Историко – правовой анализ унии Великого Княжества Литовского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:51, контрольная работа

Описание

Проанализировав период существования Великого Княжества Литовского можно сделать следующий вывод: Великое княжество Литовское в определенной степени можно по праву считать белорусским государственным образованием. Изучив правовой статус белорусских земель в составе Российской империи, хочется обратить внимание на то, что этот период в истории становления белорусской государственности был одним из тяжелейших.

Содержание

Введение
1. Историко – правовой анализ унии Великого Княжества Литовского
1.1. Кревская уния
1.2. Островское соглашение
1.3. Виленско – Радомская уния
1.4. Городельская уния
1.5. Берестейская церковно – религиозная уния
2. Люблянский сейм и условия объединения Великого Княжества Литовского с Польшей. Законодательное закрепление самостоятельности ВКЛ после Люблина
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

История государства и права.docx

— 58.19 Кб (Скачать документ)

За Литвой сохранялась  ограниченная государственность в  виде собственного права и суда, администрации, войска, казны и государственного языка.

Дальнейшее усиление низших и средних слоёв знати, а также  проведение политических реформ практически  не распространялось на литовские земли  Речи Посполитой. Как таковые, права  польской знати так и не стали  распространяться на литовскую знать.

В результате Унии было создано  крупнейшее государство Европы, после  Русского царства и Османской  Империи, которые были больше по площади, но находились большей частью в Азии. Данное объединение давало шанс победить в войне с Русским царством.

Речь Посполитая теперь продолжала внешнюю политику Польши, которая  не слишком отвечала интересам Литвы  в составе Речи Посполитой.

Действие Люблинской унии и объединения Польши и Литвы  формально прекратила Конституция 3 мая 1791 года, закрепившая преобразование Речи Посполитой федеративного государства  в унитарное, однако Конституция  была отменена на Гродненском сейме  осенью 1794 года. В то же время отмена конституции почти не повлияла на федеративное устройство Речи Посполитой, так как в 1795 году Польша в качестве Речи Посполитой была разделена и  прекратила свое существование как  независимое государство.

 

Законодательное закрепление самостоятельности  ВКЛ после Люблина

 

До Люблина 1569 года две  независимые страны-соседки - Королевство Польское и Великое княжество Литовское - шли долгие почти два столетия. На протяжении этого времени были и совместная борьба против жестоких врагов, было больше десятка договоров уний, но были и разногласия и споры.

 

Согласно подписанному 1 июля 1569 года акту Люблинской унии Польша и ВКЛ объединились в одно государство  - Речь Посполитую. Номинально Речь Посполитая являлась единым государством, но фактически она представляла собой союз двух государств, сохранивших свою обособленность и независимость.

В качестве элементов суверенности ВКЛ можно назвать: сохранение государственной  границы, наличие независимых высших органов государственной власти, функционирование разветвленной системы  органов государственной власти, наличие своей судебной системы, вхождение отдельной валюты. На границе  с Польшей до 1775 года взимались  таможенные пошлины. Статут ВКЛ 1588 года юридически закрепил сохранение суверенитета государства.

По форме государственного устройства Речь Посполитая являлась конфедерацией в форме союза  двух государств, имевших единого  главу и общий сойм. Власть короля Речи Посполитой была сильно ограничена. Он не обладал ни законодательной, ни судебной, ни исполнительной властью. В законодательной сфере король имел право законодательной инициативы, санкционировал соймовые постановления, окончательно редактировал законы. Наличие  трибуналов резко ограничило судебную власть короля. Он не имел право даже на амнистию и помилование. В сфере  исполнительной власти король имел право  на назначение чиновников центральных  органов. Король не распоряжался казной.

Сойм Речи Посполитой состоял  из трех так называемых соймовых «сословий»: короля, сената, в состав которого входили  все католические епископы и наиболее важные сановники центрального и  местного аппарата обоих государств, и Польской избы.

Нижней палатой сойма  была Польская изба. Сюда входили депутаты – послы от шляхты отдельных поветов; входили также в небольшом  числе послы от мещанства крупнейших городов. Польская изба с течением времени  становится главной частью сойма, отодвигая  назад верхнюю палату – сенат.

Компетенция сойма была широчайшая. Практически все важнейшие вопросы  политики, экономики, государственного управления и законодательства –  определение направлений внешней  политики, объявление войны и заключение мира, избрание короля, созыв всеобщего  ополчения, контроль за деятельностью  правительства, принятие законов, установление налогов, помилование и амнистия должны были решаться на сойме.

Решения сойма делились на три группы: касающиеся всей Речи Посполитой; имеющие силу только для Польши; относящиеся только к ВКЛ.

Но неспособность слабой центральной власти государства  контролировать политическую обстановку в стране привела к ситуации, близкой  к гражданской войне и иностранному вмешательству, в том числе и  военному. В 1769-1770 годам Австрия оккупировала часть Польши и Украины, Пруссия  – северно-западную часть Польши. В августе 1772 года между Австрией, Пруссией и Россией был заключен договор о совместном разделе Речи Посполитой (первый раздел Речи Посполитой). По нему к России отошла территория Инфляндского воеводства, значительная часть Полоцкого воеводства, части Речицкого повета, Минского воеводства и почти полностью Витебское и Мстиславское воеводства. Присоединенная к России территория Беларуси была включена в состав вновь образованных Могилевской и Псковской губерний.

Венцом политических реформ в государстве стал созыв так  называемого Четырехлетнего сойма. Созванный в 1788 году сойм объявил  себя конфедерацией, что отменяло действие принципа «либерум вето», и все решения  принимались простым большинство  голосов. Так в январе 1791 года сойм принимает «кардинальные права», отменяющие предыдущий одноименный  закон 1768 года, и закрепляющие новые  принципы конституционного строя государства. Речь Посполитая объявлялась правовым государством, в котором верховенство принадлежало закону, принятому соймом. Провозглашалась вечная уния Польши и ВКЛ в составе Речи Посполитой. По сути, закон закреплял федеративное государственное устройство страны. В апреле 1791 года принимается закон  о городах, который расширил права  мещан. Они получили право на личную неприкосновенность такое же каким  обладала белорусско-литовская шляхта по статуту 1588 года. Мещане могли приобретать  имения с зависимыми крестьянами, занимать невысокие должности в государственных  учреждениях и судах. Мещане, владеющие  имениями либо дослужившиеся до офицерских званий, получили право на шляхетское звание.

3 мая 1791 года была принята  Конституция Речи Посполитой. Она  содержала одно из прогрессивнейших  конституционно-правовых положений,  провозглашающее, что власть в  государстве исходит из рук  народа. В целом Конституция 1791 года являлась самым прогрессивным  законом Речи Посполитой, на основе  которого могли осуществляться  кардинальные изменения в общественно-политической и экономической жизни государства.

Конституция 1791 года была подписана  пятью представителями Великого княжества Литовского во главе с  руководителем конфедерации Великого княжества Литовского в Сейме  с князем Казимиром Сапегой. Конституция  была одобрена зимой 1791 года на заседаниях 27 поветовых сеймиков Великого княжества  Литовского из 34.

Таким образом, не учитывать  белорусское участие в создании и принятии Конституции 3 мая невозможно. (Белорусское потому, что в пяти из семи реальных воеводств, входящих в Великое княжество Литовское  в конце XVIII века, проживало белорусскоговорящее  население, правящий класс – шляхта Великого княжества Литовского была белорусского происхождения, главный законодательный акт – Статут 1588 года – был созданием белорусской государственной мысли и белорусского языка). Иначе говоря, государствообразующее ядро было Белорусским.

 

Реакционеры выступали против принятой Конституции. Весной 1792 года в местечке Тарговице была создана  конфедерация с целью отмены Конституции  для сохранения «республиканской формы  шляхетских вольностей». Не рассчитывая  на собственные силы, торговичане  обратились за помощью к Российской империи. После личных переговоров  лидеров конфедераций с Екатериной II на помощь тарговичанам был направлен  стотысячный армейский корпус, что  и обеспечило быструю победу. В  июле 1792 года король перешел на сторону  конфедерации и объявил о роспуске четырехлетнего сойма.

Победа тарговичан повлекла второй раздел Речи Посполитой. В январе 1793 года Россия и Пруссия подписали  акт, по которому к России отошла центральная  часть Беларуси и правобережная  Украина, к Пруссии – исключительно  польские земли с городами Гданьском, Торунем, а также воеводства Познанское, Гнезненское, Калишское.

Стремительно развивающиеся  события в Речи Посполитой привели  к тому, что и положения Конституции 1793 года не были реализованы. В марте 1794 года началось восстание, направленное против вмешательства иностранных  государств и политики тарговичан. Руководителем восстания стал Андрей Тадевуш Костюшко, происходивший  из среднепоместной белорусской  шляхты. 7 мая 1794 года от имени Костюшко издается «Полоцкий универсал», в  котором объявлялась личная свобода  крестьян и провозглашалась опека  над ними со стороны правительства  – Рады. Любой крестьянин при  отсутствии долгов и выплате государственных  налогов мог свободно уйти от помещика.

Восстание на первых порах  имело некоторый успех, так как  его поддержали городские низы и  крестьяне. Однако в последующем, не получив поддержки от революционной  Франции и не имея достаточных  сил и средств против регулярных армий России и Пруссии, восстание  потерпело поражение, что и привело  к третьему разделу и полной ликвидации Речи Посполитой. В октябре 1795 года Австрия и Пруссия разделили  между собой Польшу, а к России отошли Западная Беларусь, Волынь, Литва  и Курляндия.

Таким образом, после третьего раздела Речи Посполитой территория Беларуси оказалась включенной полностью  в состав Российской империи.

Присоединение Беларуси к  России способствовало сохранению крепостного  права и усилению эксплуатации крестьян. Вместе с тем присоединение способствовало прекращению междоусобиц и постепенному восстановлению экономики Беларуси.

Итак, подведем итоги, касающиеся становления белорусской государственности  в период вхождения в состав Речи Посполитой:

1.     Как излагалось  выше, государствообразующим ядром  Великого княжества Литовского  уверенно можно считать белорусским.

2.     Речь Посполитая  была союзным государством (конфедерацией  до 3 мая 1791 года и федерацией  после). Следовательно Великое княжество  Литовское сохраняло свою независимость  и обособленность. Это подтверждается статутом 1588 года, по которому Великое княжество Литовское представало самостоятельным государством не только с собственным законодательством, но и со своей территорией, аппаратом, войском, финансами.

3.     Следует отметить  белорусское участье в создании  конституции 1791 года. Но вместе  с тем ее нельзя считать  первой конституцией созданной  для белорусов. Скорее она была  создана для поляков (очевиден  ее польский характер). Да и  вовсе она не успела стать  полноценной конституцией, просуществовав  лишь год.

 

 

Заключение

 

Проанализировав период существования  Великого Княжества Литовского можно  сделать следующий вывод: Великое княжество Литовское в определенной степени можно по праву считать белорусским государственным образованием.

Также хочется выделить этот период, как серьезный прогресс в  области права. Следует отметить такие международные договоры как  Кревская и Городельская унии. Это  дало продвижение последующему международному сотрудничеству государств. Необходимо также вспомнить о Судебнике  казимира 1468 года. Это была первая попытка  систематизации прав собственности  и иных вещных прав. Обязательно  следует отметить Статуты Великого княжества Литовского (1529, 1566, 1588 годов), которые, включая в себя нормы  различных отраслей права, дали мощный толчок развитию права в целом  на Беларуси.

Речь Посполитая была союзным  государством (конфедерацией до 3 мая 1791 года и федерацией после). Следовательно, Великое княжество Литовское  сохраняло свою независимость и  обособленность. Это подтверждается статутом 1588 года, по которому Великое  княжество Литовское представало  самостоятельным государством не только с собственным законодательством, но и со своей территорией, аппаратом, войском, финансами.

Следует отметить белорусское  участие в создании конституции 1791 года. Но вместе с тем ее нельзя считать первой конституцией, созданной  для белорусов. Скорее она была создана  для поляков (очевиден ее польский характер). Да и вовсе она не успела стать  полноценной конституцией, просуществовав лишь год.

Изучив правовой статус белорусских  земель в составе Российской империи, хочется обратить внимание на то, что  этот период в истории  становления  белорусской государственности  был одним из тяжелейших.

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Вишневская, И.У. История политической и правовой мысли Беларуси/ И.У. Вишневская. – Минск, 2004.;
  2. Вишневский А.Ф. История государства и права Беларуси /  А.Ф. Вишневский, Т.И. Довнар. – Минск, 1996.;
  3. Довнар Т.И., Государство и право  Беларуси в XIV– XVI вв. / Т.И. Довнар, В.А. Шелкопляс. – Минск, 1993.;
  4. Довнар Т.И. История государства и права Беларуси : учеб.пособие / Т.И. Довнар, Н.М. Юрашевич. – Минск, 2005.;
  5. Ермалович, М. Старажытная Беларусь / М. Ермалович. – Минск, 1990.;
  6. Очерки истории философской и социологической мысли Белоруссии. – Мiнск, 1973.;
  7. Сокол, С.Ф. История государства и права Беларуси / С.Ф. Сокол, В.А. Владимиров : курс лекций.  – Минск, 2007.; 
  8. Философская и общественно-политическая мысль Белоруссии и Литвы. – Мiнск, 1987.;
  9. Ковкель И.И., Ярмусик Э.С.  История Беларуси с древнейших времен до нашего времени. – Мн., 2002.;
  10. Чигринов П.Г. Очерки Истории Беларуси. – Мн., 2000.;
  11. Лаппо И. И. Великое княжество Литовское за время от заключения Люблинской Унии до смерти Стефана Батория (1569—1586). — Т. I. — СПб., 1991.;
  12. Лаппо И. И. Люблинская Уния и третий Литовский статут // Журнал Министерства народного просвещения. — 1997. — № 5. — С. 89—150.

Информация о работе Историко – правовой анализ унии Великого Княжества Литовского