Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:41, реферат
На сегодняшний день Япония представляет собой мощное, развитое государство, на развитие которого повлияли бурные и интересные исторические события. С помощью исследования можно проследить изменения, преобразования в политической, общественной, религиозной, экономической и законодательной сферах, которые происходили в стране на протяжении XIX - XX веков. Это всё является фундаментом государственного развития Японии в XXI веке. Также это позволяет понять сегодняшние пути развития страны, её взаимоотношения с другими государствами. В этом и заключается актуальность темы курсовой работы
Введение
«Реставрация Мэйдзи».
Государственное развитие Японии в конце XIX века.
2.1.Разработка и принятие Конституции 1889 года.
2.2.Общая характеристика Конституции Японии 1889 года.
2.3.Государство Япония после принятия конституции.
Конституция 1947 года и её политико-правовые последствия.
3.1.Причины принятия конституции.
3.2.Особенности государственного развития.
3.3.Установление суверенитета Японии.
Заключение
Список используемой литературы
Японский парламент — двухпалатный орган, состоящий из палаты представителей и палаты советников. Первая (нижняя) палата переизбирается целиком каждые 4 года, но может быть распущена досрочно. Срок полномочий членов палаты советников (верхней) — 6 лет, с переизбранием через каждые 3 года половины из них. Обе палаты создаются на основе всеобщих и прямых выборов при сохранении относительно высокого возрастного ценза (активное избирательное право предоставляется японским гражданам с 20 лет, пассивное — с 25 лет в нижнюю и с 30 лет — в верхнюю палату), ценза оседлости, а также требования внесения залога кандидатом в депутаты.[4, с. 440] Формальное ограничение полномочий верхней палаты по сравнению с нижней не снижает большой значимости палаты советников в обеспечении политической стабильности в стране. Верхняя палата может быть наделена особыми полномочиями при роспуске нижней палаты, во время созыва ее чрезвычайной сессии, "если это крайне необходимо в интересах страны".
Главным звеном государственного аппарата, обладающим полнотой властных полномочий, является японское правительство (кабинет министров) и его премьер-министр. Премьер-министр от имени Кабинета выступает в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета, руководит всеми звеньями исполнительной власти и контролирует их. Парламент избирает главу Кабинета министров, высшего исполнительного органа власти. Им становится лидер победившей на выборах партии. Премьер-министр назначает Кабинет министров, который ответственен перед парламентом и в силу этого должен уходить в отставку в случае выражения ему недоверия. Он, однако, может воспользоваться альтернативной мерой — распустить палату представителей и назначить новые выборы. Премьер-министр обладает законодательной инициативой. Это право даёт ему возможность в условиях длительного монопольного господства одной партии в значительной мере определять законодательную деятельность парламента. Конституция предусматривает весьма обширный список полномочий и самого Кабинета: проведение законов в жизнь, руководство внешней политикой, заключение международных договоров, организация и руководство гражданской службой и пр.
Принцип разделения властей, система "сдержек и противовесов", особенно отчетливо проступает в японской Конституции и в процедуре импичмента, которая может быть применена в отношении судей, и в полномочиях судов решать вопрос о конституционности любого закона парламента или указа исполнительной власти. Организации и деятельности судов уделено значительное внимание. Во главу судебной системы Японии поставлен Верховный Суд, состоящий из Главного судьи и установленного законом числа судей. Все судьи назначаются Кабинетом, Главный судья — императором по представлению Кабинета. Судьи независимы, действуют "согласно голосу своей совести" (ст. 76) и подчиняются только закону. Исполнительные органы не должны вмешиваться в деятельность судей. Общегражданские суды распространяют свою компетенцию и на представителей исполнительной власти.
Конституция впервые в истории Японии закрепила также автономию местных органов управления. Они приобрели право в пределах своей компетенции издавать постановления, взимать налоги, управлять своим имуществом и делами. Районные административные бюро были ликвидированы вместе с Министерством внутренних дел. Губернаторы префектур, мэры городов и деревенские старосты должны избираться на основе всеобщего избирательного права. Губернатором может стать гражданин, достигший 30 лет, мэром и старостой — 35 лет. В 1960 г. было создано Министерство по делам местного самоуправления, которое наделено было вместе с другими центральными министерствами и ведомствами правом давать "советы", оказывать "техническое содействие" местным органам, инспектировать их и пр. Координация деятельности центральных и местных органов возлагалась на это министерство.
Конституция также содержит широкий перечень демократических прав и свобод. К ним относятся "право на жизнь, свободу и стремление к счастью'' (ст. 13). К числу этих прав отнесено и равенство перед законом, подкрепляемое запрещением всех видов дискриминации, запрещением "пэрства и прочих аристократических институтов, всяческих привилегий" (ст. 14). Также провозглашено право "избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности" (ст. 15), свободу "мысли и совести" (ст. 19), свободы собраний, слова, печати. В качестве главных гарантий свобод граждан закреплены демократические принципы уголовного права и процесса: право на разбирательство "дела в суде" (ст. 32), право на адвоката (ст. 37), запрещение произвольных арестов (ст. 33), обысков (ст. 55), применения пыток (ст. 36) и пр.[4, с. 442]
Японская Конституция
3.3 Установление суверенитета Японии
После принятия Конституции 1947 г. перед японским государством встали две главные задачи. Первая, внешнеполитическая задача, — упорядочение отношений с оккупационными американскими властями, конечной целью которого должно было стать утверждение государственного суверенитета, ликвидация всех его ограничений. И вторая задача — восстановление и развитие японской экономики, опоры сильного и независимого, политически стабильного государства, с четкой социальной ориентацией.
В 1951 г. в Сан-Францисско состоялась конференция, в которой участвовало 52 страны. На ней был подписан мирный договор - Сан-Францисский мирный договор между США и Японией, а также "договор безопасности", который вступил в силу в 1952 г. вместе со специальным Административным соглашением.[8, с. 635] На основании этих документов были формально отменены все ограничения национального суверенитета Японии, в том числе право оккупационных властей санкционировать принятые японским парламентом законы и бюджет. Американо-японский договор давал США право размещать свои наземные, воздушные и морские силы в Японии, а также предусматривал использование американских вооруженных сил для подавления "крупных внутренних бунтов и беспорядков в Японии". При этом специально оговаривалось, что Япония будет "все в большей мере принимать на себя "ответственность за собственную оборону". Так открывался путь к восстановлению военной силы страны. На основе специального Административного соглашения американские войска, которые получали название "гарнизонных войск", остались в Японии. "Гарнизонные войска" США были изъяты из-под действия японских законов, получали льготы на пользование железнодорожным транспортом, телефонными и телеграфными средствами связи и пр. Только в 1953 г. японские власти "отвоевали" право привлекать в ограниченном числе случаев американских солдат и офицеров, совершивших преступление, к уголовной ответственности.
Государство вновь начало принимать непосредственное участие в развитии военного производства. Укрепилось взаимодействие государства с "высшими органами" финансово-промышленного капитала, призванными устранять разногласия между отдельными предпринимательскими группами, вырабатывать основы политики в сфере экономики. Важным звеном непосредственного сотрудничества и совместной работы представителей крупного капитала и государственного аппарата становится Консультативный совет при премьер-министре по вопросам экономики.[4, с. 446]
В 1960 году был заключен новый договор "О взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности", фактически оформивший японо-американский военный союз. Этим договором предусматривались обязательства Японии усилить свой военный потенциал в целях "отражения общей безопасности", а также продлевался еще на 10 лет срок существования американских баз на японской территории. Впоследствии этот договор стал продлеваться автоматически. Новые положения договора о расширении экономического сотрудничества сопровождались изъятием старых статей, позволяющих США принимать участие в подавлении "крупных беспорядков". "Охрана мира и независимости страны, обеспечение ее национальной безопасности" были возложены на Управление национальной обороны Японии. Правительство в 1952 г. принимает новый репрессивный Закон о предотвращении подрывной деятельности, предусматривающий уголовную ответственность за "внутренние восстания", "гражданские беспорядки" и подстрекательство к ним. Закон устанавливал также административно-правовые санкции в отношении "подрывных организаций", даже тех, "которые осуществляли подрывную деятельность в прошлом, а сейчас вызывают опасения, что повторят ее".
Были созданы два специальных органа: Управление по расследованию и Бюро общественной безопасности. Первый расследовал подрывную деятельность, второй — непосредственно применял "меры регулирования". Возрождение военной силы страны началось с формирования так называемого резервного полицейского корпуса в составе 75 000 человек, преобразованного в 1952 г. в "охранные войска". В 1952 г. был создан Комитет по планированию развития вооруженных сил. Качественно новый этап "оборонной политики Японии" обозначился в начале 80-х гг. Об этом свидетельствовал не только рост военных расходов, но и участие Японии в осуществлении американских военных программ, в расширении не только экспорта оружия, но и американской военной технологии. Вместе с формальной отменой ограничений национального суверенитета началось и окончательное оформление политической системы Японии, которое завершилось в середине 50-х гг. Произошло объединение левой и правой социалистических партий Японии, восстановлено единство Коммунистической партии.
В 1995 г. сложилась Либерально-демократическая партия, которая неизменно почти сорок лет стояла у власти. В области внутренней политики эта партия придерживалась курса на развитие демократии и "государства благоденствия", во внешней - на сотрудничество с США.[3, с. 98] Большую роль играют финансовые возможности ЛДП как правящей партии. Под лозунгом "Хозяйственного развития провинций" правительство выделяет средства местным органам власти, поддерживающим кандидатов ЛДП, а через организации с правом "особого юридического лица" финансирует своих непосредственных избирателей, представителей мелкого и среднего бизнеса, сельскохозяйственных предприятий, рыбаков, то есть тех, кому закрыты кредиты частных банков. Ведущие функционеры Либерально-демократической партии вместе с высшими чиновниками государственного аппарата, а также представителями крупного бизнеса представляют собой те крепко связанные круги правящей элиты, в руках которой и сконцентрирована вся государственная власть в стране. Однако кризис 70-х годов повлиял на дальнейшие пути развития Японии. Стали расти политические проблемы. ЛДП стала терять влияние. В 1993 году она раскололась. Началось перегруппировка политических сил. Поэтому в последние годы XX в. наблюдается неустойчивость японских правительств; в 1994 году их сменилось три. В отношениях с СССР Япония с 80-х годов стала ставить на первое место территориальную проблему. Она требовала возврата "северных территорий" - нескольких островов Южно-Курильской гряды.
Заключение
Япония прошла в XIX - XX веках очень сложный путь в своём государственном развитии. До середины XIX века страна представляла собой феодальное общество, изолированное от внешнего мира. Она формально являлась централизованной монархией. Во второй половине XIX века Япония оказалась в состоянии глубокого кризиса. Страну охватили массовые восстания крестьян, недовольства купцов и самураев, сепаратизм князей и т. д. В это время США и европейские державы навязали Японии неравноправные договоры и силой «открыли» страну. В такой обстановке произошла «реставрация Мэйдзи». В стране были проведены реформы, которые создали условия для развития капитализма и буржуазной государственности. Итогом этих реформ стала, принятая в 1889 году, Конституция на подобии. Прусской конституции 1850г.
С принятием
Основного закона Япония стала конституционной
монархией. По ней было принято также
ряд преобразований в политической,
законодательной, экономической и
др. сферах государства. Глава государства
по конституции имел законодательные,
административные и судебные полномочия.
Министры несли ответственность
только перед императором. Поэтому
правительственная власть в Японии
была поставлена в независимое положение
от парламента. В системе высших
органов исполнительной власти значительную
роль играл Тайный совет. Парламент
состоял из двух палат: палаты пэров
и палаты представителей. Палата представителей
находилась под контролем правительства,
которому принадлежало право законодательной
инициативы. Института "вотум недоверия"
правительству конституционное
право Японии не знало. Депутаты получили
право парламентской
Проводимая политика привела к фашизации государственного строя Японии в рамках Основного закона. В стране в период между двумя мировыми войнами была издана серия антиконституционных законов, которые обеспечивали фашизацию государственного строя. В конце XIX века был взят курс на создание японской колониальной империи военным путём. Япония одержала победу над Китаем и Россией, установила власть над Кореей, захватила германские владения на Дальнем Востоке и Тихом океане. Условия военного времени привели к деформации конституционного строя государства. В нём установилась военно-фашистская диктатура. Поэтому страну ограничили в сфере её влияния, но в целом это не повлияло на проводимую политику. Япония продолжала быть агрессивной и безрассудной в своих действиях, что привело к тяжёлым последствиям для страны. Она была оккупирована американцами, что и повлияло на дальнейшее государственно-правовое развитие.
Информация о работе Государственное развитие Японии в 19-20 веках.