Историко-правовой аспект Второй мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:44, курс лекций

Описание

Программа предназначена для логически последовательного изложения и анализа узловых проблем истории Казахстана Новейшее время по курсу историко-правового аспекта Второй мировой войны. Она позволяет преподавателю и студентам ознакомиться с основными вектора деятельности государства в период второй мировой войны в Новейшее время, но и с различными подходами и концепциями, систематизировать и привести в соответствие с современными требованиями знания по одному из изучаемых студентами курсу.

Работа состоит из  1 файл

силлабус ВОЙНА Яр (2).doc

— 308.00 Кб (Скачать документ)

Название курса: Историко-правовой аспект Второй мировой войны

Код курса: КВ

Кол-во кредитов: 4

Контактная информация

Специальность:»  5В011500«Основ права и экономики»

 

Ф.И.О.

Время и место проведения

Контактная связь

Ярочкина Елизавета Викторовна кандидат исторических наук, доцент

лекции

сроп

Каб.222

           По                     расписанию                 


 

Изучение курса « Историко-правовой аспект Второй мировой войны»   потребует знания  разделов из курсов История нового и новейшего периода  Казахстана, истории стран СНГ, из курса всемирной истории  средней школы. Данный курс является дисциплиной по выбору.

Программа предназначена для логически  последовательного изложения и  анализа узловых проблем истории  Казахстана Новейшее время по курсу  историко-правового аспекта Второй мировой войны. Она позволяет преподавателю и студентам ознакомиться с основными  вектора деятельности государства в период второй мировой войны  в Новейшее время, но и с различными подходами и концепциями, систематизировать и привести в соответствие с современными требованиями знания по одному из изучаемых студентами курсу.

Пререквизиты  дисциплины «История стран Европы и Америки», «История стран Азии и Африки», «История международных отношений», «Новая история Казахстана», «Новейшая история Казахстана», «Историография истории зарубежных стран», «Источниковедение», «Современные международные отношения», «История стран СНГ».

Постреквизиты дисциплины История государства и права РК, История Евразии, Новейшая история стран Азии и Африки, Новейшая история Казахстана,

Цели преподавания курса:

- предоставить студентам информацию  о истории второй мировой войны.  Как об одном из разделов  исторической науки;

-создать представление о месте  второй мировой войны в системе   системе знаний по всемирной истории;

- подготовить студентов использовать, полученные по истории новейшего  времени знания в  школе.

Задачи изучения курса:

- развивать профессиональные умения  молодого специалиста;

- совершенствовать научный язык, диалоговую и монологическую речь, умение работать с исторической картой. Историческим источником;

- развивать основные умения  научно-исследовательской работы  по предмету, формировать научные  выводы и обобщения о проблемах  истории войны;

-формировать компетентного и  конкурентоспособного специалиста-историка;

- развивать мировоззренческие  и ценностные установки студента  как личности и профессионала;

-формировать поликультурную личность.

 

Перечень смежных дисциплин:

- История древнего мира

- Основы археологии

- Археология Казахстана 

- История древнего востока

- История древнего Казахстана

-История Европы и Америки  в средние века

- История Европы и Америки  в новое и новейшее время

-история Азии и Африки в  новое время

-История религий

История стран СНГ  в 1917 год.

-Общая и экономическая география

-Культурология

-Политологи

-Социология

Тематический план:

Название темы

Литература

Лекции

недели

срс

1

Вводная лекция

Осн:12,15,24,25,26

Доп:1-22

1

9

2

Япония и ее агрессорские намерения

Осн:12,15,24,25,26

Доп:1-22

1

9

3

Правовые документы перед второй мировой войной

Осн:12,15,24,25,26

Доп:1-22

1

9

4

Начальный этап второй мировой войны.

Осн:12,15,24,25,26

Доп:1-22

2

9

5

Советский этап второй мировой войны (Великая Отечественная война

Осн:12,15,24,25,26

Доп:1-22

2

9

6

Поражения и переломные сражение Великой Отечественной войны .

Осн:12,15,24,25,26

Доп:1-22

2

9

7

Битвы  периода Великой Отечественной  войны. Битва под Москвой октябрь 1941 г. – январь 1942 г.

Осн:12,15,24,25,26

Доп:1-22

2

10

8

Блокада Ленинграда.

Осн:12,15,24,25,26

Доп:1-22

2

9

9

Сталинградская битва 1942 г. – 1943 г.

Осн:12,15,24,25,26

Доп:1-22

2

9

10

Курская битва

Осн:12,15,24,25,26

Доп:1-22

2

9

11

Освобождение Украины и Крыма 1943 – 1944 гг.

Осн:12,15,24,25,26

Доп:1-22

2

9

12

Освобождение Белоруссии 1944 г. 

Осн:12,15,24,25,26

Доп:1-22

2

9

13

Освобождение Европы

Осн:12,15,24,25,26

Доп:1-22

 

10

14

Берлинская стратегическая наступательная операция

Осн:12,15,24,25,26

Доп:1-22

1

10

15

Агрессия Японии во Второй мировой  войне.

Осн:12,15,24,25,26

Доп:1-22

1

9

16

Освобождение колоний

Осн:12,15,24,25,26

Доп:1-22

1

9

17

Военные действия в Африке

Осн:12,15,24,25,26

Доп:1-22

1

9

 

Итого:

 

24

156


Студент как будущий специалист должен получить подготовку по этому  разделу. Владеть системными знаниями мировоззренческого характера по данному курсу. Уметь выражать и обосновывать свою позицию, исходя из полученных знаний  по данному курсу, иметь свое мнение на процессы, происходящие в прошлом и настоящем. Период второй мировой войны охватывающий хронологическое время с 1939 по 1945 годы,  когда Советский Союз и страны мира испытали на себе все тяготы нападения фашизма. Для полноты изучения курса используются карты, наглядность,  презентации, карточки, тесты, видеоматериал.

 Изучение курса предполагает  следующие виды  занятий: лекции, практические, СРС, СРОП.

Темы   лекционных занятий, рассматриваемые  на них вопросы  и гипертексты  лекций, содержатся  в силлабусе.

К лекциям указана литература без  указания страниц, ввиду того, что  основных учебников в библиотеке достаточно, но они различаются по годам издания.

В силлабусе указаны темы практических занятий и рассматриваемых вопросов. Так же в силлабусе отражены разработанные  темы по сроп, срс.

Темы   лекционных занятий, рассматриваемые  на них вопросы  и гипертексты  лекций, содержатся  в силлабусе.

К лекциям указана литература без  указания страниц, ввиду того, что  основных учебников в библиотеке достаточно, но они различаются по годам издания.

В силлабусе указаны темы практических занятий и рассматриваемых вопросов. Так же в силлабусе отражены разработанные темы по сроп, срс.

 

Лекционный курс

 

Лекция №1, Тема: Вводная лекция.

Цель: рассмотреть  предпосылки  начала второй мировой войны.

План занятия:

  1. Предистория начала войны.
  2. Хронология событий.

Содержание учебного материала

Первый очаг войны возник в 1931 г. на Дальнем Востоке. Японские милитаристы оккупировали Маньчжурию с целью подготовки плацдарма для захвата всего Китая и нападения на Советский Союз. Огромные пространства и неисчислимые богатства Дальнего Востока не давали покоя японской военщине.

Огромные материальные ресурсы  и финансовые средства монополий  США, Англии и Франции помогли  фашистской Германии в короткий срок воссоздать свою военную промышленность, сформировать и вооружить армию  и флот.

Фашистская Германия расширила круг своих союзников. Она заключила военные соглашения с Финляндией, Румынией, Болгарией, а также с Венгрией. Германия усилила своё влияние в Турции и Иране, а франкистскую Испанию превратила в свою военно-экономическую базу. В руках нацистов оказались все промышленные и военные ресурсы капиталистических стран Европы, вооружение разгромленных европейских армий. Однако все акты агрессии фашистской Германии в 1938 –1941 гг., служили лишь прелюдией к нападению на СССР.

Хроника основных событий Второй мировой  войны.

 

 

Лекция №2,  Тема: Япония и ее агрессорские намерения.

Цель: рассмотреть причины вторжения  японских войск в Маньчжурию и  их последствия.

План занятия:

1. Маньчжурия как объект посягательства Японии.

2. Предложения о заключении советско-японского пакта о ненападении

 

Содержание учебного материала

18 сентября 1931 г., на железнодорожном полотне  принадлежавшей Японии Южно-Маньчжурской  железной дороги (ЮМЖД) в районе  местечка Лютяогоу недалеко от Мукдена, произошел взрыв поезда. Этот взрыв, организованный, как выяснилось впоследствии, японскими агентами, был объявлен диверсией китайской военной охраны. Под предлогом обеспечения безопасности движения поездов 18 сентября в зону дороги были введены две роты японских солдат, которые были встречены выстрелами китайской дорожной охраны. Японские солдаты открыли ответный огонь, а затем в ходе продолжавшейся перестрелки напали на казармы китайской полиции и регулярных китайских войск. С 1919 г. на части Ляодунского п-ва в Маньчжурии (обл. Гуаньдун, в западной транскрипции: Квантун; не путать с совр. кит. пров. Гуандун), до первой мировой войны бывшей германской колонией, были дислоцированны японские вооруженные силы — так называемая Квантунская армия.

В соответствии с японскими оперативными планами эта армия в случае возникновения чрезвычайной обстановки должна была перейти в наступление  против Северо-Восточной армии Китая  и занять полосу вдоль Южно-Маньчжурской железной дороги (ЮМЖД) к югу от г.Чанчуня. Этот план вступил в силу. К вечеру следующего дня (19 сентября) японские силы заняли города Мукден и Чанчунь. Китайские войска стали в беспорядке отступать. Особенностью ситуации было то, что военные действия в Маньчжурии были начаты по инициативе самих японских военных – командования Квантунской армией. Японское правительство в Токио не санкционировало действий военных.

 

 

 

Лекция №3, Тема: Правовые документы  перед второй мировой войной

Цель: студенты сформируют такие ЗУН  которые необходимы для усвоения учебного материала по теме лекции и семинара, чтобы в дальнейшем уметь сравнивать и анализировать при разработке последующих семинарских занятиях.

План занятия:

  1. Франко-советский договор о ненападении.
  2. Женевская конференция по вопросам разоружения
  3. Выход Японии из Лиги Наций
  4. Англо-франко-советские переговоры
  5. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией

Содержание учебного материала

Продвижение японских войск к советским  границам создало угрозу дальневосточным  рубежам СССР и требовало принятия контрмер. Требовалось укрепить обороноспособность советского Дальнего Востока. В 1931–1932 гг. там шла закладка нового советского города Комсомольска-на-Амуре и нового крупнейшего в мире авиационного завода. По решению политбюро ЦК ВКП (б) началось создание военно-морских сил Дальнего Востока, переименованных в 1935 г. в Тихоокеанский флот. Особое внимание уделялось сухопутным войскам, численность которых к 1933 г. была увеличена до 150 тыс. человек и не уступала численности японских сил в Маньчжурии и Корее. С 1933 г. военное строительство на советском Дальнем Востоке стало осуществляться ускоренными темпами. Движение Германии к восстановлению военной мощи пугало Францию особенно после того, как стала очевидна недостаточность попыток установить особые отношения между Парижем и Вашингтоном. Французские политики предприняли попытку наладить отношения с Москвой, в феврале-июле 1932 г. в Женеве прошла первая сессия международной конференции, собравшая представителей более 60 стран. 28 апреля Германия заявила о расторжении англо-германского морского соглашения, заключенного 18 июня 1935 года, и одновременно расторгла договор о ненападении с Польшей, заключенный в январе 1934 года.

В результате заключения советско-германского  пакта о ненападении 23 августа 1939 года образовалась серьезная трещина в антикоминтерновском пакте. Для японского руководства, ориентировавшегося на военное сотрудничество с Германией, ее договор с Советским Союзом явился полной неожиданностью. Япония связывала большие надежды с нападением Германии на СССР и рассчитывала в связи с этим на успех своих операций на Дальнем Востоке. Действия же Берлина по улучшению отношений с СССР, предпринятые без согласования с Японией, вызвали разочарование правящих кругов этой страны, подорвали их надежды на Германию как своего стратегического союзника.

 

 

 

Лекция №4, Тема: Начальный этап второй мировой войны.

Цель: рассмотреть политику Казахстана в Центральной Азии: двухстороннее  и многостороннее сотрудничество.

План занятия:

    1. Начало Второй мировой войны.
    2. Положение на Западном фронте
    3. Тройственный пакт
    4. Пакт о ненападении между СССР и Японией

Содержание учебного материала

Начало Второй мировой войны  ознаменовалось нападением Германии на Польшу 1 сентября 1939 года. Война была везде жестокой, очень страдало мирное население. На всей аккупированной территории создавались концентрационные лагеря, особенно преследовались евреи. Военный пожар охватывал одно государство за другим. С берегов Вислы он вскоре перекинулся в страны Северной и Западной Европы, затем на Балканы. Военные действия развернулись также в Атлантике, Северной Африке и на Средиземном море. Одновременно расширялся фронт японской агрессии против Китая и Юго-Восточной Азии.Одной из задач, поставленных Гитлером перед войной было"экономическое и политическое преобразование мира", где каждому государству отводилось своя роль в новом мировом порядке, организуемым Великой Германией.Хотя сопротивление Англии не было сломлено и она сохранила основные линии коммуникаций и опорные пункты, Гитлеру казалось, что он уже достиг главного на западе – разгрома Франции. Это позволяло ему вплотную заняться СССР. Благодаря пакту о ненападении с Советским Союзом ему удалось расправиться с Францией без угрозы войны на два фронта. Теперь же, чтобы стать неоспоримым властелином Европы, он должен был направить все силы против СССР. Одновременно с разгромом СССР, считал он, будет решена и судьба Великобритании: та поймет, наконец, тщетность дальнейшего сопротивления. В июле 1940 года командование вермахта получило от Гитлера задание разработать план кампании против СССР, в декабре этот план, получивший название "план Барбаросса", был утвержден. Срок нападения был назначен на весну 1941 года, а затем в связи с проведением операции на Балканах перенесен на 22 июня.

Информация о работе Историко-правовой аспект Второй мировой войны