Городское управление в дни Императрицы Екатерин II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание

Цель моей работы заключается в рассмотрении городского управления, начиная с правления Петра I (городская реформа 1699 г.) и заканчивая периодом правления Екатерины II («Жалованная грамота городам» 1785 г).
Для раскрытия цели данной курсовой работы, были поставлены следующие задачи:
объяснить причины возникновения новых городских учреждений или восстановление «старых»;
осветить изменения компетенций, функций, организационного устройства и направления деятельности городских учреждений;
показать неизбежности замены одних городских учреждений другими, более соответствующими в данный период задачам господствующего класса.

Содержание

Введение………………………………………………………..………..….3
1. Городское управление в эпоху Петра I………………………….….…5
1.1. Учреждение Бурмистерской палаты……………………...…….....6
1.2. Роль ратуши как органа городского управления………..………8
1.3. Магистратская реформа……………………………….…………...9
2. Городское управление в эпоху дворцовых переворотов…..……….20
3. Городское управление в дни Императрицы Екатерин II……………23
3.1. «Жалованная грамота городам»…………………………...….…24
3.2. Органы городского управления……………………….…………27
Заключение…………………………………………………………….......33
Список использованных источников……………………………...……..35
Список использованной литературы………………………...………..…36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Зуйковой Е.Е..docx

— 76.79 Кб (Скачать документ)

                                                     Оглавление   

Введение………………………………………………………..………..….3

1. Городское  управление в эпоху Петра I………………………….….…5

1.1. Учреждение Бурмистерской палаты……………………...…….....6

1.2. Роль  ратуши как органа городского управления………..………8

1.3. Магистратская реформа……………………………….…………...9

2. Городское  управление в эпоху дворцовых переворотов…..……….20

3. Городское  управление в дни Императрицы  Екатерин II……………23

3.1. «Жалованная грамота городам»…………………………...….…24

3.2. Органы городского управления……………………….…………27

Заключение…………………………………………………………….......33

Список  использованных источников……………………………...……..35

Список  использованной литературы………………………...………..…36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Одна  из причин роста внимания к истории  городского управления связана с  увеличением интереса к современному управлению городом. В связи с тем, что городское управление постоянно развивается и изменяется возникают новые сложные проблемы экономического, этического и психологического характера. Хорошо известно, что всякий раз, когда современность ставит перед обществом какие-либо новые проблемы, историческая наука также обращается к ним в поисках генезиса, развития, возможных решений. Так и в данном случае проблемы современного городского управления стимулируют повышенный интерес исследователей к истории развития городского управления в XVIII-XIX вв., потому что именно в этот период происходят существенные изменения в структуре, функциях городского управления.

     Несмотря  на большой промежуток времени, захватываемый  в моей работе, литературы, касающейся городского управления, оказалось очень мало, поэтому неудивительно, что эта область не достаточно хорошо изучена историками. Очень много написано книг об истории города, а о структуре городского управления писали в основном И.И. Дитятин «Статьи по истории русского права.»; А.А. Кизеветтер «Городовое положение Екатерины II.»;  В.О. Ключевский «Сочинения В 9-ти томах.»; С.М. Соловьёв «Чтения и рассказы по истории России.»

     Достаточно  много данных о городском управлении даёт книга И. Дитятина  «Статьи по истории русского права», где рассказывается о состоянии городов в период правления Петра I, Екатерины II, Александра II. «В его изложении история русского города XVIII-XIX вв. рисуется как цепь сменяющихся мероприятий правительства, то благоприятствующих развитию и организующих городскую общественность, то, наоборот, разрушающих только что сотворенное, причем последние, разрушительные тенденции, как показывает Дитятин, преобладали. В сущности, он говорил, что история нашего города есть не что иное, как история регламентаций, преобразований торгово-промышленного населения со стороны верховной власти. Ход этих преобразований определяется воззрениями, какие верховная власть имела на государственные интересы».1 Работа А.А. Кизеветтера «Городовое положение Екатерины II 1785 г.» затрагивает только городскую реформу Екатерины II, зато Кизеветтер очень подробно пишет о предпосылках реформы и её проведении, о структуре и функциях городских органов, в общем о состоянии городов в период правления Екатерины II.

     Цель  моей работы заключается  в  рассмотрении городского управления, начиная с правления Петра I (городская реформа 1699 г.) и заканчивая периодом правления Екатерины II («Жалованная грамота городам» 1785 г).

     Для раскрытия цели данной курсовой работы, были поставлены следующие задачи:

  • объяснить причины возникновения новых  городских учреждений или восстановление «старых»;
  • осветить изменения компетенций, функций, организационного устройства и направления деятельности городских учреждений;
  • показать неизбежности замены одних городских учреждений другими, более соответствующими в данный период задачам господствующего класса.

     Моя курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения, а так  же списка использованных источников и списка использованной литературы.

     Такая структура моей работы обусловлена  проведенным мною анализом исследованной  учебной литературы и научных  материалов. 
 

      Глава 1. Городское управление в эпоху Петра I 

     В конце XVII в. – начале XVIII в. Петр I начал осуществлять реформу в области местного управления с целью усиления централизации государственного аппарата и укрепления абсолютной власти молодого монарха. Первым шагом в этом направлении было создание особого сословного управления – самоуправления горожан. «Самоуправление – право, предоставляемое государством своим составным частям, областям, общинам, сословиям и корпорациям управлять самостоятельно своими внутренними делами, административными и хозяйственными, под контролем агентов правительственной власти»2. Однако следует иметь в виду, что в условиях абсолютизма элементы самоуправления лишь дополняли аппарат правительственного управления, выполняя вспомогательные функции, делегированные им центральной властью. В отличие от европейской практики, где города самостоятельно вели хозяйство и рассматривались как совокупность общих интересов горожан, в России (за исключением Новгорода, Пскова и Вятки) городское управление было организовано, исходя не из интересов горожан, а из потребностей, в первую очередь, государства.

     «Контрольная  палата, ставшая канцелярией Боярской думы, и эта Дума, превратившаяся в тесную и очень мало боярскую распорядительную и исполнительную конзилию и даже «канцилию» министров по делам военного хозяйства, служили выразительными показателями направления, в каком пойдёт административная реформа: её двигателем, очевидно, станут регулярная армия и флот, а целью движения – военное казначейство»3. Первым шагом в этом направлении была попытка воспользоваться местным самоуправлением как фискальным средством.

     Управление  городами в конце XVII в. основывалось на принципах строгой централизации. Власть в городе принадлежала воеводе, который назначался Приказом, к ведомству которого относился соответствующий город. Через воеводу осуществляли свою власть многочисленные московские Приказы, при этом воеводе мог отдавать распоряжения только тот Приказ, который его назначал. Другие приказы могли воздействовать на воеводу только через получения послушной грамоты в соответствующем Приказе. Послушные грамоты выдавались, как правило, для производства определённых действий. Естественно, что такой порядок не мог способствовать оперативности и эффективности управления, он лишь вызывал волокиту и требовал огромной переписки по всякому делу. К тому же по свидетельству Татищева воеводы спокойно «грабили» городское население.  

     
    1. Учреждение  Бурмистерской палаты

     Вышеупомянутая  система управления городом, как  я уже говорила, не была удобной  и эффективной, к тому же действовала  расточительно на государственную казну.

     Поэтому, чтобы «великой государя казне окладным доходам доимки, а пошлинным, питейным и иным сборам недоборов бы не было»4. Пётр I 30 января 1699 г. учреждает Бурмистерскую палату. Характерно, что именно экономический интерес, а не желание расширить права горожан, вынудили Петра I реформировать городское управление. Дело в том, что, когда Пётр I проводил эту реформу он преследовал две цели: 1) «Петру были нужны не самоуправляющиеся, автономные городские общины, а такие выборные учреждения, которые ведали бы не городом, а торгово-промышленным населением»5 2) общепринятая – сбор налогов. Есть ещё один факт, который также подтверждает экономический интерес реформы – то, что реформа 1699 г. не была распространена на территории Урала и Сибири: по мнению московских чиновников  «людишки» в тех местах были «худые, скудные» и им «в сборе денежной казны верить нечему»6.

     Во  многих учебных изданиях пишут о  том, что Пётр I создал самоуправление по типу Запада. На самом же деле, Пётр I брал формы у западных соседей, но и их он изменял, приспосабливая к своим целям и к быту русского города (И.И. Дитятин, С.М. Троицкий).

     Итак, учредив Бурмистерскую палату, Пётр I предоставил населению право выбора из своей среды бурмистров (ежегодно), которые должны были заниматься не только казёнными сборами, но и выполнять городские повинности. Бурмистры подчинялись приказу Большой казны. По указу 1699 г. бурмистры выбирались из гостей, гостиной сотни, из всех сотен и слобод по одному человеку. «17 апреля 1699 г. Состоялся указ о выборе в сотнях и слободах Москвы бурмистров в числе 12 чел., из которых ежемесячно избирался президент палаты»7. В Бурмистерской палате находилось 12 подьячих и 100 солдат для сбора доходов. Сборами ведали городовые бурмистры, а собранные деньги подлежали присылке в Бурмистрскую палату.

     Уже в первой городской реформе Петра I проявляются традиции Древней Руси: неистребимое казнокрадство; неприученность граждан к деятельности сообща и  т.п. Поэтому неудивительно, что эта  реформа прошла неудачно, но она  была необходима, чтобы разрушить  старую систему городского управления, к тому же с созданием Бурмистерской палаты начинается ряд преобразовательных мер в результате которых человек начинает воспитываться для общественной деятельности. 
 
 
 

     
    1. Роль  ратуши как органа городского управления

     7 ноября 1699 г. Бурмистерская палата была переименована в ратушу, причём особым указом ратуше жаловалась печать, на которой были изображены «весы из облака в держащей руке, да зрительное око, а кругом подпись: правда на нюже око державствующего зрить».

       Как высший центральный орган  по управлению торгово-промышленным  классом, ратуша имела право  подавать доклады прямо государю, в результате ратуша становится  чем-то вроде министерства городов  и городских сборов. В её ведении  находились сборы стрелецкие, таможенные, кабацкие, а также дела с иноземными  купцами и т.п. Она заменила собой все те разные приказы, в которых до того ведались города. Ратуша являлась местом верховного суда и управы всех городов. Земские избы по городам становились такими же местами суда и расправы для обывателей своего города. На волокиту своих земских изб обыватели могли жаловаться в ратушу, которой были прямо подчинены земские избы всех городов. Все пошлины, сборы, казённые доходы собирались на местах земскими должностными лицами, таможенными и кабацкими бурмистрами, и сдавались ими земскому бурмистру в земской избе. Земский бурмистр, собрав все доходы и подати, отправлял их в Москву, в ратушу. Сборы должны были доставляться в Москву три раза в год: в марте, мае и ноябре. По окончании каждого года таможенные и кабацкие бурмистры сами должны были являться в Москву со своими отчётными книгами, скреплёнными по листам земскими бурмистрами. Везли они с собой и остаточные суммы в мешках за печатью земской избы. Представленные книги и отчёты проверялись в ратуше, и если по книгам выходила недоимка, то её тут же взыскивали с виновного сборщика: становили его на правёж и в течение месяца каждое утро выколачивали недоимку. Если выставленные на правёж не могли заплатить в течение месяца, то их высылали на места их жительства и предписывали земским бурмистрам взыскать недоимки с имущества неисправного сборщика. Если у него имущества не оказывалось, то следующую сумму собирали по раскладке со всех посадских, выбравших в сборщики неисправного человека. В случаях недоставки сборов в законные сроки с бурмистров взыскивали штраф – 10 % со всей суммы следуемого с данной местности дохода.

     По  указу от 16 февраля 1700 г. в ратуше должны были производиться допросы и розыски воевод, обвиняемых во вмешательстве в торговые и земские дела. Хотелось бы отметить, что большую роль в руководстве ратуши играли инспекторы, особенно такая личность как Алексей Курбатов, изобретатель гербовой бумаги и автор многих прибыльных казне предложений и проектов. Он невзирая на лица доносил Петру I о воровстве таких крупных личностей, как Нарышкина, Ромодановский, но при этом, выгораживая своего покровителя князя Меншикова, наибольшего казнокрада. Тогда же публикуется указ, обращающийся ко всем подданным с призывом доносить на замеченные кем-либо злоупотребления, причём доносителям о воровстве земских выборных обещается вознаграждение – ¼ имущества проворовавшегося излюбленного человека и награда в виде вотчины. Холопам за правильный донос даровалась свобода. Но все-таки, именно при Алексее Курбатове доходы ратуши возрастают до 1,5 миллиона рублей. Правда, несмотря на эти успехи, ратуша с трудом оплачивала военные расходы, и губернская реформа положила конец руководящей финансовой роли Курбатова и самой ратуши. Точной даты ликвидации ратуши в ПСЗ (полный свод законов) не имеется, но вероятно, что она просуществовала до 1720 г., т.е. до учреждения Главного магистрата. 
 

     
    1. Магистратская реформа

     После осуществления Губернской реформы 1708 г., ратуша становится городской управой и теряет свой прежний статус: единого сословного учреждения, которое объединяло городские торгово-промышленные сообщества (с земскими и выборными бурмистрами). Поэтому к 1718 г. сложилась такая обстановка, когда необходимо было срочно учредить новый сословно-объединяющий орган, с тем «чтоб собрать эту рассеянную храмину купечества»8, по выражению Петра I. Поиски решения проблем, связанных с городом, в первое десятилетие XVIII в. отмечены теми же характерными чертами, которые присущи всем петровским нововведения этого периода – коренная перестройка всех звеньев управления без специально разработанных планов и строгой последовательности. Естественно, что при подготовке новой городской реформы не был разработан план определённых действий. Вообще, реформировать городское управление и учредить магистраты посоветовал Петру I некий швед Г. Фик и на его предложение Пётр с лёгким сердцем положил в 1718 г. резолюцию: «Учинить сие на основании рижского и ревельского регламента по всем городам»9. Однако в течение полтора года в этом направлении не было сделано ни шагу вперёд. 13 февраля 1720 г. появляется должность обер-президента на которую был назначен князь Трубецкой. В начале 1720 г. князю Трубецкому поручается создать магистрат в Петербурге, а затем по этому же образцу в других городах Империи, но в 1720 г. этот проект не был осуществлён. 16 января 1721 г. даётся регламент будущему образцовому Главному магистрату в Петербурге (с непосредственным подчинением Сенату). По этому регламенту обер-президент Трубецкой и Главный магистрат должны были устроить, подчиняющиеся им, городовые магистраты и дать инструкции к правлению. Прошёл 1721 г., и опять ничего не было сделано, но в начале 1722 г. Пётр I пригрозил неповоротливому обер-президенту сослать его на каторгу, если он не завершит создание магистратов к лету этого года. Однако инструкция магистратам была составлена только через 2,5 года. В Петербурге магистраты появились лишь через 1,5 года после выхода указа об учреждениях. Что же говорить о других городах? Там они появились гораздо позже (4 года спустя), а во многих городах они не успели даже открыться.

Информация о работе Городское управление в дни Императрицы Екатерин II