Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:19, реферат
Придерживаясь единых подходов к развитию отношений со всеми зарубежными партнерами без исключения, Беларусь в то же время, как и любое другое государство, концентрирует свои внешнеполитические усилия на ряде наиболее важных и перспективных векторов. Среди таких приоритетных направлений, прежде всего, – государства-соседи: (Россия, Украина, Европейский союз), Содружество Независимых Государств, а также многосторонняя дипломатия, но важнейшим и самым приоритетным является строительство Союзного государства.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКОГО ЕДИНЕНИЯ
1.1 Исторические корни единства народов Беларуси и России
1.2 Место и роль Советской Белоруссии и Советской России в составе СССР
1.3. Современный этап единения Беларуси и России
ГЛАВАЯ 2. СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО БЕЛАРУССИИ И РОССИИ
2.1 Организационно-правовая основа союзного государства
2.2 Органы союзного государства
2.3 Экономическая сфера деятельности союзного государства
2.4 Сотрудничество в сфере обороны и обеспечения безопасности
2.5 Программы союзного государства
ГЛАВА 3. ДРУГИЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА БЕЛАРУССИИ И РОССИИ
3.1 Сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств
3.2 Сотрудничество Белоруссии с российскими регионами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Выполнение мероприятий по строительству и реконструкции объектов пограничной инфраструктуры позволило значительно улучшить бытовые условия военнослужащих, существенно повысить качество, выполняемой ими оперативно-служебной деятельности по охране государственной границы, а также сформировать новую и развить существующую инфраструктуру пограничных войск.
Развивается и укрепляется сотрудничество в области обеспечения безопасности государств - участников Договора о создании Союзного государства. Приоритетом в этом направлении является борьба с терроризмом.
В рамках взаимодействия КГБ Республики Беларусь и ФСБ России ежегодного реализуется План совместных мероприятий по противодействию терроризму на территории Союзного государства.
2.5 Программы Союзного государства
Одним из важнейших инструментов развития экономической интеграции между Республикой Беларусь и Российской Федерацией является реализация совместных белорусско-российских программ, подпрограмм, проектов и мероприятий. Они позволяют на основе объединения сил и средств, скоординированных действий двух государств эффективно решать общие социально-экономические и научно-технические проблемы.
Так, исходя из необходимости обеспечения пограничной безопасности Республики Беларусь и Российской Федерации, с учетом потребностей в обустройстве внешней границы Союзного государства, в 2001 году была принята Программа обустройства внешней границы Союзного государства на период 2002–2006 годы, с объемом финансирования около 2,5 млрд. российских рублей.
В настоящее время реализуется Программа обустройства внешней границы Союзного государства на 2007–2011 годы с объемом финансирования 2,85 млрд. российских рублей. Программой предусматривается продолжение работ на наиболее важных направлениях обустройства внешней границы Союзного государства, а также другие неотложные мероприятия по преобразованию системы её охраны на период до 2011 года (строительство объектов пограничной инфраструктуры, закупка вертолетов и др.). Обустройство внешней границы особенно актуально с учетом переноса на нее всех контрольных функций.
В 2007 году завершилась реализация мероприятий «Программы первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь» на 2002 – 2007 годы.
В рамках Программы были проведены работы по строительству и реконструкции 8 международных автодорожных пунктов пропуска, оснащенных самыми прогрессивными информационными технологиями, отвечающих современным международным стандартам.
В настоящее время ведутся работы по второй очереди ЕАИС ТКСГ в рамках Программы «Реализация информационных технологий общих таможенных процессов на территориях государств-участников Союзного государства» на 2008-2010 годы», на выполнение которой из бюджета Союзного государства выделено 197,35 млн. российских рублей. Данная Программа предусматривает объединение информационных ресурсов таможенных служб Беларуси и России; обеспечение информационно – правовой и технической поддержки таможенного администрирования на территориях государств – участников Союзного государства, его упрощение что, в конечном итоге, позволит создать благоприятные условия для развития внешнеэкономических связей и роста инвестиций в экономику государств-участников Союзного государства.
Еще один стратегически важный реализованный проект Союзного государства – это программа развития дизельного автомобилестроения. В рамках последовательно реализованных программ «Развитие дизельного автомобилестроения» (завершена в 2004 г.) и «Развитие дизельного автомобилестроения до 2008 года» (завершена в 2008 г.) разработаны конструкции, освоено производство и созданы мощности по выпуску современных дизельных двигателей и большегрузных автомобилей, соответствующих требованиям ЕВРО-2 и ЕВРО-3, завершены НИОКР и передана в производство документация для освоения выпуска автотехники, соответствующей требованиям ЕВРО-4 на белорусских и российских предприятиях.
В целях продолжения исследований и выхода на практические результаты была разработана и утверждена в 2009 году программа «Разработка технологий и организация опытного производства высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных средств нового поколения и пищевых продуктов на основе лактоферрина человека, получаемого из молока животных-продуцентов» («БелРосТрансген-2») на 2009-2013 годы.
В 1998 -2006 годах успешно реализованы два этапа Программы Союзного государства «Совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора, анализа и прогноза, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды» (первый этап 1998 – 2001 гг., второй этап 2003-2006 гг.).
Решительному шагу на мировой рынок космических технологий способствуют программы Союзного государства серии «Космос», первая из которых «Космос-БР» была реализована 2000 году. В 2007 году завершилось выполнение второй программы «Космос СГ».
С 2008 года успешно реализуется программа Союзного государства «Разработка базовых элементов, технологий создания и применения орбитальных и наземных средств многофункциональной космической системы» («Космос-НТ»).
ГЛАВА 3 . ДРУГИЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА БЕЛАРУССИИ И РОССИИ
3.1 Сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств
8 декабря 1991 года руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 21 декабря этого же года главы одиннадцати государств (кроме прибалтийских государств и Грузии) подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики. Позднее, в декабре 1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия. Содружество Независимых Государств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 года.
Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства-члены Содружества являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. Содружество Независимых Государств не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.
В соответствии с Уставом СНГ высшим органом Содружества является Совет глав государств, в котором на высшем уровне представлены все государства-члены. Совет глав государств обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств в сфере их общих интересов.
Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом СНГ является Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств.
Основным направлением сотрудничества в Содружестве сегодня формирование зоны свободной торговли, Соглашение о создании которой было подписано 15 апреля 1994 года. В развитие Соглашения. 2 апреля 1999 года был подписан Протокол о внесении изменений и дополнений в указанное Соглашение. В настоящее время в данном направлении едется активная работа по подготовке правовой базы режима свободной торговли, позволяющей добиваться, прежде всего, добросовестной конкуренции и динамичности рынков отечественных товаров, с учетом общепринятых в мировом сообществе правил ВТО.
В Содружестве продолжается развитие международно-правовой базы сотрудничества в сфере борьбы с преступностью и международным терроризмом. Комплектуется Антитеррористический центр государств-участников СНГ. Одним из приоритетных направлений работы Центра является формирование специализированного банка данных по проблемам борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Также значимое место в его деятельности занимают вопросы создания нормативно-правовой базы, которая позволила бы вести борьбу с терроризмом не только опираясь на возможности собственных спецслужб и правоохранительных органов, но и использовать для этого знания, опыт, силы и средства всех государств-участников СНГ.
3.2 Сотрудничество Белоруссии с российскими регионами
Сотрудничество Республики Беларусь с российскими регионами относится к приоритетным направлениям белорусско-российского взаимодействия и служит фундаментом торгово-экономических, научно-технических и социально-культурных отношений.
Договорно-правовая база двухстороннего сотрудничества Беларуси и регионов России включает около 200 договоров, соглашений и протоколов. Большая часть документов носит практический характер и направлена на дальнейшее развитие отношений между двумя странами и активизацию взаимодействия по различным направлениям. В основном, это договоренности экономического характера: наращивание объемов взаимных поставок товаров, расширение товаропроводящей сети, укрепление производственной кооперации, создание сборочных производств. При этом деловые контакты выстраиваются на плановой долгосрочной основе и учитывают тенденции современного рынка.
Расширение взаимовыгодных связей между Республикой Беларусь и регионами Российской Федерации происходит на уровне субъектов хозяйствования, органов административно-
Ведущие позиции во взаимной торговле Республики Беларусь с регионами Российской Федерации занимают Уральский, Центральный, Приволжский и Северо-Западный федеральные округа.
Наиболее плодотворно Беларусь взаимодействует с Москвой и Санкт-Петербургом, Тюменской, Московской, Смоленской, Брянской, Нижегородской областями, республиками Башкортостан и Татарстан. Объем внешней торговли с этими регионами превышает половину белорусско-российского товарооборота. Приносит свои плоды и сотрудничество с районами крупных городов, в частности, с префектурами Москвы и административными районами Санкт-Петербурга.
Для содействия развитию взаимных контактов созданы советы делового сотрудничества с Москвой, Санкт-Петербургом, Нижегородской и Свердловской областями. Эффективным инструментом регулирования двухсторонних отношений являются совместные рабочие группы по сотрудничеству с Московской, Ленинградской, Вологодской, Брянской, Курской, Ростовской областями, Чувашской Республикой, а также Белорусско-Российский Совет по долгосрочному сотрудничеству областей, министерств, органов государственного управления с Калининградской областью.
Важным звеном во взаимодействии Беларуси и регионов России являются также 11 отделений Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации (в городах Нижний Новгород, Новосибирск, Уфа, Казань, Калининград, Красноярск, Санкт- Петербург, Екатеринбург, Хабаровск, Ростов-на-Дону, Смоленск), деятельность которых способствует оперативному решению вопросов двусторонних торгово-экономических отношений с курируемыми субъектами Российской Федерации.
Развиваются партнерские отношения Республики Беларусь и регионов в машиностроении, нефтехимии, энергетике и транспорте, строительстве, агропромышленном комплексе.
При этом взаимовыгодное сотрудничество уже не ограничивается только товарообменными операциями. Активно развивается промышленная кооперация. В частности, создаются совместные сборочные производства, что, в свою очередь, способствует созданию объектов сопутствующей инфраструктуры и обеспечивает занятость населения.
Отдельным направлением сотрудничества является обмен разработками и технологиями производства сельскохозяйственной продукции. Руководители российских регионов проявляют интерес к успехам наших аграриев с точки зрения использования белорусского опыта в развитии своего сельского хозяйства.
Беларусь поставляет в Россию, главным образом, продукцию машиностроения и сельского хозяйства. В свою очередь, белорусская промышленность использует материалы и комплектующие российских партнеров.
Российская Федерация является крупным потребителем белорусской сельхозтехники, которая обладает прочностью, надежностью и высокими техническими характеристиками. Республика Беларусь активно создает в России торговые дома и дилерские центры по продаже и сервисному обслуживанию этой техники.
Следует отметить высокий уровень двустороннего взаимодействия и в сфере строительства. Белорусские строители возводят объекты социального и промышленного назначения в ряде субъектов Российской Федерации, в том числе, в ключевых регионах-партнерах. В частности, c Москвой и Московской областью реализуются проекты инвестиционного взаимодействия в области строительства. В свою очередь, российские строительные компании осуществляют застройку жилья, гостиниц и бизнес-центров в Минске.
Региональное сотрудничество, таким образом, является одним из наиболее результативных направлений белорусско-российского взаимодействия. Установление межрегиональных отношений позволяет упрочить взаимовыгодные экономические связи, объединить гражданский, творческий и интеллектуальный потенциалы для обеспечения прогресса наших государств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня в отношениях между Россией и Республикой Беларусь действует единое миграционное пространство, обеспечивается возможность для взаимных поездок по внутренним национальным документам без прохождения таможенного и пограничного контроля.
Граждане двух стран могут находиться на территории другого государства без регистрации и постановки на миграционный учет в течение 30 дней.
Ведется работа по гармонизации законодательства в экономической сфере, в области налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, валютного регулирования. Тесное взаимодействие осуществляется в вопросах внешней политики, военного и военно-технического сотрудничества, обеспечения коллективной безопасности.
Активно развиваются российско-белорусские торгово-экономические связи. Объем взаимного товарооборота за счет роста в 2010 г. на 18,9% достиг 27,9 млрд. долл. В российском экспорте в Беларусь преобладают энергоресурсы и товары сырьевой группы, в импорте из Беларуси - машиностроительная продукция, оборудование, продовольственные товары.
В торгово-экономическом взаимодействии России и Белоруси в настоящее время завершается поэтапный переход на универсальные рыночные принципы.
Для поддержки белорусской экономики и стабилизации социально-экономического положения в Беларуси в условиях поэтапного перехода на рыночные принципы в двустороннем торговом сотрудничестве Россия предоставила Минску льготные государственные кредиты в размере 1,5 млрд долл. в декабре 2007 г., 1 млрд долл. в ноябре 2008 г. и 500 млн долл. в марте 2009 г. В июне с.г. предоставлен первый транш стабилизационного кредита в 800 млн долл. из Антикризисного фонда ЕврАзЭС (всего будет выделено 3 млрд долл. в течение трех лет).