Государство как фактор экономического развития России: XVIII век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования – рассмотрение влияния государства на экономическое развитие России в контексте эволюции самого государства на выделенном историческом отрезке времени.
Исходя из этого, были поставлены следующие основные задачи:
- на основе анализа конкретного исторического материала выявить основные направления социально-политической трансформации России, выделить основные элементы сложившейся к концу XVIII в. государственной системы;
- проследить эволюцию государственных финансов, включая финансовый строй, финансовую мысль и финансовую политику государства;
- рассмотреть наиболее важные аспекты экономической политики государства, выявить ее основные направления, основания и оценить результаты;
- оценить место и значение государства в системе основных факторов хозяйственной эволюции России в XVIII в.;
- сформулировать характерные черты сложившейся к концу рассматриваемого периода российской государственности, оказавшие влияние на характер последующей исторической эволюции страны.

Работа состоит из  1 файл

Государство как фактор экономического развития России_ XVIII век.doc

— 286.00 Кб (Скачать документ)

2. Основными элементами государственной  системы, формирующейся к концу  XVIII в., являются: организация властной иерархической вертикали с приматом “власти-собственности” над правом; административно-территориальное деление, характерное для централизованного государства с тенденцией движения к унитарному государству; назначение руководителей на верхних и средних «этажах» власти, включенность органов сословного самоуправления  в структуру государственного бюрократического управления; круговая порука как форма распределения обязанностей перед государством и коллективной ответственности в отношении их отбывания; коррупция; прошения, жалобы и доносительство как элементы системы управления.

  Особенности складывающейся финансовой системы и государственной системы тесно взаимосвязаны. Модель устройства государственных финансов в XVIII в., обусловленная потребностью в мобилизации ресурсов и их централизованном распределении, основывалась на усилении властной вертикали во главе с монархом. В руках последнего сосредотачивается высшая военная, законодательная, административная и финансовая власть, осуществляемая через бюрократию.

3. Проводимая в течение века аграрная политика отразила эволюцию самого государства и складывающихся аграрных отношений. Она становится инструментом строительства новой  (дворянской) государственности и хозяйственного освоения территорий быстро растущей империи.

4. Политика доминирует над экономикой. Указанная специфика взаимодействия экономики и политики обусловлена военно-политическими задачами, особенностями политической системы, экономической отсталостью страны и находит отражение в непроизводительном характере бюджетных расходов, хозяйственной политике государства, ее целях и способах осуществления.

  Установлено, что связанный  преимущественно с военно-финансовыми  потребностями дефицит государственного  бюджета является фактором эволюции  российской государственности в  течение всего века. Он влияет  на логику петровских реформ  и послепетровских преобразований, является важнейшей предпосылкой реформ екатерининской эпохи и Павла I. Оказывая воздействие на административное строительство и социальную эволюцию общества в направлении усиления крепостничества, он существенным образом влияет и на  экономическую политику государства, подчиняя ее задаче поиска источников государственных доходов.

5.   Среди факторов хозяйственной  эволюции государство в XVIII в. занимает особое место. Само превращаясь в мощный экономический фактор, оно создает новые или способствует усилению значения уже действующих - экономических, естественно-географических, социальных, культурных и внешних – факторов. Государственная ”надстройка” оказывает мощное воздействие, особенно с XVIII века, на экономический фундамент. Не имея возможности в своих политических задачах опереться на народное хозяйство, государство становится активным хозяйствующим субъектом и катализатором хозяйственных процессов. Закрепляется ведущая роль государства в экономическом развитии, что становится характерной чертой российской  государственности.

   Тем самым, не отрицая  фундаментального значения экономических   факторов в общественном развитии, можно утверждать, что для отдельных  периодов истории человечества, отдельных обществ характерно  свое сочетание  разного рода факторов с доминированием тех или иных факторов.

6. Оценивая политическое и социально-экономическое  развитие России в XVIII веке в мировых координатах, можно констатировать следующее.

Впервые “поворачиваясь лицом” к  европейской цивилизации, страна переходит на траекторию догоняющего развития. В условиях разложения “старого порядка” в передовых европейских странах русское самодержавие, воспользовавшись западноевропейским опытом и политической мыслью, обновляет идеологию и совершенствует технику управления, что в свою очередь придает ему дополнительную устойчивость. Предпринимается попытка своего рода индустриализации, в результате которой Россия в промышленном развитии по меньшей мере уже не отставала от большинства европейских континентальных государств. Тем самым инициируется начало длительного процесса перехода от аграрного к индустриальному обществу. Однако, втягиваясь в мировую торговлю, страна начинает превращаться в поставщика сырья и продовольствия на европейский рынок. Закрепляется ее сельскохозяйственная специализация.

Практическая значимость работы. Научно-практическое значение работы связано с возможностью использования ее выводов и материалов в качестве аналитической базы при выработке стратегических программ политико-экономического и социального развития России, в современных теоретических разработках, а также при подготовке учебных курсов для высших учебных заведений.

Апробация и внедрение  результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в публикациях автора общим объемом 40,18 п.л., в том числе в индивидуальной монографии “Особенности российской государственности: политика и экономика. XVIII век.” (М., ИЭ РАН, 2005, 16,1 п.л.). Различные аспекты исследования докладывались на заседаниях Центра политико-экономических исследований Института экономики Российской академии наук (2002-2007 гг.).

Структура диссертации  соответствует логике исследования, обусловленной избранной темой, основным целям и задачам. Работа представлена на 311 страницах машинописного текста и включает в себя введение, 3 главы, объединяющие 10 параграфов, заключение и список литературы.

 

Введение.

Глава I. Государство и экономика: теоретический аспект.

    1. Основные факторы развития национальной экономики.
    2. Государство как фактор хозяйственной эволюции.

     Глава II. Социально-политическая трансформация России в       XVIII в.

          2.1.Формирование  специфических особенностей      российской государственности в  процессе государственной эволюции  Руси IX-XVII вв.

          2.2. Эволюция политической системы.

          2.3. Социальный  строй государства и социальные  реформы.

          2.4. Государство  и церковь.

     Глава III. Экономическая роль государства в XVIII в.

          3.1. Эволюция  финансового строя.

          3.2. Аграрная политика и аграрные отношения.

          3.3. Торгово-промышленная  политика.

          3.4. Государство  в системе факторов хозяйственной  эволюции и его значение для  социально-экономического развития  России в XVIII в.

      Заключение.

      Список  литературы.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

 

     1. В главе 1 “Государство и экономика: теоретический аспект” обосновываются методологические основы исследования. Выделяются основные факторы развития национальной экономики, включая экономическую роль государства.

Рассматривая эволюцию любого народного  хозяйства, можно выделить ряд основных факторов, влияющих на социально-экономическое  развитие и определяющих его особенности. Имеются в виду естественно-географические условия, плотность населения, хозяйственное прошлое, воздействие государства и правового порядка, социальных образований, культура, влияние других народов и их культур, менталитет населения и так далее. Подобный подход использовался в свое время исторической школой для выявления специфики национальных экономик. “Только эти факторы, - писал А.Ляхов, - могут считаться главенствующими факторами развития всякого народного хозяйства всякого народа во всякое время”. Все же прочие факторы (разделение, специализация и организация труда, технический прогресс, наличие и движение денежных капиталов и т.п.) вторичны, являются следствием первых и “существенно необходимы лишь для эволюции капиталистического хозяйства”.3

Из совокупности такого рода факторов многие исследователи (К.Риттер, Ф.Ратцель, Э.Реклю, Л.Мечников, Ф.Тернер, И.Л.Солоневич, Л.В.Милов и др.) выделяли природно-географические условия, считая их главным или, по крайней мере, важнейшим фактором, особенно на заре человеческой истории. Возникли целые научные направления, объясняющие историю хозяйства народов географической средой. Другие авторы в качестве такого важнейшего фактора рассматривали плотность населения (Ю.Липперт, Т.Мальтус, М.Ковалевский, Э.Вандервельде), влияние заимствований (Э.Лакомб, И.Иванюков и др.); об определяющем значении психологии народа, его “духовного ядра” писали Г.Шмоллер, Н.А.Бердяев, П.И.Новгородцев, С.Л.Франк, В.Ойкен и др. Экономика и культура становятся “совместным” предметом изучения и у современных российских авторов (Г.А.Гольц). “Ключ  к  существованию  различных  форм  человеческой  жизни  следует  искать  в  культуре, которая  несет  программу  воспроизводства  этих  форм”, - считают В.В. Ильин и А.С. Ахиезер.4 С XIX в. активно разрабатывается вопрос о влиянии на хозяйство государства и права, писаного и неписаного (L.Jakob, В.Лотц, Р.Штаммлер и др.). Обращается внимание на зависимость народного хозяйства от различного рода социальных образований, общественных организаций. “Государственное устройство, правовой порядок, социальные порядки, состоящие вне ведения государства, - писал Е.Филиппович, - представляют из себя различные стороны одной и той же общей жизни организованного человечества. Они неразрывны, существуют не независимо и как бы только рядом друг с другом, а должны рассматриваться как одно связное целое, влияющее всей полностью на экономическое развитие”.5 Выделяется значение истории, определяющей тенденции развития и его особенности. Проблема исторической “колеи” становится предметом внимания и современных экономистов (Д.Норт и др.). Если столетиями определяющее влияние на развитие народов оказывали политические и религиозные факторы, то затем преобладающее значение приобретают экономические и промышленные, игравшие в течение долгого времени очень малую роль,- замечал Г. Лебон.6

Несмотря на потерю популярности исторической школы в ХХ веке, характерные для нее методологические подходы нашли применение в теоретических конструкциях экономистов различных школ и направлений. Так, например, В.Ойкен выделял общехозяйственные данные” (условия), которые образуют ”экономический космос”, его границы, но сами не определяются непосредственно экономическими факторами (природная среда обитания, потребности людей, законы, обычаи, духовный настрой и пр.). С активным развитием с 80-х гг. ХХ в. эволюционной теории возрождается интерес к такого рода подходам. Влияние среды обитания, культуры и пр. факторов учитывается в концепциях цивилизационного развития. Предпринимаются попытки соединения формационного и цивилизационного подходов (Л.И.Абалкин, А.И.Амосов и др.). Для объяснения исторического процесса развития экономического строя в конкретных странах, “многообразия однотипных экономических порядков и … их возможной  разнотипности”7, В.Т.Рязанов предлагает свою классификацию факторов (внутренних и внешних).

Таким  образом,  в научной литературе имеют место как выделение различного рода факторов, воздействующих на хозяйственную эволюцию, так и разные позиции в оценке их значения, а также их различные классификации. Теория факторов, подвергавшаяся  критике в общественной литературе советского периода, вновь находит место в современных теоретических разработках.

В целом, вполне очевидно, что учет многообразия влияющих факторов, расширяющий объяснительные возможности доминировавшего в  советской экономической науке  и крайне неоднозначно на нее влиявшего  экономического детерминизма, позволяет с большей степенью достоверности понять реальные народнохозяйственные процессы, выявить и объяснить специфические особенности национальной экономики. Не отрицая фундаментального значения экономических факторов в общественном развитии, автор исходит из того, что для отдельных периодов истории человечества, отдельных обществ характерно свое сочетание  разного рода факторов с доминированием тех или иных факторов.

Среди совокупности выделяемых факторов важнейшее значение имеет роль государства и правового порядка. Для экономической доктрины меркантилизма, возникшей в XVI в. и определявшей экономическую политику абсолютистских государств Европы вплоть до XIX в., было характерно безусловное признание руководящей роли государства в хозяйственном развитии, государственной поддержки национального хозяйства и особенно – торговли и промышленности, сочетание протекционизма национальных экономик с внешнеполитической экспансией. Французская революция 1789 г. активизировала общеевропейское движение к правовому (конституционному) государству, основанному на народном представительстве, гражданском равноправии и индивидуальной свободе. Распространение идей экономического либерализма в XIX в. отразило активное развитие рыночных отношений, натиск капитализма, и привело к негативной оценке государственного вмешательства в экономику, к признанию принципа свободного рынка, который становится основой экономической политики ведущих стран. Политика laissez-faire, нацеленная на свободную конкуренцию, содействовала тенденции к равновесию и стабильности экономики,  но одновременно и давала свободу монополиям. Войны и кризисы вынуждали буржуазные государства играть более активную роль. Отличительными признаками 1-ой трети ХХ в. становятся расширение масштабов деятельности и усиление экономической роли государства, общая тенденция к централизации управления экономическим процессом.

Проблема сущности и  роли государства в обществе и  хозяйстве являлась предметом пристального внимания отечественной мысли XIX - начала XX вв. Развиваются идеи как сильного государства, выступающего в качестве орудия прогресса, играющего мессианскую роль, так и отрицающие государство. Между этими  направлениями имеет место широкий спектр промежуточных позиций. По мнению А.А.Исаева,8 необходимое в виду усложнения самой жизни расширение деятельности государства должно было идти не по линии чрезмерной опеки общества, а в направлении создания прочного правового порядка, отвечающего интересам всего общества, удовлетворения общенациональных потребностей и усиления социальной функции государства. В русской философской мысли появляется комплекс идей, связанный с проблемой эволюции государства через развитие диалога (Н.Лосский, М.Бахтин, А.Введенский и др.).

     В России классический капитализм с принципом свободного предпринимательства не получил преобладающего значения. Но на рубеже XIX-XX вв. национальная экономика прочно стояла на пути развития рыночного хозяйства, а самодержавие все больше вписывалось в рамки правовых норм. В то же время государство являлось крупнейшим землевладельцем и предпринимателем, хозяйствующим субъектом, воздействующим на все сферы социально-экономической жизни. Как замечает Ю.С.Пивоваров, и к 1914 г. государство далеко не окончательно потеряло вотчинное измерение.9

Первая мировая война, рождая потребность в мобилизации  ресурсов и их централизованном распределении, усилила экономическое значение государства в воюющих странах. В  России  усиление экономической  роли государства  обусловлено не только развалом хозяйства, но и попыткой  с приходом к власти большевиков  проведения  в жизнь программных партийных установок. Результатом  “красногвардейской атаки на капитал” становится сосредоточение в руках государства основных “командных высот” экономики. Направление социалистического строительства видится на пути к “развернутому государственному социализму”10. Ставится задача превращения “всего государственного экономического механизма в единую крупную машину, в хозяйственный организм, работающий так, чтобы сотни миллионов людей руководились одним планом”11. Единый народнохозяйственный план, разрабатываемый единым хозяйственным центром, должен был охватить и регламентировать всю хозяйственную деятельность, заменив собой рыночные механизмы. Попытки реализации этих установок становятся содержанием хозяйственной практики государства 1918-1920 гг. Лишь острый экономический, социальный и политический кризис вынуждает власть пересмотреть свою экономическую политику.

Информация о работе Государство как фактор экономического развития России: XVIII век