Государственное развитие Японии в 19-20 веках.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:41, реферат

Описание

На сегодняшний день Япония представляет собой мощное, развитое государство, на развитие которого повлияли бурные и интересные исторические события. С помощью исследования можно проследить изменения, преобразования в политической, общественной, религиозной, экономической и законодательной сферах, которые происходили в стране на протяжении XIX - XX веков. Это всё является фундаментом государственного развития Японии в XXI веке. Также это позволяет понять сегодняшние пути развития страны, её взаимоотношения с другими государствами. В этом и заключается актуальность темы курсовой работы

Содержание

Введение
«Реставрация Мэйдзи».
Государственное развитие Японии в конце XIX века.
2.1.Разработка и принятие Конституции 1889 года.
2.2.Общая характеристика Конституции Японии 1889 года.
2.3.Государство Япония после принятия конституции.
Конституция 1947 года и её политико-правовые последствия.
3.1.Причины принятия конституции.
3.2.Особенности государственного развития.
3.3.Установление суверенитета Японии.
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Юридический факультет.docx

— 73.41 Кб (Скачать документ)

Юридический факультет

 

Кафедра теории и истории государства  и права

 

Курсовая  работа

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЯПОНИИ В XIX - XX ВЕКАХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение

  1. «Реставрация Мэйдзи».
  2. Государственное развитие Японии в конце XIX века.

2.1.Разработка и принятие Конституции  1889 года.

2.2.Общая характеристика Конституции  Японии 1889 года.

2.3.Государство Япония после  принятия конституции.

  1. Конституция 1947 года и её политико-правовые последствия.

3.1.Причины  принятия  конституции.

3.2.Особенности государственного  развития.

3.3.Установление суверенитета Японии.

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На сегодняшний день Япония представляет собой мощное, развитое государство, на развитие которого повлияли бурные и интересные исторические события. С помощью исследования можно  проследить изменения, преобразования в политической, общественной, религиозной, экономической и законодательной  сферах, которые происходили в  стране на протяжении XIX  - XX  веков. Это всё является фундаментом государственного развития Японии в XXI веке. Также это позволяет понять сегодняшние пути развития страны, её взаимоотношения с другими государствами. В этом и заключается актуальность темы курсовой работы.

Объектом исследования является само государственное развитие Японии в  XIX  - XX  века.

Предметом является государственный  и общественный строй, внешняя и  внутренняя политика страны, государственные  органы, конституционно-правовые институты.

Цель исследования: увидеть как  развивалось  японское государство  на протяжении XIX  - XX  веков; какие изменения претерпела государственная и законодательная система; какие пути развития получила внешняя и внутренняя политика, какие нововведения произошли в правовой сфере, как осуществлялась власть, какие изменения были в правовом положении народа.

Задачи: объяснить причины государственных  изменений в начале XIX века; дать оценку развития Японии в конце XIX века; дать характеристику Конституции японского государства 1889 г.; выявить изменения в государстве после принятия конституции; установить особенности государственного развития в XX веке; определить причины принятия Конституции 1947 г.

Методы исследования разнообразны. К ним относятся и исторический, и сравнительный, и метод анализа  и оценки.

В теоретической базе курсовой работы была использована учебная литература таких авторов, как Яновский, Крашенинникова, Кредер, Якубовский и др., которые очень подробно, познавательно и интересно описали исторические события, происходившие в XIX  - XX  веках в Японии.

Курсовая работа включает: титульный  лист, содержание, введение, 3 раздела, 2 и 3 из которых содержит по 3 подраздела, заключение и список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 «Реставрация Мэйдзи»

 

Япония до XIX в. была феодальной страной, процессы развития которой были в значительной мере заторможены политикой "самоизоляции" прежде всего от "западных варваров". В государственно-правовом отношении Япония формально являлась централизованной монархией. Вся страна была поделена между 280 крупными феодалами (дайме), находившимися в зависимости от феодального дома Токугава. Каждый дайме в своём владении обладал всей полнотой административной и судебной власти. Общественный строй состоял из: кугэ (придворная знать), букэ (воины), чоонин (горожане) и фермеры.

Высший слой феодальных князей делился на 2 категории: фудай-даймё, занимавших все административные посты при сегуне, в том числе и в его правительстве "бакуфу", и тодзама-даймё - "внешние" князья, отстраненные от дел управления.[5, с.152] К высшему слою самурайского сословия принадлежала и придворная  аристократия (кугэ), полностью зависимая от сёгунской администрации, получавшая от нее "рисовые пайки". За счет "рисовых пайков" жила и основная масса служилого военного самурайства, входящая в армию сёгуна или того или иного даймё. Исключительно самурайским занятием была военная служба. В XVIII в., следствием развития товарно-денежных отношений стало разложение самурайского сословия. В результате чего сложилась категория людей, лишенных собственных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу.

Первая половина XIX в. характеризовалась  почти непрерывными  массовыми  восстаниями японского крестьянства. Только в 1833 г. в различных районах Японии произошло 30 крестьянских восстаний.   Восставшие боролись за ликвидацию феодального гнета. Все чаще происходили волнения в городах.  Нередко поводом к ним были недостаток риса или резкое повышение цен на него в результате  спекулятивных махинаций оптовых купцов и властей. В 1837 г. в Осака  вспыхнуло восстание, возглавленное Хэйхатиро  Осио.  Из воззвания Осио к народу явствовало, что он ставил себе более широкие задачи, чем только раздача нуждающимся рисовых запасов богатых купцов. Оставаясь по существу на феодальных позициях, он тем не менее выражал сочувствие бедствующим народным массам. И это было показательно для настроений низших слоев самурайства.[6, с.162]

Проявившееся  в   ходе осакского восстания стремление  объединить  городские низы  и крестьянство показывало, что антифеодальная борьба народных  масс  поднималась на  более высокую ступень. Выступления против крупной торгово-ростовщической буржуазии, находящейся под непосредственной опекой сёгуната, прокатились по всей стране. Они явились дополнением к крестьянскому движению, направленному непосредственно против феодалов.

Глубокий кризис феодальных отношений  и обострение классовой борьбы сильно поколебали престиж режима Токугава. Наряду с антифеодальными выступлениями народных масс к концу первой половины XIX столетия активизируется и феодальная оппозиция – противники Токугава. Она ставила своей целью свержение сёгуната и замену его какой-либо другой формой феодального господства. Поэтому оппозиция выступила под лозунгом борьбы за реставрацию императорской власти.

Одним из проявлений политического  кризиса токугавского режима была ставшая очевидной несостоятельность политики "закрытия" страны. Социально-экономическая и военная отсталость феодальной Японии не позволяла ей воспрепятствовать попыткам капиталистических держав силой открыть двери страны. Постоянные колебания токугавского правительства, свидетельствовавшие о его слабости, препятствовали принятию четких решений по вопросам внешней политики. Правительство сознавало невозможность продолжать политику изоляции Японии от внешнего мира. Но оно в то же время опасалось, что отказ от этой политики нанесет новый удар ослабевшему режиму.[6, с.162]

Пятнадцатилетний  период, предшествовавший революции  1867 г. проходил под знаком все возраставшего нажима на Японию со стороны капиталистических держав. США и европейские державы воспользовались ситуацией и стали силой навязывать Японии неравноправные договоры, угрожающие превращению страны Восходящего солнца в колонию. Правительство сёгуна подчинилось силе и приняло американские условия.31 марта 1854 г. в Канагава был подписан первый японо-американский договор, по которому для американской торговли открылись порты Симода и Хакодатэ. Вслед за договором с США Япония за короткий промежуток времени заключила аналогичные с Англией, Голландией, Россией и рядом других государств. Неравноправные  договоры означали  насильственное "открытие" Японии иностранными колонизаторами, которое привело в стране к дальнейшему ухудшению положения большинства народа. Феодальные соперники токугавского дома и поддерживающее их самурайство объявили сёгуна предателем. Буржуазия раскололась на два лагеря: тех, кто приветствовал открытие портов, поддерживая при этом сёгун, и тех, кто защищал политику изоляции, поддерживая феодальную оппозицию. Оппозиция самурайства носила ярко выраженный антииностранный характер. В 1858 г. были подписаны новые договоры с иностранными державами, согласно которым иностранцы приобретали право торговли и экстерриториальности. Кроме того, Япония потеряла права таможенной автономии. Все эти факторы ставили страну в зависимое положение.

С начала 60-х годов в Японии наблюдается  дальнейшее обострение политического  кризиса. В различных районах  страны усилились стихийные выступления  против иностранцев. Правительство Токугава лихорадочно металось в поисках путей спасения феодального строя. Токугава рассчитывал при помощи иностранцев раздавить внутреннюю оппозицию, упрочить свой феодальный режим. Все это отнюдь не способствовало стабилизации внутренней обстановки в стране.[6, с.169] В августе 1863 г. крупнейшие кланы Сацума, Тесю и Тоса ввели в столицу Киото войска. В сентябре 1863 г. находившиеся в Киото самурайские отряды Тесю пытались захватить императора, чтобы заставить его официально объявить войну иностранцам и сёгунату. К июлю 1866 г. была сформирована коалиция княжеств Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзэн против правительства сёгуната Токугава при финансовой поддержке Мицуи и других финансовых домов. После смерти императора Комей в 1867 г. на престол взошел 15-летний Муцухито, взявший, по японской традиции, новое имя Мейдзи. Появившаяся в городах разночинная интеллигенция в известной мере выступала носительницей буржуазной идеологии. Эта была разночинная по своему составу и пестрая по происхождению прослойка. Часть ее — это выходцы из самурайских рядов (ронины), а часть происходила из буржуазных семей. [6, с.170]

 Лидеры антисёгунской коалиции составили меморандум от имени нового императора с требованием к сёгуну немедленно вернуть власть императору, аннулировав полномочия совета регентов и другие основополагающие для прежних порядков институты, а также отчитаться в своих злодеяниях. 14 октября 1867 года сёгун Кэйки объявил о сложении с себя полномочий сёгуна. Политический переворот был дополнен и дворцовым. 8-9 декабря прошло совещание кугэ и чиновничества, на котором были выработаны принципы нового государственного порядка. Императорский манифест от 9 декабря 1867 г. извещал подданных о переходе всей полноты власти к микадо и о новом политическом курсе. В нём говорилось:

  1. утверждалось возвращение сёгуном власти;
  2. упразднялись посты регентов, главного советника и институт бакуфу;
  3. провозглашался новый политический курс: «Основываясь на принципах, установленных императором Дзимму при образовании нашей страны, - весь народ, гражданские и военные, высшие и низшие, будет участвовать в общественном обсуждении, все должны одинаково делить радости и горести жизни».

С падением сёгуната была разрушена вся традиционная, многовековая военно-государственная система, началась модернизация государственного строя Японии. 6 апреля 1868 года императором Мэйдзи обнародовано клятвенное обещание, определившее главные направления внешней и внутренней политики страны второй половины XIX века:

  «1. Будет  создано широкое собрание, и все  государственные дела будут решаться  в соответствии с общественным  мнением.

2.  Все  люди, как правители, так и управляемые,  должны единодушно посвятить себя преуспеванию нации.

3.  Всем  военным и гражданским чинам  и всему простому народу будет позволено осуществлять свои собственные стремления, и развивать свою деятельность.

4. Все  плохие обычаи прошлого будут  упразднены; будут соблюдаться правосудие и беспристрастность, как они понимаются всеми.

5.  Знания  будут заимствоваться во всем  мире, и таким путем основы  империи будут упрочены». [4, с.265]

Преобразования охватили важнейшие  сферы общественной жизни, учитывая соответствующий опыт европейцев и  североамериканцев. Эти реформы  носили умеренный характер. Прежде всего, была ликвидирована раздробленность  страны, разделение её на отдельные  княжества, которые заменили префектурами и столичными округами. Всего насчитывалось 72 кэн (префектур) и 3 фу (столичных округов). Осуществление верховной власти в префектурах стало входить уже в компетенцию правительственных чиновников. В 1878 г. в городских и сельских округах было учреждено всесословное самоуправление в виде объединенных собраний, участие в которых определялось высоким имущественным цензом.

В 1872 г. количество сословий было уменьшено до трех: кадзоку - титулованная аристократия, сидзоку - бывшее военно-служилое дворянство и хэймин - простой народ. Все сословия были формально уравнены в правах. Но самурайство не потеряло своего привилегированного положения. Крестьяне и горожане получали право иметь фамилию.

В 1872 – 1873 гг. была проведена аграрная реформа. Реформа, закрепила новые поземельные отношения, привела к ликвидации феодальных прав на землю. Земля превратилась в отчуждаемую капиталистическую собственность, облагаемую единым поземельным налогом в пользу государственной казны. Были отменены запреты на продажу и куплю земель. Право собственности на заложенную землю было признано за теми, кому эта земля была заложена. У крестьян была изъята и общинная земля — луга, леса, пустоши.[5, с. 156] Владельцам земли стали выдавать особые удостоверения (тикэн) о правах на землю. Благодаря этому значительная масса помещиков, ранее пользовавшихся землей на вассальных от дайме правах, приобрели реальное право собтственности; это же коснулось и мелких самостоятельных крестьян-арендаторов. Князьям была установлена высокая пенсия, равная 10% условного валового годового земельного дохода. Затем она была капитализирована и князья получили денежную компенсацию за землю в виде правительственных процентных облигаций. Был установлен единый поземельный налог, составивший 3% от стоимости земли.

Информация о работе Государственное развитие Японии в 19-20 веках.