Государственные реформы 1-й четверти XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 08:59, реферат

Описание

Какой же досталась Россия Петру? Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей. Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………..3
2. Историко-правовые предпосылки реформ………………………………...5
3. Реформы Петра Первого…………………………………………………...18
3.1. Административные преобразования………………………………….18
3.2. Военные реформы……………………………………………………...22
3.3. Церковная реформа………………………………………………….....27
3.4. Судебная реформа…………………………………………………..….30
4.Заключение……………………………………………………………….....33
5.Список литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Реферат по истории.doc

— 56.33 Кб (Скачать документ)

Как бы там ни было, роль Макарова и Кабинета в  системе управления государством была огромной, а должного механизма контроля именно за этим учреждением, так и  не было создано, что, возможно, и предрешило его судьбу.

 
 

3.Реформы Петра Первого

3.1Административные преобразования

Говоря об административных реформах Петра I нужно отметить, что  как таковых реформ вовсе не было. Это были лишь незначительные изменения  в ту или иную сторону. "Преобразование управления - едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность", - писал известный историк В.О. Ключевский Развитие русского права  второй половины XVI-ХVIII в.в. - М, 2006, с. 112.. Он справедливо отмечал, что в  действительности никакой программы  административно - государственных  преобразований у Петра I не было, а  если и была, то абсолютно не продуманная, ведь все реформы проводились  очень спешно, порой даже одна другой противореча. Главной целью этих беспорядочных, наспех проводимых реформ было быстрое и эффективное выколачивание  из народа средств для покрытия государственных  расходов, прежде всего - на войну (именно ей Петр уделял большую часть своего внимания). Бессистемность и спешка проведения преобразований часто приводили  к путанице: не успевало войти в  жизнь какое - либо установление, как  через несколько лет оно уже  заменялось или сводилось на нет.

Первой административной реформой стало создание в 1699 году особого  ведомства городов. Было введено  местное самоуправление для городского купечества, а также населения  поморских (северных) городов. Власть воевод отменялась. Выборные бурмистры должны были ведать судом и сбором денежных платежей. Во главе органов местного самоуправления была поставлена Московская ратуша. В её ведении находились главные поступления государственных  доходов с городов, а также  общий надзор за действиями органов  самоуправления. Возглавил Ратушу А.А.Курбатов в должности обер - инспектора.

Но расходы  росли, и постепенно царь стал утрачивать доверие к финансовым возможностям Ратуши. Пётр приходит к выводу, что "человеку трудно за очи всё разуметь и править". Было принято решение  перенести центр тяжести управления на места. Так вступила в исполнение губернская реформа. По замыслу Петра, местные органы должны были заняться размещением и обеспечением войск  в мирное время. В 1708 г. было провозглашено  создание восьми губерний: Московской, Ингерманландской (Санкт - Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе губернии стоял губернатор. Все остальные (вице-губернатор, провиантмейстеры и др.) лишь подчинялись ему. Таким  образом, губернская реформа фактически упраздняла преобразования 1699 года: города были подчинены уездным комендантам, а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение Голикова Н.Б. Политические процессы при Петре I. - М., 2007, с. 42..

Подворная перепись населения 1710 г. привела к ещё  одной перекройке местного управления. Комендантства (старые уезды) отменялись, а вместо них вводились "доли" (5536 дворов) во главе с новыми чиновниками - ландратами. Предусматривалось, что  в соответствии с числом таких  «долей» каждая губерния должна будет  содержать определённое количество полков.

Главная задача губернской реформы - обеспечение армии  за счет местных учреждений - выполнена  не была, т.к. Северная война затянулась до 1721 г. и разместить в губерниях "приписанные" к ним полки  не удалось. Да и возможности губернаторов по сбору денег с населения  оказались не безграничными. Очень  скоро рост военных расходов привёл к недостатку средств. Губернская реформа  нанесла удар и по приказной системе. Многие приказы прекратили свое существование, их обязанности перешли к губернской администрации.

В 1711 году, отправляясь  в турецкий поход, Пётр издал коротенький  указ, гласивший: "Определили быть для  отлучек наших Правительствующий  сенат для управления". Так, одним  росчерком пера, было основано учреждение, просуществовавшее в России около  двухсот лет. Состоял он из 9 человек, приближенных к царю. Трое являлись представителями знати (князья М. В. Долгорукий, Г. И. Волконский, П. А. Голицын), трое - бывшие члены Боярской думы и  трое - из дворян. Сенат занимался  вопросами комплектования армии, развитием  торговли и промышленности, контролировал  финансы.

Для надзора  за аппаратом управления была введена  должность фискала. Эти люди доносили обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и других действиях, наносящих вред государству. Фискалы  нередко пользовались своим должностным  положением для сведения личных счётов, а то и просто для вымогательства и обогащения. Однако Петр поощрял  фискалов, освободив их от податей, подсудности местным властям  и даже ответственности за ложные доносы Сыромятников Б.И. «Регулярное» государство Петра I и его идеология. М, 2003, с. 77..

Хотя Сенат  был руководящим контролирующим органом, но и за его деятельностью  был установлен контроль. За работой  Сената следил генерал - прокурор (П.И. Ягужинский). Главная его задача состояла в том, чтобы играть роль «ока государева» в Сенате, т.е. надзирать  за работой сенаторов и обо  всём докладывать императору. Введение этой должности означало резкое уменьшение самостоятельной роли Сената в государственном  управлении.

В 1718 был подписан указ об учреждении 9 коллегий: Чужестранных дел, Камер - коллегии (ведала сбором доходов), Юстиц-коллегии, Ревизион-коллегии (ведомство  финансового контроля), Воинской, Адмиралтейской (военно-морские силы), Коммерц-коллегии (торговля), Берг-коллегии и Мануфактур-коллегии (промышленность), а также Штатс-коллегии (ведомство государственных расходов). С их появлением прекращали своё существование многие из коллегий. Особенностью коллегий по сравнению с приказами стало более четкое разграничение сфер деятельности и, главное, - совещательный порядок ведения дел. «В коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и, что один не постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей, то оный увидит» - так объяснял появление новых органов сам Петр.

После учреждения коллегий Петр I решил реформировать  и местное самоуправление. В 1719 - 1720 гг. были отменены не оправдавшие  себя "доли". Губернии теперь делились на провинции, а те в свою очередь - на дистрикты. Правители дистриктов - земские комиссары назначались  Камер - коллегией.

Претерпело изменения  и городское управление. Должность  бурмистров отменялась. Всё посадское  население отныне делилось на три  части: 1-ую гильдию (богатые купцы, владельцы  ремесленных мастерских), 2-ую гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и «подлый люд», составлявший подавляющее  большинство городского населения. Резко сократился круг людей, принимавших  участие в выборах. Новые органы городского самоуправления, магистраты, состояли лишь из представителей 1-ой гильдии  Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор  истории русского права. - Ростов, 2005., с. 115..

Многие историки признают административные преобразования наиболее слабым местом Петровских реформ. Заканчивая эту часть своего доклада, я вновь хочу прибегнуть к высказыванию известного историка, на сей раз  Уланова: "Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие  одно за другим… не только не вели население  к материальному нравственному  преуспеянию, но были гнётом, мало чем  уступавшим войне Петровского времени".

3.2 Военные реформы

Военные реформы  занимают особое место среди всех Петровских пре-образований. Именно задачи создания современной, боеспособной армии  и флота занимали юного царя ещё  до того, как он стал полновластным  госуда-рем.

Ещё в раннем детстве Петр поражал всех своим  пристрастием к военным потехам, которые постоянно устраивались в подмосковном селе Преображенском. Однако, с конца 80-х годов XVIII века «игра в солдатики» становится нешуточной. В 1689 г. Пётр находит в Измайлове  старый английский бот, которому суждено  было стать "дедушкой русского флота". В том же году Петр посвящает всё  своё время строительству небольших  кораблей Плещееве-озере. В этом ему  помогают опытные голландские мастера. С 1691 г. регулярно устраиваются "потешные сражения" между стрельцами во главе  с И.И. Бутурлиным и петровскими "потешными  полками".

"Потешные  полки" стали ядром будущей  регулярной армии и неплохо  проявили себя во время Азовских  походов 1695 и 1696гг. К этому времени  относится и первое боевое  крещение русского флота, построенного  в Воронеже после неудачного  первого Азовского похода. Неудача  под Азовом обнаружила привлекательную  черту характера Петра I - он  умел извлекать уроки и не  расхолаживался, а напротив, доискивался  до причин поражения и с  огромной энергией исправлял  допущенные промахи, поэтому царь  не упал духом и стал готовиться  ко второму походу.

Базой флота  решено было сделать Воронеж по нескольким причинам Багер X. Реформы Петра Великого. Обзор исследований. - М, 2005., с. 62.:

- в 1694 году  Петр приезжал в Воронеж и  пришел в восторг от обилия  вековых лесов, годных для постройки  кораблей;

- вблизи находилась  липецкая железная руда;

- река Воронеж  впадала в Дон и во время  половодья обладала достаточной  судоходностью, а местное население,  благодаря отправке "донских отпусков", уже имело опыт в строительстве  речных судов. Император Петр  лично работал над постройкой  кораблей, занимался их оснащением  и комплектованием экипажа. Второе  апреля 1696 года считают днем рождения  русского флота: на воду были  спущены галеры "Принципиум", "Святой  Марк" и "Святой Матвей". 26 апреля спущен на воду многопушечный  галеас "Апостол Петр"

С началом Северной войны (1700-1721 гг.) основное внимание Петра  сосредотачивается на Балтийском море, и с тех пор как в 1703 г. был  основан Санкт-Петербург, строительство  кораблей велось почти исключительно  в этом городе. В итоге к концу  царствования Петра Россия, имевшая 48 линейных и 788 галерных судов, стала  одной из сильнейших морских держав Европы.

Военные преобразования XVIII века имели целью - создать новую  организацию армии. К этому периоду  правительство вооружило войска однообразным оружием, армия успешно  применяла линейную тактику ведения  боя, производилось вооружение новой  техникой, проводилась серьёзная  военная подготовка. Русская стратегия  отличалась активным ведением военных  действий, большое значение придавалось  генеральному сражению, линейной тактике  и различной технике ведения  боя для разных родов войск  Сыромятников Б.И. «Регулярное» государство  Петра I и его идеология. М, 2003, с. 90..

Начало Северной войны привело и к окончательному созданию регулярной армии. Раньше армия  состояла из двух главных частей: дворянского  ополчения и различных полурегулярных формирований (стрельцов, казаков и  т.д.). Петр изменил сам принцип комплектования армии. Указ 1699 года "О приёме в службу в солдаты всяких вольных людей" положил начало наборам в рекрутскую армию. Оформление рекрутской системы проходило в период с 1699 по 1705 гг. Она основывалась на классовом принципе организации армии: офицеры набирались из дворян, солдаты - из крестьян и иного податного населения. В рекруты записывали только холостых в возрасте от 15 до 20 лет. Однако в ходе Северной войны, из-за постоянной нехватки солдат и матросов эти ограничения постоянно изменялись. Всего за период 1699-1725гг. было проведено 53 набора в армию и флот (23 основных и 30 дополнительных). Они дали более 284 тыс. человек, призванных на пожизненную военную службу. И если в 1699 г. было фактически создано помимо двух гвардейских 27 пехотных и 2 драгунских полка, то к 1708 г. Петровская армия была доведена до 52 пехотных полков. Вся огромная армия, численность которой к концу царствования Петра достигла 200 тыс. человек (не считая около 100 тыс. казаков), позволила России одержать блестящую победу в изнурительной Северной войне.

Для обучения солдат и офицеров был издан «Устав воинский», обобщивший 15-летний опыт непрерывной  вооружённой борьбы. Для обучения офицеров ещё в 1698 - 1699 гг., была основана Бомбардирская школа при Преображенском полку, а в начале нового столетия создавались математическая, навигацкая, артиллерийская, инженерные, иностранных  языков и даже хирургическая школы. В 20-х годах для подготовки унтер-офицеров действовало 50 гарнизонных школ Владимирский-Буданов  М.Ф. Обзор истории русского права. - Ростов, 2005, с. 118..

Широко практиковалась стажировка молодых дворян заграницей для обучения воинскому делу. Одновременно правительство отказывалось от найма  иностранных военных специалистов. Указ от 20 февраля 1705 года завершил складывание  рекрутской системы. Были созданы гарнизонные  внутренние войска, которые обеспечивали «порядок» внутри страны. Вновь созданная русская регулярная армия показала свои высокие боевые качества в битве под Полтавой и др. сражениях.

Одновременно, с  проведением военной реформы  был подготовлен ряд законов, положенных в основу "Устава воинского": "Краткое обыкновенное учение" (1700 г.), "Уложение или право воинского  поведения генералам, средним и  меньшим чинам и рядовым солдатам" (1702 г.), "Краткий Артикул" Меньшикова (1706 г.). В 1719 году были опубликованы "Устав  воинский" вместе с "Артикулом  воинским" и другими военными законами.

"Артикул воинский" содержал главным образом нормы  уголовного права и предназначался  для военнослужащих. Воинские артикулы  применялись не только в военных  судах и по отношению и по  отношению к одним военным,  но и в гражданских судах  по отношению ко всем остальным  жителям Троицкий С.М. Русский  абсолютизм в XVIII в. - М, 2004, с. 50..

Военно-морской  флот создавался в процессе войн с  Турцией и Швецией. С помощью  российского флота Россия утвердилась  на берегах Балтики, что подняло  международный престиж и сделало  ее морской державой. Его жизнь  и деятельность определял “Морской устав “. Флот строился и на юге, и на севере страны. Основные усилия были сосредоточены на создании Балтийского  флота.

В 1708 г. был спущен первый 28- пушечный фрегат на Балтике, а через 20 лет российский флот на Балтийском море был самым мощным: 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняф, 85 галер и другие мелкие суда. Набор  во флот осуществлялся также из рекрутов. Для обучения морскому делу составлялись инструкции: "Артикул корабельный", "Инструкции и артикулы военные  Российскому флоту" и др. В 1715 г. в Петербурге была открыта Морская  академия, готовившая морских офицеров. В 1716 г. было положено начало подготовке офицерских кадров через гардемаринскую роту. Тогда же была создана морская пехота. Вместе с тем, армия и флот составляли неотъемлемую часть абсолютистского государства, были орудием укрепления господства дворянства.

Информация о работе Государственные реформы 1-й четверти XVII века