Государственные реформы 1-й четверти XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 08:59, реферат

Описание

Какой же досталась Россия Петру? Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей. Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………..3
2. Историко-правовые предпосылки реформ………………………………...5
3. Реформы Петра Первого…………………………………………………...18
3.1. Административные преобразования………………………………….18
3.2. Военные реформы……………………………………………………...22
3.3. Церковная реформа………………………………………………….....27
3.4. Судебная реформа…………………………………………………..….30
4.Заключение……………………………………………………………….....33
5.Список литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Реферат по истории.doc

— 56.33 Кб (Скачать документ)

Издание в России в 1720 году Морского Устава как бы подвело  определенный итог морской истории  страны: в самые сжатые сроки на Балтике был создан сильный военно-морской  флот. Петр использовал все лучшее, что было в западном кораблестроении. Но он, прежде всего, учитывал особенности  русского театра войны и мореплавания у берегов Отечества. От европейских  флотов флот Петра отличался, прежде всего, тем, что вначале он состоял  в основном из гребных судов, различных  по размерам и вооружению. Петр исходил  из того, что такие суда просты в  постройке, относительно легко управляемы, хорошо используются для поддержки  сухопутной армии. Только после победы под Полтавой в России началось интенсивное  строительство линкоров. Лишь они  могли обеспечить России господство в Балтийском море.

Главные итоги  военных реформ Петра сводятся к  следующемуСафонов М.М. Проблемы реформ в правительственной политике России на рубеже ХVIII-XIX вв., с. 74.:

· создание сильной  регулярной армии, способной воевать  с основными противниками России и побеждать их

· появление  целой плеяды талантливых полководцев: Меньшиков, Шереметев, Апраксин, Брюс и  др.

· создание мощного  военно-морского флота (почти из ничего)

· небывалый  рост расходов и как следствие - покрытие их за счет жесточайшего выжимания  средств из простого народа.

 

3.3 Церковная реформа

Во второй половине XVII в. позиции Русской Православной церкви были весьма прочными: она сохранила  административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской  власти. Последние патриархи Иоаким и Адриан проводили политику, направленную на укрепление этих позиций. Сначала  в деятельности царя не было ничего «антицерковного». Однако после смерти матери, царицы Натальи Кирилловны, Пётр перестаёт постоянно участвовать  в религиозных церемониях и уже  не столь регулярно общается с  патриархом. Как и в других областях, основой политике Петра I в отношении  церкви первоначально было лишь стремление выжать из неё по возможности больше средств на обеспечение обширных государственных программ, прежде всего - на строительство флота. Церковные  иерархи насильственно объединялись в "кумпанства", каждое из которых  должно было построить на свои средства по одному кораблю.

После кончины  в 1700 году патриарха Адриана царь организовал ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись выявленными злоупотреблениями, Пётр произвёл решительные перемены в  церковном устройстве. Временно, во главе духовенства был поставлен  рязанский митрополит Стефан Яворский, который по-прежнему должен был созывать на советы епископов - "освященный соборы”, но эти совещания носили чисто  формальный характер. Патриарший разряд был упразднен, а его функции  переданы восстановленному в1701 г. Монастырскому  приказу. Этому приказу были подчинены  патриаршие Казенный и Дворцовый  приказы. Доходы, полученные от хозяйственной  деятельности монастырей и других церковных  учреждений, шли в основном на государственные  нужды. Так, с 1701 по 1711 гг. казна получила с монастырских вотчин свыше 1 млн. руб. Одновременно государство ограничивало число монахов, запрещало им переход  из одного монастыря в другой. В  указе 1724 года Пётр прямо называл  монахов тунеядцами, отлынивающими  от службы императору; количество монахов в монастыре теперь должно было зависеть от числа людей (отставных солдат, больных, престарелых и нищих), за которыми они ухаживают Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. - М., 2004, с. 54..

В 1721 году видный церковный деятель, сторонник петровских реформ, выходец с Украины Феофан Прокопович составил так называемый Духовный регламент. Главная идея этого  документа была следующая: власть государя не просто от бога, но государь вправе решать, что богу угодно, а что  нет; никакого контроля со стороны церкви здесь быть не могло, потому что государь выше церкви. Регламент предусматривал упразднение патриаршества, а для  управления церковью был образован  Святейший правительствующий Синод. Был назначен обер-прокурор Святейшего Синода, личный представитель Петра, который наблюдал за всем, что там  происходило. Понятно, что в ситуации полного подавления церкви человек  оказался в духовной ловушке; у него не оставалось ничего, кроме государства. Если раньше религия всё-таки давала возможность некоего автономного  духовного существования, то теперь и этого не было. Везде был тотальный  контроль. Всего в ведении находились чисто церковные дела: толкование церковных догм, распоряжения о молитвах и церковной службе, цензура духовных книг, борьба с ересями, заведование  учебными заведениями и смещение церковных должностных лиц и  т. д. Пётр сам отредактировал Духовный регламент и провозгласил его  законом. Современник сообщает, что  когда русские церковные деятели  пытались протестовать, Пётр указал на Регламент и заявил: "Вот вам  духовный патриарх, а если он вам  не нравится (при этих словах он бросил на стол кинжал), то вот вам булатный патриарх" Развитие русского права  второй половины XVI-ХVIII в.в. - М, 2006, с. 63..

Принятие Духовного  регламента означало логическое завершение церковной политики Петра. Хотя Святейший  синод и состоял из представителей высшего духовенства, фактически они  были государственными чиновниками, которые могли быть в любой момент заменены императором. В дальнейшем церковная иерархия превратилась в разновидность государственной бюрократии. Основы этого были заложены церковной реформой Петра I.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.4  Судебная реформа

Судебная реформа, проведенная в 1719г., упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему  России. Основная задача реформы - отделение  суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который  решал самые важные государственные  дела. Он был верховным судьей и  разбирал многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли "канцелярии розыскных дел", которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали  суду царя. Следующим судебным органом  был Сенат, который являлся апелляционной  инстанцией, давал разъяснения судам  и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные  преступления) Голикова Н.Б. Политические процессы при Петре I. - М., 2007, с. 47..

Юстиц-коллегия была апелляционным судом по отношению  к надворным судам, являлась органом  управления над всеми судами, разбирала  некоторые дела в качестве суда первой инстанции.

Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в  надворный в порядке аппеляции, если суд решал дело пристрастно, по распоряжению высшей инстанции или  по решению судьи. Если приговор касался  смертной казни, дело передавалось также  в утверждение надворного суда.

Некоторые категории  дел решались иными учреждениями в соответствии с их компетенцией. Камериры судили за дела касавшиеся казны, воеводы и земские комиссары  судили за побег крестьян.

Судебные функции  исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел. Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Порядок  прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи - в административные.

В связи с  этим была проведена новая реорганизация  судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными (1722г.) и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам (1727г.).

Таким образом, суд и администрация вновь  слились в один орган. Некоторые  категории дел полностью были изъяты из общей судебной системы  и были отданы в ведение других административных органов (Синоду, приказам и другим). На Украине, в Прибалтике и в мусульманских областях существовали особые судебные системы.

Особенностью  развития процессуального законодательства и судебной практики в России являлась замена состязательного принципа принципом  следственным, который обуславливался обострением классовой борьбы.

Говоря о развитии процессуального права при Петре I необходимо отметить бесплановость, сумбурность реформ в сфере судоустройства и судопроизводства. Существовало три  закона процессуального законодательства конца ХVП - начала ХVШ в. Одним  из них был Указ от 21 февраля 1697г. "Об отмене в судных делах очных  ставок, о бытии вместо оных расспросу  и розыску...", главным содержанием  которого являлась полная замена суда розыском Сафонов М.М. Проблемы реформ в правительственной политике России на рубеже ХVIII-XIX вв., с. 72..

В апреле 1715г. вышло "Краткое изображение процессов  или судебных тяжеб" (одним томом  вместе с Артикулом воинским). "Краткое  изображение" являлось военно-процессуальным кодексом, устанавливало общие принципы розыскного процесса. В нем закреплялась система судебных органов, а также  состав и порядок формирования суда. В "Кратком изображении" содержатся процессуальные нормы; дается определение судебного процесса, квалифицируются его виды; дается определение новым институтам процесса того времени (салф кондукт, утверждение ответа); определяется система доказательств; устанавливается порядок составления оглашения и обжалования приговора; систематизируются нормы о пытках.

Указом от 5 ноября 1723г. "О форме суда" была отменена розыскная форма процесса, вводится принцип состязательности процесса. Впервые требуется, чтобы приговор основывался на "приличных" (соответствующих) статьях материального закона. Изменения  внесенные Указом "О форме суда" были не столь принципиальными. По сути указ был создан в развитие "Краткого изображения".

Судебная система  периода петровских реформ характеризовалась  процессом усиления централизации  и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам  дворянства.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Заключение

Привычный уклад жизни в России был насильственно перевернут на иностранный лад. Деятельность Петра I создала условия для более широкого знакомства России с культурой, техникой образом жизни западноевропейского общества, что послужило началом коренной ломки норм и представлений Московской Руси. Однако, не смотря на все минусы реформ, положительных итогов не мало. Страна получила выход к Балтийскому морю. Было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России - она стала великой европейской державой. Укрепился господствующий класс в целом. Была создана централизованная бюрократическая система управления страной. Усилилась власть монарха, и окончательно установился абсолютизм. Шаг вперед сделали русская промышленность, торговля, сельское хозяйство. Новый импульс получило развитие русской культуры.

Петровские преобразования затронули все слои общества, они  властно вторглись в жизнь  каждого человека - от боярина до самого бедного крестьянина. В этом их главная особенность. Когда царь Алексей Михайлович строил корабли  в подмосковном селе Дединове, в  этом участвовали лишь несколько  русских плотников; строительство  же флота при Петре Первом стало  делом всей страны, так или иначе  коснулось всего народа. Когда  в 1672 году в придворном театре Алексея  Михайловича был дан первый в  истории России спектакль, его смотрели лишь сам царь и несколько высших аристократов. При Петре I театр стал достоянием всего общества. И так  было во всем. Вот почему и по сей  день не утихают споры о значении петровских реформ в русской истории.

 
 

Список  литературы

1.Анисимов Е.В. Податная реформа Петра I. Введение подушной подати в России. - СПб, 2002. - 392 с.

2.Багер X. Реформы Петра Великого. Обзор исследований. - М, 2005. - 613 с.

3.Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. - Ростов, 2005. - 212 с.

4.Голикова Н.Б. Политические процессы при Петре I. - М., 2007. - 117 с.

5.Гордин Я.А. Историография России: некоторые актуальные проблемы истории нового времени. - СПб.: СПбГУП, 2005. - 167 с.

6.Государственные учреждения России XVI-ХVIII вв. / Под ред. Н.Б.Голи-ковой. - М., 2004. - 342 с.

7.Керсновский А.А. История Русской армии. - М., 2006. - 303 с.

8.Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. - М., 2004. - 217 с.

9.Омельченко О.А. Становление абсолютной монархии в России. - М., 2006. - 228 с.

10.Развитие русского права второй половины XVI-ХVIII в.в. - М, 2006. - 390 с.

11.Сафонов М.М. Проблемы реформ в правительственной политике России на рубеже ХVIII-XIX вв. - М., 2007. - 247 с.

Информация о работе Государственные реформы 1-й четверти XVII века