Государственное управление в СССР в годы Великой Отечественной войны - эффективность в экстремальных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 03:03, реферат

Описание

Цель настоящей курсовой работы – изучить особенности функционирования высших органов государственной власти и управления СССР в годы Великой Отечественной войны, охарактеризовать феномен эффективности Советской системы государственного управления в экстремальных условиях военного времени.
Для достижения цели определены следующие задачи:
проанализировать положение высших органов государственной власти и управления в советской политической системе, организационные формы и особенности их деятельности накануне Великой Отечественной войны;
определить место и роль Государственного Комитета Обороны – высшего чрезвычайного органа государственной власти СССР военного времени – в системе органов советского государства, выявить его функции и проанализировать направления деятельности;
выявить и проанализировать совокупность изменений, произошедших в правовом статусе, организационной структуре, формах и направлениях деятельности высших конституционных органов государственной власти и управления в связи с началом Великой Отечественной войны, проследить их развитие на протяжении рассматриваемого периода.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Высшие органы государственной власти и управления СССР накануне Великой Отечественной войны 8
1.1 Общее состояние СССР накануне войны 8
1.2 Политическая система СССР в предвоенный период 11

Глава 2 Особенности советской системы государственного управления в годы Великой Отечественной войны 14
2.1 Чрезвычайные органы советского государства в годы Великой Отечественной войны 14
2.2 Сочетание конституционных и чрезвычайных принципов государственного управления 22

Заключение 31
Библиографический список 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 37

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya - копия.docx

— 84.34 Кб (Скачать документ)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра истории  и мировой политики

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«История государственного управления в России»

на тему «Государственное управление в СССР в годы Великой Отечественной войны - эффективность в экстремальных условиях»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент  группы

 

Преподаватель:

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2009

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение 3

Глава 1 Высшие органы государственной власти и управления СССР накануне Великой Отечественной войны 8

1.1 Общее состояние СССР накануне войны 8

1.2 Политическая система СССР в предвоенный период 11

 

Глава 2 Особенности советской системы государственного управления в годы Великой Отечественной войны 14

2.1 Чрезвычайные органы советского государства в годы                       Великой Отечественной войны 14

2.2 Сочетание конституционных и чрезвычайных принципов государственного управления 22

 

Заключение 31

Библиографический список 34

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 36

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 37

 

 

Введение

Исследование функционирования и развития государственных органов

власти России на различных  исторических этапах в условиях качественных

преобразований в политической системе современного российского  общества

обладает несомненной  актуальностью. Период Великой Отечественной войны представляет значительный интерес как один из самых драматических периодов российской истории, когда проходили испытание на прочность все социальные институты нового общества и в первую очередь органы государственной власти. Проблемы функционирования системы органов государственной власти и управления СССР, сыгравшей большую мобилизующую и организующую роль в деле перелома хода войны и ее победного завершения, являются объектом особого внимания историков.

Исследование темы позволяет понять процесс формирования политико-административных основ победы. Великая Отечественная война убедительно продемонстрировала силу и прочность советской государственной системы, ее способность в чрезвычайных условиях выполнять свои функции. Изучение опыта функционирования государственных органов необходимо в условиях

продолжающегося процесса переосмысления периода 1941-1945 гг., неоднозначности оценок событий и явлений советской эпохи.

Требования войны в самом ее начальном периоде вызвали чрезвычайные формы руководства государством и армией. Образование двух чрезвычайных центральных органов управления, на которые возлагалось непосредственное руководство ведением войны – Ставки Верховного Главнокомандования и Государственного комитета обороны (ГКО) – дало возможность централизованно и оперативно руководить отражением фашистской агрессии. Вместе с тем, это не могло не внести изменения в сложившуюся в мирных условиях практику деятельности соответствующих советских, хозяйственных и партийных органов.

Таким образом, объектом исследования в данной работе являются высшие конституционные органы государственной власти и управления СССР, а также чрезвычайные органы советского государственного аппарата периода Великой Отечественной войны в лице Государственного Комитета Обороны СССР и Ставки Верховного Главнокомандующего.

Предметом исследования являются особенности  положения перечисленных властно-управленческих структур в системе органов власти и управления СССР периода Великой Отечественной войны, их компетенция, функции, организационное устройство, формы и направления деятельности.

Цель  настоящей курсовой работы – изучить особенности функционирования высших органов государственной власти и управления СССР в годы Великой Отечественной войны, охарактеризовать феномен эффективности Советской системы государственного управления в экстремальных условиях военного времени.

Для достижения цели определены следующие задачи:

  • проанализировать положение высших органов государственной власти и управления в советской политической системе, организационные формы и особенности их деятельности накануне Великой Отечественной войны;
  • определить место и роль Государственного Комитета Обороны – высшего чрезвычайного органа государственной власти СССР военного времени – в системе органов советского государства, выявить его функции и проанализировать направления деятельности;
  • выявить и проанализировать совокупность изменений, произошедших в правовом статусе, организационной структуре, формах и направлениях деятельности высших конституционных органов государственной власти и управления в связи с началом Великой Отечественной войны, проследить их развитие на протяжении рассматриваемого периода.

Наиболее интенсивным  и плодотворным в изучении государственных органов власти в годы войны стал в советской историографии период середины 60-х-второй половины 80-х гг., когда началось разностороннее научное исследование проблемы, стали публиковаться научные статьи, монографии, были защищены кандидатские и докторские диссертации, выделены основные аспекты проблемы, определена специфика деятельности чрезвычайных органов государственного управления.

Важным шагом в раскрытии  темы чрезвычайных органов управления стала статья П.Н. Кнышевского.1 Автор проанализировал используемые Государственным Комитетом Обороны методы мобилизации трудовых ресурсов страны в годы войны. Он убедительно раскрыл административно-принудительный характер и волевой стиль его руководства. Так как ГКО выступал определяющим учреждением в выборе стиля и методов руководства для регионов, ученый полагал, что аналогичные методы применялись и городскими Комитетами обороны (горКО).

В работе В. Н. Данилова дана общая картина деятельности ГКО и горКО, обобщен весь документальный материал, доступный исследователям к середине 1990-х гг.2 В. Н. Данилов неоднократно подчеркивал внеконституционную природу чрезвычайных органов власти периода Великой Отечественной войны, хотя специально вопрос об их правовом статусе им не рассматривался. В монографии В.Н.Данилова представлена целостная концепция становления и эволюции горКО разных регионов СССР. Собран большой фактический материал в центральных и региональных архивах. Автор предложил новую трактовку определения горКО как чрезвычайных внеконституционных органов власти, единых партийно-государственных структур, организацию которых определяла совокупность ситуационных, системообразующих, региональных и личностных факторов. Возникновение горКО отразило кризисную ситуацию в стране, а также имеющуюся тенденцию к централизации власти на всех ее уровнях. Важен сделанный исследователем вывод о том, что все действия горКО были направлены на оперативное решение самых неотложных оборонных, военно-организационных и военно-хозяйственных проблем. ГорКО придали управленческому аппарату в условиях прифронтового и ближайшего тыла несомненную мобильность, способствовали полному и оперативному использованию ресурсов и возможностей регионов в целях оказания помощи фронту.

Относительно  подробно описал схему деятельности ГКО В.М. Курицын. 3 В его статье был отражен процесс создания специализированных комитетов и советов, раскрыты обязанности особо уполномоченных ГКО. Автор пришел к выводу, что наделение ГКО самыми широкими полномочиями, упрощенный порядок его работы позволили быстро и оперативно принимать решения, эффективно руководить страной в самых тяжелых условиях войны.

Обобщил имеющийся материал о ГКО Ю.А. Горьков.4 Он поддержал ранее обсуждавшийся в исторической литературе тезис о том, что ГКО сосредоточил в своих руках только исполнительно-административную власть и был подотчетен Политбюро ЦК ВКП(б). Целью деятельности ГКО, с точки зрения ученого, стало руководство военными отраслями промышленности, для чего создавались при ГКО специальные комитеты и комиссии. На местах Государственный Комитет Обороны координировал исполнение своих решений через горКО.

Достаточно широкое освещение  проблема эволюции политической системы советского общества в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов получила в работах таких авторов, как Т.Г. Архипова, В.В. Черепанов5, которые делают вывод о том, что в годы Великой Отечественной войны деятельность всех институтов политической системы советского общества претерпела существенные изменения и трансформировалась в режим предельного единовластия.

Структура курсовой работы определяется задачами и включает введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение, библиографический список.

Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цель и основные задачи работы, определяются объект и предмет исследования.

Первая  глава – «Высшие органы государственной  власти и управления накануне Великой  Отечественной войны» – посвящена  анализу конституционных основ организации и функционирования высших государственных органов, в ней характеризуются особенности политической системы, сложившейся в СССР к началу Великой Отечественной войны.

Во второй главе «Особенности советской системы государственного управления в годы Великой Отечественной войны» – изучаются проблемы истории внеконституционных властно-управленческих структур периода 1941-1945 гг., сочетание конституционных и чрезвычайных принципов государственного управления, исследуется феномен эффективности государственного аппарата в экстремальных условиях.

В заключении обобщаются основные результаты исследования, проведенного в ходе написания курсовой работы.

 

 

 

 

Глава 1 Высшие органы государственной власти и управления СССР накануне Великой Отечественной войны

    1. Общее состояние СССР накануне войны

В результате выполнения первого и  второго пятилетних планов (1929-1937 гг.) СССР стал одной из немногих стран мира, способной производить любой вид промышленной продукции, доступной в то время человечеству. Созданный в 30-е годы мощный экономический потенциал страны мог полностью обеспечить свое хозяйство и нужды обороны. В 1937 году Советский Союз по выпуску валовой продукции машиностроения, тракторостроения и производству нефти занял первое место в Европе и второе в мире; по производству электроэнергии, чугуна, стали, алюминия – второе место в Европе и третье в мире; по добыче угля, производству цемента – третье место в Европе и четвертое в мире.

Административно-командная система, сложившаяся в стране в эти  годы, была весьма эффективна для решения тех серьезных задач, которые были тогда четко определены внутренними и внешними условиями развития СССР. Столь явные успехи промышленного строительства в Советском Союзе во второй половине 30-х годов достигались за счет централизованного контроля и управления ключевыми его объектами, внедрения в новые центры промышленности уже апробированных мировым опытом достижений научно-технического прогресса, мобилизации и распределения людских и материальных ресурсов. В чрезвычайных условиях предвоенной ситуации подобная система организации промышленности страны себе вполне оправдывала.

Проведенное в 1937-1939 гг. разукрупнение промышленных наркоматов приблизило руководящие органы к производству, сделало их более оперативными и действенными. Правительством были приняты решения о дальнейшем развитии угольной и металлургической промышленности, станкостроения, строительного дела и других отраслей народного хозяйства.

Продолжалось техническое оснащение  тяжелой промышленности Советского Союза. Внедрялись более совершенные  станки, оборудование, механизмы.

Столь форсированные темпы роста  оборонной мощи Советского Союза  в предвоенные годы, подстегиваемые ростом угрозы со стороны фашистской Германии и милитаристской Японии, требовали чрезвычайных мер по укреплению дисциплины на производстве. В конце 1938 года на предприятиях устанавливается строгое правило – за опоздание на 20 минут на работника накладывался крупный штраф. Если в течение месяца следовали три таких опоздания – работник увольнялся и мог быть подвергнут судебному преследованию.

В июне 1940 года Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». С увеличением рабочего дня на один час и переходом на семидневную рабочую промышленность страны получила дополнительные возможности для расширения объема производства, в том числе и продукции оборонного значения Никто не имел права отказаться от сверхурочных работ.

Под угрозой тюремного заключения нельзя было переходить с одного места  работы на другое без официального разрешения дирекции предприятия. Вскоре промышленные наркоматы получили право своей властью перемещать инженерно-технических работников, административный персонал и квалифицированных рабочих с одного предприятия на другое, в том числе и в другие районы страны, причем ни один из работников не имел права отказаться от выполнения этого приказа. Для всех работников вводились трудовые книжки, в которых регистрировались сведения о поступлении на работу, увольнениях и причинах их обусловивших. По этому указу за самовольный уход с предприятия и прогул без уважительных причин уже устанавливалась уголовная ответственность.

Для обеспечения промышленности квалифицированной  рабочей силой 2 октября 1940 года последовал указ «О государственных трудовых резервах СССР», который предусматривал создание ремесленных, железнодорожных и фабрично-заводских училищ с ежегодным выпуском около миллиона квалифицированных рабочих, что также обеспечивало подъем промышленного производства. Этот новый источник постоянного планового притока рабочей силы в промышленность полностью соответствовал по своему характеру условиям форсированного индустриального рывка. В апреле 1941 года был принят указ об ответственности за выпуск недоброкачественной некомплектной продукции. В том случае, если это имело место, содеянное приравнивалось к вредительству. К уголовной ответственности привлекались совершившие мелкие кражи и нарушившие правила воинского учета, а также за хулиганство.

Информация о работе Государственное управление в СССР в годы Великой Отечественной войны - эффективность в экстремальных условиях