Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:32, курсовая работа
Выбранная мной тема исследования показалась мне наиболее интересной и актуальной из-за того, что Древний Египет – государство Древнего Востока, а здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возникновения античных государств (Древней Греции и Рима) в I тысячелетии до н.э. дихотомию Восток - Запад. Культура
Введение
1. Периодизация истории государства в Древнем Египте.
1.1 Период Раннего царства.
1.2 Период Древнего царства.
1.3 Период Среднего царства.
1.4 Период Нового Царства.
1.5 Период Позднего Царства.
2. Социальная структура Древнего Египта.
2.1 Периоды Раннего и Древнего царств.
2.2 Период Среднего царства.
2.3 Периоды Нового и Позднего царств.
3. Древнеегипетская государственная организация.
3.1 Царская власть.
3.2 Местное управление.
3.3 Организация суда и законы.
4. Военная организация.
4.1 Период Раннего
4.2 Период Древнего Царства
4.3 Период Среднего Царства
4.4 Периоды Нового и Позднего царств.
Заключение
Библиографический список
Развитие сельского хозяйства и ремесел, постоянная потребность
в сырье, в рабах, необходимость дальнейшего расширения внешней торговли были основными причинами грабительских захватнических войн,
которые возобновили фараоны XVIII династии. Египет Нового царства первая в истории мировая империя, огромное разноплеменное государство, созданное путем завоеваний соседних народов. В его состав
вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые естественными
ресурсами области. В конце Нового царства Египет приходит в упадок,
становится добычей завоевателей, сначала персов, затем римлян,
включивших его в состав Римской империи в 30 г. до н.э.
Ряд авторов склонен выделять также период Позднего Царства (1085-332 гг. до н.э.). Данный период развития Древнеегипетской цивилизации становиться временем ее упадка, соперничества жречества и вельмож и одновременно периодом борьбы с частыми внешними агрессиями. Последним и решающим событием для древней цивилизации стало завоевание Египта Александром Македонским.[5]
В это время резче, чем прежде, обозначилось деление общества на свободных и рабов. Получили распространение сделки по самопродаже в рабство. Росло обнищание широких слоев свободных людей. Значительная часть населения по-прежнему находилась в зависимости от казны, храмов, знати. Ухудшилось положение ремесленников.
Привилегированным сословием наряду со жречеством становится воинское. Военную опору фараонов составляли иноземные наемники, костяк местной знати, как и ранее, составляли номархи и городские правители. Прочие представители чиновной знати мало чем отличались от своих предшественников: это были верховный сановник, хранитель сокровищницы, хранители казны, начальники работ, судьи и т.д. Особое место занимали военачальники.
Для Древнего Египта была характерна крайняя замедленность эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства. В условиях всеобщей вовлеченности населения в государственное хозяйство разница в правовом положении отдельных слоев трудового люда не считалась столь существенной, как в других странах Востока. Она не отражалась даже в терминах, наиболее употребляемым среди которых был термин, обозначающий простолюдина, мерет. Это понятие не имело четко выраженного правового содержания, как и спорное понятие "слуга царя" — полусвободный, зависимый работник, просуществовавшее во все периоды уникальной и длительной истории Египта.[6]
Высокая степень централизации управления, возникшая на очень раннем этапе развития общества и государства, сместила многие привычные акценты и сыграла немалую роль в формировании специфических черт древнеегипетской структуры, которая известна науке отнюдь не во всех ее важных деталях. Здесь стоит упомянуть, что характер источников достаточно скуден. Можно предполагать, что некогда, на весьма раннем этапе существования государственности, формой организации и образа жизни населения была — как то всегда и везде бывало — земледельческая община, т.е. коллектив земледельцев, обрабатывавших общую поделенную на семейные наделы землю, связанных взаимопомощью, системой обязательств и выплачивавших налоги властям. Но в древнеегипетских документах нет свидетельств о существовании подобного рода социально-хозяйственных структур даже применительно к прошлому. Скорее всего, это было связано с тем, что в те времена, которые описаны в текстах, общины уже не было, как не существовало и независимых от власти и неподконтрольных ей полноправных общинников.
Похоже на то, что древнеегипетская община в силу каких-то весомых причин (одной из них следует считать сам характер хозяйства в узкой полосе вдоль Нила с постоянной зависимостью от его разливов и необходимостью коллективного и руководимого из центра труда по преодолению последствий этих разливов) оказалась практически целиком поглощенной властью, инкорпорированной в систему царско-храмовых и вельможных хозяйств.[7]
Процессы социального расслоения древнеегипетского общества особенно усиливаются в конце IV тысячелетия до н.э. когда формируется господствующий социальный слой, в который входили родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне. Этот слой все больше отделяется от основной массы свободных общинников-крестьян, с которых взимается государством рента-налог. Они же привлекаются к принудительному труду по строительству каналов, дамб, дорог и пр. С первых династий Древнему Египту были известны проводимые по всей стране периодические переписи "людей, скота, золота", на основе которых и устанавливались налоги.
Неким подобием общин остаются постоянные сельские поселения, главы которых отвечают за уплату налогов, за бесперебойное функционирование ирригационных сооружений, принудительные работы и пр. Вместе с тем укрепляет свои экономические и политические позиции правящая верхушка, пополняющаяся в основном за счет местной номовой аристократии, чиновничества, складывающегося централизованного административного аппарата и жречества. Ее экономическая мощь растет, в частности, за счет рано сложившейся системы царских пожалований земель и рабов. В царских хозяйствах и хозяйствах светской и духовной знати трудились различные категории зависимых подневольных лиц. Сюда входили бесправные рабы-военнопленные или соплеменники, доведенные до рабского состояния, "слуги царя", выполнявшие предписываемую им норму работы под надзором царских надсмотрщиков. Они владели небольшим личным имуществом и получали скудное пропитание из царских складов.
Эксплуатация "слуг царя", оторванных от средств производства, строилась как на внеэкономическом, так и на экономическом принуждении, так как земля, инвентарь, тягловый скот и прочее были собственностью царя. Границы, отделяющие рабов (которых в Египте никогда не было много) от "слуг царя", были выражены нечетко. Одной из форм возникновения рабской зависимости стала самопродажа египтян за долги (которая, однако, не поощрялась) и превращение в рабов преступников.
Объединение Египта после переходного периода смут и раздробленности (XXII в. до н.э.) фиванскими номами в границах Среднего царства сопровождалось успешными завоевательными войнами египетских фараонов, развитием торговли с Сирией, Нубией, ростом городов, расширением сельскохозяйственного производства. Это привело, с одной стороны, к росту царско-храмового хозяйства, с другой — к укреплению позиций частного хозяйства вельмож-сановников и храмовых жрецов, органически связанного с первым. Номовая знать, имеющая кроме пожалованных за службу земель наследственные земли, стремится превратить свои держания в собственность, прибегая с этой целью к помощи храмовых оракулов, которые могли засвидетельствовать ее наследственный характер.
Рано выявившаяся неэффективность громоздких царских хозяйств, основанных на труде подневольных земледельцев, способствует широкому развитию в это время надельно-арендной формы эксплуатации трудящегося люда. Земля стала отдаваться "слугам царя" в аренду, она обрабатывалась ими в основном своими орудиями в относительно обособленном хозяйстве.
Все более заметную роль в государстве, наряду с номовой аристократией и жречеством, начинает играть нетитулованное чиновничество. Из общей массы "слуг царя" выделяются так называемые неджес ("маленькие"), а среди них "сильные неджес". Их появление было связано с развитием частного землевладелиц, товарно-денежных отношений, рынком. Не случайно в XVI—XV вв. до н.э. в египетском лексиконе впервые появляется понятие "торговец", а мерилом стоимости при отсутствии денег становится серебро.
Неджес вместе с ремесленниками, будучи не столь прочно связаны с царскохрамовым хозяйством, приобретают более высокий статус, продавая часть своей продукции на рынке. Вместе с развитием ремесла, товарно-денежных отношений растут города, в городах возникает даже подобие цехов, объединения ремесленников по специальностям.
Сильные неджес вместе с низшими звеньями жречества, мелкого чиновничества, зажиточными ремесленниками в городах составляют средний, переходный слой из мелких производителей к господствующему классу. Растет число частных рабов, усиливается эксплуатация зависимых земледельцев-надельщиков, несущих главные тяготы податного обложения, военной службы в царских войсках. Еще более нищает городская беднота. Это приводит к крайнему обострению социальных противоречий в конце Среднего царства (усилившегося под воздействием вторжения в Египет гиксосов), к крупному восстанию, начавшемуся в среде беднейших слоев свободных египтян.
В результате победоносных войн Египет Нового царства становится первой крупнейшей империей в древнем мире, что не могло не сказаться на дальнейшем усложнении его социальной структуры. Ослабляются позиции номовой родовой аристократии. Яхмос оставляет на местах тех правителей, которые изъявили ему полную покорность, или заменяет их новыми. Благосостояние представителей правящей верхушки отныне прямо зависит от того, какое место они занимают в должностной иерархии, насколько близко стоят к фараону и его двору. Центр тяжести администрации и всей опоры фараона существенно перемещается на нетитулованные слои выходцев из чиновников, воинов, земледельцев и даже приближенных рабов. Дети сильных неджес могли пройти курс обучения в специальных школах, и по окончании его получить ту или иную чиновничью должность.
Наряду с неджес в это время появляется и особая категория египетского населения, близкая к нему по положению, обозначаемая термином "немху". В эту категорию включались земледельцы, имеющие свое хозяйство, ремесленники, воины, мелкие чиновники, которые по воле фараоновской администрации могли быть повышены или понижены в своем социально-правовом статусе, в зависимости от потребностей и нужд государства.
Связано это было с созданием по мере централизации в Среднем царстве системы общегосударственного перераспределения рабочей силы. В Новом царстве, в связи с дальнейшим ростом многочисленного имперского, иерархически соподчиненного слоя чиновничества, армии и пр., эта система нашла дальнейшее развитие. Суть ее заключалась в следующем. В Египте систематически проводились переписи, учитывающие население в целях определения налогов, комплектования армии по возрастным категориям: отроки, юноши, мужи, старики. Эти возрастные категории в определенной мере были связаны со своеобразным сословным делением населения, непосредственно занятого в царском хозяйстве Египта, на жрецов; войско, чиновников, мастеров и "простых людей". Своеобразие этого деления заключалось в том, что численный и персональный состав трех первых сословных групп определялся государством в каждом конкретном случае с учетом его потребностей в чиновниках, мастерах и пр. Происходило это в ходе ежегодных смотров, когда формировались штаты той или иной государственной хозяйственной единицы.
"Наряд" на постоянную квалифицированную работу, например архитектора, ювелира, художника, относил "простого человека" к категории мастеров, что давало ему право на должностное владение землей и неотчуждаемую частную собственность. До тех пор, пока мастер не переводился в разряд "простых людей", он не был бесправным человеком. Работая в том или ином хозяйственном подразделении по указанию царской администрации, он не мог покинуть его. Все то, что производилось им в урочное время, считалось собственностью фараона, даже его собственная гробница. То, что производилось им во внеурочное время, было его собственностью.
Чиновники, мастера противопоставлялись "простым людям", положение которых мало чем отличалось от положения рабов, их только нельзя было купить или продать как рабов. Эта система распределения рабочей силы мало затрагивала основную массу надельных земледельцев, за счет которых и содержалась эта огромная армия чиновников, военных и мастеров. Периодический учет и распределение на работу основного резерва рабочей силы в Древнем Египте были прямым следствием неразвитости рынка, товарно-денежных отношений, полного поглощения государством египетского общества.
В позднем царстве резче, чем прежде, обозначилось деление общества на свободных и рабов. Получили распространение сделки по самопродаже в рабство. Росло обнищание широких слоев свободных людей. Значительная часть населения по-прежнему находилась в зависимости от казны, храмов, знати. Ухудшилось положение ремесленников.
Привилегированным сословием наряду со жречеством становится воинское. Военную опору фараонов составляли иноземные наемники, костяк местной знати, как и ранее, составляли номархи и городские правители. Прочие представители чиновной знати мало чем отличались от своих предшественников: это были верховный сановник, хранитель сокровищницы, хранители казны, начальники работ, судьи и т. д. Особое место занимали военачальники.[8]
Древнеегипетское государство было централизованным почти на
всех этапах своего развития, за исключением непродолжительных периодов распада. Анализ погребального инвентаря некрополей, относящихся ко времени I-II династий свидетельствует о наличии в этом обществе резкого имущественного неравенства.
В надписях времени I-II династий мы встречаем ряд названий ведомств и должностей государственного аппарата, свидетельствующих о
существовании власти, отделенной от народа. Таковы названия "сокровищница", "хранитель печати ведомства сбора дани Севера", начальники ведомства ирригационного управления, ведомство продовольственного снабжения и писец этого ведомства, ведомство управления мукомольнями и управляющий мукомольней, начальник ведомства по откорму быков, резник, и специально царского дома, "сехедж" винного погреба, надзиратель за возделыванием царских садов при Красном доме. Упоминание о должности писца свидетельствует о существовании ведомств учета - органов, характерных для государственной организации и чуждых родовому строю. Уже во времена I династии писцы занимали высокое положение в системе государственного управления.[9]
Все выше перечисленные названия ведомств и должностей свидетельствуют о существовании специальных органов сбора дани, т.е. о существовании аппарата, осуществлявшего главную функцию государства: функцию эксплуатации большинства населения страны. Таким образом, на основании изучения источников, исследователи констатируют факт существования государственного управления в период I-II династий. Причем на протяжении I-II династий система государственного управления непрерывно изменялась. Сам институт царской власти носит на себе яркий отпечаток своего происхождения из института власти племенного вождя. Именно к этому институту восходит верховное право царя на всю землю страны и на распределение прибавочного труда ее населения, отразившееся в таких названиях ведомств государственного аппарата, как перечисленные выше ведомства сбора и распределения продуктов и ведомства непосредственного управления отраслями хозяйства страны. Это верховное право царя представляет собой приспособление права высшего единства родоплеменного коллектива, выполняющегося в лице вождя, к потребностям эксплуатации основной массы населения со стороны имущего класса. Экономически господствующий класс при помощи государства "становится также поистине господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса".[10] Прибавочный труд коллектива, предназначавшийся первоначально
для накопления общего запаса и для покрытия издержек коллектива,
т.е. для войны, богослужения и т.д., распределяется теперь среди лиц правящего класса.
Информация о работе История древнеегипетской государственности