Государственное развитие Японии в 19-20 веках.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:41, реферат

Описание

На сегодняшний день Япония представляет собой мощное, развитое государство, на развитие которого повлияли бурные и интересные исторические события. С помощью исследования можно проследить изменения, преобразования в политической, общественной, религиозной, экономической и законодательной сферах, которые происходили в стране на протяжении XIX - XX веков. Это всё является фундаментом государственного развития Японии в XXI веке. Также это позволяет понять сегодняшние пути развития страны, её взаимоотношения с другими государствами. В этом и заключается актуальность темы курсовой работы

Содержание

Введение
«Реставрация Мэйдзи».
Государственное развитие Японии в конце XIX века.
2.1.Разработка и принятие Конституции 1889 года.
2.2.Общая характеристика Конституции Японии 1889 года.
2.3.Государство Япония после принятия конституции.
Конституция 1947 года и её политико-правовые последствия.
3.1.Причины принятия конституции.
3.2.Особенности государственного развития.
3.3.Установление суверенитета Японии.
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Юридический факультет.docx

— 73.41 Кб (Скачать документ)

  Японский парламент — двухпалатный орган, состоящий из палаты представителей и палаты советников. Первая (нижняя) палата переизбирается целиком каждые 4 года, но может быть распущена досрочно. Срок полномочий членов палаты советников (верхней) — 6 лет, с переизбранием через каждые 3 года половины из них. Обе палаты создаются на основе всеобщих и прямых выборов при сохранении относительно высокого возрастного ценза (активное избирательное право предоставляется японским гражданам с 20 лет, пассивное — с 25 лет в нижнюю и с 30 лет — в верхнюю палату), ценза оседлости, а также требования внесения залога кандидатом в депутаты.[4, с. 440] Формальное ограничение полномочий верхней палаты по сравнению с нижней  не снижает большой значимости палаты советников в обеспечении политической стабильности в стране. Верхняя палата может быть наделена особыми полномочиями при роспуске нижней палаты, во время созыва ее чрезвычайной сессии, "если это крайне необходимо в интересах страны".

Главным звеном государственного аппарата, обладающим полнотой властных полномочий, является японское правительство (кабинет  министров) и его премьер-министр. Премьер-министр от имени Кабинета выступает в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета, руководит всеми звеньями исполнительной власти и контролирует их. Парламент избирает главу Кабинета министров, высшего исполнительного органа власти. Им становится лидер победившей на выборах партии. Премьер-министр назначает Кабинет министров, который ответственен перед парламентом и в силу этого должен уходить в отставку в случае выражения ему недоверия. Он, однако, может воспользоваться альтернативной мерой — распустить палату представителей и назначить новые выборы. Премьер-министр обладает законодательной инициативой.  Это право даёт ему возможность в условиях длительного монопольного господства одной партии  в значительной мере определять законодательную деятельность парламента. Конституция предусматривает весьма обширный список полномочий и самого Кабинета: проведение законов в жизнь, руководство внешней политикой, заключение международных договоров, организация и руководство гражданской службой и пр.

Принцип разделения властей, система "сдержек и противовесов", особенно отчетливо проступает в японской Конституции и в процедуре импичмента, которая может быть применена в отношении судей, и в полномочиях судов решать вопрос о конституционности любого закона парламента или указа исполнительной власти. Организации и деятельности судов уделено значительное внимание. Во главу судебной системы Японии поставлен Верховный Суд, состоящий из Главного судьи и установленного законом числа судей. Все судьи назначаются Кабинетом, Главный судья — императором по представлению Кабинета. Судьи независимы, действуют "согласно голосу своей совести" (ст. 76) и подчиняются только закону. Исполнительные органы не должны вмешиваться в деятельность судей. Общегражданские суды распространяют свою компетенцию и на представителей исполнительной власти.

Конституция впервые в истории  Японии закрепила также автономию местных органов управления. Они приобрели право в пределах своей компетенции издавать постановления, взимать налоги, управлять своим имуществом и делами. Районные административные бюро были ликвидированы вместе с Министерством внутренних дел. Губернаторы префектур, мэры городов и деревенские старосты должны избираться на основе всеобщего избирательного права. Губернатором может стать гражданин, достигший 30 лет, мэром и старостой — 35 лет. В 1960 г. было создано Министерство по делам местного самоуправления, которое наделено было вместе с другими центральными министерствами и ведомствами правом давать "советы", оказывать "техническое содействие" местным органам, инспектировать их и пр. Координация деятельности центральных и местных органов возлагалась на это министерство.

Конституция также содержит широкий  перечень демократических прав и свобод. К ним относятся "право на жизнь, свободу и стремление к счастью'' (ст. 13). К числу этих прав отнесено и равенство перед законом, подкрепляемое запрещением всех видов дискриминации, запрещением "пэрства и прочих аристократических институтов, всяческих привилегий" (ст. 14). Также провозглашено право "избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности" (ст. 15), свободу "мысли и совести" (ст. 19), свободы собраний, слова, печати. В качестве главных гарантий свобод граждан закреплены демократические принципы уголовного права и процесса: право на разбирательство "дела в суде" (ст. 32), право на адвоката (ст. 37), запрещение произвольных арестов (ст. 33), обысков (ст. 55), применения пыток (ст. 36) и пр.[4, с. 442]

Японская Конституция провозгласила  также в качестве важной социальной обязанности государства "прилагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здравия" (ст. 25). Была включена в Конституцию декларация об отказе Японии от войны (ст. 9), а также "от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров".

 

 

 

 

3.3 Установление суверенитета Японии

После принятия Конституции 1947 г. перед японским государством встали две главные задачи. Первая, внешнеполитическая задача, — упорядочение отношений с оккупационными американскими властями, конечной целью которого должно было стать утверждение государственного суверенитета, ликвидация всех его ограничений. И вторая задача — восстановление и развитие японской экономики, опоры сильного и независимого, политически стабильного государства, с четкой социальной ориентацией.

В 1951 г. в Сан-Францисско состоялась конференция, в которой участвовало 52 страны. На ней был подписан мирный договор - Сан-Францисский мирный договор между США и Японией, а также "договор безопасности", который вступил в силу в 1952 г. вместе со специальным Административным соглашением.[8, с. 635] На основании этих документов были формально отменены все ограничения национального суверенитета Японии, в том числе право оккупационных властей санкционировать принятые японским парламентом законы и бюджет. Американо-японский договор давал США право размещать свои наземные, воздушные и морские силы в Японии, а также предусматривал использование американских вооруженных сил для подавления "крупных внутренних бунтов и беспорядков в Японии". При этом специально оговаривалось, что Япония будет "все в большей мере принимать на себя "ответственность за собственную оборону". Так открывался путь к восстановлению военной силы страны. На основе специального Административного соглашения американские войска, которые получали название "гарнизонных войск",  остались в Японии. "Гарнизонные войска" США были изъяты из-под действия японских законов, получали льготы на пользование железнодорожным транспортом, телефонными и телеграфными средствами связи и пр. Только в 1953 г. японские власти "отвоевали" право привлекать в ограниченном числе случаев американских солдат и офицеров, совершивших преступление, к уголовной ответственности.

 Государство вновь начало  принимать непосредственное участие в развитии военного производства. Укрепилось взаимодействие государства с "высшими органами" финансово-промышленного капитала, призванными устранять разногласия между отдельными предпринимательскими группами, вырабатывать основы политики в сфере экономики. Важным звеном непосредственного сотрудничества и совместной работы представителей крупного капитала и государственного аппарата становится Консультативный совет при премьер-министре по вопросам экономики.[4, с. 446]

В 1960 году был заключен новый договор "О взаимном сотрудничестве и  гарантиях безопасности", фактически оформивший японо-американский военный союз. Этим договором предусматривались обязательства Японии усилить свой военный потенциал в целях "отражения общей безопасности", а также продлевался еще на 10 лет срок существования американских баз на японской территории. Впоследствии этот договор стал продлеваться автоматически. Новые положения договора о расширении экономического сотрудничества сопровождались изъятием старых статей, позволяющих США принимать участие в подавлении "крупных беспорядков". "Охрана мира и независимости страны, обеспечение ее национальной безопасности" были возложены на Управление национальной обороны Японии. Правительство в 1952 г. принимает новый репрессивный Закон о предотвращении подрывной деятельности, предусматривающий уголовную ответственность за "внутренние восстания", "гражданские беспорядки" и подстрекательство к ним. Закон устанавливал также административно-правовые санкции в отношении "подрывных организаций", даже тех, "которые осуществляли подрывную деятельность в прошлом, а сейчас вызывают опасения, что повторят ее".

Были созданы два специальных  органа: Управление по расследованию  и Бюро общественной безопасности. Первый расследовал подрывную деятельность, второй — непосредственно применял "меры регулирования". Возрождение военной силы страны началось с формирования так называемого резервного полицейского корпуса в составе 75 000 человек, преобразованного в 1952 г. в "охранные войска". В 1952 г. был создан Комитет по планированию развития вооруженных сил. Качественно новый этап "оборонной политики Японии" обозначился в начале 80-х гг. Об этом свидетельствовал не только рост военных расходов, но и участие Японии в осуществлении американских военных программ, в расширении не только экспорта оружия, но и американской военной технологии. Вместе с формальной отменой ограничений национального суверенитета началось и окончательное оформление политической системы Японии, которое завершилось в середине 50-х гг. Произошло объединение левой и правой социалистических партий Японии, восстановлено единство Коммунистической партии.

В 1995 г. сложилась Либерально-демократическая партия, которая неизменно почти сорок лет стояла у власти. В области внутренней политики эта партия придерживалась курса на развитие демократии и "государства благоденствия",  во внешней - на сотрудничество с США.[3, с. 98] Большую роль играют финансовые возможности ЛДП как правящей партии.  Под лозунгом "Хозяйственного развития провинций" правительство выделяет средства местным органам власти, поддерживающим кандидатов ЛДП, а через организации с правом "особого юридического лица" финансирует своих непосредственных избирателей, представителей мелкого и среднего бизнеса, сельскохозяйственных предприятий, рыбаков, то есть тех, кому закрыты кредиты частных банков. Ведущие функционеры Либерально-демократической партии вместе с высшими чиновниками государственного аппарата, а также представителями крупного бизнеса представляют собой те крепко связанные круги правящей элиты, в руках которой и сконцентрирована вся государственная власть в стране. Однако кризис 70-х годов повлиял на дальнейшие пути развития Японии. Стали расти политические проблемы. ЛДП стала терять влияние. В 1993 году она раскололась. Началось перегруппировка политических сил. Поэтому в последние годы XX в. наблюдается неустойчивость японских правительств; в 1994 году их сменилось три. В отношениях с СССР Япония с 80-х годов стала ставить на первое место территориальную проблему. Она требовала  возврата "северных территорий" - нескольких островов Южно-Курильской гряды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Япония прошла в XIX  - XX  веках очень сложный путь в своём государственном развитии. До середины XIX века страна представляла собой феодальное общество, изолированное от внешнего мира. Она формально являлась централизованной монархией. Во второй половине XIX века Япония оказалась в состоянии глубокого кризиса. Страну охватили массовые восстания крестьян, недовольства купцов и самураев, сепаратизм князей и т. д. В это время США и европейские державы навязали Японии неравноправные договоры и силой «открыли» страну. В такой обстановке произошла «реставрация Мэйдзи». В стране были проведены реформы, которые создали условия для развития капитализма и буржуазной государственности. Итогом этих реформ стала, принятая в 1889 году, Конституция на подобии. Прусской конституции 1850г.

С принятием  Основного закона Япония стала конституционной  монархией. По ней было принято также  ряд преобразований в политической, законодательной, экономической и  др. сферах государства. Глава государства  по конституции имел законодательные, административные и судебные полномочия. Министры несли ответственность  только перед императором. Поэтому  правительственная власть в Японии была поставлена в независимое положение  от парламента. В системе высших органов исполнительной власти значительную роль играл Тайный совет.  Парламент  состоял из двух палат: палаты пэров  и палаты представителей. Палата представителей находилась под контролем правительства, которому принадлежало право законодательной  инициативы. Института "вотум недоверия" правительству конституционное  право Японии не знало. Депутаты получили право парламентской неприкосновенности. Непосредственное управление на местах находилось в руках 46 префектов. По конституции система судебных органов  состояла из местных, окружных, апелляционных  и административных судов, Верховного суда. Конституция также установила принципы независимости и несменяемости  судей, деятельность которых осуществлялась "от имени императора и согласно законам". Были созданы органы прокуратуры и адвокатуры. Незначительный круг прав и свобод граждан сопровождался многочисленными оговорками. Основной закон Японии один из немногих в XIX в., который четко определял обязанности граждан (платить налоги, служить в армии и др.). Конституция заложила правовые основы для японской буржуазной государственности, также создала правовое поле, на котором в XX веке зародились элементы демократизма и авторитаризма.

Проводимая  политика привела к фашизации  государственного строя Японии в  рамках Основного закона. В стране в период между двумя мировыми войнами была издана серия антиконституционных законов, которые обеспечивали фашизацию государственного строя. В конце XIX века был взят курс на создание японской колониальной империи военным путём.  Япония одержала победу над Китаем и Россией, установила власть над Кореей, захватила германские владения на Дальнем Востоке и Тихом океане. Условия военного времени привели к деформации конституционного строя государства. В нём установилась военно-фашистская диктатура. Поэтому страну ограничили в сфере её влияния, но в целом это не повлияло на проводимую политику. Япония продолжала быть агрессивной и безрассудной в своих действиях, что привело к тяжёлым последствиям для страны. Она была оккупирована американцами, что и повлияло на дальнейшее государственно-правовое развитие.

Информация о работе Государственное развитие Японии в 19-20 веках.