Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2011 в 00:50, реферат
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации действует исторически еще не большой срок. Однако и первое десятилетие ее деятельности уже ясно свидетельствует: современный российский парламентаризм последовательно и плодотворно продолжает лучшие традиции российской представительной власти, заложенные в начале ХХ века.
1) Введение………………………………………………………………………...…2
2) Глава І «Государственная Дума (1993-1995)»
• Предвыборная компания и собственно выборы………………………....3-4
• Программы некоторых партий…………………………………………....5-7
• Законодательная работа V Госдумы…………………………………….8-11
• Полномочия ГД РФ…………………………………………………………12
• Структура и статус ГД…………………………………………………..13-15
3) Глава ІІ «Государственная Дума (1996-1999)»
• Формирование, состав и структура……………………..……………...16-18
• Основные итоги деятельности………………………………………….19-20
4) Глава ІІІ «Государственная Дума (1999-2003)»
• Формирование, состав и структура…………………………………….21-23
• Основные итоги деятельности………………………………………….24-25
5) Схема Государственной Думы………………………………………………….26
6) Заключение………………………………………………………………..……..27
7) Список использованной литературы…………...………………………………28
Законодательная
работа V Госдумы.
V Государственная Дума приняла 335 законов. Месяцы, отпущенные ей Конституцией России должны были стать временем конструирования прочной законодательной авторитетной власти в Российской Федерации, а также обеспечить функционирование палаты первого созыва и создать правовую базу для работы Государственной Думы и Совета Федерации следующих созывов. Поэтому V Госдуме как никогда предстояла огромная работа.
С принятием 12 декабря 1993 года новой Конституции России, Госдума должна была принять множество федеральных законов, определяющих статус Правительства, систему судебных органов, деятельность Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека, порядок принятия и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Должна быть закреплена государственная символика, порядок введения чрезвычайного положения на территории России и в отдельных ее областях, порядок введения военного положения.
Так что V Госдуме предстояла огромная работа, какой не будет у Госдумы следующих созывов, именно в этой области. Без принятия блока федеральных конституционных законопроектов было бы немыслимо избрание VI Думы и других ветвей власти, и тем более их нормального функционирования. То же самое касается и законопроектов, затрагивающих выборы в органы местного самоуправления.
Также депутатам предстояла работа над Гражданским кодексом Российской Федерации, который является правовой основой рыночных отношений. Также существовало еще множество законопроектов: законы в области собственности, другие комплексные законодательные акты, законы в области внешней политики, внешнеэкономической деятельности, законы о социальных и трудовых отношениях и т.д.
11 января 1994 года V Государственная Дума приступила к работе.
В целом V Госдума приняла немного законов о национальном вопросе, ощущалось откровенное невнимание депутатов к этой проблеме, хотя Российская Федерация - государство многонациональное и, соответственно, национальный вопрос имеет огромное значение для нашей страны.
Госдума проделала немалую работу в направлении прав человека. Но работа в этой "отрасли" велась хаотически, нерегулярно. Наибольшее внимание депутаты уделили политическим правам человека, приняв законы "О политических партиях", "Об общественных объединениях". Принятие этих постановлений влияло на дальнейшее функционирование Госдумы как таковой: без установленного статуса партии или общественного движения были бы невозможны выборы в VI Госдумы Российской Федерации.
В области личных прав и прав в области культуры много дебатов было проведено при подготовке законопроекта " Об альтернативной службе", подготовленный Комитетом по обороне и Комитетом по делам общественных объединений и религиозным организациям. Законопроект был принят Госдумой в первом чтении 14 декабря 1994 года, но Министерство обороны было против его принятия, законопроект был направлен на доработку. 24 мая 1995 года закон был отклонен во втором чтении, за его принятие голосовали только "Яблоко и "Выбор России". В третьем чтении законопроект был повторно отклонен. В работу Думы входит назначение Уполномоченного по правам человека в России. Этого так и не произошло. Думскому большинству была неприятна личность Ковалева на этом посту, особенно после его выступлений по чеченской проблеме. Так что на момент прекращения полномочий V Думы в России все еще не было Уполномоченного по правам человека, и закона "Об Уполномоченном по правам человека". Также Госдума занималась рассмотрением законопроектов "Об авторском праве", о правах детей и правах граждан на информацию, которые были приняты и вступили в действие.
«За время работы V Госдумы был принят ряд законов, касающихся борьбы с преступностью, например, закон "О налоговой полиции", "Об оперативно-розыскной деятельности". Больших усилий требовала разработка проекта нового Уголовного Кодекса РФ. Он был принят депутатами летом 1995 года, но отклонен президентом по двум причинам: во-первых, в УК не были внесены изменения о подсудности, что делало его применение невозможным, во-вторых, отсутствие некоторых норм, которые, по мнению президента, должны были там быть. Проект УК на треть превышал действующий тогда Уголовный Кодекс РСФСР, туда были внесены новые главы, актуальные для современного общества, например, о преступлениях в сфере компьютерной безопасности и т.д. Проект был хорошо проработан, но его принятием должна была заняться уже VI Госдума РФ. 17 мая 1995 года был принят проект Уголовно-исполнительного Кодекса РФ.
Законодательная деятельность нижней палаты парламента в области обороны была направлена на создание правовых основ строительства и функционирования Вооруженных сил и других родов войск, их реформирование и гражданский контроль над ними. Так как законы, принятые Верховным Советом РФ в 1990-1993 гг. вошли в противоречие с новой Конституцией, то V Госдуме пришлось исправлять эти недостатки. Вразрез с правительственными предположениями при принятии всех трех бюджетов, Госдуме удалось добиться некоторых повышений (на 5-10%) затрат на национальную оборону, модернизацию устаревшей военной техники. Это явилось результатом компромисса Комитета по обороне и Комитета по бюджету.
В течение всего периода работы Думы в ней шли непрекращающиеся дебаты по поводу закона "Об обороне". В этот законопроект было внесено 350 поправок. Два раза этот проект принимался Депутатами, но дважды откланялся сначала Советом Федерации, а затем - Президентом. С одной стороны, ряд принятых и находившихся в стадии разработки законодательных актов, а также сложившаяся практика их обсуждения, в рамках которой заметен прогресс во взаимодействии Думы с Министерством обороны и другими силовыми ведомствами, с другой - Дума не использовала все имеющиеся у нее возможности и оказалась неспособной заложить достаточные законодательные основы, которые позволили бы приступить к строительству современных и боеспособных сил.»12
Проявляя довольно высокую активность во внешнеполитической сфере, Госдума приняла всего лишь один федеральный закон, регламентирующий поведение Российского Государства во взаимоотношениях с другими странами. работа над ним шла полтора года. В июле 95-го он был принят; закон регламентирует вопросы заключения, исполнения и прекращения международных договоров РФ: он вносит коррективы в соотношение функций исполнительной и законодательной властей Российской Федерации по ратификации договоров.
Важным плодом работы V Госдумы я считаю принятие Гражданского Кодекса РФ. Важность его принятия диктовалась тем, что именно гражданское законодательство служит правовой основой для упорядочения сложившейся хозяйственной практики, проведения экономических реформ. Без его принятия было невозможно дальнейшие развитие рыночной экономики. Гражданский Кодекс состоит из трех частей, которые принимались поочередно. Третья стадия находилась в состоянии разработки, а первая часть представляла собой 500-страничный документ. Госдумой первого созыва были приняты I (в первую сессию работы) и II (22 декабря 1995 г.) части, третью часть предстоит принять Думе следующего созыва.
В сфере аграрного сектора работа парламентариев проходила в трех направлениях: регулирование земельных отношений ("Земельный кодекс", закон "О плате за землю"), развитие нормальной базы для различных организационно-правовых форм в аграрном секторе( законы "О сельскохозяйственной кооперации", "О фермерском хозяйстве"), формирование системы государственного регулирования аграрно-промышленного комплекса( бюджет). Я думаю, что для России немаловажно принятие законов именно в аграрной сфере, т.к. большую часть населения составляет крестьянство.
В начале работы Думы в планах комитета по бюджету предусматривалась разработка Банковского Кодекса, но этого так и не произошло. Закон "О рынке ценных бумаг" был принят Госдумой, но отклонен Президентом.
Важной задачей в работе Госдумы является принятие федерального бюджета. Его утверждение каждый год вызывало большое количество разногласий, сам бюджет принимался с опозданием, для его принятия создавались специальные согласительные комиссии. куда входили представители Госдумы, Правительства, Совета Федерации.
«За два года работы V Госдуме пришлось трижды принимать бюджет, соответственно за 1994, 1995 и 1996 гг. Первый из них рассматривался со значительной задержкой, а последний был утвержден до окончания 1995 года.
Несмотря на разногласия между фракциями, а также между Думой и Правительством, сама технология бюджетного процесса за два года приобрела большую конструктивность. Порядок принятия бюджета регулировался не общим регламентом, а законом "О порядке рассмотрения Федерального Бюджета на 199... год". Вместо трех чтений, здесь присутствовало 4. В первом обсуждалась общая концепция. а в последующих - уже детальные вопросы. Против бюджета обычно голосовало "Яблоко" (все годы), ЛДПР(1994 г.), КПРФ(1995 г.), но во всех трех случаях бюджет принимался.
Итак,
Дума приняла 335 законов, из них 240 подписано
Президентом, 31 отклонен им, 35 - Советом
Федерации. Еще 45 находятся на рассмотрении.
По словам парламентариев, за два года
была создана правовая база, гарантирующая
стабильность общества, укрепление всех
сторон его жизни.»13
Полномочия
Госдумы Российской
Федерации.
Статус
Думы отражен в Конституции
«В сфере законодательства статья 103 Основного Закона страны относит к ведению Госдумы следующие полномочия: выражения согласия президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства РФ, решение вопроса о доверии Правительству РФ, назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центробанка РФ, назначение на должность и освобождение от должности Председателя счетной палаты и половины состава ее аудиторов, назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом, объявлении амнистии, выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.»14
При этом полномочия Федерального собрания разделены между двумя его палатами. Следует заметить, что весьма важными полномочиями обладает именно Совет Федерации, утверждающий ряд решений Госдумы, например, законы о федеральном бюджете, федеральных налогах и сборах, финансовом, кредитном и валютном регулировании, денежной эмиссии, ратификации международных договоров и т.д.
Многие считают, что Дума - орган бессильный и не авторитетный, т.к. после трехкратного отклонения депутатами представленных кандидатур на должность Председателя правительства Президент сам назначает премьера и распускает Думу, назначая новые выборы. Но в действительности первые месяцы работы V Госдумы опровергли определение об отсутствии авторитета, т.к. Дума оказалась весьма работоспособным органом, имеющим возможности воздействия на ситуацию в обществе и выступающим как достаточно автономная государственная и политическая структура. Время пришло перейти непосредственно к законодательной работе V Государственной Думы Российской Федерации.
Структура
и статус Госдумы.
С принятием 27 марта 1994 года Регламента Государственной Думы и в мае закона «О статусе депутата» период организационного становления Думы завершился. На сегодняшний день Дума располагает полным пакетом правовых актов, регулирующих работу одной из палат Федерального Собрания Российской Федерации.
«Регламентом предусматривается, что Дума ежегодно собирается на весеннюю (12.01-20.07) и осеннюю (1.10-25.12) сессии. При принятии регламента возник спор об общем числе депутатов, что было необходимо для наличия кворума. 444 или 450? После горячих перепалок президентом было установлено, что общее число депутатов составляет 450 человек. За весь период работы V Думы в Регламент было внесено 7 поправок.
В первые дни работы Дума приняла решение предоставить официальный статус фракциям, созданным на основе избирательных объединений, прошедших в Думу по общефедеральному округу (независимо от численности) и группам, насчитывающим не менее 35 депутатов. Каждый депутат вправе состоять не более чем в одной фракции или группе.
В V Думе были созданы и 13 января официально зарегистрированы 8 фракций и одна депутатская группа - "Новая региональная политика". Тем не менее, фактическими субъектами парламентской деятельности выступали и более малочисленные группы, не собравшие в своих рядах 35 членов, например "Российский путь" и "Союз 12 декабря". В апреле "Союз 12 декабря" преодолел указанный регламентом барьер и получил статус депутатской группы. В зарегистрированных и незарегистрированных группах состояли 434 из 449 депутатов. Весной 1995 года образовались еще 2 депутатские группы: "Россия" и "Стабильность".»15