Историко-правовой аспект Второй мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:44, курс лекций

Описание

Программа предназначена для логически последовательного изложения и анализа узловых проблем истории Казахстана Новейшее время по курсу историко-правового аспекта Второй мировой войны. Она позволяет преподавателю и студентам ознакомиться с основными вектора деятельности государства в период второй мировой войны в Новейшее время, но и с различными подходами и концепциями, систематизировать и привести в соответствие с современными требованиями знания по одному из изучаемых студентами курсу.

Работа состоит из  1 файл

силлабус ВОЙНА Яр (2).doc

— 308.00 Кб (Скачать документ)

В Южной Корее высадились американские войска, которые поставили у власти политических деятелей, ориентировавшихся на США, во главе с вернувшимся из американской эмиграции Ли Сын Маном. При известии о капитуляции Японии вспыхнули восстания и в других странах, оккупированных японскими захватчиками. Во Вьетнаме по призыву Коммунистической партии и Лиги Вьетминь 15 августа 1945 г. началась Августовская революция. Руководство восстанием осуществлял Национальный комитет освобождения Вьетнама во главе с Хо Ши Мином. Вьетнамская освободительная армия, численность которой за несколько дней выросла более чем в 10 раз. разоружала японские гарнизоны, разгоняла марионеточную администрацию и создавала новые органы власти. 24 августа император Вьетнама Бао Дай отрекся от престола. Власть перешла к Национальному комитету освобождения, осуществлявшему функции Временного правительства. 2 сентября 1945 г. Хо Ши Мин огласил "Декларацию независимости Вьетнама". В Малайе Антияпонская армия разоружила японские войска и стала формировать Народные комитеты, которые приступили к осуществлению аграрной реформы и других демократических преобразований.

В Индонезии комитет по подготовке независимости во главе с Сукарно 17 августа 1945 г. объявил о независимости Индонезии. Была принята Конституция, основанная на "пяти принципах". Сукарно стал первым Президентом независимой Индонезии. В Бирме Антифашистская лига народной свободы, объединявшая коммунистов и сторонников Аун Сана, 19 августа 1945 г. опубликовала Манифест с призывом "изгнать фашистско-японских мародеров". Антифашистская лига требовала уничтожить фашизм, создать "правительство народа" и выработать конституцию независимой Бирмы, обеспечивающую все демократические свободы, права национальных меньшинств, право на труд и социальное обеспечение. В Индии, освобожденные из тюрьмы Ганди, Неру и другие лидеры Конгресса возглавили стремительно растущее движение за независимость. Процесс распада колониальных империй пошел бурными темпами.

 

Лекция №17. Тема Военные действия  Тихом океане.

Цель: рассмотреть причины военных действий в Тихом океане.

План занятия:

  1. Начальный период войны (декабрь 1941 — май 1942).
  2. Перелом в ходе войны (май 1942—1943)
  3. Наступление союзников в 1944 г. и завершение войны
  4. Боевые операции 1944 г.

Содержание учебного материала

В результате неожиданного удара по Пирл-Харбору (со стороны японцев участвовали подводные лодки и 6 авианосцев) Тихоокеанский флот США был на 90% выведен из строя, затоплены (правда, на мелководье) 18 крупных судов, в том числе все 8 линкоров; на аэродромах уничтожено около 300 самолетов.В этот же день японские войска вторглись в английскую Малайю и начали военные действия в Бирме, стремясь прежде всего перерезать пути снабжения Чан Кайши через порт Рангун.10 декабря 1941 г. японские самолеты потопили два крупнейших корабля английского военно-морского флота — линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Рипалс». Эти победы давали японцам преимущество на морских коммуникациях в Тихом и Индийском океанах. 21 декабря 1941 г. в войну вступил единственный союзник Японии в Азии — Сиам, заключив специальный договор о союзе.

Перелом в ходе войны (май 1942—1943)Главной целью японского наступления были активные участники войны — Австралия и Новая Зеландия — страны, богатые, ископаемыми ресурсами, имеющие промышленный потенциал. Продвигаясь к Австралии вдоль Соломоновых островов, японцы в мае 1942 г. вышли к о. Гуадалканал — дальше продвинуться им не удалось. Начались ожесточенные бои за этот небольшой островок, который не раз переходил из рук в руки. Бои за Гуадалканал продолжались до февраля 1943 г.; вокруг острова развернулись настоящие морские сражения. Япония потеряла около 40 кораблей, в том числе 2 линкора, но так и не смогла удержать Гуадалканал.Другое важное сражение произошло 7—8 мая 1942 г., когда в Коралловое море вошли крупные силы японского флота с целью захвата Порт-Морсби, который был необходим для подготовки десантных операций в Австралии. Путь им перекрыли корабли США и Англии. Развернулось грандиозное морское сражение, причем обе стороны понесли тяжелые потери. У американцев один авианосец был потоплен, другой поврежден и с трудом добрался до Пирл-Харбора (японцы считали, что он тоже потоплен). Придя на Гавайи, американцы сумели быстро организовать ремонт поврежденного авианосца и за короткое время снова ввели его в строй.Потери понесли и японцы. Каждая из сторон полагала, что противник потерял больше, но фактом оставалось то, что японцам пришлось отказаться от попыток захвата Порт-Морсби и повернуть назад.Третье важнейшее сражение произошло 4—6 июня 1942 г. у атолла Мидуэй, в 1150 милях от Пирл-Харбора. По масштабу это было самым крупным морским сражением в истории. Японцы рассчитывали захватить Мидуэй и превратить его в плацдарм для последующего захвата Гавайев. Именно с территории Гавайских островов японцы полагали возможным вести военные операции непосредственно против территории США и таким образом вынудить американское правительство прекратить войну.

III. Наступление союзников в 1944 г. и завершение войны.Боевые операции 1944 г.

Заключительный  этап войныВ январе 1945 г. американские войска начали высадку на о. Лусон, бои затянулись до марта, но главный остров Филиппин был взят. В феврале 1945 г. шли бои за маленький островок Иводзима. Японцы упорно его обороняли: он имел важное стратегическое значение. Когда к марту 1945 г. Иводзима был взят, начались массированные бомбардировки японской территории — близость островка к материку это позволяла.В воздушных рейдах на Японию одновременно участвовали сотни американских самолетов, они заходили в бомбовую атаку волна за волной. Сильнейшим был налет на Токио 7 марта 1945 г., когда погибло 197 тыс. человек. Интенсивность бомбардировки была столь велика, что произошел эффект «огненной бури», когда при температуре 1000 Со бушует ураганный ветер. Металл и камень сгорают мгновенно. Об этом эпизоде почему-то не любят вспоминать историки.

14 августа  последовал Указ императора армии:  прекратить сопротивление. Хотя и были отдельные случаи неповиновения (до 19 августа), никакого организованного сопротивления вооруженные силы Японии уже не оказывали. Война прекратилась. Так, впервые в своей истории Япония оказалась побежденной, подлежала оккупации, и будущее ее, в соответствии с менталитетом, сложившимся за долгие годы межклановых войн, должен был решать победитель.

 

 

Лекция №18. Тема:  Военные действия в Африке . (1ч)

Цель: рассмотреть биографии и  деятельность казахстанских дипломатов.

План занятия:

1. Вторжение немецких войск на территорию Африки, военные действия.

Содержание учебного материала

В августе 1941 г. правительствами Англии и США была принята так называемая Атлантическая хартия, в которой говорилось о праве народов самим избирать себе форму правления. Державы обещали после окончания войны провести конституционные реформы и предоставить права и свободы населению, учредить повсеместно в колониях органы местного самоуправления. С надеждой на улучшение своего положения и ожидали африканцы окончания Второй мировой войны. Военные операции генерала Роммеля,  испытание военной техники, военные действия на севере Африки.

С 1944 г. в колониях возникают политические партии, естественно, на базе народностей, племен, религиозных общин, родовых кланов и т. д. Так, в августе 1944 г. был создан Национальный совет Нигерии и Камеруна, принявший решение бороться за независимость. Именно с того времени из уст африканских националистов начинают звучать все более радикальные требования, вплоть до требования национальной независимости.Вскоре после завершения Второй мировой войны, в октябре 1945 г., в Манчестере (Англия) состоялся 5-й Панафриканский конгресс. Наряду с У. Дюбуа в нем уже участвовали ведущие африканские политические деятели: К. Нкрума, Д. Кениата, Д. Ньерере, X. Банда, известный вождь Акинтола и др. Именно на этом конгрессе были впервые оглашены требования независимости.Конгресс принял три резолюции. Первая обращена к колониальным народам мира и призывает их включиться в борьбу за независимость. Вторая — к правительствам метрополий — призывает их сделать все возможное для предоставления независимости новым государствам. Третья адресована международному сообществу, Организации Объединенных Наций, всем международным организациям, в ней содержится призыв содействовать в получении независимости африканскими народами. Так в Африке вскоре началась новая эпоха — период деколонизации, который привел к образованию десятков новых государств. После завершения Первой мировой войны колониальные владения Германии были поделены между победителями — Англия, Франция, Бельгия и Южно-Африканский Союз получили соответствующие мандаты Лиги Наций.

 

Самостоятельная работа студентов

 

Тема

содержание

часы

Вводная лекция

По данным  темам студентам  необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного  занятия, сделать конспект, будет  проведено собеседование данным темам.

Форма контроля: конспект, собеседование.

9

Япония и ее агрессорские намерения

По данным  темам студентам  необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного  занятия, сделать конспект, будет  проведено собеседование данным темам.

Форма контроля: конспект, собеседование.

9

Правовые документы перед второй мировой войной

По данным  темам студентам  необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного  занятия, сделать конспект, будет  проведено собеседование данным темам.

Форма контроля: конспект, собеседование.

9

Начальный этап второй мировой войны.

По данным  темам студентам  необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного  занятия, сделать конспект, будет  проведено собеседование данным темам.

Форма контроля: конспект, собеседование.

9

Советский этап второй мировой войны (Великая Отечественная война

По данным  темам студентам  необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного  занятия, сделать конспект, будет  проведено собеседование данным темам.

Форма контроля: конспект, собеседование.

9

Поражения и переломные сражение Великой  Отечественной войны .

По данным  темам студентам  необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного  занятия, сделать конспект, будет  проведено собеседование данным темам.

Форма контроля: конспект, собеседование.

9

Битвы  периода Великой Отечественной  войны. Битва под Москвой октябрь 1941 г. – январь 1942 г.

По данным  темам студентам  необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного  занятия, сделать конспект, будет проведено собеседование данным темам.

Форма контроля: конспект, собеседование.

9

Блокада Ленинграда.

По данным  темам студентам  необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного  занятия, сделать конспект, будет проведено собеседование данным темам.

Форма контроля: конспект, собеседование.

9

Сталинградская битва 1942 г. – 1943 г.

По данным  темам студентам  необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного  занятия, сделать конспект, будет проведено собеседование данным темам.

Форма контроля: конспект, собеседование.

9

Курская битва

По данным  темам студентам  необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного  занятия, сделать конспект, будет  проведено собеседование данным темам.

Форма контроля: конспект, собеседование.

9

Освобождение Украины и Крыма 1943 – 1944 гг.

По данным  темам студентам  необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного  занятия, сделать конспект, будет  проведено собеседование данным темам.

Форма контроля: конспект, собеседование.

9

Освобождение Белоруссии 1944 г. 

По данным  темам студентам  необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного  занятия, сделать конспект, будет  проведено собеседование данным темам.

Форма контроля: конспект, собеседование.

9

Освобождение Европы

По данным  темам студентам  необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного  занятия, сделать конспект, будет  проведено собеседование данным темам.

Форма контроля: конспект, собеседование.

9

Берлинская стратегическая наступательная операция

По данным  темам студентам  необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного  занятия, сделать конспект, будет  проведено собеседование данным темам.

Форма контроля: конспект, собеседование.

9

Агрессия Японии во Второй мировой  войне.

По данным  темам студентам  необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного  занятия, сделать конспект, будет  проведено собеседование данным темам.

Форма контроля: конспект, собеседование.

10

Освобождение колоний

По данным  темам студентам  необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного  занятия, сделать конспект, будет  проведено собеседование данным темам.

Форма контроля: конспект, собеседование.

10

Военные действия в Африке

По данным  темам студентам  необходимо подготовить информацию, согласно пунктам плана лекционного  занятия, сделать конспект, будет  проведено собеседование данным темам.

Форма контроля: конспект, собеседование.

10

Итого:

 

156


Методические рекомендации для работы студентов на  СРС.

Цель СРС общая: студенты углубят  свой ЗУН по Историко-правовому аспекту Второй мировой войны, самостоятельно занимаясь над темами СРС, сформируют умения и навыки научной обработки материалов, глубже научатся сравнивать, выделять главное, систематизировать материал. Синтезировать и делать выводы культуре письменной, устной- монологической речи. Расширят познание в области Второй мировой войны великой Отечественной войны.. С уважением и любовью будут относиться к своей Родине.

Задачи СРС:

1. студенты путем разносторонней самостоятельной работы  в музее, архиве, текущих архивах культурных центров, посещая театры, выставки и выставочные зал, подготовка самостоятельных выступлений с сообщениями и докладами будет способствовать развитию умений анализа, сравнения. Поиска правильных выводов, реализации смыслов по RWCT.

2. студенты приведут в систему свои прежние и новые приобретенные знания, научаться этично и эстетично мыслить и излагать свои мысли (культура устной и письменной речи), углубят свои знания по истории.

3. у студентов  при СРС ненавязчиво произойдет ценностный ориентир сохранение мира и согласия.. Укрепится позиция национального патриотизма, пополнят знания о стратегическом курсе и деятельности государства в вопросах внешней политике.

 Студентам предложены выше  указанные темы, которые они в  течении свободного времени, то  есть в период между сессиями  используя предложенную литературу, должны подготовить по данным  темам, сообщение информацию по  темам предложено содержание, которое необходимо законспектировать в тетрадь. Во время сессии студент-заочник сдает законспектированный материал на кафедру преподавателю-лектору, который проверяет и выставляют баллы.

 

 

Текущий контроль

баллы

1

конспект

5

2

Посещение лекций и семинарских  занятий

1

3

Полный ответ на семинарском  занятии

0,5-1

4

Дополнительный ответ на семинарском  занятии

0,5-1

5

презентация

5

6

Рецензирование ответа выступающего

0,5-1

7

Работа с документами

10

8

Реферат

3-5

9

Контрольная работа если предполагается по РУПу

5

10

Аннотация на  журнальные статьи и  монографические исследования

3

11

Работа с Законами, актами, постановлениями

3-5

12

Сдача документации по СРС

30

Информация о работе Историко-правовой аспект Второй мировой войны