Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:26, курсовая работа
Актуальность проблемы. Россия вступила в XIX век абсолютной монархией. Во главе пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами. Однако нарастание элементов капиталистического развития, разложение феодально-крепостнического строя предопределили реформирование системы власти. Наиболее дальновидные политики начинали понимать, что задержка в экономическом развитии и все возраставшее отставание страны от Запада не способствуют росту ее международного влияния и ослабляют решение многих внутренних проблем. Необходимость модернизации становилась все ощутимее.
1. Что касается проектов
реформ, предложенных М. М. Сперанским,
то Михаил Михайлович искренне
хотел преобразовать страну, создать
конституцию, разделение
2. Чрезвычайно ограниченным
был и круг лиц, на которых
мог опереться М. М.
Отсюда проистекало то, что в конечном счете его реформы, дав частичные положительные результаты, не завершились коренными изменениями в социально-экономическом, политическом и гражданском строе России. Это во многом способствовало резкому обострению внутреннего кризиса. И выступление декабристов в 1825 году явилось следствием нереализованных замыслов.
3. Противоречивые оценки
получает и кодификационная
В целом, государственная деятельность М.М. Сперанского чрезвычайно сложна, богата событиями и противоречиями. Судьба назначила ему быть в самом центре отечественной политической истории первой трети XIX века, участвовать во всех событиях, происходящих тогда в русском обществе. Вклад М. М. Сперанского в историю огромен. В своих либеральных проектах он смог превзойти своих современников, предвосхитив, таким образом, за полстолетия - великие реформы Александра II. «Кодификационный подвиг» реформатора, хотя и не решил традиционных российских проблем в сфере управления, продемонстрировал значимость закона для жизни общества, заложил основы для укрепления российской государственности в будущем.
Список использованных источников
Александер, Д. Россия глазами иностранца / Д. Александер. – М. : Аграф, 2008. – 304 с.
Балязин, В. Н. Неофициальная история России. Тайная жизнь Александра I / В. Н. Балязин.– М. : Олма Медиа групп, 2007. – 192 с.
Боборыкин, П. Д. За полвека. Воспоминания / П. Д. Боборыкин. – М. : Захаров, 2003. – 688 с.
Богданович, В. В. Три самодержца. Дневники генеральши Богданович / В. В. Богданович. – М. : Вече, 2008. – 496 с.
В борьбе за власть : страницы политической истории России ХVIII–XIX вв. – М. : Наука, 1988. – 607 с.
Вигель, Ф. Ф. Записки : в 2 кн. / Ф. Ф. Вигель. – М. : Захаров, 2003. – Кн.1. – 608 с.
Государственные деятели России XIX–начала ХХ вв. : биографический справочник / сост. И. И. Линьков, Б. А. Никитин, О. А. Ходенков. – М. : изд-во Моск. ун-та, 1995. – 208 с.
Графиня Комаровская. Воспоминания. – М. : Захаров, 2003. – 455 с.
Дубровин, Н. Письма главнейших деятелей в царствование императора Александра I (1807 – 1829) / Н. Дубровин. – М. : ГПИБ, 2006. – 540 с.
Данилина, Г. Я. История России XVIII – XIX вв. : хрестоматия / Г. Я. Данилина, Л. Ф. Писарькова. – М. : Вертум, 2003. – 408 с.
Де Кюстин А. Николаевская Россия. – М. : Иностр. литература, 1990. –568 с.
История России в лицах с древности до наших дней (V – XX вв.): биограф. словарь / под ред. В. В. Каргалова. – М. : Русское слово, 1997. – 544 с.
Калягин, В. А. Политические взгляды М. М. Сперанского / В. А. Калягин. – Саратов : Просвещение, 1973. – 287 с.
Карамзин, Н. М. История государства Российского / Н. М. Карамзин. – М. : ЭКСМО, 2002. – 832 с.
Кириллов, В. В. История России : учеб. пособ. / В. В. Кириллов. – М. : Юрайт-Издат, 2007. – 661 с.
Ключевский, В. О. О русской истории / под ред. В.И. Буганова. – М. : Просвещение, 1993. – 352 с.
Леонтович, В. В. История либерализма в России / В. В. Леонтович. – М. : Просвещение, 1995. – 253 с.
Мироненко, С. В. Самодержавие и реформы : политическая борьба в России в начале ХIХ века / С. В. Мироненко. – М. : Наука, 1989. – 283 с.
Морозов, В. И. Государственно-правовые взгляды М. М. Сперанского / В. И. Морозов. – СПБ. : Дело, 1999. – 287 с.
Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в. / под ред. В. А. Семенова. – М. : Просвещение, 19991. – 365 с.
Предтеченский, А. В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX в. /А. В. Предтеченский. – М. : Политиздат, 1957. – 278 с.
Российский архив : история Отечества в свидетельствах и документах XVIII – XX вв. – М. : Рос. Архив, 1996. – Вып. 7. – 656 с.
Российское законодательство Х – ХХ вв. В 9-ти тт. – М. : Юр. лит, 1988. – Т. 6. – 432 с.
Русское общество 30-х годов ХIХ века. Люди и идеи. Мемуары современников. – М. : Изд-во МГУ, 1989. – 445 с.
Русское общество 40-50-х годов XIX века / под ред. И. С. Самойлова. – М. : Наука, 1991. – 228 с.
Середонин, С. М. Граф М. М. Сперанский
– очерк государственной
Соловьёв, С. М. История России с древнейших времён / С. М. Соловьев. – СПб. : Тип. «Обществ. Польза», 1903. – Кн. 5. – 1544 стб.; Кн. 6. – 1178 стб.
Сперанский, М. М. Воспоминания / М. М. Сперанский // Русская старина. – 1872. – № 4. – С. 471 – 492.
Сперанский, М. М. Проекты и записки / М. М. Сперанский. – М. : Наука, 1961. – 272 с.
Томсинов, В. А. Светило российской бюрократии / В. А. Томсинов. – М. : Молодая гвардия, 1991. – 329 с.
Труайя, А. Александр I : Северный сфинкс / А. Труайя. – М. : Эксмо, 2006. – 478 с.
Фатеев, А. Н. Жизнь, труды, мысли и план всеобщих государственных преобразований России М. М. Сперанского / А. Н. Фатеев. – Прага : Press, 1942. – 452 с.
Федоров, В. А. М. М. Сперанский и А. А. Аракчеев / В. А. Федоров. – М. : Просвещение, 1999. – 212 с.
Федоров, В. А. «Своей судьбой гордимся мы…». Следствие и суд над декабристами / В. А. Федоров. – М. : Просвещение, 1988. – 308 с.
Хрестоматия по истории России / А. С. Орлов, В. А. Георгиев. – М. : Просвещение, 1996. – 623 с.
Хрестоматия по истории России / А. С. Орлов, В. А. Георгиев. – М. : Дрофа, 2004. – 667 с.
Чибиряев, С. А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность, политические взгляды М.М.Сперанского / С. А. Чибиряев. – М. : Молодая гвардия, 1989. – 403 с.
Шепелев, Л. Е. Аппарат власти в России эпохи Александра I и Николая I / Л. Е. Шепелев. – СПб. : Искусство СПб., 2007. – 464 с.
Шуазель-Гуфье, С. Исторические мемуары об императоре Александре и его дворе / С. Шуазель-Гуфье. – М. : ГПИБ, 2007. – 233 с.
Экшут, С. А. В поиске исторической альтернативы: Александр I, его сподвижники и декабристы / С. А. Экшут. – М. : Наука, 1994. – 289 с.
Приложение
Примерный конспект урока по истории России по теме: «Реформаторская деятельность М. М.Сперанского»
Класс: 8
Тип урока: Урок с элементами лабораторно-практической работы в группах.
Цель урока: рассмотреть предпосылки и содержание реформаторских проектов М. М. Сперанского, проанализировать причины их неполной реализации.
Задачи урока:
1. Дать представление учащимся о личности и деятельности М.М.Сперанского.
2. Создание условий для
развития критического
3. Содействие патриотическому
воспитанию учащихся на
4. Создание условий для
формирования интереса к
Используемые учебники и учебные пособия:
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. 8 класс. – М. : Просвещение, 2005.
Используемая методическая литература:
Важенин А.Г. Конспекты уроков для учителя истории. 8 класс. История России. XIX век. Методическое пособие. – М.: Владос-Пресс ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, 2001.
Калганова Е. В., Сумакова Н. В.Поурочные разработки по истории. XIX век. 8 класс. – М. : ВАКО, 2004.
Средства обучения: портреты М. М. Сперанского, Александра I, схема «Система органов государственной власти по проекту Сперанского», схема «Система центрального управления Российской империи в первой половине XIX века».
Используемое оборудование: компьютерный класс, проектор, экран.
Опережающее задание: прочитать соответствующий материал в учебнике и дополнительной литературе, подготовить сообщения по теме.
План урока:
Повторение реформаторской деятельности Александра I.
Государственная деятельность М. М. Сперанского: основные этапы.
Проект политической реформы: замыслы и результаты.
Причины отставки Сперанского.
Подведение итогов.
Основные понятия: реформа, разделение властей, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, гражданские права, избирательные права
Основные даты:
1809 – «Введение к уложению государственных законов»
1810 – Создание Государственного Совета.
1812 – Отставка М. М. Сперанского.
В своем вступительном слове учитель подчеркивает, что по уму и таланту М. М. Сперанский, несомненно, самый замечательный из государственных людей, работающих с Александром I, и, быть может, самый замечательный государственный ум в XIX веке. Наполеон увидел М. М. Сперанского в свите Александра в Эрфурте. Французский император быстро оценил скромного статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в русской делегации. «Не угодно ли вам будет, государь, - спросил он Александра, - променять этого человека на какое-нибудь королевство?» Для актуализации знаний учащихся в начале урока можно организовать работу над вопросами:
1. Почему первый период царствования Александра I вошел в историю под названием «Эры либерализма», а А. С. Пушкин охарактеризовал как «дней александровых прекрасное начало»?
2. Для чего был создан «Негласный комитет»? Почему он не стал официальным органом? Кто входил в этот комитет?
3. Перечислите первые указы Александра I. Какие из них вы считаете главными?
4. Перечислите меры, которые были приняты Александром для смягчения крепостного права. Эффективны ли были эти меры?
5. Охарактеризуйте систему
центрального управления
6. Какой из органов был создан по инициативе М. М. Сперанского?
К реформаторской деятельности этого человека мы обращаемся сегодня на уроке.
На втором этапе урока учащиеся делают краткие сообщения по основным этапам деятельности М. М. Сперанского, которые были подготовлены дома (3-4 человека). Перед классом ставится задание выписать в тетрадь основные вехи жизни М. М. Сперанского, перечислить личные качества, которые помогли ему сделать карьеру.
Материал для сообщений учащихся
М. М. Сперанский родился в семье священника в селе Черкутино Владимирской губернии. С семи лет обучался во Владимирской семинарии, а с 1790 г. - в главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. Необыкновенные способности выдвинули его из среды учеников, и по окончании курса он был оставлен учителем математики, физики, красноречия и философии. М. М. Сперанский сам, без какой-либо протекции сумел не только «выбраться в люди», но и познакомиться без посторонней помощи с лучшими политическими, экономическими и юридическими сочинениями на французском языке, который он усвоил в совершенстве. За 4 года из домашнего секретаря князя А. Куракина он успел, исключительно в силу своих дарований, выдвинуться в статс-секретари императора (с 1807 года). А в 1803 году он уже стал директором департамента Министерства иностранных дел, заняв сей генеральский пост в 31 год. Впрочем, хвастать М. М. Сперанский не любил. Был трудолюбив, скромен, сдержан и устремлен к одной цели: переустройству Отечества в интересах Отечества. В 1803 - 1807 г.г. он составил несколько проектов государственных реформ, а в 1809 г. готовит по поручению Александра I план государственных преобразований - «Введение к уложению государственных законов». Но задуманные им реформы так и не удалось реализовать. В 1812 году его ссылают в Нижний Новгород, а затем - в Пермь. Возвращается он в Петербург только в 1822 году. По отношению к нему Александр I был лукав. Одной рукой он возвышал его, давал награды (графский титул, орден Святого Александра Невского), другой - принимал доносы на М. М. Сперанского, поручил министру полиции тайный надзор за ним и близкими ему людьми.
Михаил Михайлович был
знаком со многими декабристами и
был очень популярен в их среде.
Декабристы предлагали включить его
во временное правительство, действующее
до выборов в новые органы власти,
хотя сам М. М. Сперанский не имел об
этом ни малейшего представления. Но
вот - виток истории, и реформатор
начала века в 1825 году судит декабристов,
которые и вышли-то на Сенатскую
площадь, потому что реформы М. М.
Сперанского не были доведены до конца.
Он был членом Верховного уголовного
суда над декабристами, был членом
ряда высших государственных комитетов
в 20-З0-е годы, а в 1833 закончил составление
15-томного «Свода законов Российской
империи». Оставив мечты о конституции,
М. М. Сперанский теперь стремился к
наведению порядка в
Информация о работе Государственная деятельность М. М. Сперанского в период правления Николая I