Интеллигенция россии советское время 17 и 21 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 07:10, реферат

Описание

Россия пережила до новейшей революции, связанной с исходом русско-японской войны, два революционных кризиса, потрясших народные массы: смутное время, как эпилог которого мы рассматриваем возмущение Разина, и пугачевщину. То были крупные потрясения народной жизни, но мы напрасно стали бы искать в них какой-либо религиозной и политической идеи, приближающей их к великим переворотам на Западе. Нельзя же подставлять религиозную идею под участие раскольников в пугачевском бунте? Зато в этих революциях, неспособных противопоставить что-либо исторической государственности и о нее разбившихся, с разрушительной силой сказалась борьба социальных интересов.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 53.15 Кб (Скачать документ)

Здесь, между прочим, корень русского интеллигентского утопизма, традиционно копирующего западный опыт. Современный кризис в России - часть общечеловеческого, связанного, по мнению автора, с новым, массовым сознанием, который он называет смердяковщиной. Ю.М.Бородай четко обозначает мировоззренческий водораздел, лежащий между западной и русской культурами. Здесь есть над чем призадуматься современным эпигонам западно-европейских ценностей. " Западное христианство раздвоилось, обернувшись либо к грозным культовым ветхозаветным корням, либо к протестантствующему человекобожию, ведущему к полному атеизму . 

Русское православие  еще сохранило в значительной мере мотивы исходного христианского  вероучения. ... Западно-христианский праведник  ищет правовой конкретности - даже в  своих отношениях с Богом. Русский  праведник ищет святости. В этом, может быть, суть " мессианства " русской национальной идеи ". 

Статья воронежского автора Варава В.В . " Третий удар русской интеллигенции (заметки о законе русского богоборчества) " по сути продолжает тему выявления причин утопичности интеллигентского мировоззрения. " Принесение народа в жертву во имя отвлеченного идеала " - таков один из принципиальных выводов работы. Утопизм рассматривается как одна из наиболее распространенных форм лже-религиозности. Таковых в XX веке было две: социализм и современная " рыночная демократия ". " Ожидания светлого рыночного будущего сродни ожиданиям миллионов советских людей светлого коммунистического будущего " , - считает автор. Современная демократическая интеллигенция совершила нечто подобное своей социалистической предшественницы, а именно, создала миф о достижение комфортного земного бытия через рыночные преобразования.  

Также здесь есть размышления о русской идее, об " апокалипсисе виртуального мира " , в которых обозначена инаковость России по отношению к западному миру. 

Э.П.Ефремов (статья " К обретению потерянного " ) размышляет о непреходящей роли православия в русской государственности и культуре. Именно с ним автор связывает возрождение России: " православие - не удел фанатиков, не какая-то особая секта, как хотят эту Веру представить некоторые. Пока мы еще не пыль на ветру, благодаря именно этой Вере, которая не исчезает с разрушением церквей и уничтожением духовных пастырей. В генах народа таится та сила, которая способна обернуть нас от тьмы к свету. И какова общенародная тяга к истинными светильникам, свидетельствует советское время атеизма, безбожия " . Особое значение здесь придается феномену старчества, обращение к которому просто необходимо во имя спасения отечества. 

Работа Т.А.Кузьминой " Метафизика, истина, польза " , профессора института философии РАН - серьезное академическое исследование, посвященное анализу " зкзистенциально-онтологического понимания истины " . И это не сугубо теоретическая тема, здесь большой практический смысл, так как выявляются идейные истоки интеллигентского сознания. Понять их - значит во многом разгадать " тайну " интеллигентского мировоззрения. Автор ведет свое исследование в контексте идей Н.Бердяева, который в " Вехах " именно этой проблеме посвятил свою статью " Философская истина и интеллигентская правда " . Главная особенность интеллигентского умонастроения - рационализм, в свете которого религия превращается и иррационализм, а истина в пользу. " Ненужность " духовного опыта - вот, что в конечном счете определяет интеллигентское сознание. По мнению автора " истина, дух, личность, свобода, творчество, смысл предполагают друг друга, это разные наименования одного и того же - того, что делает человека человеком. ... духовная жизнь и Истина самодостаточны. самозаконны, безусловны. Они - " ни для чего " . Это не программа, стратегия и тактика, не технология, не ноу-хау. Но если они есть, человеческое бытие обеспечено. Так только абсолютная неутилитарность может дать высшую прагматику ". 

" Попытка быть  оптимистом (тенденции в религиозной  жизни России начала нового  тысячелетия) " таково название  статьи известного православного  богослова и, пожалуй, самого  читаемого православного писателя  диакона Андрея Кураева. Как  и все, выходящее из под пера отца Андрея, данная работа обстоятельна, основательно аргументирована, и при этом увлекательна. Серьезность размышлений сочетается со стилистическим изяществом, что придает его работам высокий полет мысли и доходчивость. Говорить просто о серьезных вещах, в тоже время не упрощая сложность проблематики - редкое качество. 

" В какой стране  мы живем? " - вот главный вопрос, который находится в центре  внимания автора. Причина оккультного  бума конца XX столетия коренится в том, по его словам, что " от неверия мода бросается во всеверие, минуя трезвую середину Традиции " . Результат печален: " на исходе XX века можно сомневаться в том, что существует Бог, но сомневаться в том, что существует сатана уже нельзя ... Сегодня в наших православных храмах очень много людей, которые приходят к нам не потому, что они Христа полюбили, а из страха. Но это великий и добрый страх. Это не страх от того, кто победит на следующих выборах, не страх от того выплатят пенсию или нет, а страх от того, что люди попробовали войти в мир религии через черную дверь и обожглись. Они увидели, что дьявол - это реальность " . Автор уверен, что современные духовные нестроения нашего общества вещь не новая. В православной традиции подобное уже было. Главное не отчаиваться. Будущее у нас есть. 

В работе преподавателя  философии воронежского педагогического  университета О.Т.Поповой " Крах политических и экономических утопий " речь идет о традиционных нравственных устоях русской жизни - жить по совести и  справедливости. Предание забвению этих начал, увлечение западноевропейскими теориями порождает кризис в нашей жизни. Вывод автора суров, но справедлив: " как социалистические, так и капиталистические преобразования в России прошли под лозунгами чуждых русскому характеру западноевропейских гуманистических идеалов. Они опирались в большей степени на худшие качества русского человека, побуждая в нем злобу, жестокость, хамство, склонность к бунту и преступлению, холодную расчетливость и зависть и сводя на нет такие положительные черты, как щедрость, соборность, всемирная отзывчивость, предпочтение морального фактора материальному, эсхатологичность. 

Но XX век не прошел для России даром. XX век для России - век краха политических и экономических иллюзий. В этом его историческое значение. Только отказавшись от легкомысленной веры во всесилие властей и политических доктрин и только убедившись в разрушительном воздействии корыстного интереса, русские люди поймут, что кроме голоса совести ничто не может оправдать политических и экономических прожектов, какими бы заманчивыми они не были ". 

Статья молодого московского философа А.Скворцова " Судьба интеллигенции в России " - трезвый взгляд на прошлое, настоящее  и будущее России. Поражает выстраданность и глубина многих суждений автора, проникновение в самую суть происходящего. " Я хотел бы ошибиться, - говорит А.Скворцов, - но никогда интеллигентское отношение к России не было настолько злобным, как ныне. ... Подшучивания, хихиканье, а часто открытая злоба, граничащая с хамством, не сходят со страниц ведущих газет уже долгое время. Видно, наша " постмодернистская " интеллигенция всерьез обиделась на Россию. За что же? " За то, что призвана Россия для спасения всего мира. Вот чего не понимают и боятся наши интеллигенты, вот за что они не любят " эту " страну. Но автор далек от обличительства, он стремится видеть в интеллигенции прежде всего народную интеллигенцию. Что это значит? Ответ прост, но содержит задачу большой нравственной работы: " любить, постигать, почитать и утверждать дух народа; отгонять от него тучи страстей, способствовать его просветлению. Поле деятельности интеллигенции, ее хлеб - духовная сфера. ... Интеллигенция должна сделаться тем слоем, который понимал бы народную боль, сочувствовал бы его страданиям и давал бы ему силы, чтобы боль и страдания преодолеть. Я понимаю, что это - идеал, но без него существование интеллигенции теряет всякий смысл... " 

Завершает сборник  работа воронежского автора А.В.Шапошника " Историческая миссия русской интеллигенции " . Ироничный стиль данной статьи как бы выходит за рамки " серьезного " повествования предыдущих работ. Но она не выбивается из общего тона, и по-своему, вносит оживляющее начало в общий разговор. Статья содержит ряд тонких наблюдений, вскрывающих подлинную суть интеллигентской ментальности. Можно не соглашаться с автором относительно некоторых характеристик интеллигенции, но оригинальности и юмора у них не отнять. Миссия же интеллигенции в следующим: " В России, как известно, все непросто, все исполнено особым мистическим смыслом, и если уж наш народ - не просто народ, а " богоносец " , то и противостоящая ему общественная группа просто не может не иметь своей особой исторической миссии " . Одним словом, ссылаясь на Леонида Андреева, автор говорит, что " без Иуды не было бы Христа ". 

Изъяны интелигентского мировоззрения, выявленые " Вехами " в начале века, дают о себе знать сегодня с новой силой. Нежелание внутренней духовной работы, стремление лишь к изменению внешних, общественных форм жизни через имитацию чужого культурного опыта остается существенным компонентом сознания современной интеллигенции. 

Сборник " Новые  вехи " как раз и представляет собой попытку восстановления разрушенной  иерархии традиционных ценностей русской  культуры. 

Итак, мы видим, что несмотря на тяжелейшие и духовно-нравственные, и социально-экономические условия, среди современных ученых-гуманитариев находятся люди, в ком не угасла вера в высокое предназначение России, которые вносят свой посильный вклад в дело оздоровления нашего отечества. Остается надеется, что книга будет востребована и прочитана должным образом. В этом случае она принесет несомненную пользу. Правда, из-за малости тиража, книгу можно найти только в некоторых воронежских и московских библиотеках. 

В заключении нужно  сказать, что выход в современных  условиях даже малотиражного сборника научных трудов - дело экономически нелегкое. Авторы признательны Бакулину Анатолию Ивановичу, председателю колхоза  им.Ильича Калачеевского района воронежской области за то, что его хозяйство смогло отыскать скромные средства на издание этого сборника. Сам же Анатолий Иванович уверен, что в нем речь идет о самых важных для нас вещах.

Информация о работе Интеллигенция россии советское время 17 и 21 века