Государственное управление в СССР в годы Великой Отечественной войны - эффективность в экстремальных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 03:03, реферат

Описание

Цель настоящей курсовой работы – изучить особенности функционирования высших органов государственной власти и управления СССР в годы Великой Отечественной войны, охарактеризовать феномен эффективности Советской системы государственного управления в экстремальных условиях военного времени.
Для достижения цели определены следующие задачи:
проанализировать положение высших органов государственной власти и управления в советской политической системе, организационные формы и особенности их деятельности накануне Великой Отечественной войны;
определить место и роль Государственного Комитета Обороны – высшего чрезвычайного органа государственной власти СССР военного времени – в системе органов советского государства, выявить его функции и проанализировать направления деятельности;
выявить и проанализировать совокупность изменений, произошедших в правовом статусе, организационной структуре, формах и направлениях деятельности высших конституционных органов государственной власти и управления в связи с началом Великой Отечественной войны, проследить их развитие на протяжении рассматриваемого периода.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Высшие органы государственной власти и управления СССР накануне Великой Отечественной войны 8
1.1 Общее состояние СССР накануне войны 8
1.2 Политическая система СССР в предвоенный период 11

Глава 2 Особенности советской системы государственного управления в годы Великой Отечественной войны 14
2.1 Чрезвычайные органы советского государства в годы Великой Отечественной войны 14
2.2 Сочетание конституционных и чрезвычайных принципов государственного управления 22

Заключение 31
Библиографический список 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 37

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya - копия.docx

— 84.34 Кб (Скачать документ)

Однако  следует заметить, что вся деятельность ГКО осуществлялась под влиянием Политбюро, так как кроме Н. А. Вознесенского все члены ГКО  были одновременно членами Политбюро  или секретарями ЦК ВКП (б). Поэтому ГКО в известной степени был ширмой, прикрывающей доминирующую роль Политбюро и ЦК правящей Коммунистической партии, которая осуществляла свою политику через ГКО, Совнарком, Ставку и другие органы управления.

Безусловно, нельзя принижать роль Совнаркома, Госплана и отраслевых наркоматов СНК. Они, отвечая за выполнение поставленных задач, разрабатывали комплексные планы выпуска военной продукции с учетом смежных отраслей, выходили на ГКО со своими предложениями и проектами постановлений. Важное значение в повышении эффективности их работы сыграло Постановление СНК от 1 июля 1941 г. «О расширении прав Народных Комиссаров СССР в условиях военного времени». Наркомам предоставлялось право распределять капиталовложения между предприятиями и строительными организациями. Разрешалось директорам предприятий и начальникам строек перераспределять капиталовложения по сверхлимитным стройкам; производить затраты на восстановление разрушенных военными действиями предприятий и жилищ. Это повышало творческую активность командного состава на местах, оперативность и ответственность за сделанное. Немалозначащим фактором, влияющим на взаимодействие всех структур управления в государстве, являлось распределение ответственности, функций и задач для каждой системы управления и ее звеньев.

10 августа  1941 г. Положение о Генеральном  штабе, утвержденное наркомом  обороны, закрепляло за ним  такие функции:

  • подготовка проектов и планов кампаний и стратегических операций;
  • проведение необходимых оперативных расчетов требуемых сил и средств для достижения поставленных целей с учетом предложений командующих фронтами;
  • подготовка директив и приказов Ставки ВГК, участвующих в операциях фронтов;
  • организация и поддержание постоянной связи с фронтами и армиями;
  • постоянный сбор сведений о противнике и анализ складывающейся обстановки; донесения их в Ставку;
  • участие в формировании и подготовке стратегических резервов;
  • контроль за боеспособностью войск, включая соединения и объединения;
  • контроль за доставкой директив и приказов Ставки и их исполнением.

Генштаб имел непосредственную связь не только со Ставкой, но и с ГКО, Совнаркомом.

Он представлял  в ГКО сведения:

  • о численности действующей армии и войск внутренних округов;
  • о потребности в резервах, вооружении, боеприпасах, боевой технике и других материально-технических средствах;
  • о степени боевой готовности резервных частей;
  • справки по вопросам, находящимся в его ведении.

Задачи, выдвигаемые войной и стоящие  перед Государственным Комитетом Обороны и Ставкой Верховного Главнокомандования, были следующие:

  • определение политических целей кампаний и стратегических операций, особенно в третьем периоде войны;
  • обеспечение действующей армии всем необходимым для ведения войны;
  • определение, подготовка, распределение и использование стратегических резервов;
  • руководство военной экономикой (планирование, обеспечение и контроль);
  • эвакуация предприятий промышленности, сельского хозяйства и населения;
  • руководство партизанским движением и подпольной работой на временно захваченной противником территории;
  • решение межгосударственных отношений, определение статуса войск на освобожденных территориях иностранных государств.

В Великой  Отечественной войне Всесоюзная Коммунистическая партия большевиков как правящая партия сыграла ведущую роль в общественной жизни страны. Она выработала свою программу, призванную обеспечить успешное ведение боевых действий на фронте.

29 июня  ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР приняли директиву, ставшую программой перестройки партии и страны на военный лад. Этот программный документ был направлен всем ЦК Компартий союзных республик, крайкомам и обкомам. Директива была вручена не только членам ЦК, но и народным комиссарам отраслей промышленности. Все партийные комитеты приняли ее, как руководство к действию.

В двух созданных  чрезвычайных органах государственного и военного управления – Государственном Комитете и Ставке члены Политбюро и ЦК заняли главенствующее место.

В ГКО, кроме  Н. А. Вознесенского, как уже говорилось ранее, были все члены Политбюро  или секретари ЦК ВКП (б), а в  составе Ставки было трое членов высшего  партийного органа: И. В. Сталин, В. М. Молотов  и К. Е. Ворошилов.

Поэтому постановления ГКО были, по существу, постановлениями Политбюро ЦК ВКП (б). Не имея юридических прав на управление всем народом, всей страной, высший партийный орган использовал полномочия ГКО. Иначе говоря, Политбюро пользовался практически всей полнотой власти, облеченной полномочиями ГКО.

Верховный Совет СССР, как главный представительный орган, своей деятельностью способствовал  приданию постановлениям ГКО статуса  государственных законов. Однако в связи с требованиями военного времени демократические его стороны были урезаны: не собирались сессии Верховного Совета, была нарушена система отчетов депутатов на местах, периодичность перевыборов. В ведении Президиума Верховного Совета оставались крупные кадровые вопросы, награждение воинских частей и военнослужащих, а также работников тыла орденами и медалями, присвоение высших воинских званий, но его деятельность не носила активного характера, возможно это было связано с негативным отношением Сталина, ГКО и Политбюро к этому важному органу государственной власти.

Заканчивая  эту главу, можно сделать вывод, что, несмотря на неоднократные пробы и ошибки, совершенные военно-политическим руководством СССР, был создан слаженный механизм государственного и военного управления страной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В условиях войны государственное  управление приобрело экстремальность, чрезвычайность и другие специфические черты. Принцип был один – победа любой ценой. Произошла произвольная милитаризация основ государственного управления. Так, была создана целая система чрезвычайных, внеконституционных органов с особыми полномочиями, функционировавших на чрезвычайной нормативно-правовой основе.

Экономика страны перестраивалась  на удовлетворение военных нужд. В деятельности Советов и их исполкомов на первый план выходили вопросы, связанные с организацией вооруженной защиты Отечества. Мобилизация населения, снабжение Красной Армии вооружением и обмундированием, создание приемлемых условий для жизни и труда оставшихся в тылу людей – все эти проблемы решались партийными и советскими органами. Усилилось слияние их аппаратов. Они совместно решали важнейшие вопросы военной, мобилизационной и хозяйственной жизни.

В годы Великой Отечественной войны государственному управлению в СССР были присущи следующие характерные особенности.

Во-первых, это безмерная концентрация власти в центре. Она выразилась в том, что довольно узкий круг одних и тех же лиц входил в состав основных руководящих органов: Политбюро ЦК ВКП (б), СНК СССР, ГКО, Ставки ВГК. Этими лицами были И. В. Сталин и его ближайшее политическое окружение: В. М. Молотов, Г. М. Маленков, А. И. Микоян, Л. П. Берия, Л. М. Каганович, а также военные  Г. К. Жуков, Б. М. Шапошников, С. К. Тимошенко, Н. Г. Кузнецов, А. М. Василевский, К. Е. Ворошилов и некоторые другие.

Зачастую невозможно было провести грань между органами, которые  они представляли. Тем более что  многие из них занимали одновременно несколько постов и должностей. Так, Сталин одновременно был Генеральным секретарем ЦК партии, Председателем Совнаркома СССР, Председателем ГКО, Верховным Главнокомандующим и наркомом обороны. Решения одних и тех же лиц могли быть оформлены протоколом заседания Политбюро, СНК СССР или ГКО.

Это, с одной стороны, давало определенный положительный эффект, поскольку вопросы решались оперативно, без траты времени на согласования. С другой стороны, слишком узкий состав высшего руководства (8-10 человек) таил в себе опасность субъективизма, произвола, бесконтрольности, недостаточной проработки некоторых решений. По существу, одни и те же лица принимали решения, организовывали их выполнение и контролировали результаты работы.

Во-вторых, особенностью системы управления в военное время было то, что существенно возросла роль органов исполнительной власти. Поскольку сессии Верховного Совета СССР созывались нерегулярно, выборы Советов всех уровней неоднократно переносились, решения исполнительных органов воспринимались как законы. В целом же советская система управления выдержала испытания войной и обеспечила победу над сильным и организованным противником.

ГКО был поставлен над  всеми существовавшими в СССР на тот период времени партийными и государственными органами. Включение в его состав известных представителей высшего партийно-государственного руководства СССР привело к тому, что в персональном плане произошло фактическое совмещение трех партийно-государственных органов (ГКО, Политбюро ЦК ВКП (б) и СНК СССР). Это явилось очередным этапом процесса персонализации высшего эшелона партийно-государственной власти, вершиной которого был И. В. Сталин. Исходя из этого, значение образования ГКО состояло в том, что концентрация всех властных функций в руках узкого круга лиц позволила отойти от соблюдавшихся ранее бюрократических формальностей в управлении государством, от необходимости многочисленных согласований, оформления партийных директив в «советском порядке», и обусловила повышение оперативности в принятии важнейших решений, что было предельно важно в военной обстановке. С образованием ГКО, ставшего главным организующим звеном в процессе организации обороны страны, сверхцентра-

лизованная административно-командная система управления, изначально создававшаяся для борьбы с враждебным капиталистическим окружением, объективно получила свое окончательное оформление.

Итоги деятельности Государственного Комитета Обороны  показывают, что созданная на время  войны структура этого чрезвычайного  органа государственного управления выдержала суровые испытания и привела советский народ к Великой Победе над фашистской Германией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1 НПП  «Гарант-Сервис» (2003-2013). Сайт Конституции Российской Федерации. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.). Москва, НПП «Гарант-Сервис». Web: http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1936/

2 Архипова, Т. Г. История советского государственного аппарата в годы Великой Отечественной войны в новейшей литературе / Т. Г. Архипова // Вопросы истории. – 1976. – № 5. – С. 149-158

3 Горьков, Ю. А. Государственный Комитет Обороны постановляет (1941—1945). Цифры, документы. / Ю. А. Горьков. – М.: Олма-Пресс, 2002. – 576 с.

4 Горьков, Ю. А. К истории создания Государственного Комитета Обороны и Ставки Верховного Главнокомандования. По новым архивным материалам / Ю. А. Горьков // Новая и новейшая история. – 1999. – № 4. – С. 17-34

5 Данилов, В. Н. Советское государство в Великой Отечественной войне: феномен чрезвычайных органов власти 1941-1945 гг. / В. Н. Данилов. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. – 396 с.

6 Кнышевский, П. Н. Государственный комитет обороны: методы мобилизации трудовых ресурсов / П. Н. Кнышевский // Вопросы истории. – 1994. – № 2. – С. 53-65

7 Курицын, В. М. Советский государственный аппарат в период Великой Отечественной войны / В. М. Курицын // Советское государство и право. – 1985. – № 5. – С. 3-11

8 Морозов, В. И. Особенности государственного управления СССР в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) / В. И. Морозов // Политическое консультирование. – 2005. – № 1. – С. 32-46

9 Петров, Г. И. Советский государственный аппарат в годы Великой Отечественной войны / Г. И. Петров // Правоведение. – 1975. – № 3. – С. 16-27

10 Черепанов, В. В. Власть и война: Сталинский государственный механизм управления в Великой Отечественной войне / В. В. Черепанов. – М.: Известия, 2006. – 491 с.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1 Кнышевский, П. Н. Государственный комитет обороны: методы мобилизации трудовых ресурсов // Вопросы истории. 1994. № 2. С. 53-65

2 Данилов, В. Н. Советское государство в Великой Отечественной войне: феномен чрезвычайных органов власти 1941-1945 гг. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. 396 с.

Информация о работе Государственное управление в СССР в годы Великой Отечественной войны - эффективность в экстремальных условиях