Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:51, контрольная работа
Проанализировав период существования Великого Княжества Литовского можно сделать следующий вывод: Великое княжество Литовское в определенной степени можно по праву считать белорусским государственным образованием. Изучив правовой статус белорусских земель в составе Российской империи, хочется обратить внимание на то, что этот период в истории становления белорусской государственности был одним из тяжелейших.
Введение
1. Историко – правовой анализ унии Великого Княжества Литовского
1.1. Кревская уния
1.2. Островское соглашение
1.3. Виленско – Радомская уния
1.4. Городельская уния
1.5. Берестейская церковно – религиозная уния
2. Люблянский сейм и условия объединения Великого Княжества Литовского с Польшей. Законодательное закрепление самостоятельности ВКЛ после Люблина
Заключение
Список использованной литературы
Люблинская уния - государственный союз между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским, положивший начало единому федеративному государству, известному как Речь Посполитая. Акт унии был заключён 28 июня 1569 года и 1 июля этого года утверждён раздельно депутатами польского и литовского сеймов на общем сейме, созванном в Люблине. 4 июля уния была ратифицирована королём польским и великим князем литовским Сигизмундом II Августом.
Сейм начался в январе и продолжался с перерывами до августа из-за борьбы польской шляхты за доминирование, литовских вельмож - за сохранение самостоятельности. Королевству Польскому были переданы Волынь, Подолье, Подляшье и современные украинские земли, ранее принадлежавшие Великому княжеству Литовскому. Заключение унии объясняется необходимостью укрепления позиций Великого княжества Литовского в Ливонской войне.
Предпосылки Унии
До подписания Люблинской
Унии велось множество дискуссий
об окончательном объединении
Реальной мотивацией короля
Сигизмунда II было опасение польско-католической
партии, что Литва, с прекращением
в лице Сигизмунда-Августа литовско-
Сейм в Люблине
10 января 1569 года недалеко
от Люблина начал работу
Давление шляхты, неудачи Литвы в Ливонской войне 1558 - 1583 и стремление получить военную помощь со стороны Польши в борьбе с Царством Русским заставили литовских магнатов пойти на возобновление переговоров. Польский сейм использовал поддержку литовской и украинской шляхты, которая была недовольна господством крупных землевладельцев в княжестве и пыталась получить такие же права, как и польская шляхта, санкционировал акты короля. Опираясь на поддержку польской и волынской шляхты, король Сигизмунд II Август в марте 1569 издал универсал о присоединении Подляского и Волынского воеводств, Подолья и Киева к Польскому королевству. Различные литовские помещики поддерживали разные пути дальнейшего развития ситуации. Одни поддерживали унию с Польшей, другие склонялись к унии с Россией. Король пригрозил отобрать поместья и должности у той знати, которая не присягнёт на верность королю.
Между тем, успех проделанных аннексий побуждал польскую шляхту к дальнейшим действиям. Предлагалось присоединить таким же образом все остальные территории ВКЛ, да и само его название запретить навеки, заменив на «Новую Польшу». На фоне этих событий в Люблин вновь приехали депутаты от Великого княжества, хотя теперь их уже больше заботили вопросы утраты провинций в пользу Польши, нежели сама уния. В долгих спорах о правомерности таких присоединений поляки настаивали на том, что земли эти издавна принадлежали Польше, ссылаясь, например, на кратковременный захват Киева Болеславом Храбрым в XI веке. Впоследствии поляки начали отстаивать ту точку зрения, что вопросы дальнейших аннексий уже решены и обсуждаться не должны. Возражения литовцев отклонялись так как литвины сами виноваты, что отсутствовали на сейме тогда, когда всё это решалось.
После принятия Универсала,
который отобрал у Литвы
27 июня 1569 года послы выразили
согласие на все пункты
1 июля 1569 в торжественной
обстановке послы Великого
Условия и последствия унии
Уния в Люблине
Существует также множество
негативных аспектов данной Унии. Сигизмунд
II стремился не просто объединить государства,
но ещё и провести столь необходимую
Польше политическую реформу. В действительности
же, Уния не столько укрепила власть
монарха (чего и желал Сигизмунд),
сколько усилила влияние
Особую остроту после Люблинской унии приобрели проблемы веры и языка. На всех землях новообразованной Речи Посполитой активно насаждались католичество и польский язык (в особенности на территории бывшего Великого Княжества Литовского, а также на некоторых территориях современных Белоруссии и Украины), вводилось преподавание в школах на польском языке. Некоторые территории ВКЛ (например Львов или Белосток) были полностью полонизированы и стали католическими. Впрочем, усилия предпринятые идеологами полонизации и окатоличивания были недостаточными. Множество литовских феодалов активно сопротивлялись полонизации, пытаясь сохранять собственные язык и культуру. Крестьяне рутенских (современных украинских, белорусских и некоторых литовских) земель продолжали исповедовать православное христианство и говорить на западнорусском языке. Официально же западнорусский язык решением сейма был заменён на польский лишь в 1697.
В 1596 г. были оглашены официальные
планы по созданию церковной унии,
что возбудило большое
После объявления православия «вне закона», православные церкви стали подвергать гонениям как ослушников духовного начальства и еретиков. Православные церкви, особенно сельские, не вошедшие в унию, закрывались. На них не смотрели более как на храмы и отдавали их иногда на откуп, для извлечения дохода. Православные были лишены политических прав, рассматривались как «хлопы» (простонародье), и самая вера их именовалась «холопскою» и вызывала презрительное отношение со стороны высших классов общества.
Предоставленные своим силам и лишённые покровительства закона, православные люди пытались защищать свою веру. Во главе православных были некоторые вельможи (например, князь К.К. Острожский), а затем - духовенство (во главе которого стоял с 1620 г. православный Киевский митрополит, поставленный Иерусалимским патриархом). Главную силу гонимой православной церкви составляли городские братства и крупнейшие монастыри (в т.ч. Киево-Печерский). Их усилиями были созданы в Киеве и других русских городах прекрасные богословские школы, из которых выходили образованные защитники православия. Они устною проповедью и изданием книг о вере успешно боролись с унией и католичеством, не давая исчезнуть православию.
Из ряда школ особенно поднялась и развилась Киевская, основанная братством Киевской Богоявленской церкви (ещё в 1594 г.). Киевский православный митрополит Петр Могила (1596 - 1646) образовал из этой школы высшее училище по образцу католических академий. От его имени и школа получила название «Могилянской академии». Внешняя опасность для веры вызвала в юго-западной Руси оживлённое умственное движение, подняла православную богословскую науку, создала целую литературу в защиту православия. Учёные киевские монахи оказали важные услуги не только своей западной Руси, но и позже (при Алексее Михайловиче) Руси Московской, где они были приглашены как учителя и просветители.
Множество польских историков, как, например, Кшиштов Рак определяют Люблинскую унию как некую предшественницу современного ЕС и Маастрихтских соглашений. Люблинскую унию рассматривают также как аналог Кальмарской унии или соглашения о создании Великобритании.
Изменения в законах, которые
произошли после Люблинской унии,
закреплялись Третьим Литовским
уставом 1588 года. Этот кодекс действовал
на всей территории Великого княжества
Литовского. Согласно ему крестьяне,
прожившие на земле феодала более
10 лет, становились крепостными. Крестьянство
утрачивало права на землю, была увеличена
панщина (в XVI веке на Волыни достигала
трёх дней в неделю). Был ограничен
переход от одного владельца к
другому. Феодалы получили право
розыска и возвращения
Закрепощение крестьян сделало их настолько же бесправными (как в экономическом так и в политическом плане), какими были крестьяне в Московском государстве того же времени. Жаловаться же на несправедливость нового положения было некому. Крестьянин находился в юрисдикции шляхтича, который не только его судил, но и мог накладывать наказания до смертной казни включительно. Ещё в 1518 году король, под давлением магнатов и шляхты, официально отказался от своего права рассматривать жалобы крестьян на своих шляхтичей.
Новые полученные земли часто передавались польским шляхтичам, которые переселялись на восток. Вслед за магнатами и шляхтой переселялись на восток евреи в качестве арендаторов, торговцев и посредников, без которых не могла обходиться шляхта того времени. В итоге начиналась массовое оживление торговых отношений на присоединённых землях, хотя оно изначально завязывалось на шляхту, не развиваясь самостоятельно.
Информация о работе Историко – правовой анализ унии Великого Княжества Литовского