Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:41, реферат
На сегодняшний день Япония представляет собой мощное, развитое государство, на развитие которого повлияли бурные и интересные исторические события. С помощью исследования можно проследить изменения, преобразования в политической, общественной, религиозной, экономической и законодательной сферах, которые происходили в стране на протяжении XIX - XX веков. Это всё является фундаментом государственного развития Японии в XXI веке. Также это позволяет понять сегодняшние пути развития страны, её взаимоотношения с другими государствами. В этом и заключается актуальность темы курсовой работы
Введение
«Реставрация Мэйдзи».
Государственное развитие Японии в конце XIX века.
2.1.Разработка и принятие Конституции 1889 года.
2.2.Общая характеристика Конституции Японии 1889 года.
2.3.Государство Япония после принятия конституции.
Конституция 1947 года и её политико-правовые последствия.
3.1.Причины принятия конституции.
3.2.Особенности государственного развития.
3.3.Установление суверенитета Японии.
Заключение
Список используемой литературы
В 1872 г. была проведена военная реформа. Вооружённые силы Японии создавались на основе принципа всеобщей воинской повинности с использованием опыта организации ударных отрядов из народа, так называемых нохэй и кихэйтай, воевавших на стороне антисёгунской коалиции. Была проведена замена пожизненных выплат единовременными государственными компенсациями, половина которых приходилась на процентные бумаги, выпущенные правительством; отмена права на ношение мечей и т.д. С 1876 г. оружие разрешалось носить только лицам, служащим в армии, флоте, а также полицейским.
Создавалась боеспособная армия, организованная
по европейскому образцу. Командные
должности в императорской
Также были проведены реформы
17 мая 1868 г. правительство было реорганизовано по специальному декрету о государственном переустройстве – Сейтасе. Сансеку упразднилось, и главенствующим властным органом стал Государственный совет (дадзекан). Он считался высшим законодательным, исполнительным (правительственным) и судебным учреждением империи. Его состав определялся императором из высших сановников, назначаемых императором, и кугэ, верхушки самурайского чиновничества. Позднее в совете были созданы департаменты: по делам синтоисткой религии, финансов, военный, иностранный и юстиции. В 1871 году Государственный совет был еще раз реорганизован, поделен на три ведомства (центральную, правую и левую палату): основная власть сосредоточилась в центральной палате. Судебные органы на местах были отделены от административных учреждений. В Японии появились органы прокуратуры и адвокатуры. Правящие круги Японии в ходе проведения реформ, своеобразной "революции сверху", решали, таким образом, две задачи — общенациональную задачу защиты страны от потери ею суверенитета и скорее контрреволюционную по отношению к народному движению социальную задачу.[5, с. 156]
2 Государственное развитие Японии в конце XIX века
2.1 Разработка и принятие Конституции 1889 года
Последующие десятилетия 70—80-х гг. были отмечены дальнейшим ростом политической активности различных социальных слоёв. На общем фоне широкого народного движения усиливаются оппозиционные настроения среди торгово-промышленной буржуазии, самурайских кругов, выступающих против засилия в государственном аппарате приближенной к императору знати. Важнейшей особенностью процесса образования политических движений в Японии стало то, что партии формировались здесь до установления подлинно конституционного строя. Эти партии были либеральными по своим политическим установкам. Либеральные помещики критиковали модель абсолютизма и деятельность правительства. Радикальные лозунги помещичьей оппозиции привлекали на ее сторону часть самурайства, интеллигенции и даже верхушечные слои крестьянства. Деятельность оппозиции вылилась в формирование в 1881 г. политической партии — «дзиюто» (либеральная партия), которая представляла интересы помещиков, средних городских слоев и сельской буржуазии. К ним примыкали и умеренно настроенная часть крестьянства, мелкие собственники.
В 1882 г. была основана другая умеренная партия оппозиции, получившая название «кайсинто» («партия реформы»), в которую вошли представители средних слоев, буржуазии, интеллигенции. Политические программные требования обеих партий были почти одинаковы. Это было: введение парламентских форм правления, политических свобод, местного самоуправления, ликвидация монополии в управлении страной узкого круга бюрократии и самурайства. Также они дополнялись экономическими требованиями снижения налогов, пересмотра неравноправных договоров с западными странами, укрепления позиций японской буржуазии за счет развития внешней торговли, проведения денежной реформы и пр. С ростом удельного веса буржуазии в экономике страны активизировалась и ее политическая деятельность. В 1880-е годы обе партии начали движение за конституцию. В это движение включились также широкие демократические круги. Сформировалось левое крыло в рамках Либеральной партии, которое ставило своей задачей установление республики. После начала работы парламента в 1890 г. партии Дзиюто и Кайсинто стали играть все более пассивную роль в политической жизни страны. В 80-х гг. образовались первые рабочие организации, в рабочее движение проникали социалистические идеи.
На требования оппозиции правительство ответило созданием правительственной Конституционно-императорской партии (Мэйсэйто), деятельность которой была направлена на то, чтобы ограничить будущие конституционные реформы угодными ему рамками. Организационная система партий была неразвита и замещалась традиционными отношениям подчиненности, основываясь на клановой и политической иерархии. В 1885 году создаются отдельные министерства и кабинет министерств европейского образца, ответственный в своей деятельности перед императором. В 1886 г. восстанавливается в качестве совещательного органа при императоре ликвидированный ранее Тайный совет.[5, с. 162]
В 1888 г. проводится новая административная реформа. В каждой префектуре создаются выборные органы управления, обладающие совещательными функциями, которые, в свою очередь, находятся под строгим контролем министерства внутренних дел. В 1887 г. был создан полицейский закон об охране порядка, который запрещал под страхом суровых наказаний создание тайных обществ, созыв нелегальных собраний, издание нелегальной литературы. Тем не менее, руководители японского абсолютизма понимали необходимость реформ и уступок, также они понимали необходимость конституции, которая сохранит равновесие в обществе и строя в целом, определит их юридические права и огородит от произвола и беззакония. В 70-80-ые гг. в Японии развернулось широкое движение за введение конституционного правления. Японцы готовы были силой добиться конституции. В 1881 г. император Муцухито вынужден был издать указ с обещанием в течение 10 лет даровать японскому народу конституцию и утвердил 4-х юристов-разработчиков конституционного проекта во главе с Ито Хиробуми.
Они отправились за границу для ознакомления с конституционной практикой ряда европейских стран и США. Хиробуми при подготовке конституции, исходил из того, что так как в Японии не существует "объединяющей религии", подобно западному христианству, то центром конституционного правления должна стать императорская династия, олицетворявшая государство и нацию. В результате было принято решение, что наиболее подходящим для Японии прототипом является консервативный прусский парламент Бисмарка. Текст Японской конституции был зачитан на заседании Тайного совета в присутствии микадо. В 1889 г. была провозглашена японская конституция, изменять или отменять которую мог только император.
Новая Конституция представляла собой умелое переложение принципов, заимствованных из западных конституций, на основополагающих началах тэнноистской идеологии. В этом заключалась суть политического компромисса между теориями синтоистских традиционалистов и сторонников западного конституционализма.
2.2 Общая характеристика Конституции Японии 1889 года
После принятия Основного закона Япония
стала конституционной
Министры, как и все высшие должностные лица, не только назначались и смещались императором, но и были ответственны перед ним. Их деятельность рассматривалась как служение императору — сакральному центру конституционного порядка. В силу этого правительственная власть в Японии была поставлена в независимое положение от парламента. В системе высших органов исполнительной власти значительную роль играл Тайный совет, в состав которого входили министры и 15 членов, назначавшихся императором. Тайный совет являлся совещательным органом при императоре. Кроме того, деятельность императора по управлению страной направлялась гэнро - советом старейшин, не предусмотренным конституцией.
Японский парламент был образован в составе двух палат. Верхняя палата или палата пэров состояла из принцев крови, высшей титулованной знати, лиц лично назначавшихся императором, представителей крупных налогоплательщиков. Все члены палаты утверждались императором. Нижняя палата избиралась мужским населением страны из числа лиц достигших 30-летнего возраста. Избирательными правами пользовались лишь те, кто уплачивал не менее 15 йен прямых налогов в год и достигшие 25 лет. Военнослужащие женщины избирательных прав не имели. Исходя из этого, право участия в выборах было предоставлено лишь одному проценту населения страны. Срок полномочий палаты пэров (верхняя палата) - 7 лет, палаты представителей - 4 года.[10, с. 298]
Под контролем правительства
Парламентский контроль выражался
в праве запроса правительству
не менее чем 30 депутатами. Депутаты
получили право парламентской
Привилегированное положение занимали звенья государственного аппарата: Тайный совет, Генро (совет старейшин), Министерство двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора, а также руководящей верхушкой армии. Тайный совет состоял из президента, вице-президента и 25 советников и назначался императором из высших военно-бюрократических кругов. Он был независим как от парламента, так и от кабинета министров. Ему предписывалось по ст. 56 Конституции обсуждать государственные дела по запросам императора. Фактически каждое важное решение в государстве должно было согласовываться с членами Тайного совета, от которого исходило одобрение императорских указов и назначений. Внеконституционный орган Генро состоял из пожизненно занимающих свои места представителей знати бывших Юго-Западных княжеств.
В 1889 году императором было установлено, что все наиболее важные вопросы, относящиеся к армии и флоту, начальники соответствующих штабов докладывают ему, минуя правительство, даже военного и морского министров. Военщина могла тем самым влиять на решение императора о замещении двух главнейших постов в правительстве – военного и морского министров, предрешая тем самым вопрос не только о составе правительства, но и его политике. Это положение в 1895 г. было законодательно закреплено. Посты военного и морского министров могли замещать лишь военные, находящиеся на действительной военной службе.[5, с. 166] Установленная законом система судебных органов состояла из местных, окружных, апелляционных и административных судов, Верховного суда. Конституция установила принципы независимости и несменяемости судей, деятельность которых осуществлялась "от имени императора и согласно законам". Судьи назначались императором пожизненно. Право амнистии, согласно ст. 16 Конституции, принадлежало императору, так же как и замена наказания по суду. В суды с 1872 года стали допускаться представители прессы, были запрещены пытки при разрешении гражданских дел, также были формально уничтожены сословные различия, запрещена кровная месть.
Информация о работе Государственное развитие Японии в 19-20 веках.