Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:51, контрольная работа
Проанализировав период существования Великого Княжества Литовского можно сделать следующий вывод: Великое княжество Литовское в определенной степени можно по праву считать белорусским государственным образованием. Изучив правовой статус белорусских земель в составе Российской империи, хочется обратить внимание на то, что этот период в истории становления белорусской государственности был одним из тяжелейших.
Введение
1. Историко – правовой анализ унии Великого Княжества Литовского
1.1. Кревская уния
1.2. Островское соглашение
1.3. Виленско – Радомская уния
1.4. Городельская уния
1.5. Берестейская церковно – религиозная уния
2. Люблянский сейм и условия объединения Великого Княжества Литовского с Польшей. Законодательное закрепление самостоятельности ВКЛ после Люблина
Заключение
Список использованной литературы
За Литвой сохранялась ограниченная государственность в виде собственного права и суда, администрации, войска, казны и государственного языка.
Дальнейшее усиление низших и средних слоёв знати, а также проведение политических реформ практически не распространялось на литовские земли Речи Посполитой. Как таковые, права польской знати так и не стали распространяться на литовскую знать.
В результате Унии было создано крупнейшее государство Европы, после Русского царства и Османской Империи, которые были больше по площади, но находились большей частью в Азии. Данное объединение давало шанс победить в войне с Русским царством.
Речь Посполитая теперь продолжала внешнюю политику Польши, которая не слишком отвечала интересам Литвы в составе Речи Посполитой.
Действие Люблинской унии и объединения Польши и Литвы формально прекратила Конституция 3 мая 1791 года, закрепившая преобразование Речи Посполитой федеративного государства в унитарное, однако Конституция была отменена на Гродненском сейме осенью 1794 года. В то же время отмена конституции почти не повлияла на федеративное устройство Речи Посполитой, так как в 1795 году Польша в качестве Речи Посполитой была разделена и прекратила свое существование как независимое государство.
Законодательное закрепление самостоятельности ВКЛ после Люблина
До Люблина 1569 года две независимые страны-соседки - Королевство Польское и Великое княжество Литовское - шли долгие почти два столетия. На протяжении этого времени были и совместная борьба против жестоких врагов, было больше десятка договоров уний, но были и разногласия и споры.
Согласно подписанному 1 июля 1569 года акту Люблинской унии Польша и ВКЛ объединились в одно государство - Речь Посполитую. Номинально Речь Посполитая являлась единым государством, но фактически она представляла собой союз двух государств, сохранивших свою обособленность и независимость.
В качестве элементов суверенности
ВКЛ можно назвать: сохранение государственной
границы, наличие независимых высших
органов государственной
По форме государственного
устройства Речь Посполитая являлась
конфедерацией в форме союза
двух государств, имевших единого
главу и общий сойм. Власть короля
Речи Посполитой была сильно ограничена.
Он не обладал ни законодательной, ни
судебной, ни исполнительной властью.
В законодательной сфере король
имел право законодательной
Сойм Речи Посполитой состоял из трех так называемых соймовых «сословий»: короля, сената, в состав которого входили все католические епископы и наиболее важные сановники центрального и местного аппарата обоих государств, и Польской избы.
Нижней палатой сойма была Польская изба. Сюда входили депутаты – послы от шляхты отдельных поветов; входили также в небольшом числе послы от мещанства крупнейших городов. Польская изба с течением времени становится главной частью сойма, отодвигая назад верхнюю палату – сенат.
Компетенция сойма была широчайшая.
Практически все важнейшие
Решения сойма делились на три группы: касающиеся всей Речи Посполитой; имеющие силу только для Польши; относящиеся только к ВКЛ.
Но неспособность слабой
центральной власти государства
контролировать политическую обстановку
в стране привела к ситуации, близкой
к гражданской войне и
Венцом политических реформ
в государстве стал созыв так
называемого Четырехлетнего сойма.
Созванный в 1788 году сойм объявил
себя конфедерацией, что отменяло действие
принципа «либерум вето», и все решения
принимались простым
3 мая 1791 года была принята
Конституция Речи Посполитой. Она
содержала одно из
Конституция 1791 года была подписана пятью представителями Великого княжества Литовского во главе с руководителем конфедерации Великого княжества Литовского в Сейме с князем Казимиром Сапегой. Конституция была одобрена зимой 1791 года на заседаниях 27 поветовых сеймиков Великого княжества Литовского из 34.
Таким образом, не учитывать белорусское участие в создании и принятии Конституции 3 мая невозможно. (Белорусское потому, что в пяти из семи реальных воеводств, входящих в Великое княжество Литовское в конце XVIII века, проживало белорусскоговорящее население, правящий класс – шляхта Великого княжества Литовского была белорусского происхождения, главный законодательный акт – Статут 1588 года – был созданием белорусской государственной мысли и белорусского языка). Иначе говоря, государствообразующее ядро было Белорусским.
Реакционеры выступали против принятой Конституции. Весной 1792 года в местечке Тарговице была создана конфедерация с целью отмены Конституции для сохранения «республиканской формы шляхетских вольностей». Не рассчитывая на собственные силы, торговичане обратились за помощью к Российской империи. После личных переговоров лидеров конфедераций с Екатериной II на помощь тарговичанам был направлен стотысячный армейский корпус, что и обеспечило быструю победу. В июле 1792 года король перешел на сторону конфедерации и объявил о роспуске четырехлетнего сойма.
Победа тарговичан повлекла второй раздел Речи Посполитой. В январе 1793 года Россия и Пруссия подписали акт, по которому к России отошла центральная часть Беларуси и правобережная Украина, к Пруссии – исключительно польские земли с городами Гданьском, Торунем, а также воеводства Познанское, Гнезненское, Калишское.
Стремительно развивающиеся события в Речи Посполитой привели к тому, что и положения Конституции 1793 года не были реализованы. В марте 1794 года началось восстание, направленное против вмешательства иностранных государств и политики тарговичан. Руководителем восстания стал Андрей Тадевуш Костюшко, происходивший из среднепоместной белорусской шляхты. 7 мая 1794 года от имени Костюшко издается «Полоцкий универсал», в котором объявлялась личная свобода крестьян и провозглашалась опека над ними со стороны правительства – Рады. Любой крестьянин при отсутствии долгов и выплате государственных налогов мог свободно уйти от помещика.
Восстание на первых порах имело некоторый успех, так как его поддержали городские низы и крестьяне. Однако в последующем, не получив поддержки от революционной Франции и не имея достаточных сил и средств против регулярных армий России и Пруссии, восстание потерпело поражение, что и привело к третьему разделу и полной ликвидации Речи Посполитой. В октябре 1795 года Австрия и Пруссия разделили между собой Польшу, а к России отошли Западная Беларусь, Волынь, Литва и Курляндия.
Таким образом, после третьего раздела Речи Посполитой территория Беларуси оказалась включенной полностью в состав Российской империи.
Присоединение Беларуси к
России способствовало сохранению крепостного
права и усилению эксплуатации крестьян.
Вместе с тем присоединение
Итак, подведем итоги, касающиеся
становления белорусской
1. Как излагалось
выше, государствообразующим ядром
Великого княжества Литовского
уверенно можно считать
2. Речь Посполитая
была союзным государством (конфедерацией
до 3 мая 1791 года и федерацией
после). Следовательно Великое
3. Следует отметить
белорусское участье в
Заключение
Проанализировав период существования Великого Княжества Литовского можно сделать следующий вывод: Великое княжество Литовское в определенной степени можно по праву считать белорусским государственным образованием.
Также хочется выделить этот период, как серьезный прогресс в области права. Следует отметить такие международные договоры как Кревская и Городельская унии. Это дало продвижение последующему международному сотрудничеству государств. Необходимо также вспомнить о Судебнике казимира 1468 года. Это была первая попытка систематизации прав собственности и иных вещных прав. Обязательно следует отметить Статуты Великого княжества Литовского (1529, 1566, 1588 годов), которые, включая в себя нормы различных отраслей права, дали мощный толчок развитию права в целом на Беларуси.
Речь Посполитая была союзным
государством (конфедерацией до 3 мая
1791 года и федерацией после). Следовательно,
Великое княжество Литовское
сохраняло свою независимость и
обособленность. Это подтверждается
статутом 1588 года, по которому Великое
княжество Литовское
Следует отметить белорусское участие в создании конституции 1791 года. Но вместе с тем ее нельзя считать первой конституцией, созданной для белорусов. Скорее она была создана для поляков (очевиден ее польский характер). Да и вовсе она не успела стать полноценной конституцией, просуществовав лишь год.
Изучив правовой статус белорусских земель в составе Российской империи, хочется обратить внимание на то, что этот период в истории становления белорусской государственности был одним из тяжелейших.
Список использованной литературы
Информация о работе Историко – правовой анализ унии Великого Княжества Литовского