Государство как фактор экономического развития России: XVIII век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание

Цель исследования – рассмотрение влияния государства на экономическое развитие России в контексте эволюции самого государства на выделенном историческом отрезке времени.
Исходя из этого, были поставлены следующие основные задачи:
- на основе анализа конкретного исторического материала выявить основные направления социально-политической трансформации России, выделить основные элементы сложившейся к концу XVIII в. государственной системы;
- проследить эволюцию государственных финансов, включая финансовый строй, финансовую мысль и финансовую политику государства;
- рассмотреть наиболее важные аспекты экономической политики государства, выявить ее основные направления, основания и оценить результаты;
- оценить место и значение государства в системе основных факторов хозяйственной эволюции России в XVIII в.;
- сформулировать характерные черты сложившейся к концу рассматриваемого периода российской государственности, оказавшие влияние на характер последующей исторической эволюции страны.

Работа состоит из  1 файл

Государство как фактор экономического развития России_ XVIII век.doc

— 286.00 Кб (Скачать документ)

Новое направление политики в отношении промышленности означало отказ от чрезмерной опеки крупного производства и взгляда на фабричную деятельность как на государственную службу. В 60-е гг. начинается уничтожение фабричных монополий, в частности – на устройство ситцевых фабрик; часть крупных частных заводов отходит в казну. Ударом по купеческой фабрике стал запрет покупки крестьян – как с землей, так и без земли (1762), что отвечало  интересам дворянства, выступавшего против привилегий купеческой фабрики, отстаивавшего монополию на крепостной труд. Разрешается заводить ткацкие станы в домах (1769). Устройство промышленных заведений объявляется свободным для желающих (1775). Упрощается порядок организации новых предприятий, их регистрации и пр. Устанавливается право владельца предприятия распоряжаться своей собственностью без разрешения государственных органов. Таможенная политика по отношению к промышленности получает умеренно покровительственный характер. В целом же поощряется ввоз сырья для фабрик и ограничивается ввоз конкурентных фабрикатов. Лишь тариф 1793 г. имел покровительственный и даже запретительный характер, но был вызван попытками власти поддержать вексельный курс, которым определялся размер заграничных платежей по государственному долгу, а также внешнеполитическими соображениями. Объектом внимания государства становятся пути сообщения, почта, коммерческое образование. Вновь учреждаются российские консульства, деятельность которых после Петра I была свернута. Принимаются меры по развитию банковской системы.

Перемены в экономической политике государства благоприятно сказывались  на развитии торговли и промышленности, однако сословные ограничения сохраняют свое значение.

В целом можно  утверждать, что воздействие государственного строительства и правового порядка было особенно значимым для экономического развития России в XVIII веке. Взаимодействие экономики и политических институтов определяется через примат последних в обеспечении эволюции экономического строя. Государство не только “растет рядом с обществом и заглатывает его по кусочкам”,41 формирует его, но и определенным образом в соответствии со своими интересами трансформирует экономический строй, определяет направления экономического развития.

    Активная внешняя  политика и интенсивное государственное  строительство неимоверно увеличивали потребность государства в деньгах и людях, требовали мобилизации всех ресурсов страны. Отвлекая от производительного труда и непомерно напрягая платежные силы населения, подавляя частную хозяйственную инициативу, государство тормозит естественное экономическое развитие страны. Но в то же время, не имея возможности в своих политических задачах в полной мере опереться на народное хозяйство, государство как вотчинный хозяин само “строит” народное хозяйство, ориентируясь на достижения развитых европейских стран. С выходом на догоняющую траекторию развития русское самодержавие еще более усиливается, получает дополнительную устойчивость, осуществляет резкий рывок в направлении преодоления исторической отсталости. С ростом политически объединенной территории  государство формирует экономическое пространство, благоприятное в смысле доступа к мировым торговым путям и богатое ресурсами. Быстро растет население империи и особенно в южных губерниях. По политическим, административным, экономическим соображениям учреждаются города, формируется их население и регламентируется жизнь. Выступая в качестве активного хозяйствующего субъекта, государство является не только “первым купцом”, но и становится “первым предпринимателем”. Оно создает  крупную промышленность, обеспечивающую военные потребности. Рост государственного рынка, активно развиваемая государством внешняя торговля и привлечение валюты в страну, включение в состав империи более развитых густонаселенных регионов стимулировали народное хозяйство. “Оседание” на земле служилого сословия вызывало его интерес к хозяйству. Все более увеличивающаяся потребность в деньгах, связанная в том числе с условиями государственной службы, политические и хозяйственные привилегии, благоприятная конъюнктура стимулируют дворянское предпринимательство. Основным источником предпринимательского дохода становится крепостной труд, эксплуатация которого резко усиливается. Как подражание государственной (посессионной) фабрике возникает вотчинная фабрика. Фабрика, доказывает М.И.Туган-Барановский, становится “технической школой” для кустаря.

Рост налогов в денежной форме разлагающим образом влияет на натуральное хозяйство, стимулируя отходничество и неземледельческие  занятия. Доступ к рынку, несмотря на сословные ограничения, и поддержка владельческого сословия способствовали развитию отхожих промыслов, кустарной промышленности и крестьянской торговли, обеспечивали мануфактуру рабочей силой. Возникает новое явление – крестьянская мануфактура.

Постоянно нуждающееся в деньгах государство, восполняя хронический дефицит государственного бюджета займами и работой печатного станка, усиленно форсировало денежный оборот, совершенствовало денежную систему и способствовало установлению единства денежного обращения на всей территории страны, создавало финансовую инфраструктуру. Принимаются меры по развитию транспортной и торговой сетей, связи, экономического просвещения, образования.

Территориальная экспансия  государства дает земледелию прочное  основание в русском хозяйстве. К концу  XVIII в. уже большая часть населения проживает в зонах, благоприятных для земледелия. Крепостное хозяйство земледельческих губерний эволюционирует от оброка к барщине или даже к “месячине”. Натуральное хозяйство сменяется хозяйством для сбыта и постепенно переходит в хозяйство, организуемое как земледельческое предприятие со своей конторой во главе, вотчинной бюрократией, бухгалтерией и статистикой. На черноземном юге, наряду с мелкими натуральными хозяйствами, возникают крупные зерновые хозяйства плантаторского типа, работающие на рынок. В центральных нечерноземных губерниях, где преобладали мелкие и перенаселенные имения, доминировал денежный оброк, промышленный или сельскохозяйственный в своей основе; использовалась и смешанная барщинно-оброчная система. К концу века здесь уже крепло промышленное население, росло число фабрик и рабочих, несмотря на сдерживающее влияние крепостного права намечались естественно выраставшие города западноевропейского типа. Происходит качественный скачок в территориальном разделении труда, что проявляется в достаточно определенном выделении экономических районов. Рост производства и товарности становится характерной чертой для всех отраслей экономики. Циркуляция товаров поддерживается быстро растущей денежной массой в каналах обращения. Основой общего процесса товаризации сельского хозяйства 2-ой половины XVIII в., полагает Н.Л.Рубинштейн42, стало развитие крестьянского хозяйства. Формируется платежеспособный спрос крестьянства, составлявшего основную массу населения. Однако наступление помещичьего хозяйства на крестьянское, выразившееся к концу века в увеличении барщины, становится причиной резкого увеличения удельного веса помещичьего хлеба на внутреннем рынке (особенно в начале XIX в.).

В 60-80-е гг. уже существует общероссийский хлебный рынок. К концу века, как доказывает Б.Н.Миронов, обозначаются контуры единого, охватывающего все основные районы, товарного рынка.43 Организация внутренней торговли - с точки зрения потребностей аграрного хозяйства с периодической потребностью в рынке, обширности территории с низкой в целом плотностью населения и особенностей путей сообщения - была достаточно оптимальной.  Она отражала сравнительно невысокую частоту контактов между местными рынками, доминирование внешних торговых связей над внутренними (кроме Украины). Оптовая торговля велась в основном через ярмарки, розничная – через ярмарки, базар и развозной торг. Система ярмарок функционировала по принципу цепи, разные формы торговли взаимно дополняли друг друга. Общий объем внешней торговли, характерной чертой которой являлся активный торговый баланс, за 1726-1796 гг. вырос более чем в 17 раз.44 Основной являлась морская торговля, главным образом, балтийская (особенно через Петербург). Однако внешняя торговля была в руках иностранцев. Лишь в посредничестве между Западом и Востоком и на внутреннем рынке доминировал русский купец. С точки зрения спроса на европейских рынках особенно благоприятная ситуация складывается для торгового земледелия и русского хлебного экспорта. Особых успехов достигла железоделательная промышленность: по выплавке чугуна Россия занимала 1-е место в мире, а качество продукции уральской металлургии превосходило английское и французское. Появилось новое для России хлопчатобумажное производство, получившее в XIX в. особо широкое развитие.

Таким образом, впервые  активный преобразовательный процесс  в России базируется на основе западноевропейского  опыта. Поворачиваясь лицом к европейской цивилизации,  страна посредством осуществляемой государством форсированной модернизации переходит на траекторию догоняющего развития. “Смыслом европейских ориентиров”45 становится усвоение тех достижений, которые с точки зрения власти были полезны и пригодны для России.  Попытки совместить новые идеи и формы с традициями, приспособить их к русским условиям, приводят к  усилению государства и расширению его функций, формированию бюрократической системы.

Форсирование экономического роста, главным движителем которого становится государство как активный хозяйствующий субъект и катализатор хозяйственных процессов, имело своим итогом резкий скачок в преодолении экономической отсталости. Предпринимается попытка своего рода индустриализации, в результате которой страна “великолепно приспособилась к промышленной “предреволюции”, к общему взлету производства  в XVIII в. … русское промышленное развитие было равным развитию остальной Европы, а порой и превосходило его”.46 В промышленном отношении Россия уже не была отсталой страной по сравнению с большинством европейских континентальных государств.47 Однако уже к концу века по выплавке чугуна Англия  почти догнала Россию. Основанная на принудительном труде металлургия Среднего и Северного Урала вступает в полосу кризиса. Крепостничество оказывает сдерживающее влияние и на развитие городской жизни.

 Занимая в XVIII веке ведущее место среди других факторов хозяйственной эволюции, само становясь мощным экономическим фактором, государство создает новые факторы экономического и внеэкономического порядка или способствует усилению значения уже действующих, которые, в свою очередь, оказывали влияние на социально-политическое и экономическое развитие страны.  В целом, государство в XVIII веке выполняет следующие важнейшие функции: а) обеспечение внешней безопасности, являющейся необходимым условием для нормального экономического развития страны; б) организация политического пространства как основы для экономического пространства и самого экономического пространства (переселение и др.); в) создание секторов экономики и заимствование европейских технологий, обеспечивающих  преодоление экономической отсталости и экономический рост; г) развитие отраслей хозяйства, имеющих всеобщее значение (финансовая инфраструктура, почта, пути сообщения и т.д.); д) развитие экономического просвещения, образования; е) создание социальной инфраструктуры (общественное призрение и т.п.);  ж) поддержание общественного порядка.

Территориальная экспансия  закрепляет и все более усиливает  значение естественно-географического фактора (фактора пространства, богатых природных ресурсов, широкого спектра природно-климатических условий), что в свою очередь предопределяет многоукладность экономики, специфику формирующегося национального рынка и ряд других особенностей, влияет на хозяйственную психологию, создает предпосылки для закрепления экстенсивного типа экономического развития. Со 2-й половины XVIII века быстро увеличивается население империи. Экспансия на черноземный юг дает земледелию прочное основание в русском хозяйстве. В  результате  экспансии  на  восток закрепляется специфика экономического развития России, заключающаяся в постепенном “расхищении” природных ресурсов. Освоение новых территорий и, особенно, малонаселенных регионов “низшей” культуры требовало огромных затрат. Необходимо было организовать заселение новых земель и одновременно сохранить плотность населения в центре, предотвратить его растекание по просторам империи, земли нужно было удерживать, контролировать, стягивать воедино. Возможное решение этих проблем виделось на пути укрепления государства и его крепостнической основы. Территориальная экспансия становится фактором, влияющим и на эволюцию самого государства.

Расширение национальной территории, пространства, которое, по словам Ф.Ратцеля, само является политической силой, усиливает политические позиции  государства, влияет на его геополитические интересы. Российское пространство власти с точки зрения его технологической (властной) организации, замечает С.А.Королев48, становится пространством, организованным через центр. Жесткие властные технологии, локализация населения и возможность его перемещать в силу той или иной государственной необходимости являлись способом приспособления к новой ситуации, условием самосохранения и самоутверждения самой власти. Возможность оттока политически активных элементов на окраины государства, наряду с войнами и иными причинами, отрицательно влияло на качество общества в целом, ослабляло его потенции перед лицом самодержавия, снижало уровень пассионарности в социуме. Связанный преимущественно с военно-финансовыми потребностями государства дефицит государственного бюджета превращается в фактор эволюции российской государственности в течение всего века. Он влияет на логику петровских реформ и послепетровских преобразований, является важнейшей предпосылкой реформ екатерининской эпохи и Павла I. Оказывая влияние на административное строительство и социальную эволюцию общества в направлении усиления крепостничества, он существенным образом влияет и на экономическую политику государства. Все большее значение для экономического развития России приобретает влияние внешних факторов. Развиваемая государством внешняя торговля, будучи элементом модернизации и экономического роста, постепенно превращала страну в поставщика сырья и продовольствия на европейский рынок и в первую очередь английский. В то время, как ведущие европейские страны встают на путь ускоренного промышленного развития, в российской экономике закрепляется сельскохозяйственная специализация. Однако, видимо, нельзя утверждать, что произошел переход в режим зависимого развития, превращение России в периферийную зону западноевропейского капитализма. Страна не только уже находилась на пути формирования “самостоятельного мира – экономики со своей собственной системой связей”, - замечал Ф.Бродель49, но и за счет модернизации и ускорения экономического развития получала возможность повышать сопротивляемость иноземному влиянию.

Россия становится заложником военно-имперской системы. Будучи вызвано  и поддержано государственными интересами, хозяйственной необходимостью, ускоренным экономическим ростом, крайнего развития достигает крепостное право. Однако крепостная экономика имела сравнительно ограниченный потенциал дальнейшего роста, крепостное право становилось препятствием в смысле возможных темпов дальнейшего развития страны. Крепостничество, “проникая во все поры народнохозяйственного организма”, определяло и специфику социальных отношений в обществе, и особенности формирующейся светской культуры. Ускоренный экономический рост и “втискивание” в чуждые народному идеалу формы экономической жизни обостряли социальную напряженность. Происходит культурный раскол верхов и незатронутых “цивилизацией” низов общества. “Законсервированное” в рамках общинной, традиционной культуры,  основное население страны не принимало перемен, развития, как ценности, создавая основу для застойности. Превращение России в официально православную, но многонациональную империю с ведущей ролью русского населения определило особенности формирования национального самосознания и положило начало будущих межнациональных противоречий. Оригинальные черты государственного, социально-экономического и культурного развития страны в XVIII в. во многом определили ее последующую историческую эволюцию.

В заключении обобщены результаты исследования, сделаны основные выводы, выделены  проблемы, актуальные для современного российского общества и находящие отражение в теоретических дискуссиях.

Процесс реформирования в направлении общемировых  тенденций не может игнорировать исторически сложившиеся особенности  российской государственности. Важнейшей  чертой российского исторического процесса стало формирование сильного государства, традиционно оказывавшего мощное влияние на социально-экономическое развитие. Недооценка этого фактора стала одной из основных причин кризисных явлений, давших основание  говорить о крахе либеральных реформ в России. В то же время нельзя игнорировать и проблему построения государства, органически соответствующего  современной рыночной экономике. Необходимо движение к правовому государству и гражданскому обществу, к развитию человеческого капитала. В противном случае невозможен выход из  ”исторической колеи”. В условиях современного кризиса существует опасность возрождения тоталитарной системы со всеми вытекающими последствиями для социума, “деформаций экономической жизни, ее огосударствления в новых формах”.50 Актуален вопрос о социальной ответственности власти.

Информация о работе Государство как фактор экономического развития России: XVIII век