Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:16, курсовая работа
Начало современной автомобильной эпохи принято отсчитывать с 1895 г., когда независимо друг от друга Г.Даймлер и К.Бенц построили самодвижущиеся экипажи, имевшие двигатели внутреннего сгорания с большим числом оборотов и высокой степенью сжатия.
Идея создания прототипа автомобиля витала в воздухе еще со средних веков. Первые известные чертежи «самодвижущейся» тележки принадлежат известному итальянскому ученому Леонардо да Винчи. В то время редко можно было встретить подобные машины. Они использовались лишь для участия в различных празднествах и маскарадах. Постепенно появлялись тягачи, использующие пар и другие машины, но все они в силу своей маленькой скорости, большого веса и дорогой эксплуатации широкого распространения не получили.
Введение……………………………………………………….…………………..3
1. Исторические формы легковых автомобилей в ранний период (с начала XX века до 1919 года)…………………………. ……………………………………...5
2. Двадцатые годы и начало тридцатых (1919—1932) ………….……………….7
3. Середина и вторая половина тридцатых (1933—1939)………………..........12
4. Последние предвоенные автомобили (1940—1942) ……….………………..16
5. Первое послевоенное поколение (1945—1948)……………………………….18
6. Конец сороковых — начало пятидесятых (1948—1954)…….………………20
7. Вторая половина пятидесятых (1955—1959)…………………………...........24
8. Шестидесятые годы (1960—1969)………………………….………………….26
8.1. Северная Америка…………………………………………..….............28
8.2. Европа…………………………………………………………..............31
9. Семидесятые годы (1970—1979)………………………………………...........33
9.1. Северная Америка………………………………………………………34
Список использованных источников………………………………………….37
Пятидесятые годы — очень важный этап в истории автостроения. Во многом, именно в это десятилетие сформировался привычный облик автомобиля, общая концепция которого «дожила» до нашего времени. До этого, эволюция формы кузова серийных автомобилей в целом сводилась к уменьшению количества визуальных объёмов, их слиянию друг с другом. Сначала изначально отдельные, не связанные друг с другом объёмы кузова, капота и багажника объединились в единый обтекаемый кузов. Затем, крылья и подножки стали интегрироваться в кузов, пока не превратились в понтон. Наконец, уже понтон слился с кузовом, сформировав используемую до сих пор форму автомобиля — монолитная, единая нижняя часть и «надстройка»-крыша с остеклением. С этого времени, изменения формы автомобилей будут носить косметический характер — будут меняться пропорции, изменяться детали оформления, увеличиваться или уменьшаться высота, но сама базовая форма останется в целом неизменной.
Важной особенностью периода становится то, что абсолютное большинство нововведений в области дизайна и конструкции машин имеет североамериканское происхождение. Европейские автомобили обычно приблизительно повторяли американские, но в уменьшенном масштабе и с опозданием на несколько лет. Это объясняется разницей в состоянии экономики по разные стороны Атлантики.
Европейские автомобили этой эпохи зачастую напоминали уменьшенные и появившиеся на несколько лет позже американские.
В первую
половину десятилетия изменения
в сложившемся к концу
Автомобиль окончательно приобрёл характерный
ступенчатый силуэт с абсолютно чётко
выделяющимся третьим объёмом, популярные
в предыдущее десятилетие двухобъёмные
фастбэки дальнейшего развития не получают
и становятся редкостью. Багажник постепенно
увеличивал длину, пока к середине десятилетия
практически не сравнялся по длине с капотом
(рис.30).
Рис.
30. «Форд» образца
1949-51 годов
Несмотря на все стилистические изменения, подобная форма кузова будет в той или иной степени присуща всем автомобилям до нашего времени — широкая нижняя часть и более узкая «надстройка»-крыша с остеклением..
Оставшиеся от отдельных задних крыльев «закрылки» постепенно уменьшаются, и со временем превращаются в небольшие выштамповки над задними колёсными арками, как на «Волге» ГАЗ-21 и «Москвиче-402», или хромированные декоративные накладки. Капот, в сороковые годы узкий и возвышающийся над линией крыльев, становится шире, «разглаживается» и постепенно исчезает как самостоятельный элемент формы, объединяясь с передними крыльями.
Изменяется оформление задней части кузова, где важным декоративным элементом становятся задние фонари. Одним из первых на них обратил внимание автор дизайна «Кадиллака» модели 1948 года Харли Эрл, который оформил задние фонари в виде небольших выступающих над крыльями плавничков, эта тема была подсказана конфигурацией хвостового оперения двухбалочного истребителя Lockheed P-38 «Lightning». Это оформление оказалось знаковым для всего десятилетия.
Остальные производители пока не решались перейти на столь радикальный дизайн, и на первых порах плавнички стали фирменным отличительным элементом дизайна «Кадиллаков». Однако, этот пример навёл дизайнеров на важность тщательной художественной проработки задней части автомобиля. Наиболее распространёнными в эту эпоху оказались вертикальные задние фонари, дополнительным плюсом которых была возможность максимально расширить крышку багажника, что увеличило удобство его использования.
Важным изменения было подвергнуто остекление кабины: переднее и заднее стёкла стали цельными и гнутыми, а на отдельных моделях — панорамными, то есть, загибающимися на боковину кузова. Это форма остекления была позаимствована из авиации.
В пятидесятые годы (ближе к середине десятилетия) достижения в области химии позволили значительно увеличить гамму используемых для окраски кузовов цветов. Если ранее основными цветами были чёрный, серый, синий и зелёный, реже — красный или жёлтый, а в сороковые годы и начале пятидесятых вообще были популярны пастельные, приглушенные тона, то теперь появляются — и сразу входят в моду — яркие, сочные красители — ярко-красный, огненно-жёлтый, и так далее. Позднее, значительно повышается и стойкость красителей — в первое время, яркие изначально краски быстро выгорали на солнце, становились тусклыми и блёклыми. Входят в моду двухцветные окраски с сочетаниями двух тонов одного цвета разной интенсивности (пример — тёмно-синий и голубой) или контрастными сочетаниями (например, чёрный с жёлтым, красный с белым).
Пятидесятые годы отмечены значительным изменением и концепции оформления салона. Вообще, проработке интерьера в эти годы стали уделять намного больше внимания. Дело в том, что увеличившаяся площадь остекления делала детали салона намного более заметными для внешнего наблюдателя, как бы превращала его в составной элемент внешнего облика автомобиля.
До этого, в течение десятилетий для отделки интерьера автомобиля применяли материалы — преимущественно шерстяные ткани, или кожу — приглушённых цветов: серого, бежевого, коричневого, светло-зелёного, и так далее, а также дерево, или, на недорогих автомобилях, имитации под него.
В пятидесятые дерево в салоне выходит из моды. Зато набирает популярность отделка салона под цвет кузова с контрастными вставками, с широким использованием винила, пластмасс, нержавеющей стали, полированного алюминия, синтетических тканей и других искусственных материалов. Усложняется форма элементов интерьера. Панель приборов становиться выпуклой и со временем получает всё более и более сложную архитектуру. Важным элементом дизайна становится спидометр, который выполняют крупным и с самым разнообразным дизайном, кроме пожалуй ставшей очень редкой традиционной круглой шкалы. Повсеместно распространяются передние сидения, регулируемые по длине и, иногда, по наклону спинки. Список дополнительного оборудования быстро растёт — в США к началу пятидесятых годов покупателям дорогих автомобилей уже были хорошо известны такие опции, как усилители тормозов и рулевого привода, подъёмники стёкол (пока ещё — в основном гидравлические), электрическая регулировка переднего дивана, и так далее. В Европе уже получают определённое распространение раздельные передние сидения, в США же по-прежнему отдают предпочтение цельным диванам.
В США в 50-е годы был практически полностью прекращён выпуск маленьких автомобилей (их и до этого там выпускали очень немного). К этому времени американский легковой автомобиль лёгкого класса (типа «Форда» или «Шевроле»)стал иметь длину 4,9 — 5,1 м, ширину около 1,8 — 2 м; мощность двигателя выросла до 150—200 л.с. Модели более высоких классов были ещё больше: 5,3 — 5,8 м в длину, более 2 м в ширину, с двигателем мощностью 200—250 и даже более л.с.
Типичным европейским автомобилем, напротив,
стал малолитражный автомобиль класса
«Москвича» с длиной кузова около 4 метров
и шириной порядка полутора, соответствующий
более скромной покупательной способности
населения, — практичный, дешёвый в эксплуатации,
маневренный на узких улицах европейских
городов, но приемлемый в качестве семейного
транспорта.
7.
Вторая половина пятидесятых (1955—1959)
Между тем, в США к середине пятидесятых годов назревали существенные изменения в дизайне автомобилей. Вообще, вся вторая половина пятидесятых, как и начало шестидесятых — это период поиска новой формы автомобиля. В Америке стиль менялся в этот период ежегодно, и конкретные дизайнерские решения, как правило, не задерживались на конвейере надолго.
В эти годы покупатели стали обращать большое внимание на скоростные возможности автомобиля. Поэтому дизайнеры старались через внешнюю форму машины выразить её высокие динамические качества. Не случайно, что именно в эти годы в Америке появились первые массовые модели со спортивным имиджем (рис.31), такие, как Chevrolet Corvette или Ford Thunderbird. Их стилистические решения оказали сильное влияние на дизайн простых серийных автомобилей.
Художники-конструкторы, стремясь улучшить
форму кузова, придать её динамизма, стали
ограничивать её более плавным поверхностями,
вписывать в среднюю часть тела́ плавного
обтекания, где кривые более пологи, а
концы кривых — сначала закруглять, а позднее
просто обрывать. Чем плавнее кривая, тем
более динамичной она кажется, ещё стремительнее
выглядит прямая линия — «быстрая, как
стрела». Соответственно, начинается отход
от популярных в первой половине десятилетия
округлых, «лепных» форм. Несмотря на угловатость,
длинный, почти прямоугольных очертаний
автомобиль создавал сильное зрительное
впечатление скорости.
Рис.
31. Американский
автомобиль середины
пятидесятых
Именно в этом направлении стал развиваться американский стиль в эти годы. Выразилось это в первую очередь в использовании на боковой проекции преимущественно прямых или плавно закругляющихся горизонтальных линий. Дизайнеры, желая визуально «растянуть» автомобиль, начинают добавлять козырьки над фарами и задними фонарями.
Высота кузовов повсеместно снижается с ~1600 до порядка 1500—1550 мм — на фоне повсеместного же увеличения длины. Чтобы сделать автомобили визуально ещё ниже, вводятся всевозможные горизонтальные молдинги и длинные выштамповки на боковине, а также двух- и даже трёхцветные схемы окраски. Кузова становятся все более угловатыми.
Облицовка радиатора становится всё шире и массивнее, «заходит» под фары, пока не сравнивается по ширине с кузовом в целом и практически сливается с передним бампером, также исключительно массивным, что дополнительно подчёркивало и без того немалую ширину. Вместо горизонтальных брусьев в эти годы начинают применять клетчатые решётки радиатора. Одновременно, капот опускается ещё больше и практически сливается с линией крыльев. Панорамное остекление распространяется в 1955 модельном году повсеместно.
Вместе всё это было призвано создать образ длинного, приземистого, широкого и динамичного автомобиля.
Ещё одной оказавшей сильное влияние на последующее развитие автомобильного дизайна новинкой 1958—1959 годов стала плоская панель крыши, которая позволила не только существенно увеличить салон, но и придать автомобилю более динамичный силуэт. Автомобиль стал напоминать длинный плоский параллелепипед с поставленной на него примерно посередине надстройкой — усечённой пирамидой, почти плоские боковины, резко обрезанные, почти без закруглений передний и задний концы кузова, передняя панель — вертикальная плоскость, задняя тоже; широкая прямоугольная решётка радиатора.
Конец пятидесятых годов нередко рассматривается как период расцвета американского дизайна. Это во много так, однако, на тот же 1958 год пришёлся и первый в послевоенной истории американского автостроения кризис. И хотя его последствия были относительно мягкими, он создал на рынке США новую тенденцию. Оказалось, что многие покупатели предпочитали более компактные и экономичные модели. Так как собственная промышленность Штатов дать потребителю такой автомобиль оказалась неспособна, резко возрос импорт европейских автомобилей. Эта тенденция окажется не случайной — на протяжении последовавших десятилетий она будет лишь усугубляться.
Второй тенденцией, наметившейся в конце пятидесятых и получившей развитие в дальнейшем, оказалось существенное стилистическое расхождение между европейскими и американскими автомобилями, чего до этого практически не наблюдалось. Собственно, уже в середине пятидесятых появились чисто европейские, оригинальные по форме автомобили. К их числу относятся, например, Citroen DS, Tatra 603 и другие.
В конце десятилетия, будучи не в состоянии
угнаться за стремительно развивающимся
американским дизайном, европейские производители
в основном заняли выжидательную позицию,
ограничившись обновлением своих моделей
вместо копирования нового американского
стиля, который никак не мог устояться.
И когда он всё-таки более-менее «устаканился»,
оказалось, что в Европе уже были готовы
проекты новых автомобилей, во многом
не похожих на американские. В дальнейшем,
дизайн в Европе и в Северной Америке будет
расходиться всё дальше и дальше.
8.
Шестидесятые годы (1960—1969)
Шестидесятые годы ознаменовались в целом резким упрощением формы автомобилей. На долгие годы в автодизайне установилось господство простой, гладкой и угловатой формы кузова, с «рублеными» обводами, минимумом украшений и «лишних» выступов.