Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:44, курс лекций
Программа предназначена для логически последовательного изложения и анализа узловых проблем истории Казахстана Новейшее время по курсу историко-правового аспекта Второй мировой войны. Она позволяет преподавателю и студентам ознакомиться с основными вектора деятельности государства в период второй мировой войны в Новейшее время, но и с различными подходами и концепциями, систематизировать и привести в соответствие с современными требованиями знания по одному из изучаемых студентами курсу.
В Южной Корее высадились американские войска, которые поставили у власти политических деятелей, ориентировавшихся на США, во главе с вернувшимся из американской эмиграции Ли Сын Маном. При известии о капитуляции Японии вспыхнули восстания и в других странах, оккупированных японскими захватчиками. Во Вьетнаме по призыву Коммунистической партии и Лиги Вьетминь 15 августа 1945 г. началась Августовская революция. Руководство восстанием осуществлял Национальный комитет освобождения Вьетнама во главе с Хо Ши Мином. Вьетнамская освободительная армия, численность которой за несколько дней выросла более чем в 10 раз. разоружала японские гарнизоны, разгоняла марионеточную администрацию и создавала новые органы власти. 24 августа император Вьетнама Бао Дай отрекся от престола. Власть перешла к Национальному комитету освобождения, осуществлявшему функции Временного правительства. 2 сентября 1945 г. Хо Ши Мин огласил "Декларацию независимости Вьетнама". В Малайе Антияпонская армия разоружила японские войска и стала формировать Народные комитеты, которые приступили к осуществлению аграрной реформы и других демократических преобразований.
В Индонезии комитет по подготовке независимости во главе с Сукарно 17 августа 1945 г. объявил о независимости Индонезии. Была принята Конституция, основанная на "пяти принципах". Сукарно стал первым Президентом независимой Индонезии. В Бирме Антифашистская лига народной свободы, объединявшая коммунистов и сторонников Аун Сана, 19 августа 1945 г. опубликовала Манифест с призывом "изгнать фашистско-японских мародеров". Антифашистская лига требовала уничтожить фашизм, создать "правительство народа" и выработать конституцию независимой Бирмы, обеспечивающую все демократические свободы, права национальных меньшинств, право на труд и социальное обеспечение. В Индии, освобожденные из тюрьмы Ганди, Неру и другие лидеры Конгресса возглавили стремительно растущее движение за независимость. Процесс распада колониальных империй пошел бурными темпами.
Лекция №17. Тема Военные действия Тихом океане.
Цель: рассмотреть причины военных действий в Тихом океане.
План занятия:
Содержание учебного материала
В результате неожиданного удара по Пирл-Харбору (со стороны японцев участвовали подводные лодки и 6 авианосцев) Тихоокеанский флот США был на 90% выведен из строя, затоплены (правда, на мелководье) 18 крупных судов, в том числе все 8 линкоров; на аэродромах уничтожено около 300 самолетов.В этот же день японские войска вторглись в английскую Малайю и начали военные действия в Бирме, стремясь прежде всего перерезать пути снабжения Чан Кайши через порт Рангун.10 декабря 1941 г. японские самолеты потопили два крупнейших корабля английского военно-морского флота — линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Рипалс». Эти победы давали японцам преимущество на морских коммуникациях в Тихом и Индийском океанах. 21 декабря 1941 г. в войну вступил единственный союзник Японии в Азии — Сиам, заключив специальный договор о союзе.
Перелом в ходе войны (май 1942—1943)Главной целью японского наступления были активные участники войны — Австралия и Новая Зеландия — страны, богатые, ископаемыми ресурсами, имеющие промышленный потенциал. Продвигаясь к Австралии вдоль Соломоновых островов, японцы в мае 1942 г. вышли к о. Гуадалканал — дальше продвинуться им не удалось. Начались ожесточенные бои за этот небольшой островок, который не раз переходил из рук в руки. Бои за Гуадалканал продолжались до февраля 1943 г.; вокруг острова развернулись настоящие морские сражения. Япония потеряла около 40 кораблей, в том числе 2 линкора, но так и не смогла удержать Гуадалканал.Другое важное сражение произошло 7—8 мая 1942 г., когда в Коралловое море вошли крупные силы японского флота с целью захвата Порт-Морсби, который был необходим для подготовки десантных операций в Австралии. Путь им перекрыли корабли США и Англии. Развернулось грандиозное морское сражение, причем обе стороны понесли тяжелые потери. У американцев один авианосец был потоплен, другой поврежден и с трудом добрался до Пирл-Харбора (японцы считали, что он тоже потоплен). Придя на Гавайи, американцы сумели быстро организовать ремонт поврежденного авианосца и за короткое время снова ввели его в строй.Потери понесли и японцы. Каждая из сторон полагала, что противник потерял больше, но фактом оставалось то, что японцам пришлось отказаться от попыток захвата Порт-Морсби и повернуть назад.Третье важнейшее сражение произошло 4—6 июня 1942 г. у атолла Мидуэй, в 1150 милях от Пирл-Харбора. По масштабу это было самым крупным морским сражением в истории. Японцы рассчитывали захватить Мидуэй и превратить его в плацдарм для последующего захвата Гавайев. Именно с территории Гавайских островов японцы полагали возможным вести военные операции непосредственно против территории США и таким образом вынудить американское правительство прекратить войну.
III. Наступление союзников в 1944 г. и завершение войны.Боевые операции 1944 г.
Заключительный этап войныВ январе 1945 г. американские войска начали высадку на о. Лусон, бои затянулись до марта, но главный остров Филиппин был взят. В феврале 1945 г. шли бои за маленький островок Иводзима. Японцы упорно его обороняли: он имел важное стратегическое значение. Когда к марту 1945 г. Иводзима был взят, начались массированные бомбардировки японской территории — близость островка к материку это позволяла.В воздушных рейдах на Японию одновременно участвовали сотни американских самолетов, они заходили в бомбовую атаку волна за волной. Сильнейшим был налет на Токио 7 марта 1945 г., когда погибло 197 тыс. человек. Интенсивность бомбардировки была столь велика, что произошел эффект «огненной бури», когда при температуре 1000 Со бушует ураганный ветер. Металл и камень сгорают мгновенно. Об этом эпизоде почему-то не любят вспоминать историки.
14 августа
последовал Указ императора
Лекция №18. Тема: Военные действия в Африке . (1ч)
Цель: рассмотреть биографии и деятельность казахстанских дипломатов.
План занятия:
1. Вторжение немецких войск на территорию Африки, военные действия.
Содержание учебного материала
В августе 1941 г. правительствами Англии и США была принята так называемая Атлантическая хартия, в которой говорилось о праве народов самим избирать себе форму правления. Державы обещали после окончания войны провести конституционные реформы и предоставить права и свободы населению, учредить повсеместно в колониях органы местного самоуправления. С надеждой на улучшение своего положения и ожидали африканцы окончания Второй мировой войны. Военные операции генерала Роммеля, испытание военной техники, военные действия на севере Африки.
С 1944 г. в колониях возникают политические партии, естественно, на базе народностей, племен, религиозных общин, родовых кланов и т. д. Так, в августе 1944 г. был создан Национальный совет Нигерии и Камеруна, принявший решение бороться за независимость. Именно с того времени из уст африканских националистов начинают звучать все более радикальные требования, вплоть до требования национальной независимости.Вскоре после завершения Второй мировой войны, в октябре 1945 г., в Манчестере (Англия) состоялся 5-й Панафриканский конгресс. Наряду с У. Дюбуа в нем уже участвовали ведущие африканские политические деятели: К. Нкрума, Д. Кениата, Д. Ньерере, X. Банда, известный вождь Акинтола и др. Именно на этом конгрессе были впервые оглашены требования независимости.Конгресс принял три резолюции. Первая обращена к колониальным народам мира и призывает их включиться в борьбу за независимость. Вторая — к правительствам метрополий — призывает их сделать все возможное для предоставления независимости новым государствам. Третья адресована международному сообществу, Организации Объединенных Наций, всем международным организациям, в ней содержится призыв содействовать в получении независимости африканскими народами. Так в Африке вскоре началась новая эпоха — период деколонизации, который привел к образованию десятков новых государств. После завершения Первой мировой войны колониальные владения Германии были поделены между победителями — Англия, Франция, Бельгия и Южно-Африканский Союз получили соответствующие мандаты Лиги Наций.
Самостоятельная работа студентов
Тема |
содержание |
часы |
Вводная лекция |
По данным темам студентам необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного занятия, сделать конспект, будет проведено собеседование данным темам. Форма контроля: конспект, собеседование. |
9 |
Япония и ее агрессорские намерения |
По данным темам студентам необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного занятия, сделать конспект, будет проведено собеседование данным темам. Форма контроля: конспект, собеседование. |
9 |
Правовые документы перед |
По данным темам студентам необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного занятия, сделать конспект, будет проведено собеседование данным темам. Форма контроля: конспект, собеседование. |
9 |
Начальный этап второй мировой войны. |
По данным темам студентам необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного занятия, сделать конспект, будет проведено собеседование данным темам. Форма контроля: конспект, собеседование. |
9 |
Советский этап второй мировой войны (Великая Отечественная война |
По данным темам студентам необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного занятия, сделать конспект, будет проведено собеседование данным темам. Форма контроля: конспект, собеседование. |
9 |
Поражения и переломные сражение Великой Отечественной войны . |
По данным темам студентам необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного занятия, сделать конспект, будет проведено собеседование данным темам. Форма контроля: конспект, собеседование. |
9 |
Битвы периода Великой Отечественной войны. Битва под Москвой октябрь 1941 г. – январь 1942 г. |
По данным темам студентам необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного занятия, сделать конспект, будет проведено собеседование данным темам. Форма контроля: конспект, собеседование. |
9 |
Блокада Ленинграда. |
По данным темам студентам необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного занятия, сделать конспект, будет проведено собеседование данным темам. Форма контроля: конспект, собеседование. |
9 |
Сталинградская битва 1942 г. – 1943 г. |
По данным темам студентам необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного занятия, сделать конспект, будет проведено собеседование данным темам. Форма контроля: конспект, собеседование. |
9 |
Курская битва |
По данным темам студентам необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного занятия, сделать конспект, будет проведено собеседование данным темам. Форма контроля: конспект, собеседование. |
9 |
Освобождение Украины и Крыма 1943 – 1944 гг. |
По данным темам студентам необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного занятия, сделать конспект, будет проведено собеседование данным темам. Форма контроля: конспект, собеседование. |
9 |
Освобождение Белоруссии 1944 г. |
По данным темам студентам необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного занятия, сделать конспект, будет проведено собеседование данным темам. Форма контроля: конспект, собеседование. |
9 |
Освобождение Европы |
По данным темам студентам необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного занятия, сделать конспект, будет проведено собеседование данным темам. Форма контроля: конспект, собеседование. |
9 |
Берлинская стратегическая наступательная операция |
По данным темам студентам необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного занятия, сделать конспект, будет проведено собеседование данным темам. Форма контроля: конспект, собеседование. |
9 |
Агрессия Японии во Второй мировой войне. |
По данным темам студентам необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного занятия, сделать конспект, будет проведено собеседование данным темам. Форма контроля: конспект, собеседование. |
10 |
Освобождение колоний |
По данным темам студентам необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного занятия, сделать конспект, будет проведено собеседование данным темам. Форма контроля: конспект, собеседование. |
10 |
Военные действия в Африке |
По данным темам студентам необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного занятия, сделать конспект, будет проведено собеседование данным темам. Форма контроля: конспект, собеседование. |
10 |
Итого: |
156 |
Методические рекомендации для работы студентов на СРС.
Цель СРС общая: студенты углубят свой ЗУН по Историко-правовому аспекту Второй мировой войны, самостоятельно занимаясь над темами СРС, сформируют умения и навыки научной обработки материалов, глубже научатся сравнивать, выделять главное, систематизировать материал. Синтезировать и делать выводы культуре письменной, устной- монологической речи. Расширят познание в области Второй мировой войны великой Отечественной войны.. С уважением и любовью будут относиться к своей Родине.
Задачи СРС:
1. студенты путем разносторонней самостоятельной работы в музее, архиве, текущих архивах культурных центров, посещая театры, выставки и выставочные зал, подготовка самостоятельных выступлений с сообщениями и докладами будет способствовать развитию умений анализа, сравнения. Поиска правильных выводов, реализации смыслов по RWCT.
2. студенты приведут в систему свои прежние и новые приобретенные знания, научаться этично и эстетично мыслить и излагать свои мысли (культура устной и письменной речи), углубят свои знания по истории.
3. у студентов при СРС ненавязчиво произойдет ценностный ориентир сохранение мира и согласия.. Укрепится позиция национального патриотизма, пополнят знания о стратегическом курсе и деятельности государства в вопросах внешней политике.
Студентам предложены выше
указанные темы, которые они в
течении свободного времени,
№ |
Текущий контроль |
баллы |
1 |
конспект |
5 |
2 |
Посещение лекций и семинарских занятий |
1 |
3 |
Полный ответ на семинарском занятии |
0,5-1 |
4 |
Дополнительный ответ на семинарском занятии |
0,5-1 |
5 |
презентация |
5 |
6 |
Рецензирование ответа выступающего |
0,5-1 |
7 |
Работа с документами |
10 |
8 |
Реферат |
3-5 |
9 |
Контрольная работа если предполагается по РУПу |
5 |
10 |
Аннотация на журнальные статьи и монографические исследования |
3 |
11 |
Работа с Законами, актами, постановлениями |
3-5 |
12 |
Сдача документации по СРС |
30 |
Информация о работе Историко-правовой аспект Второй мировой войны