Государственная деятельность М. М. Сперанского в период правления Николая I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:26, курсовая работа

Описание

Актуальность проблемы. Россия вступила в XIX век абсолютной монархией. Во главе пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами. Однако нарастание элементов капиталистического развития, разложение феодально-крепостнического строя предопределили реформирование системы власти. Наиболее дальновидные политики начинали понимать, что задержка в экономическом развитии и все возраставшее отставание страны от Запада не способствуют росту ее международного влияния и ослабляют решение многих внутренних проблем. Необходимость модернизации становилась все ощутимее.

Работа состоит из  1 файл

док 2.docx

— 93.73 Кб (Скачать документ)

 

На 3 и 4 этапах урока организуется лабораторно-практическая работа в  групповой форме.

 

В современной методике большое  внимание уделяется лабораторным и  практическим занятиям. Практические занятия предусматривают самостоятельную  работу школьников с различными видами материалов - таблицами, схемами. Лабораторные занятия ориентируют учителя  на организацию работы с различными источниками - письмами, мемуарами, выдержками работ историков, отражающих различные  взгляды на одни и те же события  и явления. Последнее полностью  соответствует наметившейся в последнее  время тенденции учить школьников истории прежде всего на документальных материалах, самостоятельно проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках.

 

Работу с источниками  эффективно проводить в групповой  форме.

 

Класс разбивается на 5 групп, каждая из которых получает набор  документов (первое задание - о содержании проекта реформы М. М, Сперанского, второе - о причинах его отставки). Внутри группы учащиеся распределяют обязанности:

 

Ведущий (направляет работу группы).

 

Аналитик (читает документы, делает выводы).

 

Протоколист (записывает выводы).

 

Докладчик (выступает от имени  группы с тезисами о результатах  работы).

 

Группы отчитываются о проделанной работе в конце каждого этапа урока. Сделанные учениками выводы записываются всеми в тетради.

 

Задание группам: На основе схемы  № 2 «Система органов государственной  власти по проекту М. М. Сперанского» и текстов документов охарактеризуйте  основные направления политической реформы М. М.Сперанского и ее принципы.

 

1 группа

 

«М. М. Сперанский утверждал, что в целях предотвращения революции  необходимо дать стране Конституцию, которая, не затронув самодержавного правления, вводила бы выборные законодательные  органы и принципы разделения властей  в организации государственной  власти. «Конституции во всех почти  государствах устрояемы были в разные времена отрывками и по большей части среди жестоких политических превращений. Российская Конституция одолжена будет бытием своим не воспалению страстей и крайности обстоятельств, но благодетельному вдохновению верховной власти, которая, устроя политическое состояние своего народа, может и имеет все способы дать ему самые правильные формы.» Однако план М. М. Сперанского не предусматривал введения конституционного строя в России по типу западно-европейских стран, то есть ограничения власти монарха Конституцией. Цель проекта, как ее четко определил М. М. Сперанский, состояла в том, «чтобы облечь правление самодержавное всеми внешними формами закона, оставив в существе ту же силу и то же пространство самодержавия». Самодержавная власть императора, действующего в рамках закона, вполне совмещалась с предлагаемым им новым политическим устройством страны. В плане М. Сперанского в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей - на законодательную, исполнительную и судебную (разумеется, при верховенстве власти самодержавного монарха». Император назначает министров, членов сената и Государственного Совета.

 

2 группа

 

«В каждом волостном центре (селении или небольшом городе) каждые три года из всех владельцев недвижимой собственности (независимо от их сословной принадлежности) составляется собрание -

 

волостная дума. Волостная  дума избирает депутатов в окружную думу. Окружная дума, кроме выборов  председателя, его главного секретаря, окружного совета и окружного  суда, избирает депутатов в губернскую думу и рассматривает вопросы  о местных нуждах в границах своего органа. Каждые три года из числа  депутатов от окружной думы собирается и губернская дума, избирающая председателя, секретаря, губернский суд и депутатов  в высший представительный орган  страны - Государственную думу. Председатель (или «канцлер») Думы назначался «верховной властью» (императором) из числа представленных Думой трех ее кандидатов. Дума собирается ежегодно в сентябре месяце и заседает столько времени, сколько требует  повестка дня. За императором остается право прервать сессию Думы или совершенно ее распустить. «Предложение» на рассмотрение Думой законов «принадлежит одной  державной власти». Таким образом, Государственная дума, по проекту  Сперанского, не обладала правом законодательной  инициативы. Дума была ограничена в  своем контроле над деятельностью  министров. Таким образом, Государственная  дума хотя и называлась Сперанским «законодательным учреждением», но, по существу, это был консультативный, совещательный орган. Даже в таком  варианте Дума не будет создана».

 

3 группа

 

«Принцип выборности использовался  и при формировании судебной власти, но только в трех ее первых инстанциях: волостного, окружного и губернского  судов. Высшей судебной инстанцией («верховным судилищем для всей империи») являлся  Сенат судебный (в отличие от Сената правительствующего). Он состоял из четырех департаментов - двух по гражданским  и двух по уголовным делам, по одному в Петербурге и Москве. Реформа  Сената, предложенная М. М. Сперанским, не была реализована. По такому же принципу, как и судьи, формировалась и  исполнительная власть. Три первые ее инстанции (волостное, окружное к губернское управления) избирались на волостных, окружных и губернских собраниях. «Управление государственное» (министерства) как высшая инстанция формировалось из числа лиц, назначаемых императором и перед ним ответственных. В этой части проекта М. М. Сперанским были изложены те принципы, которые были потом воплощены в законодательных актах 1810 - 1811 г.г., завершивших министерскую реформу. Были точно определены меры ответственности министров и сферы деятельности министерств.

 

4 группа

 

«По плану М. М. Сперанского, высшим органом, который призван  был объединить деятельность законодательной, судебной и исполнительной властей, должен быть Государственный Совет. «В порядке государственных установлении Совет Представляет орган, - писал Сперанский, - в коем все действия частей законодательной, судной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти и от нее изливаются. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном Совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению в порядке законодательном, судебном и исполнительном».

 

Государственный Совет был  создан 1 января 1810 года. Государственный  Совет:

 

а) оценивал содержание законов  и саму необходимость реформирования;

 

б) разъяснял смысл законов;

в) принимал меры к их исполнению.

 

Он подразделялся на 4 департамента - законов, военный, гражданских и  духовных дел, государственной экономии.

 

5 группа

 

«В своем проекте М. М. Сперанский предлагает предоставить гражданские права всему населению, хотя и в неравной степени:

 

«1. Никто без суда наказан  быть не может.

 

2.Никто не обязан отправлять  личную службу по произволу  другого, но по закону, определяющему  род службы по состояниям.

 

3.Всякий может приобретать  собственность движимую и недвижимую  и располагать ею по закону.

 

4.Никто не обязан отправлять  общественных повинностей по  произволу другого, но по закону  или добровольным условиям».

 

За дворянами сохранялось  право владеть крепостными крестьянами, хотя в принципе М. М. Сперанский был  против крепостного права и разрабатывал проект его постепенной ликвидации.

 

Избирательные права должны быть представлены всем, имеющим собственность, то есть для первых двух сословий. Соответственно этому он устанавливал новое сословное  деление:

 

дворянство;

 

«среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне);

 

3«народ рабочий» (помещичьи  крестьяне, домашние слуги и  т. д.) Допускался переход из  низшего «состояния» в высшее  путем приобретения недвижимой  собственности1.

 

Подводя итоги групповой  работы по третьему пункту плана урока, учитель после выступлений учащихся делает выводы. Учащиеся записывают в  тетрадь:

 

Задание группам по 4 пункту плана урока: На основании текста документов выясните причины отставки М. М. Сперанского.

 

1 группа

 

«Загадка его падения  не так уж загадочна. Александр разошелся  со Сперанским по существу. Разочаровался  в его «плане всеобщего государственного образования», которым не решалась искомая задача соглашения самодержавия с законосвободными учреждениями. Разочаровался Александр и в финансовом плане Сперанского. Сперанский тоже был недоволен Александром за то, что он «слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым».

 

«В течение одного года я попеременно был поборником масонства, защитником вольности, гонителем  рабства... Толпа подьячих преследовала меня за указ 6 августа эпиграммами  и карикатурами; другая такая же толпа вельмож со всею из свитою, с женами и детьми преследуют меня, ни по роду моему, ни по имуществу не принадлежавшего к их сословию.., личную свою вражду старались прикрыть именем вражды государственной».

 

«Трудность положения  Сперанского состояла в его семинарском  происхождении. Будь он побочный сын  какого-нибудь вельможи, ему были бы легче все реформы. Попович - статс-секретарь  и доверенное лицо у государя был  бельмом на глазу у всех - его  равно не могли переваривать ни один из умнейших сановников Ростопчин, ни даже екатерининские тузы».

 

2 группа

 

М. М. Сперанского оценивает  герой романа Г.П. Данилевского «Сожженная Москва» Базиль Перовский: «Дошли, наконец, до того, что удалили от трона и сослали, как преступника, как изменника, единственного государственного человека, Сперанского, а за что? За его открытое предпочтение судебникам Ярослава и царя Алексея гениального кодекса того, кто разогнал кровавый Конвент и дал Европе истинную свободу и мудрый новый строй».

 

«За неисполнение финансового  плана Сперанского, попавшего в  руки плохого министра финансов Гурьева, обвиняли самого же Сперанского. Раздавались  голоса, что он нарочно придумал свой финансовый план, чтобы раздражить оппозицию, что он находился в  преступных связях с Наполеоном. И  Александр не выдержал натиска врагов Сперанского. Он считал необходимым  тогда усиливать повышенное патриотическое настроение, так как отразить Наполеона  он надеялся лишь в том случае, если война будет иметь народный характер; он не видел возможности вступать в объяснения и решил пожертвовать своим лучшим сотрудником ярости привилегированной толпы.

 

Вся вина же Сперанского фактически заключалась в том, что он через  одного чиновника получил копии  всех важных секретных бумаг из Министерства иностранных дел, которые он мог  бы, конечно, по своему положению получать, испросив на то официальное разрешение».

 

3 группа

 

«Реформаторской деятельности Сперанского возникла серьезная  оппозиция. В Петербурге это литературные салоны Державина, Шишкова. В Москве - салон сестры Александра I - Екатерины  Павловны, где ведущее место занимали один из идеологов консервативного  течения Н. М. Карамзин и губернатор Москвы Ростопчин. Ненависть общества к Сперанскому нашла яркое и сильное выражение в известной записке: «О древней и новой России» Карамзина. Сущность этой записки заключалась в критике политики Александра и в доказательствах необходимости сохранения на вечные времена самодержавия в России. Главная ошибка законодателей Александрова царствования состояла, по мнению Карамзина, в том, что они вместо совершенствования учреждений Екатерины, предприняли реформы. Карамзин не щадит ни Государственного Совета, ни нового учреждения министерств. Он утверждал, что вместо всех реформ достаточно было подыскать 50 хороших губернаторов и обеспечить стране хороших духовных пастырей».

 

«Активными противниками Сперанского были Н.М. Карамзин и  великая княгиня Екатерина Павловна. В 1809 году она вступила в брак с  принцем Георгием Ольденбургским и проживала с ним в Твери. Здесь вокруг нее сложился кружок консервативного направления. Великая княгиня считала конституцию «совершенным вздором, а самодержавие - полезным не только России, но и западноевропейским государствам». В ее глазах Сперанский был «преступником», овладевшим волей слабохарактерного монарха. Вражда княгини объяснялась и личными причинами. «Зловредный попович» имел смелость выступить против кандидатуры Карамзина на пост министра народного просвещения, выдвинутой Екатериной Павловной. Он отказал, кроме того, в поддержке той шведской политической партии, которая прочила на шведский престол мужа великой княгини».

 

4 группа

 

«Против Сперанского образовалось враждебное отношение не только в  придворных, но и в чиновничьих  кругах. Оно особенно обострилось  ввиду двух указов 3 апреля и 6 августа 1809 года, которые приписывались прямому влиянию Сперанского. Первый указ предписал, чтобы все лица, носившие придворные звания, избрали себе какую-либо службу. После этого закона все придворные звания, которые до тех пор считались должностями, стали лишь почетными отличиями. Второй указ требовал, чтобы чины коллежского асессора (VIII класс) и статского советника (V класс) давались лишь по выдержании экзамена на чин или по предъявлении университетского диплома»2. Указом 6 августа были недовольны не только сами чиновники среднего звена, но и влиятельные сановники. Ведь они теряли вымуштрованных исполнительных подчиненных.

 

«Вице-губернатор обязан знать  Пифагорову фигуру, а надзиратель  в доме сумасшедших - римское право», - насмехался Н.М. Карамзин в «Записке о древней и новой России».

 

5 группа

 

«Присоединение России к  континентальной блокаде привело  к катастрофическим последствиям для  ее экономики. Доходы казны в 1808 году составили 111 млн. рублей, а расходы - 248 млн. рублей. При таких условиях Сперанский получил повеление государя разработать проект оздоровления экономики. Такой план был подготовлен Сперанским к 1 января 1810г.:

 

прекращение выпуска не обеспеченных ценностями ассигнаций;

 

объявление выпущенных ранее  бумажных денег государственным  долгом и их постепенный выкуп  у населения с целью уничтожения;

 

резкое сокращение государственных  расходов;

 

введение нового специального налога на помещичьи и удельные имения, направляемого затем на погашение  государственного долга;

 

введение чрезвычайного  дополнительного налога на 1 год, который  уплачивался крепостными и составлял 50 копеек на душу;

Информация о работе Государственная деятельность М. М. Сперанского в период правления Николая I