Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:51, контрольная работа
Проанализировав период существования Великого Княжества Литовского можно сделать следующий вывод: Великое княжество Литовское в определенной степени можно по праву считать белорусским государственным образованием. Изучив правовой статус белорусских земель в составе Российской империи, хочется обратить внимание на то, что этот период в истории становления белорусской государственности был одним из тяжелейших.
Введение
1. Историко – правовой анализ унии Великого Княжества Литовского
1.1. Кревская уния
1.2. Островское соглашение
1.3. Виленско – Радомская уния
1.4. Городельская уния
1.5. Берестейская церковно – религиозная уния
2. Люблянский сейм и условия объединения Великого Княжества Литовского с Польшей. Законодательное закрепление самостоятельности ВКЛ после Люблина
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Историко – правовой анализ унии ВКЛ………………………………4
1.1.Кревская уния…………………………………
1.2.Островское соглашение……………………………………………8
1.3. Виленско –
Радомская уния……………………………………..
1.4. Городельская уния………………………………………………..11
1.5. Берестейская церковно – религиозная уния…………………....12
2. Люблянский сейм и условия объединения Великого
Княжества Литовского с Польшей. Законодательное
закрепление самостоятельности ВКЛ после Люблина……………..14
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………...25
Введение
История белорусского народа
намного старше его названия. Термин
«Беларусь» в его современном
этнографическом, географическом и
государственно-политическом значении
начал употребляться
В I тысячелетии нашей
эры у восточных славян правила
поведения людей определяла установившаяся
система общепризнанных древних
обычаев. Со временем многие древние
обычаи стали приобретать обязательный
характер и санкционировались
В этот период можно говорить лишь о зарождении предпосылок возникновения белорусской государственности.
В IX веке начался процесс объединения мелких княжеств в более крупные государства, продолжавшийся до XI века. Среди них особенно выделялись Полоцкое и Турово - Пинское, в зависимости от которых находились многие небольшие княжества.
Представляется, что для
образования государства
1. Историко – правовой анализ унии ВКЛ
1.1.Кревская уния
Предпосылки заключения унии
Реальная угроза отпадения русских земель побудила аукштайтскую знать обратить свои взоры в сторону быстро крепнувшего западного соседа - Польского королевства. Польские феодалы к XIV в. Захватили Галицко-Волынскую Русь - этническое ядро будущей Украины, и лелеяли планы дальнейшей экспансии на русские земли. В этом их интересы сталкивались с амбициями Великого Княжества Литовского. Однако общая угроза со стороны немецких крестоносцев толкала обе стороны к сближению.
Таким образом, крестоносная
угроза содействовала польско-
Сближение Литвы с Польшей
имело еще один чрезвычайно важный
аспект. Литва оставалась последним
в Европе языческим государством,
где языческое меньшинство
Заключение унии
В начале лета 1385г. три больших
посольства – Великого княжества, Польши
и Венгрии – собрались в
Крево. Переговоры велись без торопливости,
и к 14 августа были выработаны обязательства
Ягайло, которые он должен был выполнить
за получение королевской короны.
Великий князь обещал принять
католичество и обратить в эту
веру своих родственников и
На съезде в Волковыске в 1385г. были одобрены такие условия унии: объединенными государствами должен управлять один человек, сочетающий функции короля и великого князя, сначала таковым будет Ягайло, а затем – прямой потомок его и Ядвиги, ведение внешнеполитических дел, касающихся обеих держав, а также защита территории должны быть совместными, внутреннее управление в каждой из стран – раздельное, и в Польше, и в Великом княжестве – свои войска, правительства и отдельная казна. Белорусскому населению была оставлена свобода исповедания восточно-христианской веры.
11 января 1386 г. польское
посольство вручило князю
2 февраля в Люблине
представители «народу
В связи с существовавшей
традицией возводить на польский
трон только католика православный Ягайло-Яков
крестился по католическому обряду
и получил новое имя –
Уния 1386г. не являлась только династическо - персональной, когда государства объединялись посредством общего для них монарха и его потомков. Практически в Кревском замке был составлен и подписан акт государственно-правового объединения двух государств. Юридически уния была как бы инкорпорацией Великого княжества в королевство Польское. Создавался единый политико-государственный организм. Статус Ягайло определялся «как монарха обеих стран». После принятия унии все литовские и белорусские князья должны были принять присягу на верность короне Польской, а бояре-католики княжества получили те же права, что были у польской знати. Но фактически самостоятельность Великого княжества Литовского не была утрачена. Беларусь и Литва долго еще, до второй половины XVI в., будут жить своей, самостоятельной жизнью. Великое княжество Литовское сохранило свои финансы, войско, символику, самостоятельно проводило внешнюю политику, кроме случаев, затрагивавших совместные с Польшей интересы.
Исторические последствия Кревской унии
Условия Кревской унии в большей мере были выгодны польской знати, которая упорно стремилась на вечные времена присоединить земли Великого княжества Литовского к Польше. Значительная же часть белорусских феодалов не хотела мириться с ущемлением политической и государственной самостоятельности Великого княжества. Поэтому началась борьба против Ягайло и его политики.
Еще продолжались коронационные торжества, как из Полоцка поступило сообщение: брат Ягайло, князь Андрей Ольгердович, набрав инфлянтских рыцарей и латгальских воинов, при поддержке князя смоленского Святослава напал на Великое княжество. Нападение отличалось особой жестокостью.
Собрав войско, князья трокский
Скиргайло, брестско-гродненский Витовт,
новгород-северский Корибут
Осенью 1386г. Ягайло навестил в Витебске свою мать, посетил Полоцк и другие города Великого княжества. Целью этой поездки, несомненно, было разъяснение своей политики на будущее в новой ситуации с тем, чтобы развеять враждебное отношение к себе как к государственному деятелю. Скорее всего, не везде находил он должное понимание и поддержку. Тем более, что распространялись слухи о его намерении не только крестить язычников, но и обращать православных в католичество.
Именно в это время
религиозные проблемы в княжестве
приобрели серьезное
Обстановку накалило обязательство Ягайло крестить по западному, латинскому обряду «страны свои Литвы и Руси». И когда во время поездки Ягайло по стране люди увидели в его свите значительное число представителей католического духовенства, насторожились и язычники, и православные. Многие стали убегать из Великого княжества, преимущественно в московские и рязанские земли.
И действительно, с принятием Ягайло католичества стало меняться социально-политическое и правовое положение белорусских земель в Великом княжестве. Чтобы укрепить свое положение, «король польский, великий князь литовский и преемник Руси» Ягайло в 1387г. издал привилей, который давал литовским феодалам большие права и вольности по принятии ими католической веры. Католическая знать получала неограниченные права владения и распоряжения своими вотчинами, освобождалась от ряда государственных повинностей. На православную знать привилегии не распространялись. Этот недальновидный, вызывающе-пренебрежительный, дискриминационный по отношению к знати восточнославянского происхождения акт вызвал не только недовольство с ее стороны, но породил «антилитовские настроения». Тем более, что договор 1401г. снова противопоставлял феодалов католического вероисповедания православным – русским. В постановлении Городельского сейма 1413г. устанавливалось, что только «католики, Римской церкви подвластные», владеют и пользуются экономическими привилегиями. Православные феодалы лишались права избрания великого князя. Его могли избирать только «господа и шляхтичи земли литовской, сторонники христианской религии, Римской церкви подвластные, не схизматики или другие поганые». Здесь же подтверждался запрет на браки между католиками и православными.
Католическому духовенству во главе с гнезненским епископом Андреем удалось добиться того, что Ягайло стал следовать их советам. Он не только дал разрешение на учреждение в Вильно католического епископства, но и чрезвычайно щедро наделил его земельными владениями с людьми. Позволено было во всем Великом княжестве строить костелы. В феврале 1387г. в великокняжеском дворце в Вильно состоялось обращение в католичество большой группы князей, бояр и рыцарей, являвшихся до этого либо язычниками, либо православными. Великий князь одаривал всех, кто принимал католичество, и в частности одеждой из сукна, которое специально для этого было привезено из Польши. Это привлекало простой народ. Католическую веру Ягайло объявил наиважнейшей религией Великого княжества. В Вильно был погашен беспрерывно горевший до этого священный огонь, разрушены языческий храм и жертвенный алтарь. Стали демонстративно убивать почитаемых до этого литовцами-язычниками ужей, вырубать считавшиеся священными березовые рощи. Ягайло столкнулся со сложной внешнеполитической проблемой. Габсбурги начали доказывать в духовном суде в Риме незаконность его брака с Ядвигой, а значит, и провозглашения его королем польским. Польские судьи в свою очередь признали, что единственным законным мужем Ядвиги является Вильгельм. Усилили давление на папу Урбана VI и крестоносцы. Они утверждали, что принятие Ягайло католической веры лживое, как и крещение им Литвы. Поддерживавшая Ягайло часть духовенства, и особенно епископ краковский Петр и епископ познанский Доброгост, в свою очередь представили папе перечень необыкновенно щедрых пожертвований короля виленскому епископству, отдаленным костелам. Передана была папе и богатая «десятина» от крещеных подданных короля Ягайло. Знал папа, конечно же, и о том, что во всех делах христианизации языческого населения личное участие принимал Ягайло, почти год безвыездно находившийся в Великом княжестве. Трудно сказать, что явилось решающим, однако весной 1388г. Ягайло и Ядвига получили благословение и поздравительную буллу папы римского. Это означало, что наивысшим авторитетом того времени литовско-белорусский великий князь, ставший королем польским, ставился в один ряд с королями других держав.
1.2.Островское соглашение
В концу 1380 года разразился открытый конфликт между гродненским князем Витовтом и князем Скиргайло, братом Ягайло и наместником последнего. Скиргайло владел Троками, вотчиной Кейстута и Витовта, которую Ягайло после первой войны обещал вернуть владельцу. Многие литовцы были недовольны растущим польским влиянием в их стране. На условиях передачи тевтонцам Жемайтии Витовт заручился поддержкой ордена. Их отряды провели ряд военных кампаний в Литве, самая крупная из которых произошла в начале 1390 года, когда Витовт почти пять недель осаждал Вильно. Немцам удалось разрушить Кривой замок, который уже никогда не был отстроен, а также уничтожить почти все постройки за пределами городской стены, однако, города взять не удалось. Вскоре стало ясно, что ни одна из сторон не имеет решительного перевеса, а постоянные военные походы только разоряют литовскую землю. Тем временем, польская знать начала выражать недовольство тем, что король Владислав Ягайло уделяет чересчур много внимания литовским делам, а также тому, что до сих пор не были выполнены условия Кревской унии — полное крещение Литвы в католическую веру. В условиях этого, Ягайло решил начать переговоры с Витовтом.
Информация о работе Историко – правовой анализ унии Великого Княжества Литовского