Институции гая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 18:18, курсовая работа

Описание

Римское право занимает в истории человечества особое место, как ярко заметил И. А. Покровский «оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир» . Римское право зародилось, когда Рим представлял собой крошечное общественное образование, подобное другим общинам средней Италии. Тогда римское право представляло собой примитивную архаическую систему, и если бы оно остановилось на этой стадии, то вероятнее всего затерялось бы в пучине времен. Но у Рима была другая судьба, изменяясь внешне, расширяя постепенно свою территорию, Рим изменялся и внутренне – сложные экономические отношения требовали перестройки римского права на начала индивидуализма, на утверждении свободы собственности, свободы личности

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1 Структура и содержание «Институций» Гая…………………………....5
2 Правовое положение населения………………………………………….6
3 Брачно-семейное право…………………………………………………..10
4 Вещное право……………………………………………………………..12
5 Наследственное право……………………………………………….......14
6 Обязательство из договоров и деликтов……………………………….21
7 Иски и судебный процесс………………………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………….29
Список использованной литературы………………………………………...31

Работа состоит из  1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ ИСТОРИЯ.docx

— 64.30 Кб (Скачать документ)

 

                                                ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………...3

    1 Структура и содержание «Институций» Гая…………………………....5

    2 Правовое положение населения………………………………………….6

    3 Брачно-семейное право…………………………………………………..10

    4 Вещное право……………………………………………………………..12

    5 Наследственное право……………………………………………….......14

    6 Обязательство  из договоров и деликтов……………………………….21

    7 Иски и судебный процесс………………………………………………..27

Заключение…………………………………………………………………….29

Список использованной литературы………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Римское право занимает в  истории человечества особое место, как ярко заметил И. А. Покровский «оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир»1. Римское право зародилось, когда Рим представлял собой крошечное общественное образование, подобное другим общинам средней Италии. Тогда римское право представляло собой примитивную архаическую систему, и если бы оно остановилось на этой стадии, то вероятнее всего затерялось бы в пучине времен. Но у Рима была другая судьба, изменяясь внешне, расширяя постепенно свою территорию, Рим изменялся и внутренне – сложные экономические отношения требовали перестройки римского права на начала индивидуализма, на утверждении свободы собственности, свободы личности, свободы договоров и завещаний.

Таким образом, Рим, пройдя путь от маленькой общины до великой Империи, оставил после себя то наследие в  юриспруденции, которое составило  основу почти всего права современности.

Важный вклад в развитие римского права внес римский юрист  Гай. О нем практически ничего не известно, даже полное имя его  упоминается современниками. Он обретает большое влияние, по-видимому, только с IV века, когда его «Institutiones» становятся всеобщей настольной книгой. Так как его личность до сих пор остается загадкой, то высказываются различные предположения, например Моммзен, полагал, что Гай был провинциальным юристом, жившим, вероятнее всего, в Азии. Ф. Книп считал, что Гай жил в Византии. Существовало также мнение, что «Gajus есть не что иное, как псевдоним упомянутого выше Gajus Cassius Longinus (Лонгинеску), но и это мнение было опровергнуто (Герцен)»2. Точно же известно, что сам Гай причислял себя к школе сабиньянцев.

«Институции» Гая были найдены в 1816 г. Нибуром в библиотеке Веронского Собора. Рукопись имеет довольно много испорченных мест, поэтому не все ее содержание может быть понято.

Целью данной работы является рассмотрение «Институций» Гая, как  яркого источника римского права. Вместе с этим, более подробное изучение основных институтов римского права, а  также анализ их влияния на становление  современного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТРУКТУРА  И СОДЕРЖАНИЕ «ИНСТИТУЦИИ» ГАЯ

«Институции» Гая представляют собой изложение как цивильного, так и преторского права. Вся  система изложения определяется самим Гаем в самом начале в  ст. 8 гл. 1: «Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам или  к вещам... или к искам...»3. Исходя из этого в первой книге излагается jus quod personas pertinet, где определяется положение свободных и рабов, свободнорожденных и вольноотпущенниках и т.д. Вторая и третья книги посвящены jus quod ad res pertinet, где говорится о видах вещей, о сделках, о наследовании и обязательствах. Четвертая книга – jus quod ad actiones pertinet  повествует о формах процесса (legis actiones, formulae),  исках, эксцепциях, интердиктах и т.д.

Хотя «Институции» Гая  отличаются от институций других римских  юристов своей полнотой и четкостью  изложения, в них прослеживается некие неточности, например,  ставится вопрос, а ответа не дается. Поэтому  существует предположение, что эти  «Институции» всего лишь записки  лекций Гая сделанные  одним из его учеников. Но несмотря ни на что, «Институции»  легли в основу «Институций» Юстиниана, который сохранил четырехкнижную первоначальную структуру, сочинение Гая пользуется уважением у юристов-практиков, составляя одно из сокровищ античности, дошедших до наших дней. “Институция Гая” построена по институционной системе, “всё право зависит от того, кто в нём нуждается, вещах и формах”. Институционная система – о лицах, вещах и формах.

 

 

 

 

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Наиболее важным в первой книге «Институций» является определение  правового положения лиц. Остановимся  именно на этом вопросе подробно. Главным  разделением всех лиц, по мнению Гая, является деление на свободнорожденных  и рабов (ст.9). Далее Гай делит  свободных на свободнорожденных  и вольноотпущенных (ст.10). Свободнорожденные  – это те, кто родились свободными, а вольноотпущенные – это те, которых отпустили из законного  рабства (ст.11).

Далее следует деление  лиц в праве на властных и подвластных. Подвластные находятся под властью отца, под властью мужа либо в кабальной зависимости от кого-либо (ст.49). Таким образом, правоспособность лица определялась тремя факторами.

1) status libertatis — состояние свободы,

2) status civitatis — состояние  гражданства,

3) status familiae — семейное состояние.

   С точки зрения status libertatis различались свободные и рабы; с точки зрения status civitatis — римские граждане и другие свободные лица (латины, перегрины);

с точки зрения status familiae — самостоятельные (sui iuris) отцы семейств (patres familias) и подвластные какого-либо paterfamilias (лица alieni iuris, «чужого права»). Таким образом, полная правоспособность предполагала: свободное состояние, римское гражданство и самостоятельное положение в семье4. Остановимся подробнее на каждом правовом статусе лица.

1.Римские граждане.

Римское гражданство приобреталось, прежде всего, путем рождения (в законном браке) от римских граждан, затем  — путем отпущения на свободу  из рабства, а также посредством  дарования римского гражданства  иностранцу. Свободнорожденные римские  граждане были носителями полной правоспособности, политической, семейной и имущественной. Основными политическими правами  граждан были: а) право нести службу в регулярных римских войсках; б) право участвовать и голосовать в народных собраниях (ius suffragii); в) право  быть избираемым в магистраты (ius honorum). Женщины политических прав не имели. В области частноправовых отношений  правоспособность римского гражданина складывалась из ius conubii- право вступать в регулируемый римским правом брак и ius commercii-право быть субъектом имущественных  отношений. Брак совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплей.  Давность по ст. 111 является непрерывное  сожительство в течение года, жертвенный хлеб – это специальный, торжественный  обряд при 10 свидетелях при котором  потребляется пшеничный хлеб. Купля  – это вступление женщин во владение мужа путем манципации, то есть на основании  символической продажи при не менее чем 5 свидетелях и весовщика. Женщине независимо от ее возраста и малолетним  назначался опекун, если такой был не определен, то опекуном становился агнат, то есть родственники, соединенные родством через мужской пол. Когнат - это родственники по женской линии

Существовало такое понятие, как умаление правоспособности. Оно  бывало трех видов - наибольшая, меньшая,  которую некоторые называют среднею, и наименьшая. Наибольшая бывает тогда,  когда кто-либо теряет одновременно и гражданские права и свободу.  Это случается, например,  с теми, которых продают в чужую страну. Меньшая или средняя перемена правоспособности бывает тогда, когда теряется право гражданства, а сохраняется свобода. Это случается с тем, кого изгоняют из пределов отечества. Наименьшее умаление правоспособности имеет место тогда,  когда сохраняется и гражданство,  и свобода, но изменяется состояние человека. Это случается с теми, кто, например, усыновляется.

Граждане, относившиеся к  числу вольноотпущенных, оставались носителями ограниченной правоспособности в сфере как, так и частноправовых отношений. Прежнее состояние рабство навсегда налагало печать на правовое положение человека.

В сфере публичного права  ограничения прав вольноотпущенников заключались в том, что они  не служили в римских легионах, они не имели ни ius honorum, ни права  быть включаемыми, так же как и их дети, в число сенаторов.Утрата римского гражданства. Римское гражданство утрачивалось при жизни чаще всего с утратой свободы (capitis deminutio maxima). «Основанием к утрате гражданином свободы был, прежде всего, плен, захват неприятелем. Однако, если захваченный в плен и обращенный в рабство римлянин возвращался в Рим, он в силу особой юридической фикции, postliminium, ius postliminii, рассматривался как никогда не утрачивавший ни свободы, ни гражданства, ни отдельных своих прав»5.

2.Латины.   

Латинами первоначально называли жителей  Лациума, получившие латинское гражданство до середины III в. н.э. (это latini veteres, древние латины). Затем также стали называть членов колоний, образованных Латинским Союзом, и колоний, устроенных Римом на завоеванных территориях (latini coloniarii).  latini veteres в области имущественного права обладали теми же правами, что и римские граждане; ius conubii они имели только тогда, когда им его предоставляли. Latini coloniarii не имели ius conubii, ius commercii, а также способность вести гражданский процесс (ius legisactionis) эта категория латинов в большинстве случаев имела, но составлять завещание latini coloniarii не имели права. Латины могли приобрести римское гражданство.

3.Перегрины.

     Статьи  14 и 15 определяют положение перегринов (Peregrini dediticii)как  тех, которые «некогда с оружием в руках сражались против римского народа, а затем, будучи побеждены, сдались.

  Следовательно, рабов,  подвергшихся такому бесчестию  и отпущенных на волю в каком  бы то ни было возрасте и  каким бы то ни было образом, никогда не будем считать римскими или латинскими гражданами, хотя бы они были в полной собственности (no jus Quiritium и gentium) господ, но всегда будем их причислять к покоренным и сдавшимся римскому народу»6. Таким образом, по «Институциям» Гая перегрин считались практически бесправными.

4.Рабы.

Раб определяется в  «Институциях»  Гая не как субъект права, а  как объект, категория наиболее необходимых  в хозяйстве вещей – res mancipi, приравненный к скоту и земли. Власть рабовладельца над рабом абсолютна, он может его продать, наказать. Но ст. 53 определяет, что никому из господ не позволено особо жестоко обращаться со своими рабами. Раб не может вступить в законный брак, отношения с рабыней могут носить чисто фактический характер. От рабыни и свободного рождается раб, от свободной и раба рождается свободный.  Хозяин мог отпустить раба на волю, но для этого требовалось соблюсти необходимые предусмотренные условия.

 

 

 

 

 

БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

О семейном  праве  древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго пат­риархальной,  то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, отчего все "подвластные" домовладыке были друг другу агнатами.

Когнатическое родство  возникало  с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи.  Так,  дочь домовладыки, вышедшая замуж,  подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и выделившийся из семьи сын  (с  разрешения отца). Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью, становился по отношению к ней агнатом - со всеми связанными с тем правами,  в  том числе и на законную часть наследства.

Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством  кровнородственным,  когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений. Издревле в  Риме существовали три формы заключения браков:  две древнейших и одна сравнительно новая.  Древнейшие совершались в торжественной обстановке  и отдавали женщину-невесту под власть мужа.  В первом случае (confarreatio) брак совершался в религиозной форме,  в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма (coemptio) брака состояла в форме покупки невесты (в манципационной форме). Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака - "sine manu" – то есть  "без власти мужа". Можно предположить,  что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в  союзе  с  богатыми плебейскими, но это только предположение. Как бы там ни было, но именно в этой форме брака - sine manu - женщина нашла себе значительную  свободу, включая свободу развода (которой она не имела в "правильном браке"). С разводом женщина забрала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак.

С течением времени именно браку sine manu было обеспеченно наибольшее распространение,  тогда как "правильные" формы брака все более захиревали, сохраняясь главным образом в жреческих и патрицианских фамилиях. Специфической особенностью брака sine manu  было  то,  что  его следовало возобновлять ежегодно, иначе на основании Законов супруг получал все права как в браке conventio in manum в силу давности владения.  Для сохранения брака в форме sine manu жена в положенный день на три дня уходила из мужнего дома (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности (VI.4.). Издержки на содержание семьи лежали,  естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, по мужу, конечно,  не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой. Оно было его собственностью. По преданию, первый развод в Риме имел место в 231 г. до н.э., однако, очевидно, что семьи в Риме распадались и раньше. Так в Законах XII таблиц уже встречается статья, регулирующая эту сферу семейно-брачного права. Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке sine manu. Для формального развода мужу достаточно было произнести жене «Бери свои вещи и иди прочь» и отнять ключ (IV.3.). Также Законам XII таблиц известен и институт опеки, которая устанавливалась над женщинами («V.I.. . вследствие присущего им легкомыслия.», несовершеннолетними, безумными и расточителями (V.7. а.б.).

Информация о работе Институции гая