Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:41, реферат
На сегодняшний день Япония представляет собой мощное, развитое государство, на развитие которого повлияли бурные и интересные исторические события. С помощью исследования можно проследить изменения, преобразования в политической, общественной, религиозной, экономической и законодательной сферах, которые происходили в стране на протяжении XIX - XX веков. Это всё является фундаментом государственного развития Японии в XXI веке. Также это позволяет понять сегодняшние пути развития страны, её взаимоотношения с другими государствами. В этом и заключается актуальность темы курсовой работы
Введение
«Реставрация Мэйдзи».
Государственное развитие Японии в конце XIX века.
2.1.Разработка и принятие Конституции 1889 года.
2.2.Общая характеристика Конституции Японии 1889 года.
2.3.Государство Япония после принятия конституции.
Конституция 1947 года и её политико-правовые последствия.
3.1.Причины принятия конституции.
3.2.Особенности государственного развития.
3.3.Установление суверенитета Японии.
Заключение
Список используемой литературы
В 1874 г. ограничиваются, а затем полностью запрещаются пытки в уголовном судопроизводстве. На основе Закона об организации судов в 1890 году происходит упорядочение судебной системы Японии, создаются местные окружные, апелляционные судебные инстанции. Из судей апелляционных судов и Большого суда правосудия были образованы коллегии административных судов.
Закон предусмотрел возможность смещения,
понижения судьи в должности
только в случаях привлечения
его к уголовной
В 1890 году был создан Высший публичный департамент прокуратуры со штатом местных прокуроров, подчиняющихся строгой субординации. К прокурорам предъявлялись те же квалификационные требования, что и к судьям. На них распространялся, контроль министра юстиции, которому принадлежало право давать указания прокурорам по тем или иным судебным делам. В 1893 году был принят Закон об адвокатуре. Адвокаты стали участвовать в работе суда. Адвокатский корпус находился под сильным контролем министра юстиции и прокуратуры. Адвокаты также подпадали под юрисдикцию дисциплинарных судов. Право привлекать их к дисциплинарной ответственности принадлежало прокурорам. Несмотря на все эти нововведения, "правоохранительная" система Японии еще долго оставалась репрессивным придатком имперской власти.
Специальный раздел Конституции был посвящен правам и обязанностям японских подданных, которые отождествлялись с их долгом перед императором. Среди прав и свобод японских подданных были свобода выбора местожительства, перемещения, свобода от произвольных арестов, слова, печати, вероисповедания, собраний, петиций, союзов. Но все эти свободы допускались в "установленных законом пределах". Сугубо формальный характер этих прав и свобод особенно ярко проявился в отношении свободы вероисповедания. В 1877 г. было ликвидировано Министерство религиозного образования. В 1882 году была формально провозглашена "свобода религии", а синтоизм был объявлен не религией, а государственным ритуалом. В связи с этим было запрещено совершать религиозные обряды и проповеди. Они должны были отправлять лишь государственные ритуалы. Синтоизм, таким образом, превращался в некую "сверхрелигию", непосредственно включенную в государственную систему. Кроме того, свободы не были абсолютными, а скорее носили дозированный характер, т. к. зависели от "случаев точно предписанных законом" и мер, которые "необходимо принять для общего блага".
Конституция стала определенным шагом вперед по пути крайне ограниченной демократизации японского общества. Вместе с утверждением представительного органа, провозглашением буржуазно-демократических прав и свобод она способствовала становлению фактически новой переходной формы японского государства от абсолютной к дуалистической монархии, в рамках которой в последующие десятилетия не только консервировались феодальные пережитки, но и происходило стремительное развитие японского капитализма.
2.3 Государство Япония после принятия конституции
Промышленное развитие в Японии почти полностью совпало со временем перехода к крупному корпоративному капитализму. Этому способствовала целенаправленная политика абсолютистского государства, осуществление широких экономических и военных функций. В целях преодоления технического и военного отставания от передовых капиталистических государств японское государство не только всемерно стимулировало развитие частного капиталистического предпринимательства, но и само активно участвовало в промышленном строительстве. Были переданы за бесценок банковским домам, таким, как Мицуи, Сумитомо и другие, промышленные предприятия, принадлежавшие государству. Возникают "дзайбацу" (монополистические концерны, представляющие собой ряд связанных фирм, контролируемых одной материнской фирмой или группой финансистов).
Однако японское государство еще долго уступало по уровню развития Европе и США. В социальной области существовали полуфеодальное помещичье землевладение, кабальная эксплуатация крестьян-арендаторов, засилие ростовщиков, сословные различия, жесточайшие формы эксплуатации, социальное бесправие рабочих, полуфеодальная контрактация промышленниками рабочей силы в деревне и пр. В политической области феодальные пережитки выражались в абсолютистском характере японской монархии с преобладающей ролью помещиков в правящем помещичье-буржуазном блоке. Япония очень рано пошла по пути экспансионистской политики. В целях передела мира в свою пользу в 1876 г. началась японская военная активность в Корее. В 1876 г. Япония под угрозой военного вмешательства навязала Корее первые неравноправные договоры, а в 1882 — 1884 годах значительно их расширила. В 1885 г. состоялось подписание японо-китайского договора в Тяньцзине, согласно которому в Корею не могли быть введены китайские войска без согласия Японии, как и японские войска без согласия Китая.[1, с. 185]
В 1894 г. японская военщина развязала войну в Китае. Японо-китайская война 1894—1895 гг. продемонстрировала полное превосходство капиталистической Японии над Китаем. К весне 1895 г. китайские войска понесли ряд тяжелых поражений. Японцами был захвачен Ляодунский полуостров и порт Вейхайвей; под угрозой находилась китайская столица Пекин. Создание большой современной армии и военно-морского флота стало особой заботой нового японского императорского правительства с первых дней его существования. Пособником милитаризации страны, военных авантюр фактически стал и японский парламент. После японо-китайской войны 1894—1895 гг. все парламентские оппозиционные партии стали единодушно поддерживать военную политику правительства, из года в год увеличивавшего военные ассигнования.
Армии наряду с разветвленным полицейским аппаратом отводилась в это время и важная роль в охране правящего режима. Военнослужащие лишались избирательного права, всех других политических прав и свобод, которые могли применяться к ним, согласно ст. 32 Конституции, "лишь постольку, поскольку они не противоречили уставам и военной дисциплине". Строительство новой армии и военно-морского флота происходило с помощью иностранных специалистов, главным образом из Англии и Франции. Благодаря созданию "конституционной партии", объединившей и оппозицию, в том же году был сформирован первый в истории Японии партийный кабинет. Несмотря на недолговечность и искусственность парламентского кабинета сам факт его создания стал важным политическим событием, заставившим военно-бюрократические круги по-новому взглянуть на роль политических партий и самого парламента. В 1890 г. в Японии была проведена реформа избирательного права, расширившая число избирателей. Так началось медленное, непоследовательное перерастание абсолютной монархии в ограниченную, дуалистическую, которое было прервано последующей подготовкой к "большой войне" и установлением монархо-фашистского режима в Японии.
3 Конституция 1947 года
и её политико-правовые
3.1 Причины принятия конституции
После войны на Дальнем Востоке Японию оккупировали американские войска, возглавляемые генералом Д. Макартуром. Состав нового демократического правительства Японии был согласован со штабом оккупационных войск. Это привело к созданию японского правительства, основные направления деятельности которого были определены Потсдамской декларацией 1945 г., требованиями ее незамедлительной демилитаризации и демократизации. Главная ответственность за выполнение этих требований возлагалась на американские оккупационные власти, которым был передан с этой целью ряд государственных функций: осуществление контроля над японскими финансами, над составлением государственного бюджета, внешней торговлей, над всеми органами правосудия, полиции и пр.
Демократизация и
Поскольку политика декартелизации ограничилась роспуском «дзайбацу», ведущие позиции крупного капитала в экономической и политической жизни страны не подорвались. Запрещалось также владение акциями других компаний, стоимость которых превышала 25% их капитала. Это, однако, способствовало оживлению конкуренции, что также способствовало развитию послевоенной мирной экономики Японии.[4, c. 434] Чистка государственного аппарата от военных преступников не привела к существенным изменениям в кадровом составе государственного аппарата. Из 300 с лишним тысяч чиновников подверглись "чистке", то есть были отстранены от должности, лишь 1129 человек, из них менее 200 принадлежали к верхушке японской бюрократии.
Реформы не сильно затронули и сферы традиционных трудовых отношений. Между тем в 1945 г. был принят закон о профсоюзах, по которому рабочие и служащие получили право на организацию профсоюзов, заключение коллективных договоров, а в 1947 г. — закон о трудовых нормах, запрещающий принудительный труд. Устанавливались также 8-часовой рабочий день, надбавки за сверхурочную работу, оплачиваемые отпуска, ответственность предпринимателя за охрану труда; вводились страхование и компенсации при несчастных случаях и по безработице.[2, с. 346]
Эти либерально-демократические
По проекту оккупационных
В официальном проекте
3.2 Особенности государственного развития
10 апреля 1946 г. в Японии состоялись первые послевоенные выборы в парламент. Большинство депутатских мест получили либеральная и прогрессивная партии, которые сформировали новое правительство. По конституции Япония - либерально-демократическая парламентарная монархия. В преамбуле Конституции был закреплен принцип народного суверенитета, но наследственная императорская власть была сохранена под давлением прежде всего правых сил и определенных социально-психологических факторов, консервативного монархического сознания большинства японцев, особенно в сельской местности. В конституции уже не было положения о божественном происхождении императорской власти. По конституции император не был главой государства, он являлся "символом государства и единства народа". "Его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть" (ст. 1). Согласно статье 4 император сильно был ограничен в своих полномочиях. Монарх сохранял лишь следующие полномочия: назначал премьер-министра, верховных судей, обнародовал законы, созывал и распускал парламент, утверждал назначения на высшие государственные посты.
Согласно ст. 3, при совершении "государственных дел" император должен руководствоваться "советами" и получать предварительное "одобрение" кабинета, который и песет ответственность за его действия. Конституции подразумевает под "государственными делами" императора, таким образом, лишь обязанности процессуального порядка. Но он по-прежнему оказывает сильное влияние на политическую и идеологическую жизнь страны, в чем его прямо не ограничивает Конституция.[4, с. 439] Конституция подрывала также экономические позиции императорского дома. Согласно ст. 88, имущество императорской фамилии было передано государству, национализированы императорская земельная собственность, капиталы в виде акций компаний, банковских вкладов, облигаций. Было ликвидировано и старое Министерство императорского двора. Вместо него было создано Управление императорского двора, действующее при канцелярии премьер-министра, которое занимается решением вопросов, связанных с повседневным ведением дел императора и императорского дома, организацией придворного церемониала, содержанием и охраной императорской собственности. Начальник этого управления назначается премьер-министром с согласия императора.
Ни одна из политических партий оппозиции не ставит ныне своей непосредственной целью устранение монархии. Парламенту была отведена роль "высшего органа государственной власти и единственного законодательного органа страны". В соответствии с этим были ликвидированы органы, стоящие ранее над парламентом, — Тайный совет и др. Сразу же по вступлении Конституции в силу из нее была изъята статья о пожизненном сохранении за представителями знати их титулов.
Информация о работе Государственное развитие Японии в 19-20 веках.