Государство и право в период правлении Ивана IV Грозного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:16, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работой является исследование государства и права в период правления Ивана Грозного.
Задачи: рассмотрение государственного и общественного строя, изучение государственного механизма и организацию государственного единства, выявить источники права, рассмотреть отрасли права, такие как гражданское и уголовное, изучить организацию судебной системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Развитие государства……………………………………………………...6
Государственный строй……………………………………………….6
Общественный строй………………………………………………….8
Организация государственного единства…………………………..15
Государственный механизм…………………………………………20
Развитие права……………………………………………………………30
Источники права……………………………………………………...30
Гражданское право…………………………………………………..33
Уголовное право……………………………………………………...35
Суд и судебная система……………………………………………...36
Заключение…………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………………………………….40

Работа состоит из  1 файл

МГЮА ИГП Курсовая.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)


                                               Курсовая работа

                                               по Истории отечественного                                               

                                               государства и права

                                               студентки 1 курса заочного                      

                                               отделения Шумайловой                   

                                               Анастасии Михайловны

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Государство и право в период правлении

Ивана IV Грозного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проживающей по адресу:

Кировская область

город Омутнинск

улица Краснофлотская, 8

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

  1. Развитие государства……………………………………………………...6
    1. Государственный строй……………………………………………….6
    2. Общественный строй………………………………………………….8
    3. Организация государственного единства…………………………..15
    4. Государственный механизм…………………………………………20
  2. Развитие права……………………………………………………………30
    1. Источники права……………………………………………………...30
    2. Гражданское право…………………………………………………..33
    3. Уголовное право……………………………………………………...35
    4. Суд и судебная система……………………………………………...36

 Заключение…………………………………………………………………..38

 Список литературы………………………………………………………….40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из  важных вопросов истории русского народа является вопрос об Иване Грозном. Иван Грозный уже современникам казался  личностью  загадочной  и страшной:  «Превысочайшего во-истинну и преславнейша всех бывших,  славиму же от  конец небес до конец их»,- пишет о нем дьяк Иван Тимофеев и добавляет: «... возненавиде грады земля своея ... и всю землю державы своея,  яко секирою,  наполы некако рассече».  Такой же загадкой вошел Иван IV и в  историческую  науку.  Для  большинства историков это была «психологическая проблема»;  интересовала сама личность Ивана Грозного и условия,  в  которых она  создавалась.  Перед  некоторыми историками даже вставал вопрос,  был ли Грозный нормален умственно.  Но уже в трудах Соловьева  и  Платонова были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе: они расценивали деятельность Ивана IV как момент  решительной схватки “государственного начала”,  воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной.

Н. П.  Павлов - Сильванский увидел в эпохе Грозного переходный момент от феодализма к сословной монархии,  а его выводы  легли в основу взглядов Н.  А.  Рожкова и М.  Н.  Покровского об эпохе Ивана IV.  Если  русская  историография  и «школа  Покровского»  не  сумели  научно разъяснить значение Ивана Грозного  в  русской  истории,  то  западноевропейские историки были в этом отношении совершенно бессильны;  в лучшем случае они повторяли выводы Соловьева,  Ключевского  или Платонова.

К источникам,  рассказывающим об эпохе  Ивана  IV,  относятся  записки  опричника Генриха Штадена,  вышедшие почти одновременно с русским переводом записок Таубе  и  Крузе;  к иностранным  источникам  относится  также  сказание Альберта Шлихтинга.  Не менее важны переписка Ивана Грозного с опричником  Василием  Грязным  и собрание актов времен опричнины.  Все эти публикации позволили заново осветить темные вопросы, связанные с реформой Ивана IV.

Вопрос о необходимости коренного  пересмотра оценки Ивана Грозного в  нашей литературе был поднят Р.  Ю.  Виппером в его книге,  вышедшей в 1922 г.  Взяв на себя задачу  исторической реабилитации Ивана Грозного, Р. Ю. Виппер показал его как выдающегося государственного деятеля,  дипломата и стратега,  вполне  выдерживающего  сравнение  с  такими крупными историческими деятелями, как Петр Великий. Сила аргументации автора заключается в том, что он ставит Ивана IV в окружение государственных деятелей современной ему Западной Европы,  и на международном фоне московский самодержец вырастает в мощную, величественную фигуру.

Данная тема является актуальной поскольку  до настоящего времени в исторической литературе не существует единого мнения о личности Ивана Грозного, его реформах и правлении в целом.

Объектами исследования являются государство  и право

Предметами исследования выступают  общество, государство, отрасли права, источники, на которых они базируются, а также судебная систама. 

Целью настоящей курсовой работой  является исследование государства и права в период правления Ивана Грозного.

Задачи: рассмотрение государственного и общественного строя, изучение государственного механизма и организацию государственного единства, выявить источники права, рассмотреть отрасли права, такие как гражданское и уголовное, изучить организацию судебной системы.

При решении задач были использованы методы:

1) общенаучные (используются  во всех науках):

а) анализ (мысленное разделение объекта на элементы)

б) синтез (соединение элементов  в единое целое)

в) системный подход (ориентировал на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем)

2) частнонаучные (используются  в конкретной науке):

а) формально-юридический (позволяет определить юридические  понятия, выявить их признаки, проводить классификацию, толковать правовые предписания и т. п.);

б) сравнительно-правовой (с его помощью осуществляется сопоставление законов с предыдущими актами, определяются общие закономерности и особенности);

в) статистический (позволяет  получить количественные показатели тех  или иных массовых повторяющихся  государственно-правовых явлений).

Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав (восьми параграфов), заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Развитие государства

                        1.1. Государственный строй

      В XVI веке крупные феодалы – бояре, в руках которых находились крупнейшие вотчины, имевшие собственные вооруженные силы, становятся главной опорой и помощником монарха. Великий князь и московский и царь «всея Руси» разделяет с ними свою власть в высшем законодательном органе государства – Боярской думе. Её члены назначались великим князем на основе наместничества (то есть родовитости и близости к особе великого князя). С первой половины XVI века помимо удельных князей и бояр московского князя в составе Боярской думы появились и менее знатные люди – окольничие (второй по старшинству думный чин), думные дворяне – представители местного служилого дворянства, а несколько позже и думные дьяки – они вели думное делопроизводство. Заседания  проводились ежедневно, в присутствии великого князя, на них решались вопросы внутренней и внешней политики, местнические дела. Боярской думой были утверждены, к примеру, Судебники 1497 и 1550 годов. Традиционной формулой решения были слова: «Великий князь указал, и бояре приговорили». Часто на заседании бояре возражали царю, но он был вынужден прислушиваться к их мнению.

      В середине XVI века великокняжеская власть выделяет узкий круг советников, наиболее близких и верных государю людей, так называемую Ближнюю думу. В этом узком кругу обсуждаются самые важные, тайные и экстренные дела. Ее влияние на решения государственных дел неразрывно связано с личностью монарха. В 1547 – 1560 годах при Иване IV сложился неформальный орган, названный впоследствии его участником А. Курбским «Избранной радой». Именно «Избранная рада» осуществляла ряд важных реформ: судебную, военную, земскую и другие.

       В феврале 1549 года был собран первый Земский собор, он положил начало нерегулярному созыву совещаний членов Боярской думы, духовенства и представителей служилых сословий. Земские соборы не ограничивали власть монарха, но использовались для обсуждения предложений царя и служили опорой для проведения политических мероприятий.

В 1550 году был принят Судебник, который  ограничивал власть наместников. Выборочные земские старосты теперь были обязаны принимать участие в разбирательстве де на местах. Старосты избирались из числа местных служилых людей. Судебник ограничивал податные привилегии крупных светских и духовных феодалов, что укрепляло централизованную власть. Принятие Судебника положило начало серии реформ Ивана IV, направленных на укрепление социально – экономических и политических основ Русского государства.

      Мерой, направленной на централизацию управления, явилось ограничение местничества при назначении на командование войсками. Принятое в 1556 году «Уложение о службе» приравняло в отношении ратной службы вотчины и поместья. Был определен порядок службы «по отечеству» - дворян и детей боярских – низшего слоя служилых людей. Служба переходила по наследству. В службу «по отечеству» могли вступать и лично свободные люди – новики. Служба вознаграждалась земельным и денежным жалованьем. С 1550 года начинается набор на службу «по прибору», она не являлась наследственной и была низшей по отношению к службе «по отечеству», на нее мог поступить любой свободный человек. К «приборным» людям относились стрельцы, пушкари, воротники, казаки, казенные кузнецы и другие. За службу они наделялись участками земли для личного пользования или денежным и хлебным жалованием.

       Серьезные изменения претерпевают и органы исполнительной власти. В конце XV века появляются первые «приказы» - центральные правительственные учреждения, ведающие отдельными отраслями управления. В основе приказной системы лежал принцип неразделенности административной и судебной власти. Деятельность приказов финансировалась либо из казны, либо путем передачи в управление приказам отдельных городов  и уездов, где они собирали налоги и пошлины. По роду деятельности выделялись приказы функциональные и территориальные, дворовые и общегосударственные. Приказы образовывались от необходимости решений  различных задач, и функции их порой были противоречивы.  существовали: Разрядный приказ – ведал личным составом и комплектованием, учетом армии, денежным и поместным окладами, размером жалованья, постройкой крепостей, пограничных городов и пограничной службой, назначением наместников, воевод, послов, приказных судей, вершил суд над чиновниками; Стрелецкий приказ – заведовал стрельцам в военном, административном и служебном отношении, Оружейная палата и Пушкарский приказ – ведали вооружением армии; отдельную группу составляли дворцовые приказы (управляли дворцовым хозяйством) - Казенный приказ – сочетал функции дворцового и общегосударственного, ведал казной , «большой государственной печатью»; Ловчий, Сокольничий, Дворецкий, Конюший, Постельничий приказы относились также к дворцовым; Посольский приказ – ведал дипломатической перепиской, переводами; финансовые дела были поделены между приказами Большого дворца, Большого прихода и четвертными приказами; судебно - полицейские функции осуществляли Разбойный, Холопий, Судный и Земской приказы; Челобитный приказ – принимал челобитные (прошения, жалобы) на имя царя либо соответствующих учреждений. Существовали и другие приказы, они ведали отдельными отраслями управления или отдельными категориями служилых людей.

       Во главе приказов стоял «судья», иногда имевший специальный титул: дворецкий, окружничий, казначей и другие. Главу приказа обычно назначала Боярская дума из числа своих членов. Порой один и тот же человек управлял несколькими приказами, в силу этого большинство приказных начальников мало уделяли внимания приказной деятельности, передоверяя ее дьякам. В подчинении у дьяков находились подьячие – служащие приказной канцелярии, выполнявшие техническую работу. Приказная система управления достигла наивысшего развития в XVII веке. Всего насчитывалось более 80 приказов, но постоянно действовало 40, а остальные создавались в связи с возникающими потребностями в управлении. Приказная система характеризовалась отсутствием четкого разграничения ведомственных функций, соединением в них ведомственного принципа  в управлении с административно – территориальным. Отношения между приказами были сложными, запутанными. Все это мешало эффективно вести государственные дела, создавало благоприятные условия для произвола и коррупции со стороны приказных людей.

       В середине XVI века проходит губная реформа (30 – 50-е годы XVI века), она положила начало развитию местного самоуправления. Она разделила страну на административные округа, окончательно ликвидировала систему кормлений (1555 – 1556 года). Создан институт земских старост - выборных лиц из числа зажиточных посадских людей и крестьян. Общий надзор за местным управлением возлагался на губных старост, ведавших уголовным судом, военно – административным и финансовым управлением в уездах, функциями местной полиции. Земская реформа завершила общую перестройку аппарата государственного управления на новых сословных началах.

       Образование Русского централизованного государства завершилось к концу XV века. В XVI веке происходит его дальнейшее укрепление, связанное с возрастанием роли и значения носителя верховной власти, ставшего с января 1547 года царем и установившего с помощью служилого дворянства к середине XVI века самодержавную форму правления. одновременно складывается и соответствующий государственный аппарат и государственная служба. Только сильная самодержавная власть с централизованным государственным бюрократическим аппаратом могла закрепить централизацию Русского государства как единого целого. Для этого закрепления и требовалось создание единого аппарата государственной службы.

 

 

 

1.2. Общественный строй

       В эпоху сословно – представительной монархии общественный строй остается, конечно, еще феодальным, однако в нем происходят такие сдвиги, которые свидетельствуют о наступлении его зрелости. Главный из них – завершение закрепощение крестьян, по своему решающие проблему рабочих рук. Этому же служит и увеличение барщинных повинностей, отмечаемое исследователями.

Информация о работе Государство и право в период правлении Ивана IV Грозного