Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 03:03, реферат
Цель настоящей курсовой работы – изучить особенности функционирования высших органов государственной власти и управления СССР в годы Великой Отечественной войны, охарактеризовать феномен эффективности Советской системы государственного управления в экстремальных условиях военного времени.
Для достижения цели определены следующие задачи:
проанализировать положение высших органов государственной власти и управления в советской политической системе, организационные формы и особенности их деятельности накануне Великой Отечественной войны;
определить место и роль Государственного Комитета Обороны – высшего чрезвычайного органа государственной власти СССР военного времени – в системе органов советского государства, выявить его функции и проанализировать направления деятельности;
выявить и проанализировать совокупность изменений, произошедших в правовом статусе, организационной структуре, формах и направлениях деятельности высших конституционных органов государственной власти и управления в связи с началом Великой Отечественной войны, проследить их развитие на протяжении рассматриваемого периода.
Введение 3
Глава 1 Высшие органы государственной власти и управления СССР накануне Великой Отечественной войны 8
1.1 Общее состояние СССР накануне войны 8
1.2 Политическая система СССР в предвоенный период 11
Глава 2 Особенности советской системы государственного управления в годы Великой Отечественной войны 14
2.1 Чрезвычайные органы советского государства в годы Великой Отечественной войны 14
2.2 Сочетание конституционных и чрезвычайных принципов государственного управления 22
Заключение 31
Библиографический список 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 37
На фоне значительного укрепления советских Вооруженных сил, усиления могущества и престижа Красной Армии подспудно зрели процессы, непосредственно связанные с укреплением режима личной власти И.В. Сталина и разгулом репрессий второй половины 30-х годов. И.В. Сталин безусловно опасался того значения и влияния, которое приобретал командный состав армии и флота в обществе, однако попытки его окружения обнаружить какие-либо реальные факты оппозиции в Вооруженных силах страны курсу генерального секретаря ЦК партии или даже признаки организованного сопротивления со стороны военных вплоть до середины 30-х годов не увенчались успехом.
Совершенно неожиданно в июне 1937 года советскому народу и всему миру было сообщено, что несколько самых знаменитых советских полководцев (М.Н.Тухачевский и др.) были арестованы, обвинены в измене и расстреляны. Следует отметить, что репрессии в Вооруженных силах начались еще до ареста Тухачевского, под их удары попадали некоторые уже достаточно крупные военачальники, однако они пока вполне вписывались в полосу политических процессов, которые начались после убийства С.М. Кирова в Ленинграде в 1934 г. Начавшиеся же с июня 1937 года репрессии в армии, приобретают массовый характер. Они не только обрушились на высший командный состав Красной Армии, но и затронули все военные округа и крупные воинские формирования.
К 1939 г. сложилась кадровая система комплектования и организации войск, была расширена сеть военных учебных заведений, приняты меры по оснащению войск новой техникой, особенно авиационной. Политбюро приняло специальное постановление, обязывавшее директоров крупнейших заводов ежедневно информировать ЦК о выпуске самолетов и авиамоторов. В мае 1940 году было принято решение о смене руководства Наркомата обороны: вместо К. Е. Ворошилова, бессменно находившегося во главе армии более 15 лет и показавшего свою некомпетентность в ходе советско-финляндской войны, наркомат возглавил С. К. Тимошенко. В акте о передаче дел говорилось и об упущениях в организации управления войсками. В январе 1941 года начальником Генерального штаба и заместителем наркома обороны был назначен Г. К. Жуков.
Однако к началу войны многие из намеченных мер остались неосуществленными. Материально-технические и организационные меры по укреплению обороны не обеспечили должного отпора врагу на начальном этапе военных действий. К тому же немецкая государственная машина оказалась не хуже организованной и не менее дисциплинированной. Она была полностью отмобилизована и хорошо управляема, ее аппарат был перестроен в соответствии с требованиями военного твремени.
В предвоенные и военные годы государственное
управление строилось на основе Конституции
СССР, принятой в 1936 году6. Политическая система, сложившаяся
в СССР к началу войны, имела ряд особенностей. Важнейшей из
них являлось уходившее корнями в начальный
этап развития советской государственности
и, в конечном счете, обусловленное объективными
причинами установление властной монополии
ВКП (б). Она проявлялась в том, что на каждом
уровне государственного управления реальным
центром власти являлась компартия, ее
комитеты, осуществлявшие всестороннее
руководство и контроль над работой государственных
органов. Прямым следствием этого было
то, что последние фактически не обладали
всей полнотой предоставленных им конституционных
полномочий, а представляли собой лишь
исполнительный механизм для претворения
в жизнь решений партийного руководства,
организационную форму придания им законной
силы. Законодательно закрепившая эту
особенность советской политической системы
Конституция СССР 1936 г., вместе с тем, подвела
черту под почти 20-летним периодом ее развития
в направлении централизации. Она зафиксировала
такую важную особенность функционирования
государственных органов, как иерархия
подчинения, которая вытекала из принципа
«демократического централизма» и соответствовала
структуре административно-
Своеобразным пиком процесса централизации явилась серия мероприятий по реорганизации структуры руководства СНК СССР, которые были проведены непосредственно накануне Великой Отечественной войны и важнейшим из которых явилось назначение на должность председателя СНК СССР генерального секретаря ЦК ВКП (б) И. В. Сталина, что означало окончательное завершение процесса слияния высших партийных и государственных органов СССР, оформления в Советском Союзе особой модели политического устройства – «советского партийного государства».
Обстановка, сложившаяся в СССР в результате неудач на начальном периоде Великой Отечественной войны, потребовала коренной перестройки государственных органов управления, которая связала бы в единый узел все нити управления государством, подчинив их единой цели – победе над врагом.
Более того, требования войны вызвали чрезвычайные формы руководства государством и армией. В связи с чем наряду с традиционными формами власти и управления с началом войны были созданы чрезвычайные специальные органы с особыми полномочиями.
Чрезвычайными эти органы были потому, во-первых, что их создание не было предусмотрено Конституцией СССР; во-вторых, их полномочия были выше, чем у конституционных органов власти и управления.
В первую очередь речь идет о Государственном Комитете Обороны (ГКО) и Ставке Верховного Главнокомандования.
Для того чтобы работа отдельных органов и ведомств получила должную целенаправленность, жизненно важным было постоянное руководство со стороны чрезвычайного центра, наделенного особыми правами и полномочиями; его распоряжения, директивы и постановления должны были иметь статус законов военного времени, с обязательным исполнением их всеми государственными, советскими, партийными органами и гражданами.
«Создание двух чрезвычайных центральных органов, на которые возлагалось непосредственное руководство ведением войны – ГКО и Ставки, – давало возможность централизованно и оперативно руководить отражением фашистской агрессии»7.
А. И. Микоян, один из членов ГКО, так описывал обстоятельства его образования: «30 июня 1941 года меня и Вознесенского попросили зайти к В. М. Молотову. Когда мы вошли в кабинет, там были Л. П. Берия, Г. М. Маленков и К. Е. Ворошилов. По всему было видно, что они о чем-то уже договорились и теперь хотят поставить нас перед фактом. Берия сказал, что они тут посоветовались и решили внести предложение о создании Государственного Комитета Обороны во главе со Сталиным, которому передать всю полноту власти в стране. Я сказал, что согласен: это отвечает обстановке. Вознесенский тоже согласился. Решили ехать к Сталину, он находился на ближней даче. Приехали. Берия высказал наше предложение создать ГКО. Сталин согласился и сказал: «Нужно обсудить кандидатуры».8
В тот же день, 30 июня 1941 г., совместным постановлением Президиума Верховного Совета, Совнаркома и ЦК ВКП (б) был образован чрезвычайный государственный орган – Государственный Комитет Обороны в составе: И. В. Сталин (председатель), В. М. Молотов (зам. председателя), К. Е. Ворошилов, Г. М. Маленков, Л. П. Берия.
В дальнейшем постановлениями Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1942 г. в состав ГКО были введены А. И. Микоян и Н. А. Вознесенский, затем, 20 февраля 1942 г. – Л. М. Каганович, а 22 ноября 1944 г. – Н. А. Булганин. В тот же день из состава ГКО был выведен К. Е. Ворошилов.
В принятом совместном постановлении указывалось, что в руках ГКО сосредоточивается вся полнота власти в государстве и что государственные, партийные, комсомольские, другие общественные организации, военные и гражданские органы обязаны беспрекословно выполнять любые его решения, распоряжения, директивы и постановления.
Однако это не означало, что ГКО руководил всеми ведомствами государственной структуры. Анализ деятельности ГКО показывает, что он руководил в первую очередь и напрямую ведомствами, от которых зависел ход и исход войны в целом. Другими ведомствами он руководил – через ЦК ВКП (б), Совнарком, центральные общественные организации, через местные партийные и советские органы.
С 1941 г. и до ноября 1942 г. через Ставку
ГКО руководил военными действиями,
а также военной
Ведущим структурным подразделением ГКО было Оперативное бюро ГКО. Оно представляло собой своеобразный штаб или оперативное управление, в задачи которого входили объединение и координация действий всех подразделений ГКО. Его образование было закреплено специальным постановлением ГКО – предельно кратким, но весьма важным для организации слаженной работы всего коллектива ГКО.
8 декабря 1942 года Постановлением
№ 2615с «Об утверждении
Сегодня известно, что с самого начала войны приоритетным направлением в работе ГКО было руководство действующей армией.
Состав и структура ГКО в зависимости от обстановки в стране совершенствовались. По мере необходимости создавались постоянные и временные комитеты (комиссии). Одни из них действовали длительное время, другие по мере выполнения задач распускались. На протяжении четырех лет войны с 30 июня 1941 г. по 4 сентября 1945 г. основными его подразделениями были (Приложение 1):
Основными функциями Государственного Комитета Обороны являлись:
Важную роль в претворении в
жизнь постановлений и