Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:16, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работой является исследование государства и права в период правления Ивана Грозного.
Задачи: рассмотрение государственного и общественного строя, изучение государственного механизма и организацию государственного единства, выявить источники права, рассмотреть отрасли права, такие как гражданское и уголовное, изучить организацию судебной системы.
Введение……………………………………………………………………….3
Развитие государства……………………………………………………...6
Государственный строй……………………………………………….6
Общественный строй………………………………………………….8
Организация государственного единства…………………………..15
Государственный механизм…………………………………………20
Развитие права……………………………………………………………30
Источники права……………………………………………………...30
Гражданское право…………………………………………………..33
Уголовное право……………………………………………………...35
Суд и судебная система……………………………………………...36
Заключение…………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………………………………….40
Тема: Государство и право в период правлении
Ивана IV Грозного
Проживающей по адресу:
Кировская область
город Омутнинск
улица Краснофлотская, 8
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение…………………………………………………
Список литературы………………………………
Введение
Одним из важных вопросов истории русского народа является вопрос об Иване Грозном. Иван Грозный уже современникам казался личностью загадочной и страшной: «Превысочайшего во-истинну и преславнейша всех бывших, славиму же от конец небес до конец их»,- пишет о нем дьяк Иван Тимофеев и добавляет: «... возненавиде грады земля своея ... и всю землю державы своея, яко секирою, наполы некако рассече». Такой же загадкой вошел Иван IV и в историческую науку. Для большинства историков это была «психологическая проблема»; интересовала сама личность Ивана Грозного и условия, в которых она создавалась. Перед некоторыми историками даже вставал вопрос, был ли Грозный нормален умственно. Но уже в трудах Соловьева и Платонова были сделаны попытки подойти к этому вопросу иначе: они расценивали деятельность Ивана IV как момент решительной схватки “государственного начала”, воплощенного этим грозным государем, с удельной стариной.
Н. П. Павлов - Сильванский увидел в эпохе Грозного переходный момент от феодализма к сословной монархии, а его выводы легли в основу взглядов Н. А. Рожкова и М. Н. Покровского об эпохе Ивана IV. Если русская историография и «школа Покровского» не сумели научно разъяснить значение Ивана Грозного в русской истории, то западноевропейские историки были в этом отношении совершенно бессильны; в лучшем случае они повторяли выводы Соловьева, Ключевского или Платонова.
К источникам, рассказывающим об эпохе Ивана IV, относятся записки опричника Генриха Штадена, вышедшие почти одновременно с русским переводом записок Таубе и Крузе; к иностранным источникам относится также сказание Альберта Шлихтинга. Не менее важны переписка Ивана Грозного с опричником Василием Грязным и собрание актов времен опричнины. Все эти публикации позволили заново осветить темные вопросы, связанные с реформой Ивана IV.
Вопрос о необходимости
Данная тема является актуальной поскольку до настоящего времени в исторической литературе не существует единого мнения о личности Ивана Грозного, его реформах и правлении в целом.
Объектами исследования являются государство и право
Предметами исследования выступают общество, государство, отрасли права, источники, на которых они базируются, а также судебная систама.
Целью настоящей курсовой работой является исследование государства и права в период правления Ивана Грозного.
Задачи: рассмотрение государственного и общественного строя, изучение государственного механизма и организацию государственного единства, выявить источники права, рассмотреть отрасли права, такие как гражданское и уголовное, изучить организацию судебной системы.
При решении задач были использованы методы:
1) общенаучные (используются во всех науках):
а) анализ (мысленное разделение объекта на элементы)
б) синтез (соединение элементов в единое целое)
в) системный подход (ориентировал на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем)
2) частнонаучные (используются в конкретной науке):
а) формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявить их признаки, проводить классификацию, толковать правовые предписания и т. п.);
б) сравнительно-правовой (с его помощью осуществляется сопоставление законов с предыдущими актами, определяются общие закономерности и особенности);
в) статистический (позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений).
Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав (восьми параграфов), заключения, списка литературы.
1. Развитие государства
1.1. Государственный строй
В XVI веке крупные феодалы – бояре, в руках которых находились крупнейшие вотчины, имевшие собственные вооруженные силы, становятся главной опорой и помощником монарха. Великий князь и московский и царь «всея Руси» разделяет с ними свою власть в высшем законодательном органе государства – Боярской думе. Её члены назначались великим князем на основе наместничества (то есть родовитости и близости к особе великого князя). С первой половины XVI века помимо удельных князей и бояр московского князя в составе Боярской думы появились и менее знатные люди – окольничие (второй по старшинству думный чин), думные дворяне – представители местного служилого дворянства, а несколько позже и думные дьяки – они вели думное делопроизводство. Заседания проводились ежедневно, в присутствии великого князя, на них решались вопросы внутренней и внешней политики, местнические дела. Боярской думой были утверждены, к примеру, Судебники 1497 и 1550 годов. Традиционной формулой решения были слова: «Великий князь указал, и бояре приговорили». Часто на заседании бояре возражали царю, но он был вынужден прислушиваться к их мнению.
В середине XVI века великокняжеская власть выделяет узкий круг советников, наиболее близких и верных государю людей, так называемую Ближнюю думу. В этом узком кругу обсуждаются самые важные, тайные и экстренные дела. Ее влияние на решения государственных дел неразрывно связано с личностью монарха. В 1547 – 1560 годах при Иване IV сложился неформальный орган, названный впоследствии его участником А. Курбским «Избранной радой». Именно «Избранная рада» осуществляла ряд важных реформ: судебную, военную, земскую и другие.
В феврале 1549 года был собран первый Земский собор, он положил начало нерегулярному созыву совещаний членов Боярской думы, духовенства и представителей служилых сословий. Земские соборы не ограничивали власть монарха, но использовались для обсуждения предложений царя и служили опорой для проведения политических мероприятий.
В 1550 году был принят Судебник, который ограничивал власть наместников. Выборочные земские старосты теперь были обязаны принимать участие в разбирательстве де на местах. Старосты избирались из числа местных служилых людей. Судебник ограничивал податные привилегии крупных светских и духовных феодалов, что укрепляло централизованную власть. Принятие Судебника положило начало серии реформ Ивана IV, направленных на укрепление социально – экономических и политических основ Русского государства.
Мерой, направленной на централизацию управления, явилось ограничение местничества при назначении на командование войсками. Принятое в 1556 году «Уложение о службе» приравняло в отношении ратной службы вотчины и поместья. Был определен порядок службы «по отечеству» - дворян и детей боярских – низшего слоя служилых людей. Служба переходила по наследству. В службу «по отечеству» могли вступать и лично свободные люди – новики. Служба вознаграждалась земельным и денежным жалованьем. С 1550 года начинается набор на службу «по прибору», она не являлась наследственной и была низшей по отношению к службе «по отечеству», на нее мог поступить любой свободный человек. К «приборным» людям относились стрельцы, пушкари, воротники, казаки, казенные кузнецы и другие. За службу они наделялись участками земли для личного пользования или денежным и хлебным жалованием.
Серьезные изменения претерпевают и органы исполнительной власти. В конце XV века появляются первые «приказы» - центральные правительственные учреждения, ведающие отдельными отраслями управления. В основе приказной системы лежал принцип неразделенности административной и судебной власти. Деятельность приказов финансировалась либо из казны, либо путем передачи в управление приказам отдельных городов и уездов, где они собирали налоги и пошлины. По роду деятельности выделялись приказы функциональные и территориальные, дворовые и общегосударственные. Приказы образовывались от необходимости решений различных задач, и функции их порой были противоречивы. существовали: Разрядный приказ – ведал личным составом и комплектованием, учетом армии, денежным и поместным окладами, размером жалованья, постройкой крепостей, пограничных городов и пограничной службой, назначением наместников, воевод, послов, приказных судей, вершил суд над чиновниками; Стрелецкий приказ – заведовал стрельцам в военном, административном и служебном отношении, Оружейная палата и Пушкарский приказ – ведали вооружением армии; отдельную группу составляли дворцовые приказы (управляли дворцовым хозяйством) - Казенный приказ – сочетал функции дворцового и общегосударственного, ведал казной , «большой государственной печатью»; Ловчий, Сокольничий, Дворецкий, Конюший, Постельничий приказы относились также к дворцовым; Посольский приказ – ведал дипломатической перепиской, переводами; финансовые дела были поделены между приказами Большого дворца, Большого прихода и четвертными приказами; судебно - полицейские функции осуществляли Разбойный, Холопий, Судный и Земской приказы; Челобитный приказ – принимал челобитные (прошения, жалобы) на имя царя либо соответствующих учреждений. Существовали и другие приказы, они ведали отдельными отраслями управления или отдельными категориями служилых людей.
Во главе приказов стоял «судья», иногда имевший специальный титул: дворецкий, окружничий, казначей и другие. Главу приказа обычно назначала Боярская дума из числа своих членов. Порой один и тот же человек управлял несколькими приказами, в силу этого большинство приказных начальников мало уделяли внимания приказной деятельности, передоверяя ее дьякам. В подчинении у дьяков находились подьячие – служащие приказной канцелярии, выполнявшие техническую работу. Приказная система управления достигла наивысшего развития в XVII веке. Всего насчитывалось более 80 приказов, но постоянно действовало 40, а остальные создавались в связи с возникающими потребностями в управлении. Приказная система характеризовалась отсутствием четкого разграничения ведомственных функций, соединением в них ведомственного принципа в управлении с административно – территориальным. Отношения между приказами были сложными, запутанными. Все это мешало эффективно вести государственные дела, создавало благоприятные условия для произвола и коррупции со стороны приказных людей.
В середине XVI века проходит губная реформа (30 – 50-е годы XVI века), она положила начало развитию местного самоуправления. Она разделила страну на административные округа, окончательно ликвидировала систему кормлений (1555 – 1556 года). Создан институт земских старост - выборных лиц из числа зажиточных посадских людей и крестьян. Общий надзор за местным управлением возлагался на губных старост, ведавших уголовным судом, военно – административным и финансовым управлением в уездах, функциями местной полиции. Земская реформа завершила общую перестройку аппарата государственного управления на новых сословных началах.
Образование Русского централизованного государства завершилось к концу XV века. В XVI веке происходит его дальнейшее укрепление, связанное с возрастанием роли и значения носителя верховной власти, ставшего с января 1547 года царем и установившего с помощью служилого дворянства к середине XVI века самодержавную форму правления. одновременно складывается и соответствующий государственный аппарат и государственная служба. Только сильная самодержавная власть с централизованным государственным бюрократическим аппаратом могла закрепить централизацию Русского государства как единого целого. Для этого закрепления и требовалось создание единого аппарата государственной службы.
1.2. Общественный строй
В эпоху сословно – представительной монархии общественный строй остается, конечно, еще феодальным, однако в нем происходят такие сдвиги, которые свидетельствуют о наступлении его зрелости. Главный из них – завершение закрепощение крестьян, по своему решающие проблему рабочих рук. Этому же служит и увеличение барщинных повинностей, отмечаемое исследователями.
Информация о работе Государство и право в период правлении Ивана IV Грозного