуша становится городской управой и теряет свой прежний статус: единого сословного учреждения, которое объединяло городские торгово-промышленные сообщества (с земскими и выборными бурмистрами). Поэтому к 1718 г. сложилась такая обстановка, когда необходимо было срочно учредить новый сословно-объединяющий орган, с тем «чтоб собрать эту рассеянную храмину купечества»8, по выражению Петра I. Поиски решения проблем, связанных с городом, в первое десятилетие XVIII в. отмечены теми же характерными чертами, которые присущи всем петровским нововведения этого периода – коренная перестройка всех звеньев управления без специально разработанных планов и строгой последовательности. Естественно, что при подготовке новой городской реформы не был разработан план определённых действий. Вообще, реформировать городское управление и учредить магистраты посоветовал Петру I некий швед Г. Фик и на его предложение Пётр с лёгким сердцем положил в 1718 г. резолюцию: «Учинить сие на основании рижского и ревельского регламента по всем городам»9. Однако в течение полтора года в этом направлении не было сделано ни шагу вперёд. 13 февраля 1720 г. появляется должность обер-президента на которую был назначен князь Трубецкой. В начале 1720 г. князю Трубецкому поручается создать магистрат в Петербурге, а затем по этому же образцу в других городах Империи, но в 1720 г. этот проект не был осуществлён. 16 января 1721 г. даётся регламент будущему образцовому Главному магистрату в Петербурге (с непосредственным подчинением Сенату). По этому регламенту обер-президент Трубецкой и Главный магистрат должны были устроить, подчиняющиеся им, городовые магистраты и дать инструкции к правлению. Прошёл 1721 г., и опять ничего не было сделано, но в начале 1722 г. Пётр I пригрозил неповоротливому обер-президенту сослать его на каторгу, если он не завершит создание магистратов к лету этого года. Однако инструкция магистратам была составлена только через 2,5 года. В Петербурге магистраты появились лишь через 1,5 года после выхода указа об учреждениях. Что же говорить о других городах? Там они появились гораздо позже (4 года спустя), а во многих городах они не успели даже открыться.
Информация о работе Городское управление в дни Императрицы Екатерин II