Государственные реформы 1-й четверти XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 08:59, реферат

Описание

Какой же досталась Россия Петру? Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей. Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………..3
2. Историко-правовые предпосылки реформ………………………………...5
3. Реформы Петра Первого…………………………………………………...18
3.1. Административные преобразования………………………………….18
3.2. Военные реформы……………………………………………………...22
3.3. Церковная реформа………………………………………………….....27
3.4. Судебная реформа…………………………………………………..….30
4.Заключение……………………………………………………………….....33
5.Список литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Реферат по истории.doc

— 56.33 Кб (Скачать документ)

ТАМБОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                                                 Кафедра «Истории и философии» 
 
 

Реферат по истории

«Государственные  реформы 1-й четверти XVII века» 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент группы БСО-11

факультета  НБиП

Ионов Илья Владимирович 

Научный руководитель:

доктор  исторических наук,

профессор Слезин А.А. 
 

Тамбов 2011

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………..3

2. Историко-правовые предпосылки реформ………………………………...5

3. Реформы Петра Первого…………………………………………………...18

   3.1. Административные преобразования………………………………….18

   3.2. Военные реформы……………………………………………………...22

   3.3. Церковная реформа………………………………………………….....27

   3.4. Судебная реформа…………………………………………………..….30

4.Заключение……………………………………………………………….....33

5.Список литературы…………………………………………………………34

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Эпоха великих  преобразований - так иначе называют годы правления сына Алексея Романова и второй супруги его Натальи  Нарышкиной, первого императора Российского  Петра I Великого.

Какой же досталась  Россия Петру? Промышленность по своей  структуре была крепостнической, а  по объему продукции значительно  уступала промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого  дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Отставала Русь и в области  духовной культуры. В народные массы  просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных  людей. Россия XVII века самим ходом  исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем  могла обеспечить себе достойное  место среди государств Запада и  Востока.

Следует отметить, что к этому времени истории  нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельскохозяйственными продуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда -- основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм. Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия. Казаки-землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири.

XVIII век был  временем, когда Россия установила  постоянное общение с Западной  Европой, завязала с ней более  тесные торговые и дипломатические  связи, использовала ее технику  и науку, воспринимала ее культуру  и просвещение. Учась и заимствуя,  Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей  нужно, и только тогда, когда  это было необходимо. Это было  время накопления сил русского  народа, которое дало возможность  осуществить подготовленные самим  ходом исторического развития  России грандиозные реформы Петра.  Реформы Петра были подготовлены всей предшествующей историей народа, можно сказать, что они "требовались самим народом".

Все петровские преобразования можно поделить на три  этапа:

· первый (1699-1709\10гг.) - изменения в системе государственных  учреждений и создание новых, перемены в системе местного самоуправления, установление рекрутской системы.

· второй (1710\11-1718\19гг.) - создание Сената и ликвидация прежних  высших учреждений, первая областная  реформа, проведение новой военной  политики, широкое строительство  флота, учреждение законодательства, перевод  государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.

· третий (1719\20-1725\26) - начало работы новых, уже созданных  учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и  реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы налогообложения  и нового порядка государственной  службы.

 
 
 
 

2. Историко-правовые предпосылки реформ

Несмотря на то, что о Петре и его эпохе  написано огромное количество исследований, остаются и спорные вопросы, и  слабо изученные сюжеты. Еще не в полной мере востребована источниковая база, относящаяся к этому переломному  времени в истории России. Нельзя также не учитывать и целого ряда особенностей, которые сопровождали проведение реформ Владимирский-Буданов  М.Ф. Обзор истории русского права. - Ростов, 2005., с. 111.:

- во-первых, стремительность  их осуществления;

- во-вторых, исключительная  напряженность законодательного  творчества с ярко выраженной  “указной” направленностью;

- и, наконец,  в-третьих, соотношение конкретных  достижений и первоначальных  целей, когда на пути к осуществлению  последних происходили досадные  и к тому же явные ошибки, срывы, и окончательный результат,  поэтому, далеко не всегда был  идентичен задуманному в проекте.

Опираясь на всё вышеизложенное, хотелось бы заметить, что невозможно рассматривать историю  реформ пусть даже и высших учреждений государства, в отрыве от истории  всего государства в целом. Поэтому  нам представляется крайне важным попробовать  охарактеризовать хотя бы в общих  чертах ситуацию в стране в первой четверти века, а также некоторые  проблемы, решать которые приходилось  Петру на различных этапах преобразований.

Итак, по порядку:

1. Затянувшаяся  на 21 год война со Швецией.

Она отвлекала (особенно на первом этапе, до 1714 года) слишком  много сил: финансовых, людских, политических, административных, хотя многому научила  и способствовала:

а) созданию боеспособной армии и сильного флота;

б) концентрации усилий всего государства для  решения определенных задач.

2. Следует учесть, что в первой четверти XVIII века  в принципе строительству регулярного  государства ничего не угрожало. В этом пункте следует указать Сыромятников Б.И. «Регулярное» государство Петра I и его идеология. М, 2003, с. 56.:

классовая борьба (Астрахань, К. Булавин);

сокращение податного  населения (бегство крестьян);

не только старомосковская  знать, но и выдвинувшаяся при  Петре I часть правящих кругов “устала” от переобустройств, зачастую беспорядочных  и поспешных.

3. Фактическое  отсутствие у Петра I продолжателей  его дела, конечную цель которого  более или менее ясно знал  только он сам.

4. Создание армии  и флота нового образца. При  всей очевидной необходимости  данного начинания легко заметить, что оно отнимало у царя  слишком много времени и часто  не лучшим образом сказывалось  на проведении других преобразований.

5. Попечение  о создании крупной российской  промышленности.

Подготовленных  кадров, свободных денежных ресурсов для данного дела было крайне мало, поэтому до создания надлежащих Коллегий Петру I самому приходилось за всем “надзирать”.

6. Постройка  Санкт-Петербурга.

Стоила стране нескольких десятков тысяч жизней, загубленных при возведении новой  столицы и многих других затрат.

7. Популяризация  науки, знаний, культуры и благотворительности  в России.

Эти меры затрачивали  едва 0,5 % населения, зачастую имели  поверхностный характер даже для  этой его части.

8. Налаживание  торговли, прежде всего морской.

9. Наряду с  вышеперечисленным следует учитывать  частые поездки Петра I, его  пребывание в зоне военных  действий и за рубежом, склонность  царя к физическому труду, непростую  личную жизнь.

Вот далеко не полный перечень занятий Петра I, которым  он уделял внимания не меньше, чем вопросу  создания надежной бюрократической  машины по управлению государством.

Что же не давало “распылиться” усилиям самодержца, и, в конце концов, добиваться в  этом хаосе решения достаточно сложных  задач?

Нам представляется, что этому можно найти одно простое объяснение - при всей видимой  “пестроте” стоящих перед страной  проблем на протяжении всего периода  своего правления Петр I был занят  одним главным делом, правда, в  различных его проявлениях - войной Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. - М., 2004, с. 55..

Он воевал, когда  строил Санкт-Петербург - с непокорной природой; воевал, когда отправлял  дворянских отпрысков учиться за границу - с извечной ленью и необразованностью; воевал с подстрекаемыми Софьей стрельцами, с действительной и мнимой изменой, отрубая им головы, не позабыв задействовать  в этом “мероприятии” свое ближайшее  окружение; и, наконец, воевал со старым государственным устройством Руси, причем, весьма оригинальным способом - адаптируя к российским условиям законодательные акты и систему управления практически поверженного врага - Швеции.

Для наилучшего достижения поставленных нами задач  представляется возможным разделить  рассматриваемый исторический этап, а именно: первую четверть XVIII века; на два логических обоснованных периода:

1. С 1700 по 1718 гг.

2. С 1718 по 1725 гг.

Многие историки задавались вполне резонным вопросом - почему, например, учредив Сенат  еще 22 февраля 1711, Петр I тянул с разработкой  “Должности Сенату” до 1718 года?

На наш взгляд, тому есть несколько весьма важных причин:

- во-первых, к  1718 году положение на театре  военных действий складывалось  уже таким образом, что поражение  Швеции стало почти свершившимся  фактом;

- во-вторых, в  вышеупомянутом году вышел Манифест  об отречении царевича Алексея  от престола - Его Царского Величества, и, таким образом, рухнула надежда  на продолжение преобразований  сыном, что, в свою очередь  “подхлестнуло” законодательную  инициативу Петра I по созданию  надежного, жестко контролируемого  механизма высшего государственного  управления;

- в-третьих, уже  стали видны основные недостатки  в работе все того же Сената, их преодоление не терпело  отлагательств;

- в-четвертых,  опять же в связи с постепенным  окончанием военных действий  необходим был не просто Сенат,  могущий в случае каких-либо  военных эксцессов заменить на  время царя, теперь его задачи  изменялись в сторону в основном  контроля за губерниями и Коллегиями, при том, что у Сената было  отнято право издания генеральных  (общегосударственного значения) указов.

Необходимо сделать  также еще одну, крайне важную оговорку. На продолжении всей работы мы будем  придерживаться той точки зрения, что все основные преобразования, проведенные Петром I в области  государственного управления, были подготовлены предыдущими десятилетиями российской истории Троицкий С.М. Русский абсолютизм в XVIII в. - М, 2004, с. 34..

В нашей работе мы станем придерживаться принципа перехода от рассмотрения более общих моментов к более узким, конкретным действиям. В связи с этим хотелось бы создать  четкое представление о трех наиболее интересующих нас учреждениях: Сенате, Кабинете Его Императорского Величества и Коллегиях.

По далеко не полным подсчетам, за период правления  Петра I было издано 3314 указов, регламентов  и уставов, причем в составлении  и редактировании многих из них государь принимал личное участие. Примечательно, что с утверждением новой административной системы доля личного участия  Петра в управлении практически  не уменьшилась: в 1720 его личных (именных) указов было 54,2% от общего числа указов в этом же году, в 1721 - 42,6%; в 1722 - 56,3%; в 1723 - 56,3%; а в 1724 - 1725 годах - 62,4%.

Боярская Дума являлась учреждением, которое препятствовало появлению Сената.

Информация о работе Государственные реформы 1-й четверти XVII века