Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 08:59, реферат
Какой же досталась Россия Петру? Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей. Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.
1. Введение……………………………………………………………………..3
2. Историко-правовые предпосылки реформ………………………………...5
3. Реформы Петра Первого…………………………………………………...18
3.1. Административные преобразования………………………………….18
3.2. Военные реформы……………………………………………………...22
3.3. Церковная реформа………………………………………………….....27
3.4. Судебная реформа…………………………………………………..….30
4.Заключение……………………………………………………………….....33
5.Список литературы…………
К концу XVIII века
состав и значение Боярской Думы значительно
изменились. Родовитые фамилии, издавна
заседавшие в Боярской Думе, частью
уступили место дельцам, выходившим
далеко не из боярской среды. Думные чины
получали неродовитые чиновники, выдвинувшиеся
благодаря своим деловым
В Думу, являвшуюся
консервативным бюрократическим учреждением,
проникали представители
Во время отсутствия Петра I совещаниями этих сановников руководили доверенные лица, подчас не имеющие думного чина. Да и что толку было в таком чине у родовитых бояр, если во второй половине XVII века Дума состояла из чиновников, которые не понимали что такое право, а знали только служебные обязанности, в общие думные совещания ходили лишь по особому распоряжению, “разве царь указывал”.
И в прежнее
время при государях
На время отсутствия государя “Расправная палата ведала Москву”, превращаясь во временное правительство по делам текущего управления. Вместе с “Комнатной думой”, “Расправная палата”, по-видимому, упраздняла всякую надобность в постоянной совместной работе “всех бояр” и превратили общее собрание Думы в сравнительно редкую форму правительственных совещаний, созывавшихся чаще всего в торжественных случаях.
Да и пустеет Дума, особенно после того, как началась Северная война: тогда от думцев требовалась напряженная деятельность на местах; все больше думцев уезжало из столицы, чтобы командовать полками, собирать рекрутов, управлять областями, смотреть за постройкой кораблей.
Уезжая в 1697 году за границу, Петр поручил управление государством Л. К. Нарышкину, князю Борису Голицыну и князю П. П. Прозоровскому, дав им “полное управление делами”.
Москва была приказана ближнему стольнику князю Ф. Ю. Ромодановскому, а всем боярам и судьям, то есть начальникам приказов, велено было, по словам современника: “прилежать до него Ромодановского и к нему съезжаться, когда он похочет”.
Только в очень важных случаях сановники, которым было поручено управление, должны были советоваться со старыми боярами.
Учитывая вышеуказанное, можно сделать вывод Сафонов М.М. Проблемы реформ в правительственной политике России на рубеже ХVIII-XIX вв., с. 55.:
а) о логичности появления такого органа, как Сенат, который выполнял бы все функции по замещению отсутствующего государя в деле управления страной;
б) о подготовленности появления Сената путем изменений в структуре управления в конце XVII - начале XVIII века, в том числе относящихся к Боярской Думе.
В 1699 году была упразднена
Ближняя Канцелярия, прежде всего
как орган административно-
В сентябре 1708 года Боярская Дума заседала в Ближней канцелярии в составе 14 человек под председательством царевича Алексея. В большинстве своем это были начальники приказов, и четверо из них не имели думных чинов. В ноябре того же 1708 года на заседании Думы было 8 человек, все они управляли различными приказами, это совещание получило название Консилии министров. Этот совет превратился в Верховный орган власти, который в отсутствие царя управлял не только Москвой, но и всем государством. Бояре и судьи оставшихся приказов должны были съезжаться в Ближнюю канцелярию непременно по “три дни в неделю” для решения дел.
В 1710 году Совет состоял из 8 членов. Все они управляли отдельными приказами, а бояр - думцев, ничем не управляющих, не было, одни действовали в провинции, других просто не созывали в Думу. И Дума, таким образом, сама собою превратилась в довольно тесный совет министров: министрами и называются члены этого тесного совета в письмах Петра, в бумагах и актах того времени. Эволюция Боярской Думы в Консилию министров происходила слой учетом двух обстоятельств Багер X. Реформы Петра Великого. Обзор исследований. - М, 2005., с. 62.:
1) слишком “пестрым” становился ее состав; а также необычными стали ее права и обязанности;
2) в ее состав входили не думные люди такие, как М. А. Головин,
А. А. Курбатов, Ф. Ю. Ромодановский.
Последний, будучи только стольником, является фактическим руководителем Совета министров.
Консилия министров в отличие от Боярской Думы заседала без царя и главным образом была занята выполнением его предписаний. Это был распорядительный совет, отвечавший перед царем. Созданием Консилии министров был сделан шаг к созданию нового высшего учреждения России - Сената.
Еще одной новой
чертой, которая будет характерна
также и для Сената, явилось
то, что Ближняя канцелярия не только
выполняла функции
С 1707 года в ней обязательно должны были вестись протоколы Консилии министров, причем решения обязаны были подписывать все министры, “ибо сим всякого дурость явлена будет”. Таким образом, Консилия министров в Ближней канцелярии явилась переходной формой от Боярской Думы к Сенату.
Коллегии создавались по образу и подобию шведских государственных учреждений. Уже в самом начале своего правления самодержцу российскому стало ясно, приказная система весьма неэффективна, поскольку способствует лишь распылению финансов, так как каждый из приказов собирал налоги с какой-либо части страны и тратил сборы на свои цели. Для сосредоточения государственных средств по возможности в одном или немногих учреждениях, в 1699 году была учреждена Бурмистерская палата, или Ратуша. Ратуша лишила доходов ряд крупных и мелких приказов, терявших тем самым свое значение.
Степень заимствования шведских образцов можно оценивать по-разному. Очевидно, что оно не было слепым копированием, а являлось, в крайнем случае, адаптацией шведского устройства коллегиального управления к российским условиям.
Шведская государственная система была построена на принципах Камерализма - учения о бюрократическом управлении, получившего распространение в Европе XVI - XVII веков. Камерализм содержал ряд привлекательных для Петра особенностей Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. - М., 2004, с. 90.:
а) высокая функциональность,
ввиду узкоспециальной
б) четкая регламентация обязанностей чиновников, специализация канцелярского труда, установление единообразных штатов, жалования и т.д.
Используя шведский
административный опыт и беря за основу
шведские образцы, Петр, как правило,
вносил в них обусловленные
“Всем Коллегиям надлежит ныне на основании шведского устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которые пункты в шведском регламенте неудобны, или с сетуацию сего государства несходны и оныя ставить по-своему разсуждению. И, поставя об оных, докладывать, так ли их быть”.
Реформа государственного
аппарата началась в конце 1717 - начале
1718 года, когда Петр составил своеобразную
программу предстоящих
Кабинет носил характер военно - походной канцелярии, куда поступали полковые табели и другие военные, а также финансовые документы; здесь же разрабатывались диспозиции, велся ежедневный “Юрнал”, т.е. записи о времяпрепровождении и местонахождении царя, где отражались как придворные, так и военные события. Другими словами, Кабинет был секретариатом самодержца, в котором под руководством Макарова работал целый штат подьячих, готовивших доклады для царя. Кроме того, Кабинет ведал личным имуществом царя, был его казначейством, ибо в его кассу поступали огромные суммы от соляных сборов. Петр I передавал на хранение в это учреждение все бумаги, чертежи и книги, поддерживая через него связь с Сенатом, Синодом, Коллегиями и губернаторами. Через кабинет-секретаря Петр I вел переписку с русскими посланниками за границей, губернаторами, вице-губернаторами, также переписку по горным и мануфактурным делам. С укреплением значения Кабинета как своеобразного учреждения “при особе государя” что-либо докладывать, доносить, предлагать, просить становилось равнозначным направлению соответствующих документов в Кабинет, где их фиксировали, обрабатывали, чтобы затем, вместе с ему подобными, включить в виде “пунктов” или “экстрактов” в доклад царю. В 1721 году появляется документ под названием “Определение как содержать в Кабинетской конторе порядок в делах, а именно: о содержании и записке в книге писем, посылаемых за рукою Его Царского Величества и к кабинет - секретарю о делах Его Величества ответных и просильных, о решении и о записке всех вещей” Троицкий С.М. Русский абсолютизм в XVIII в. - М, 2004, с. 76..
Этот документ
недвусмысленно подтверждает, что Кабинет
- это не просто какая-то заурядная
канцелярия, а государственное
Кроме того, в Кабинет поступало множество различных челобитных, жалоб, доносов (“подметных писем”) по так называемым трем пунктам: измена, дела, против здоровья государя и казенного интереса. Хотя были случаи, когда, несмотря на все запреты, доносы попадали сразу непосредственно в руки царя Багер X. Реформы Петра Великого. Обзор исследований. - М, 2005., с. 79..
Осенью 1724 года Петру было подброшено пространное “подметное письмо”. Царь прочитал его и сделал много выразительных пометок на полях. Автор письма был необычайно хорошо осведомлен о работе Кабинета. Письмо настолько заинтересовало царя, что он приказал его беречь, а вместо него (в том же конверте) публично сожгли чистую бумагу. Остриё анонимной критики было направлено против Макарова. Обвинения были основательны и подкреплялись многими примерами. Приводились имена крупных сановников, вступивших в сговор с Макаровым. Но в конце 1724 года Петр был уже смертельно болен, и судьба хранила Макарова от больших неприятностей. Может быть, в проступках Макарова Петр видел обыкновенное должностное преступление, может быть, он вполне осознавал, что не только он управляет аппаратом, но и аппарат управляет им. Еще одно немаловажное замечание - в Кабинет направлялось большое количество донесений из местных и центральных учреждений, которые были формально подчинены и Коллегиям, и Сенату. И, тем не менее, руководители этих ведомств, минуя вышестоящие инстанции, писали прямо в Кабинет, куда, таким образом, стягивались все нити управления на разных уровнях.
Одной из причин
подобных нарушений бюрократического
порядка было стремление Петра вникнуть
в самую суть дела, желание получить
полную и свежую информацию и, наконец,
нетерпение, присущее Императору. По-видимому,
в ряде случаев активное участие
царя было необходимо, чтобы преодолеть
неповоротливость бюрократической
машины, исправить создаваемые ее
же бюрократической сущностью
Информация о работе Государственные реформы 1-й четверти XVII века