Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:44, курс лекций
Программа предназначена для логически последовательного изложения и анализа узловых проблем истории Казахстана Новейшее время по курсу историко-правового аспекта Второй мировой войны. Она позволяет преподавателю и студентам ознакомиться с основными вектора деятельности государства в период второй мировой войны в Новейшее время, но и с различными подходами и концепциями, систематизировать и привести в соответствие с современными требованиями знания по одному из изучаемых студентами курсу.
Название курса: Историко-правовой аспект Второй мировой войны
Код курса: КВ
Кол-во кредитов: 4
Контактная информация
Специальность:» 5В011500«Основ права и экономики»
Ф.И.О. |
Время и место проведения |
Контактная связь | |
Ярочкина Елизавета Викторовна кандидат исторических наук, доцент |
лекции |
сроп |
Каб.222 |
По расписанию |
Изучение курса « Историко-
Программа предназначена для логически
последовательного изложения и
анализа узловых проблем
Пререквизиты дисциплины «История стран Европы и Америки», «История стран Азии и Африки», «История международных отношений», «Новая история Казахстана», «Новейшая история Казахстана», «Историография истории зарубежных стран», «Источниковедение», «Современные международные отношения», «История стран СНГ».
Постреквизиты дисциплины История государства и права РК, История Евразии, Новейшая история стран Азии и Африки, Новейшая история Казахстана,
Цели преподавания курса:
- предоставить студентам
-создать представление о
- подготовить студентов
Задачи изучения курса:
- развивать профессиональные
- совершенствовать научный язык, диалоговую и монологическую речь, умение работать с исторической картой. Историческим источником;
- развивать основные умения
научно-исследовательской
-формировать компетентного и конкурентоспособного специалиста-историка;
- развивать мировоззренческие
и ценностные установки
-формировать поликультурную
Перечень смежных дисциплин:
- История древнего мира
- Основы археологии
- Археология Казахстана
- История древнего востока
- История древнего Казахстана
-История Европы и Америки в средние века
- История Европы и Америки в новое и новейшее время
-история Азии и Африки в новое время
-История религий
История стран СНГ в 1917 год.
-Общая и экономическая географ
-Культурология
-Политологи
-Социология
Тематический план:
№ |
Название темы |
Литература |
Лекции недели |
срс |
1 |
Вводная лекция |
Осн:12,15,24,25,26 Доп:1-22 |
1 |
9 |
2 |
Япония и ее агрессорские намерения |
Осн:12,15,24,25,26 Доп:1-22 |
1 |
9 |
3 |
Правовые документы перед второй мировой войной |
Осн:12,15,24,25,26 Доп:1-22 |
1 |
9 |
4 |
Начальный этап второй мировой войны. |
Осн:12,15,24,25,26 Доп:1-22 |
2 |
9 |
5 |
Советский этап второй мировой войны (Великая Отечественная война |
Осн:12,15,24,25,26 Доп:1-22 |
2 |
9 |
6 |
Поражения и переломные сражение Великой Отечественной войны . |
Осн:12,15,24,25,26 Доп:1-22 |
2 |
9 |
7 |
Битвы периода Великой Отечественной войны. Битва под Москвой октябрь 1941 г. – январь 1942 г. |
Осн:12,15,24,25,26 Доп:1-22 |
2 |
10 |
8 |
Блокада Ленинграда. |
Осн:12,15,24,25,26 Доп:1-22 |
2 |
9 |
9 |
Сталинградская битва 1942 г. – 1943 г. |
Осн:12,15,24,25,26 Доп:1-22 |
2 |
9 |
10 |
Курская битва |
Осн:12,15,24,25,26 Доп:1-22 |
2 |
9 |
11 |
Освобождение Украины и Крыма 1943 – 1944 гг. |
Осн:12,15,24,25,26 Доп:1-22 |
2 |
9 |
12 |
Освобождение Белоруссии 1944 г. |
Осн:12,15,24,25,26 Доп:1-22 |
2 |
9 |
13 |
Освобождение Европы |
Осн:12,15,24,25,26 Доп:1-22 |
10 | |
14 |
Берлинская стратегическая наступательная операция |
Осн:12,15,24,25,26 Доп:1-22 |
1 |
10 |
15 |
Агрессия Японии во Второй мировой войне. |
Осн:12,15,24,25,26 Доп:1-22 |
1 |
9 |
16 |
Освобождение колоний |
Осн:12,15,24,25,26 Доп:1-22 |
1 |
9 |
17 |
Военные действия в Африке |
Осн:12,15,24,25,26 Доп:1-22 |
1 |
9 |
Итого: |
24 |
156 |
Студент как будущий специалист должен получить подготовку по этому разделу. Владеть системными знаниями мировоззренческого характера по данному курсу. Уметь выражать и обосновывать свою позицию, исходя из полученных знаний по данному курсу, иметь свое мнение на процессы, происходящие в прошлом и настоящем. Период второй мировой войны охватывающий хронологическое время с 1939 по 1945 годы, когда Советский Союз и страны мира испытали на себе все тяготы нападения фашизма. Для полноты изучения курса используются карты, наглядность, презентации, карточки, тесты, видеоматериал.
Изучение курса предполагает следующие виды занятий: лекции, практические, СРС, СРОП.
Темы лекционных занятий, рассматриваемые на них вопросы и гипертексты лекций, содержатся в силлабусе.
К лекциям указана литература без указания страниц, ввиду того, что основных учебников в библиотеке достаточно, но они различаются по годам издания.
В силлабусе указаны темы практических
занятий и рассматриваемых
Темы лекционных занятий, рассматриваемые на них вопросы и гипертексты лекций, содержатся в силлабусе.
К лекциям указана литература без указания страниц, ввиду того, что основных учебников в библиотеке достаточно, но они различаются по годам издания.
В силлабусе указаны темы практических
занятий и рассматриваемых
Лекционный курс
Лекция №1, Тема: Вводная лекция.
Цель: рассмотреть предпосылки начала второй мировой войны.
План занятия:
Содержание учебного материала
Первый очаг войны возник в 1931 г. на Дальнем Востоке. Японские милитаристы оккупировали Маньчжурию с целью подготовки плацдарма для захвата всего Китая и нападения на Советский Союз. Огромные пространства и неисчислимые богатства Дальнего Востока не давали покоя японской военщине.
Огромные материальные ресурсы и финансовые средства монополий США, Англии и Франции помогли фашистской Германии в короткий срок воссоздать свою военную промышленность, сформировать и вооружить армию и флот.
Фашистская Германия расширила круг своих союзников. Она заключила военные соглашения с Финляндией, Румынией, Болгарией, а также с Венгрией. Германия усилила своё влияние в Турции и Иране, а франкистскую Испанию превратила в свою военно-экономическую базу. В руках нацистов оказались все промышленные и военные ресурсы капиталистических стран Европы, вооружение разгромленных европейских армий. Однако все акты агрессии фашистской Германии в 1938 –1941 гг., служили лишь прелюдией к нападению на СССР.
Хроника основных событий Второй мировой войны.
Лекция №2, Тема: Япония и ее агрессорские намерения.
Цель: рассмотреть причины вторжения японских войск в Маньчжурию и их последствия.
План занятия:
1. Маньчжурия как объект посягательства Японии.
2. Предложения о заключении советско-японского пакта о ненападении
Содержание учебного материала
18 сентября
1931 г., на железнодорожном полотне
принадлежавшей Японии Южно-
В соответствии с японскими оперативными планами эта армия в случае возникновения чрезвычайной обстановки должна была перейти в наступление против Северо-Восточной армии Китая и занять полосу вдоль Южно-Маньчжурской железной дороги (ЮМЖД) к югу от г.Чанчуня. Этот план вступил в силу. К вечеру следующего дня (19 сентября) японские силы заняли города Мукден и Чанчунь. Китайские войска стали в беспорядке отступать. Особенностью ситуации было то, что военные действия в Маньчжурии были начаты по инициативе самих японских военных – командования Квантунской армией. Японское правительство в Токио не санкционировало действий военных.
Лекция №3, Тема: Правовые документы перед второй мировой войной
Цель: студенты сформируют такие ЗУН которые необходимы для усвоения учебного материала по теме лекции и семинара, чтобы в дальнейшем уметь сравнивать и анализировать при разработке последующих семинарских занятиях.
План занятия:
Содержание учебного материала
Продвижение японских войск к советским границам создало угрозу дальневосточным рубежам СССР и требовало принятия контрмер. Требовалось укрепить обороноспособность советского Дальнего Востока. В 1931–1932 гг. там шла закладка нового советского города Комсомольска-на-Амуре и нового крупнейшего в мире авиационного завода. По решению политбюро ЦК ВКП (б) началось создание военно-морских сил Дальнего Востока, переименованных в 1935 г. в Тихоокеанский флот. Особое внимание уделялось сухопутным войскам, численность которых к 1933 г. была увеличена до 150 тыс. человек и не уступала численности японских сил в Маньчжурии и Корее. С 1933 г. военное строительство на советском Дальнем Востоке стало осуществляться ускоренными темпами. Движение Германии к восстановлению военной мощи пугало Францию особенно после того, как стала очевидна недостаточность попыток установить особые отношения между Парижем и Вашингтоном. Французские политики предприняли попытку наладить отношения с Москвой, в феврале-июле 1932 г. в Женеве прошла первая сессия международной конференции, собравшая представителей более 60 стран. 28 апреля Германия заявила о расторжении англо-германского морского соглашения, заключенного 18 июня 1935 года, и одновременно расторгла договор о ненападении с Польшей, заключенный в январе 1934 года.
В результате заключения советско-германского пакта о ненападении 23 августа 1939 года образовалась серьезная трещина в антикоминтерновском пакте. Для японского руководства, ориентировавшегося на военное сотрудничество с Германией, ее договор с Советским Союзом явился полной неожиданностью. Япония связывала большие надежды с нападением Германии на СССР и рассчитывала в связи с этим на успех своих операций на Дальнем Востоке. Действия же Берлина по улучшению отношений с СССР, предпринятые без согласования с Японией, вызвали разочарование правящих кругов этой страны, подорвали их надежды на Германию как своего стратегического союзника.
Лекция №4, Тема: Начальный этап второй мировой войны.
Цель: рассмотреть политику Казахстана в Центральной Азии: двухстороннее и многостороннее сотрудничество.
План занятия:
Содержание учебного материала
Начало Второй мировой войны ознаменовалось нападением Германии на Польшу 1 сентября 1939 года. Война была везде жестокой, очень страдало мирное население. На всей аккупированной территории создавались концентрационные лагеря, особенно преследовались евреи. Военный пожар охватывал одно государство за другим. С берегов Вислы он вскоре перекинулся в страны Северной и Западной Европы, затем на Балканы. Военные действия развернулись также в Атлантике, Северной Африке и на Средиземном море. Одновременно расширялся фронт японской агрессии против Китая и Юго-Восточной Азии.Одной из задач, поставленных Гитлером перед войной было"экономическое и политическое преобразование мира", где каждому государству отводилось своя роль в новом мировом порядке, организуемым Великой Германией.Хотя сопротивление Англии не было сломлено и она сохранила основные линии коммуникаций и опорные пункты, Гитлеру казалось, что он уже достиг главного на западе – разгрома Франции. Это позволяло ему вплотную заняться СССР. Благодаря пакту о ненападении с Советским Союзом ему удалось расправиться с Францией без угрозы войны на два фронта. Теперь же, чтобы стать неоспоримым властелином Европы, он должен был направить все силы против СССР. Одновременно с разгромом СССР, считал он, будет решена и судьба Великобритании: та поймет, наконец, тщетность дальнейшего сопротивления. В июле 1940 года командование вермахта получило от Гитлера задание разработать план кампании против СССР, в декабре этот план, получивший название "план Барбаросса", был утвержден. Срок нападения был назначен на весну 1941 года, а затем в связи с проведением операции на Балканах перенесен на 22 июня.
Информация о работе Историко-правовой аспект Второй мировой войны