Государственная Дума в 1993-2000 годах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2011 в 00:50, реферат

Описание

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации действует исторически еще не большой срок. Однако и первое десятилетие ее деятельности уже ясно свидетельствует: современный российский парламентаризм последовательно и плодотворно продолжает лучшие традиции российской представительной власти, заложенные в начале ХХ века.

Содержание

1) Введение………………………………………………………………………...…2
2) Глава І «Государственная Дума (1993-1995)»
• Предвыборная компания и собственно выборы………………………....3-4
• Программы некоторых партий…………………………………………....5-7
• Законодательная работа V Госдумы…………………………………….8-11
• Полномочия ГД РФ…………………………………………………………12
• Структура и статус ГД…………………………………………………..13-15
3) Глава ІІ «Государственная Дума (1996-1999)»
• Формирование, состав и структура……………………..……………...16-18
• Основные итоги деятельности………………………………………….19-20
4) Глава ІІІ «Государственная Дума (1999-2003)»
• Формирование, состав и структура…………………………………….21-23
• Основные итоги деятельности………………………………………….24-25
5) Схема Государственной Думы………………………………………………….26
6) Заключение………………………………………………………………..……..27
7) Список использованной литературы…………...………………………………28

Работа состоит из  1 файл

рЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ.doc

— 267.50 Кб (Скачать документ)

    «Фракционный список V Думы, после утверждения на пленарном заседании в мае, выглядел следующим образом: АПР-57, "Выбор России" - 73, ДПР - 15, КПРФ - 45, ЛДПР - 57, ПРЕС - 30, "Женщины России" - 23, "Яблоко" - 28, группы "Новая региональная политика" - 66 и "Либерально-демократический союз 12 декабря" - 35. Данный списочный состав не носит жесткого характера: депутату в начале каждой сессии предоставляется возможность согласно своим убеждениям изменить фракционную принадлежность.»16

    «Немаловажно, что при формировании организационных структур Председателя Думы, пяти заместителей председателя Думы, комитетов и комиссий депутаты пошли по пути пропорционального представительства всех фракций и групп. Председателем был избран И.П. Рыбкин (АПР), а его заместители: Митюков ("Выбор России"), Селезнев (КПРФ), Федулова ("Женщины России"), Венгеровский (ЛДПР), Чиненгаров (НРП). Таким образом, в руководство Госдумы вошли представители всех наиболее крупных фракций или депутатских групп. Избрание Рыбкина на пост спикера Госдумы отразило существующий в ней расклад политических сил - небольшой перевес в сторону оппозиции. Часть прессы считала, что, будучи представителем АПР, Рыбкин будет представлять, прежде всего, интересы своего блока, но он ставил корпоративные интересы Думы как института выше своих идеологических пристрастий.»17

     На  основе фракционного представительства  создан рабочий орган Госдумы - Совет Думы. В него вошли Председатель Думы, руководители 8 фракций и двух депутатских групп. Так как добиться согласия всех депутатов в ходе пленарных заседаний практически невозможно, то работа над законопроектом начинается именно в комитетах и ведется там, на многопартийной основе.

     «В Думе создано 23 комитета - от Комитета по законодательству, судебно-правовой реформе до комитетов по организационной работе Думы или вопросам геополитики.

    Сессия  Государственной Думы включает в  себя проведение пленарных заседаний палаты, заседаний Совета Государственной Думы, заседание ее комитетов и комиссий, парламентских слушаний, работу депутатов во фракциях, депутатских группах, комитетах. Пленарные заседания Думы собираются еженедельно, в среду и в пятницу, комитеты заседают в понедельник и в четверг. Вторник отводится для работы депутатов во фракциях и комитетах, также как и для парламентских слушаний. Каждая последняя неделя месяца отводится для работы депутата с избирателями.

    Согласно  Регламенту, законодательная инициатива осуществляется в форме внесения проектов новых законов и проектов законов о внесении изменений в действующие законы РФ. Проект закона, подготовленный комитетом к рассмотрению Государственной Думой, направляются ответственным комитетом в Совет Думы для внесения его на рассмотрения всего состава Думы. Совет Думы вносит проект закона в календарь рассмотрения. Одновременно законопроект отправляется Советом Думы в комитеты палаты, субъектам РФ, в Совет Федерации, Президенту и Правительству РФ, если законопроект не является их инициативой. Аппарат Думы направляет текст законопроекта депутатам для ознакомления. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Дума может решить: принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний, отклонить законопроект или просто принять закон.

    Федеральный закон принимается Думой большинством голосов, согласно регламенту. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен не меньше чем 2/3 от общего числа депутатов Госдумы.»18

    Интересно заметить, что ни одно заседание V Государственной Думы не было сорвано из-за отсутствия кворума, однако число регистрирующихся в зале депутатов нередко достигало критической цифры 225. Это стало причиной того. что провалились многие принципиальные решения.

    В практику V Думы стали активно входить  открытые парламентские слушания, цель которых обозначить какую-то тему и обсудить ее с возможно большим участием различных заинтересованных сторон. Уже за первую сессию состоялось свыше 60 подобных мероприятий.

    Этой  же задаче способствует ставший еженедельным в Думе "правительственный час"; за год в Думе побывали первые лица практически всех министерств и ведомств. Эта форма заседаний превратилась из отчетов исполнительных ведомств в диалог властей - исполнительной и законодательной, что я считаю немаловажной для продуктивной работы Госдумы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА ІІ «Государственная Дума 1996 – 1999 гг.)». 

1. Формирование, состав  и структура. 

     В выборах 1995 года активно участвовали 69 избирательных объединений (блоков), из которых в итоге 43 были зарегистрированы Центральной избирательной комиссией Российской Федерации для участия в выборах. От этих избирательных объединений (блоков) в выборах по единому федеральному избирательному округу баллотировались 5700 кандидатов на 225 депутатских мандатов. На выборах в одномандатных округах на 225 мест в Государственной Думе претендовали свыше 2600 зарегистрированных кандидатов в депутаты.

     «Высокой оказалась и активность избирателей. В выборах участвовали более 69,5 миллиона граждан, или 64,7 процента от общего числа избирателей. По сравнению с выборами 1993 года число избирателей, пришедших на избирательные участки в день голосования 17 декабря 1995 года, увеличилось на 11 миллионов человек.

     Выборы  состоялись во всех избирательных округах.

     Пятипроцентный  барьер смогли преодолеть четыре избирательных  объединения: «Коммунистическая партия Российской Федерации» (КПРФ), «Наш дом  – Россия» (НДР), «Либерально - демократическая  партия России» (ЛДПР) и « ЯБЛОКО».

Итоги выборов

Наименование  избирательных объединений (блоков) Число депутатских мандатов,
полученных по итогам голосования за федеральные списки кандидатов полученных по итогам выборов в одномандатных округах Всего
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ      99      58 157
Всероссийское общественно–политическое движение «НАШ ДОМ – РОССИЯ»       45      10 55
ЛИБЕРАЛЬНО–ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ  ПАРТИЯ РОССИИ (ЛДПР)      50      1 51
Общественное  объединение «ЯБЛОКО»      31      14 45
Другие  объединения (блоки)      -      65 65
Депутаты  из числа кандидатов, выдвинутых избирателями      -      77 77
     ВСЕГО:      225      225 450

     В Думу второго созыва были избраны 46 женщин. Их представительство по сравнению  с Думой первого созыва сократилось  с 13 до 10 процентов. В депутатском корпусе были представлены все возрастные категории: на момент избрания 11 депутатов были моложе 30 лет, а возраст 44 депутатов превысил 60 лет. В то же время, подавляющее большинство депутатского корпуса было в возрасте от 30 до 60 лет. Средний возраст депутатов составил 47 лет.

     Самую многочисленную профессиональную группу составили 275 депутатов, имевших предыдущий опыт парламентской деятельности в  органах законодательной и представительной власти всех уровней.

     Объединения-победители образовали парламентские фракции. Согласно Регламенту Государственной Думы таким правом наделены все преодолевшие на выборах пятипроцентный барьер по федеральному избирательному округу. Депутаты, не вошедшие во фракции, были вправе образовать и зарегистрировать депутатские группы при условии, что их численность составляет не менее 35 человек. В итоге сложились следующие депутатские объединения:

Депутатские объединения
Депутатские объединения  Число депутатов 
Фракция КПРФ 146
Фракция НДР  66
Фракция ЛДПР 51
Фракция « ЯБЛОКО»  46
Депутатская группа « Российские регионы» 43
Депутатская группа « Народовластие» 38
Аграрная  депутатская группа 36
Депутаты, не состоящие в депутатских объединениях 22

     Председателем Государственной Думы был избран депутат Г.Н.Селезнев (фракция КПРФ).

В Думе первого созыва были образованы 23 комитета и Мандатная комиссия, на правах комитета. Депутаты Думы второго созыва приняли решение о создании пяти новых комитетов:

     Комитета  по делам ветеранов;

     Комитета  по конверсии и наукоемким технологиям;

     Комитета  по проблемам Севера;

     Комитета  по культуре;

     Комитета  по туризму и спорту.

В итоге  в Государственной Думе второго созыва были созданы 28 комитетов и Мандатная комиссия.»19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Основные итоги  деятельности. 

 «Депутатам второго созыва от Думы первого созыва в наследство досталось около 500 законопроектов, находившихся на разных стадиях рассмотрения. В связи с этим была образована специальная комиссия, обеспечившая преемственность в законотворчестве.

     «Дума второго созыва приняла 1036 законов, из них 749 - вступили в силу.

     Среди них федеральные конституционные законы:

     «О  судебной системе Российской Федерации»,

     «О  Правительстве Российской Федерации»,

     «Об Уполномоченном по правам человека в  Российской Федерации»,

     «О  военных судах Российской Федерации».

     Вступили в силу крупные кодифицированные акты:

     вторая  часть Гражданского кодекса,

     первая часть Налогового кодекса,

     Бюджетный кодекс,

     Уголовный кодекс,

     Уголовно-исполнительный кодекс,

     Лесной  кодекс,

     Воздушный кодекс,

     Градостроительный кодекс.

     Кодекс  торгового мореплавания,

     Большое значение для страны имело принятие ряда федеральных законов.

     В сфере государственного строительства – это законы:

     О порядке принятия и вступления в  силу поправок к Конституции Российской Федерации»,

     «О  принципах и порядке разграничения  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»,

     «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации».

     В сфере обороны и безопасности:

     «Об обороне»,

     «О  статусе военнослужащих»,

     «О  военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».

Информация о работе Государственная Дума в 1993-2000 годах