Историко – правовой анализ унии Великого Княжества Литовского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:51, контрольная работа

Описание

Проанализировав период существования Великого Княжества Литовского можно сделать следующий вывод: Великое княжество Литовское в определенной степени можно по праву считать белорусским государственным образованием. Изучив правовой статус белорусских земель в составе Российской империи, хочется обратить внимание на то, что этот период в истории становления белорусской государственности был одним из тяжелейших.

Содержание

Введение
1. Историко – правовой анализ унии Великого Княжества Литовского
1.1. Кревская уния
1.2. Островское соглашение
1.3. Виленско – Радомская уния
1.4. Городельская уния
1.5. Берестейская церковно – религиозная уния
2. Люблянский сейм и условия объединения Великого Княжества Литовского с Польшей. Законодательное закрепление самостоятельности ВКЛ после Люблина
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

История государства и права.docx

— 58.19 Кб (Скачать документ)

Ещё весной 1392 года Ягайло послал к Витовту своего представителя  епископа полоцкого Генриха Мазовецкого для обсуждения условий мира. Ягайло предложил уступить Витовту титул великого князя литовского, если тот признает его верховным правителем Литвы. Витовт принял предложение Ягайло не сразу, видимо, из-за того, что многие его родственники и приближённые находились в Ордене в качестве заложников. После того, как соглашение втайне было достигнуто, Витовт пригласил Тевтонских рыцарей на празднество в свою резиденцию - замок Риттерсвердер, находившемся на острове на Немане. Большинство ничего не подозревавших гостей Витовта были взяты в плен, после чего литовский князь сжег этот замок, а также Меттенбург, Нойгартен (около Гродно) и другие деревянные замки, возведенные рыцарями во время похода на Вильну. Во время этой кампании в плен Ордена попал брат Витовта Сигизмунд, который находился при дворе великого магистра вплоть до подписания Салинского договора в 1398 году.

4 июля 1392 года состоялась  встреча Ягайло и Витовта в  имении Острово близ Лиды. Там  и начались официальные переговоры, итогом которых стал договор,  формально завершивший войну.  Витовт был признан великим  князем литовским, ему были  возвращена его вотчина - Трокское княжество. Скиргайло получил во владение Киевское княжество, где и скончался спустя 5 лет. Витовт формально признал Ягайло, теперь носившего титул верховный князь литовский, своим сюзереном. Также Витовт пообещал, что после его смерти земли Великого княжества станут собственностью короля Польши.

Островское соглашение было ратифицировано в ряде договоров, заключенных  между Польшей и Литвой, а также  ряде документов, подписанных женой  Витовта Анной и женой Ягайло Ядвигой. Договор способствовал  укреплению централизованной власти в  Литовском государстве. Витовт оказался зависимым от Ягайло только формально. Более того, по уверению некоторых  исследователей, Ягайло сам был в  зависимости от Витовта - более способного и популярного правителя. Вскоре Витовт сместил некоторых братьев Ягайло (своих двоюродных братьев) с их княжений: Скиргайло лишился Трок и Вильны (взамен впоследствии получил княжение в Киеве), Свидригайло был изгнан из Витебска, Корибут — из Новгорода-Северского, Владимир — из Киева. Лишились владений и другие князья-Гедиминовичи: подольский князь Фёдор Кориатович и волынский Фёдор Любартович.

Соглашение ознаменовало окончание почти полувековой  войны за галицко-волынское наследство, в которой с 1340 по 1392 год Королевство  Польское и Великое княжество  Литовское боролись сначала друг с другом, доказывая правоту своих  притязаний на Галицкий престол, а затем, после Кревской унии 1385 года, совместно  боролись против волынского князя Фёдора Любартовича. В 1387 Ягайло отнял у  Фёдора Луцк, а в 1390 — Владимир-Волынский. По условиям договора в Острове Галиция, Холм и Белз отходили к Королевству  Польскому, а Волынь, Луцк и Владимир-Волынский  — к Великому княжеству Литовскому. Галицко-Волынское княжество перестало  существовать.

В 1398 году на собрании знати  литовские и русские князья и  бояре провозгласили Витовта  самостоятельным правителем государства. Однако поражение в битве на Ворскле  от татар хана Тимура Кутлуга в 1399 году, где Витовт едва не утонул и  потерял почти все войско, ослабило его позиции. Кроме того, начались восстания в Смоленском княжестве, а также Новгородской и Псковской  республиках. В этих условиях Витовт был вынужден подтвердить верховную  власть Ягайло, пойдя на заключение Виленско-Радомской унии.

 

1.3.Виленско-Радомская уния

 

Закрепить фактическую независимость  Великого княжества Литовского Витовт стремился в официальных документах. Первым этапом на этом пути необходимо было добиться равноправия с Польским королевством.

 В 1401 году он подписал  Виленско - Радомскую унию, в которой был оформлен государственно-политический союз Великого княжества Литовского и Польского королевства. В соглашении Великому княжеству придавался такой же статус, какой имело Польское королевство, хотя и содержало некоторые дискриминационные условия по отношению к княжеству. Оба государства должны были совместно действовать против врагов, признавались права Витовта на самостоятельное управление, а также наследственные права Ягайло и его авторитет в управлении общими делами. Он признавался наивысшим князем литовским.

Утверждение Витовта в  статусе великого князя не встретило  понимания со стороны Свидригайло, который считал, что Великое княжество  должно принадлежать ему, сыну Ольгерда. Он обратился за помощь у Ягайло. Ягайло отказал. Свидригайло бежал  к крестоносцам, которые пообещали  ему помощь в борьбе за великокняжеский  престол, но при условии, что он отдаст им в вечное владение Жемайтию и  признает свою полную зависимость от ордена. Свидригайло, как это делали в свое время и Ягайло, и Витовт, подписал соглашение. Он рассчитывал, что его поддержат бояре Подолья, Волыни, Киева, а также православные бояре белорусских земель. Пониженные в правах, по сравнению с боярами-католиками, православные видели в Свидригайло  своего защитника.

Витовт жестоко расправлялся со сторонниками Свидригайло. Происходили  взаимные вторжения, которые, однако, ничего не дали, кроме грабежа и разрушений. Вскоре крестоносцы отказали в помощи Свидригайло, и магистр начал  переговоры с Витовтом. Свидригайло  предстал перед Витовтом в Вильно, бросился на колени и был прощен. Он получил во владение Черниговскую и Северскую земли, но по-прежнему желал великокняжеского престола в  Вильно.

Чтобы добиться цели Свидригайло  использовал ухудшение отношений  Витовта со своим тестем – московским великим князем Василием Дмитриевичем, после попытки Витовта в 1405 году присоединить к Великому княжеству  Псков. Поддержанный тверским князем, Василий предпринял военные действия против Великого княжества, попытавшись  взять Вязьму и Козельск. Эти события  имели большие политические последствия. Они положили начало длительному  периоду открытых конфликтов между  Вильно и Москвой, чем стали активно  пользоваться недовольные политикой  Витовта удельные князья и бояре  Великого княжества Литовского, которые  на протяжении нескольких столетий, перебегая, служили то одной стороне, то другой.

Первым из перешедших на службу к московскому князю был  Александр Гольшанский. Он был ласково  принят и получил во владение богатый  город Переяславль. В 1408 в Москву с большой свитой прибыл Свидригайло, которые также был щедро награжден.

Напряжение на границах обоих  государств возрастало, но до войны  не дошло. В сентябре князья заключили  мир.

 

1.4. Городельская  уния

 

Разгром главных сил Тевтонского  ордена под Дубровной (Грюнвальдом) не привел к полному поражению  немецкого государства в Пруссии. Торуньское соглашение 1411 года было компромиссным и не могло удовлетворить ни одну из сторон. При активной поддержке Запада новый магистр тевтонцев Генрих Пляуэн взялся возрождать милитаристскую силу Ордена.

Новая война с Пруссией казалась неизбежной, поэтому Витовт и Ягайла посчитали необходимым  более тесное объединение сил.

Совместно объехав земли  Великого Княжества Литовского, подписав военные соглашения с Москвой  и татарами, Витовт и Ягайла решили принять условия новой государственной  унии. С этой целью в октябре 1413 года в Городне над Бугом собрались не только монархи, но и верхи обеих держав. Принятые ими грамоты — Ягайлы и Витовта, польских панов и боярства Великого Княжества — стали актами новой, Городельской унии. Первой грамотой подтверждалось само объединение государств. При этом впервые была четко признана самостоятельность Великого Княжества Литовского: оно сохраняло право на существование и после смерти Витовта; правда, великого князя можно было выбрать только после согласования с Ягайлой и его радой. В свою очередь поляки брали обязательство не избирать короля после Ягайлы, не согласовав кандидатуры с великим князем и его боярством.

Принявшим католичество панам  и боярам Великого Княжества были подтверждены привилегии, данные Ягайлой  еще в 1385 году, а также гарантированы  новые. Они получили право полного  распоряжения своей землей и широкие  политические свободы. Их повинности были ограничены только обязанностью возводить  укрепления и участвовать в военных  походах на свои средства.

Для более тесного сближения  двух государств 47 боярских родов Великого Княжества Литовского обменялись гербами  с польской шляхтой. По польскому  образцу в Княжестве создавались  воеводства и каштелянии (вначале  только Виленское и Трокское). Однако право на эти должности и все  привилегии, гарантированные Городельской унией, касались только католиков. Так, широкими свободами и гербовым побратимством  с польской шляхтой принятые акты делали наших панов и бояр сторонниками унии.

Акты Городельской унии сделали  католичество привилегированной религией, изза чего конфессиональная проблема в Великом Княжестве начала приобретать особое значение. Хотя постановление, запрещающее православным занимать важные государственные должности, не всегда и не обязательно выполнялось, тем не менее оно было серьезной причиной внутреннего разлада в государстве, так как подвергало дискриминации значительную часть населения Княжества.

Это обстоятельство стало  причиной вспыхнувшей в 1432 году гражданской  войны. Во время борьбы со Свидригайлой великий князь Жигимонт Кейстутович  издал Трокский привилей (6 мая 1434 года), которым позволял иметь шляхетские гербы и привилегии и православным «русинам» (белорусам и украинцам). Жигимонт подчеркнул, что издал привилей для того, чтобы между народами Великого Княжества «не было никакого разлада и чтобы они пользовались равными милостями».

 

1.5. Берестейская церковно – религиозная уния

 

Берестейская (Брестская) церковная  уния 1596 г.  - объединение православной церкви Украины и Беларуси с  католической  церковью в 1596 г. при подчиненности  православной церкви Папе Римскому, признании  основных католических догматов и сохранении православной обрядности. Она была провозглашена на церковном соборе в Бресте.

Для дальнейшего укрепления Речи Посполитой, как считали польские власти и католические круги, было необходимо объединить православных украинцев  и белорусов с поляками-католиками. Православные епископы также выступали  за объединение церквей, но при этом интересы православных и католических иерархов, равно как и их видение  роли и положения будущей униатской  церкви, были совершенно разными.

Для православных епископов  основными причинами заключения унии были:

а) недовольство вмешательством в церковные дела организованного  в братства мещанства;

б) желание освободиться от своей подчиненности восточным  патриархам, которые не имели достаточной  власти для защиты состояния православной церкви в Речи Посполитой;

в) необходимость сохранить  свое привилегированное положение  в новом государстве и добиться равенства с католическими епископами, которые заседали в сенате, имели  титулы «князей церкви» и подчинялись  только власти Папы и короля;

г) саму унию православные епископы рассматривали как равноправное объединение церквей под руководством Папы Римского, который после захвата  турками Константинополя оставался  единственным высшим церковным иерархом, который имел реальную власть.

Католические священники и польская шляхта рассматривали  унию как:

 

а) необходимость идеологического  обоснования захвата польскими  магнатами украинских земель;

б) возможность увеличить  количество подвластных Ватикана приходов за счет православной церкви при невозможности  прямого насаждения католицизма  в Украине, которая имела устойчивые долголетние традиции православия.

в) будущая униатская церковь  воспринималась ими как второстепенная временная организация для покоренных украинских «мужиков», направленная на укрепление польско-католического  влияния на присоединенных украинских землях.

В 1590 г. часть православных епископов вступила в тайные переговоры с польским королем Сигизмундом III, выразив желание присоединиться к католической церкви. В 1595 г. епископы Луцкий  К. Терлецкий  и Владимирский  И. Потий  после издания королем  универсала, в котором он сообщал  о переходе православных епископов  к унии, отправились в Рим и  признали власть Папы Римского. В октябре 1596 г. король Сигизмунд III и киевский митрополит  М. Рогоза  по поручению  Папы Римского Климентия VIII созвали  в Бресте церковный собор для  официального провозглашения унии.

Однако собор сразу  раскололся на два отдельных собора -  православный и униатский:

Православный собор отклонил унию; униатский - провозгласил унию, признал  власть Папы Римского, принял основные догматы католической церкви, сохранив однако православные обряды и церковнославянский язык. Униатским епископам обещали  сенаторские звания (это обещание осталось невыполненным). Униатское  духовенство, как и католическое, освобождалось от налогов, униатская  шляхта получила право занимать государственные  должности наравне с католической шляхтой, а униаты-мещане уравнивались в правах с католическим мещанством.

Польское правительство  считало унию  обязательным  для  всех православных на территории Речи Посполитой. Православная религия оказалась  на положении незаконной. Уния насаждалась  силой. С помощью Берестейской церковной унии польские паны и католическое духовенство надеялись денационализировать и ополячить украинский и белорусский народы. Украинские и белорусские крестьяне, мещане, казаки стойко боролись против навязывания католичества и униатства. Это была борьба против феодального и национально-религиозного гнета, против господства шляхетско-католической Польши. Она имела национально-освободительный характер. 

 

2. Люблянский сейм  и условия объединения Великого  Княжества Литовского с Польшей.  Законодательное закрепление самостоятельности  ВКЛ после Люблина

Информация о работе Историко – правовой анализ унии Великого Княжества Литовского