Историко – правовой анализ унии Великого Княжества Литовского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:51, контрольная работа

Описание

Проанализировав период существования Великого Княжества Литовского можно сделать следующий вывод: Великое княжество Литовское в определенной степени можно по праву считать белорусским государственным образованием. Изучив правовой статус белорусских земель в составе Российской империи, хочется обратить внимание на то, что этот период в истории становления белорусской государственности был одним из тяжелейших.

Содержание

Введение
1. Историко – правовой анализ унии Великого Княжества Литовского
1.1. Кревская уния
1.2. Островское соглашение
1.3. Виленско – Радомская уния
1.4. Городельская уния
1.5. Берестейская церковно – религиозная уния
2. Люблянский сейм и условия объединения Великого Княжества Литовского с Польшей. Законодательное закрепление самостоятельности ВКЛ после Люблина
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

История государства и права.docx

— 58.19 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………...3

 

1. Историко – правовой  анализ унии ВКЛ………………………………4

    1.1.Кревская уния……………………………………………………....4

    1.2.Островское  соглашение……………………………………………8

    1.3. Виленско –  Радомская уния……………………………………...10

    1.4. Городельская  уния………………………………………………..11

    1.5. Берестейская церковно – религиозная уния…………………....12

 

2. Люблянский сейм и  условия объединения Великого 

    Княжества Литовского  с Польшей. Законодательное

    закрепление самостоятельности ВКЛ после Люблина……………..14

 

Заключение………………………………………………………………24

 

Список использованной литературы…………………………………...25

 

 

 

Введение

 

 

История белорусского народа намного старше его названия. Термин «Беларусь» в его современном  этнографическом, географическом и  государственно-политическом значении начал употребляться сравнительно недавно.

В I тысячелетии нашей  эры у восточных славян правила  поведения людей определяла установившаяся система общепризнанных древних  обычаев. Со временем многие древние  обычаи стали приобретать обязательный характер и санкционировались государством, постепенно становясь нормами обычного права (порядок заключения брака, получения  наследства и так далее). Древние  обычаи были первым источником обычного права, которое представляло собой  систему правовых норм, возникших  непосредственно из общественных отношений  и санкционированных государством.

В этот период можно говорить лишь о зарождении предпосылок возникновения  белорусской государственности.

В IX веке начался процесс  объединения мелких княжеств в более  крупные государства, продолжавшийся до XI века. Среди них особенно выделялись Полоцкое и Турово - Пинское, в зависимости от которых находились многие небольшие княжества.

Представляется, что для  образования государства необходимо как минимум три составляющие: наличие собственной территории; постоянно проживающее на территории население; наличие власти и норм права, с помощью которых и  происходит узаконивание той самой  власти и государственное регулирование. Также для существования государства  необходимо международное признание.

 

1. Историко –  правовой анализ унии ВКЛ

 

1.1.Кревская уния

 

Предпосылки заключения унии

 

Реальная угроза отпадения  русских земель побудила аукштайтскую знать обратить свои взоры в сторону  быстро крепнувшего западного соседа - Польского королевства. Польские феодалы к XIV в. Захватили Галицко-Волынскую Русь - этническое ядро будущей Украины, и лелеяли планы дальнейшей экспансии на русские земли. В этом их интересы сталкивались с амбициями Великого Княжества Литовского. Однако общая угроза со стороны немецких крестоносцев толкала обе стороны к сближению.

Таким образом, крестоносная угроза содействовала польско-литовской  унии, но отнюдь не была ее основной причиной. Главной причиной было стремление литовских  феодалов, опираясь на помощь Польши, удержать  и расширить русские владения. Польские же феодалы, в свою очередь, надеялись инкорпорировать в  состав Польши саму Литву вместе с  ее русскими владениями.

Сближение Литвы с Польшей  имело еще один чрезвычайно важный аспект. Литва оставалась последним  в Европе языческим государством, где языческое меньшинство доминировало над христианским большинством. К  тому же это христианское большинство  уже принадлежало к соперничавшему с западным католицизмом греческому православию. Такая ситуация ставила  литовское государство в изолированное  и весьма уязвимое положение. Христианизация Литвы была неизбежным условием включения  ее в систему европейской цивилизации, а выбор между Польшей и  Русью означал для литовской  знати не только отказ от язычества. Он означал выбор между западным католицизмом и восточным православием. Это был не только политический, но и цивилизованный выбор, выбор этнокультурной ориентации.

 

Заключение унии

 

В начале лета 1385г. три больших  посольства – Великого княжества, Польши и Венгрии – собрались в  Крево. Переговоры велись без торопливости, и к 14 августа были выработаны обязательства  Ягайло, которые он должен был выполнить  за получение королевской короны. Великий князь обещал принять  католичество и обратить в эту  веру своих родственников и подданных, покрыть нанесенный Польше ущерб, отвоевать  все захваченные другими странами польские земли и «страны свои Литву и Русь навечно присоединить к короне королевства Польского». Была среди договоренностей еще  одна. В 1378 г. при подписании договора о женитьбе Вильгельма Габсбурга  на Ядвиге стороны условились о выплате  компенсации в 200 тысяч флоринов (это более 700 кг золота) стороной, отказавшейся от брака. В Крево и эту огромную сумму Ягайло обязался заплатить за польскую сторону.

На съезде в Волковыске в 1385г. были одобрены такие условия  унии: объединенными государствами  должен управлять один человек, сочетающий функции короля и великого князя, сначала таковым будет Ягайло, а затем – прямой потомок его  и Ядвиги, ведение внешнеполитических дел, касающихся обеих держав, а также  защита территории должны быть совместными, внутреннее управление в каждой из стран – раздельное, и в Польше, и в Великом княжестве –  свои войска, правительства и отдельная  казна. Белорусскому населению была оставлена свобода исповедания  восточно-христианской веры.

11 января 1386 г. польское  посольство вручило князю Ягайло  документ, утверждающий, что он избран  «королем и обладателем» королевства  Польского. Великий князь, хорошо  зная сложную политическую ситуацию  в Польше, потребовал подтверждения  этого акта «обществом».

2 февраля в Люблине  представители «народу шляхетского»  заявили Ягайло в присутствии  его многочисленной родни и  знати, что выбирают его своим  «господином». Только после этого  величественно-пышная процессия  во главе с Ягайло направилась  в Краков. В процессе следования  Ягайло принимал польских князей  и вельмож, прибывавших со всех  концов Польши с заверениями  в почтении и покорности.

В связи с существовавшей традицией возводить на польский трон только католика православный Ягайло-Яков крестился по католическому обряду и получил новое имя – Владислав. Вместе с ним в этом обряде принимали  участие и его родственники, в  том числе и Витовт, который, как  уже отмечалось, два года назад  уже крестился по католическому  обряду. Через четыре дня состоялся  брак новоявленного Владислава с  Ядвигой. Затем Ягайло в окружении  князей и рыцарства с большой  пышностью направился из замка в  собор. Там архиепископ Бадзанта в сопровождении епископов краковского  и познанского возложил на голову Ягайло богато отделанную драгоценными камнями золотую корону короля Польши. На другой день король в соответствии с обычаем вместе со своей свитой объехал город, а затем на рынке, сев на специально подготовленный трон, принес присягу на верность жителям  столицы и ее городскому совету.

Уния 1386г. не являлась только династическо - персональной, когда государства объединялись посредством общего для них монарха и его потомков. Практически в Кревском замке был составлен и подписан акт государственно-правового объединения двух государств. Юридически уния была как бы инкорпорацией Великого княжества в королевство Польское. Создавался единый политико-государственный организм. Статус Ягайло определялся «как монарха обеих стран». После принятия унии все литовские и белорусские князья должны были принять присягу на верность короне Польской, а бояре-католики княжества получили те же права, что были у польской знати. Но фактически самостоятельность Великого княжества Литовского не была утрачена. Беларусь и Литва долго еще, до второй половины XVI в., будут жить своей, самостоятельной жизнью. Великое княжество Литовское сохранило свои финансы, войско, символику, самостоятельно проводило внешнюю политику, кроме случаев, затрагивавших совместные с Польшей интересы.

 

Исторические  последствия Кревской унии

 

Условия Кревской унии в  большей мере были выгодны польской знати, которая упорно стремилась на вечные времена присоединить земли  Великого княжества Литовского к  Польше. Значительная же часть белорусских  феодалов не хотела мириться с ущемлением политической и государственной  самостоятельности Великого княжества. Поэтому началась борьба против Ягайло и его политики.

Еще продолжались коронационные  торжества, как из Полоцка поступило  сообщение: брат Ягайло, князь Андрей Ольгердович, набрав инфлянтских рыцарей  и латгальских воинов, при поддержке  князя смоленского Святослава напал  на Великое княжество. Нападение  отличалось особой жестокостью.

Собрав войско, князья трокский Скиргайло, брестско-гродненский Витовт, новгород-северский Корибут выступили  к Мстиславлю, который осаждали войска смоленского князя Святослава. В  ожесточенной битве смоляне были разгромлены. Святослав с многими  своими боярами погиб, его сыновья  Глеб и Юрий попали в плен. После  этого войска Великого княжества  пошли на Полоцк, взяли его, а князя  Андрея заковали в цепи и посадили в склеп. В Полоцке стал княжить  Скиргайло, в смоленском княжестве  остался его ставленник.

Осенью 1386г. Ягайло навестил в Витебске свою мать, посетил Полоцк и другие города Великого княжества. Целью этой поездки, несомненно, было разъяснение своей политики на будущее  в новой ситуации с тем, чтобы  развеять враждебное отношение к  себе как к государственному деятелю. Скорее всего, не везде находил он должное понимание и поддержку. Тем более, что распространялись слухи о его намерении не только крестить язычников, но и обращать православных в католичество.

Именно в это время  религиозные проблемы в княжестве  приобрели серьезное политическое звучание.

Обстановку накалило обязательство  Ягайло крестить по западному, латинскому обряду «страны свои Литвы и Руси». И когда во время поездки Ягайло по стране люди увидели в его свите  значительное число представителей католического духовенства, насторожились  и язычники, и православные. Многие стали убегать из Великого княжества, преимущественно в московские и  рязанские земли.

 

И действительно, с принятием  Ягайло католичества стало меняться социально-политическое и правовое положение белорусских земель в  Великом княжестве. Чтобы укрепить свое положение, «король польский, великий  князь литовский и преемник Руси»  Ягайло в 1387г. издал привилей, который  давал литовским феодалам большие  права и вольности по принятии ими католической веры. Католическая знать получала неограниченные права  владения и распоряжения своими вотчинами, освобождалась от ряда государственных  повинностей. На православную знать  привилегии не распространялись. Этот недальновидный, вызывающе-пренебрежительный, дискриминационный по отношению  к знати восточнославянского  происхождения акт вызвал не только недовольство с ее стороны, но породил  «антилитовские настроения». Тем более, что договор 1401г. снова противопоставлял феодалов католического вероисповедания  православным – русским. В постановлении  Городельского сейма 1413г. устанавливалось, что только «католики, Римской церкви подвластные», владеют и пользуются экономическими привилегиями. Православные феодалы лишались права избрания великого князя. Его могли избирать только «господа и шляхтичи земли  литовской, сторонники христианской религии, Римской церкви подвластные, не схизматики или другие поганые». Здесь же подтверждался  запрет на браки между католиками и православными.

Католическому духовенству  во главе с гнезненским епископом  Андреем удалось добиться того, что  Ягайло стал следовать их советам. Он не только дал разрешение на учреждение в Вильно католического епископства, но и чрезвычайно щедро наделил  его земельными владениями с людьми. Позволено было во всем Великом княжестве  строить костелы. В феврале 1387г. в  великокняжеском дворце в Вильно состоялось обращение в католичество большой группы князей, бояр и рыцарей, являвшихся до этого либо язычниками, либо православными. Великий князь  одаривал всех, кто принимал католичество, и в частности одеждой из сукна, которое специально для этого  было привезено из Польши. Это привлекало простой народ. Католическую веру Ягайло объявил наиважнейшей религией Великого княжества. В Вильно был погашен  беспрерывно горевший до этого священный  огонь, разрушены языческий храм и жертвенный алтарь. Стали демонстративно убивать почитаемых до этого литовцами-язычниками ужей, вырубать считавшиеся священными березовые рощи. Ягайло столкнулся со сложной внешнеполитической проблемой. Габсбурги начали доказывать в духовном суде в Риме незаконность его брака  с Ядвигой, а значит, и провозглашения его королем польским. Польские судьи  в свою очередь признали, что единственным законным мужем Ядвиги является Вильгельм. Усилили давление на папу Урбана VI и  крестоносцы. Они утверждали, что  принятие Ягайло католической веры лживое, как и крещение им Литвы. Поддерживавшая Ягайло часть духовенства, и особенно епископ краковский Петр и епископ  познанский Доброгост, в свою очередь  представили папе перечень необыкновенно  щедрых пожертвований короля виленскому епископству, отдаленным костелам. Передана была папе и богатая «десятина» от крещеных подданных короля Ягайло. Знал папа, конечно же, и о том, что во всех делах христианизации языческого населения личное участие принимал Ягайло, почти год безвыездно находившийся в Великом княжестве. Трудно сказать, что явилось решающим, однако весной 1388г. Ягайло и Ядвига получили благословение и поздравительную буллу папы римского. Это означало, что наивысшим авторитетом того времени литовско-белорусский великий князь, ставший королем польским, ставился в один ряд с королями других держав.

 

1.2.Островское  соглашение

 

В концу 1380 года разразился открытый конфликт между гродненским князем Витовтом и князем Скиргайло, братом Ягайло и наместником последнего. Скиргайло владел Троками, вотчиной Кейстута и Витовта, которую Ягайло после первой войны обещал вернуть владельцу. Многие литовцы были недовольны растущим польским влиянием в их стране. На условиях передачи тевтонцам Жемайтии Витовт заручился поддержкой ордена. Их отряды провели ряд военных кампаний в Литве, самая крупная из которых произошла в начале 1390 года, когда Витовт почти пять недель осаждал Вильно. Немцам удалось разрушить Кривой замок, который уже никогда не был отстроен, а также уничтожить почти все постройки за пределами городской стены, однако, города взять не удалось. Вскоре стало ясно, что ни одна из сторон не имеет решительного перевеса, а постоянные военные походы только разоряют литовскую землю. Тем временем, польская знать начала выражать недовольство тем, что король Владислав Ягайло уделяет чересчур много внимания литовским делам, а также тому, что до сих пор не были выполнены условия Кревской унии — полное крещение Литвы в католическую веру. В условиях этого, Ягайло решил начать переговоры с Витовтом.

Информация о работе Историко – правовой анализ унии Великого Княжества Литовского