Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:32, курсовая работа
Выбранная мной тема исследования показалась мне наиболее интересной и актуальной из-за того, что Древний Египет – государство Древнего Востока, а здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возникновения античных государств (Древней Греции и Рима) в I тысячелетии до н.э. дихотомию Восток - Запад. Культура
Введение
1. Периодизация истории государства в Древнем Египте.
1.1 Период Раннего царства.
1.2 Период Древнего царства.
1.3 Период Среднего царства.
1.4 Период Нового Царства.
1.5 Период Позднего Царства.
2. Социальная структура Древнего Египта.
2.1 Периоды Раннего и Древнего царств.
2.2 Период Среднего царства.
2.3 Периоды Нового и Позднего царств.
3. Древнеегипетская государственная организация.
3.1 Царская власть.
3.2 Местное управление.
3.3 Организация суда и законы.
4. Военная организация.
4.1 Период Раннего
4.2 Период Древнего Царства
4.3 Период Среднего Царства
4.4 Периоды Нового и Позднего царств.
Заключение
Библиографический список
Здесь преступники работали наряду с взятыми в плен или несправедливо оклеветанными, которых ссылали вместе с родней.
Их направляли в рудник для того, чтобы, по словам Диодо-ра, "одновременно и наложить наказание на осужденных, и получить доходы от использования работников. Отданные туда в огромном числе, все заключенные в оковы, они непрестанно работают, не получая никакой передышки ни днем, ни ночью, абсолютно лишенные всякой возможности побега, так как сторожами к ним приставлены солдаты-варвары, говорящие на языках. Нет такого человека, который, увидев все это, не пожалел бы обездоленных из-за чрезмерности их несчастья" (Диодор. История, 1, 13-14).
Древние египтяне, как и другие народы, выводили свое законодательство из божественных установлений, и поэтому нормы древнеегипетского права были в то же время нормами религиозного происхождения и назначения. Легитимации власти и управления содействовали характерные для мифологии представления о божественном первоисточнике всех правил человеческого общения, включая правовое общение. Олицетворением справедливости в каком-либо конфликте, связанном с нарушением прав и моральных заповедей, выступали также отдельные божества (бог Осирис как "владыка справедливости", богиня порядка и справедливости Маат).
Представление о должном и справедливом со временем стали связывать не только с наличием противоположностей между небесными и земными порядками, не только с деятельностью конкретных богов (Осирис и Маат у египтян),: но и с надлежащим путем (образом поведения, нравами, бытом). В египетской древности сведения о путях обретения справедливости, о надлежащем общественном устройстве и об образе жизни содержались главным образом в мифах и основанных на мифах текстах, преданиях и художественно-изобразительном творчестве. Правовые идеи и ценности, таким образом, отражались и воплощались как в законах, судебных решениях и принципах деятельности властных учреждений, так и в многочисленных формах устного и письменного творчества: настенных надписях, поучениях искусству жизни, в стандартных школьных поучениях, жизнеописаниях и преданиях о "сердце и словах" (о мыслях и приказах) богов и фараонов.
Для статусных отношений весьма характерным было равноправие мужчины и женщины в частных и публичных сферах жизни, подчиняющихся требованиям закона. Женщина могла владеть отчуждать собственность, быть стороной в договоре, вести дело в суде, изготовлять завещание. При содействии отца или мужа она могла выступать свидетелем.
Брак был моногамным, но делались исключения для царей и вельмож. Фараоны и чиновники нередко женились на своих сестрах (по современным подсчетам, до 5% браков вместо 1—2% в большинстве остальных случаев в среде других сословий). По преданию, фараон Рамзес II (XIII в. до н.э.) прожил около 90 лет, из которых 67 правил страной. От своих жен и наложниц он имел свыше 200 детей; 12 сыновей-наследников умерли еще при его жизни.
О разводе и его последствиях не существует свидетельств вплоть до Позднего царства. Наследование осуществлялось по закону: собственность обычно переходила старшему сыну. Были времена, когда дети получали равные наследственные доли. В отсутствие детей жена становилась единственной наследницей. У древних египтян была также возможность обойти предписания закона путем составления особого завещания, официально регистрируемого в пользу тех или иных своих детей, в том числе и дочерей. На детей как наследников возлагались расходы по захоронению своих родителей, даже если об этом ничего не говорилось в завещании. Дети традиционно обязывались также ухаживать за могилами родителей. С этой целью кто-то из членов семьи назначался ответственным по уходу за могилой и наделялся постоянным или временным материальным фондом, которым он обладал и пользовался только по назначению и который не мог распределять между своими детьми.
Собственность и договорные отношения. Наряду с царскими и храмовыми хозяйствами ведущее положение занимали хозяйства вельмож. Они состояли из центральной усадьбы и владений (дворов и поселений). У каждого вельможи был "домоправитель", который отвечал за управление хозяйством. Ему были подчинены писцы, хранители ведомостей, мерщик, и счетчик зерна. Домоправители осуществляли верховный надзор за хозяйством и подвергали наказанию битьем палками всех провинившихся. Особенно велика в этих заботах была роль писцов — они были нужны при учете полевых работ, при перегоне стад, в производственных мастерских. Отчетность была регулярной и включала записи в пространных ведомостях и хозяйственных книгах за весь календарный год. Договоры и условия купли-продажи излагались письменно с необыкновенной точностью и подробностями и скреплялись затем подписями многих свидетелей. Проценты под занятые суммы не должны были превышать сумму долга.
Вначале собственность передавалась на основе устной договоренности и в присутствии официальных лиц (местных или столичных), а затем оформлялась при помощи писца особой записью (и все это делалось за плату). Впоследствии передача собственности стала сопровождаться особым ритуалом: помимо составления договора и подтверждения его принесением клятвы необходимо было совершить обряд ввода покупателя во владение.
Некоторые новации были предложены фараоном Бокхорисом, правителем из XXIV династии (720—715 гг. до н.э.), который вошел в историю как крупный социальный реформатор. Он ввел запрет на обращение подданных в рабов за долги, запретил взимание двукратной суммы за предоставление займа. Наконец, он установил : правило, согласно которому в случае заключения договора без записи доказательством могла служить клятва.
Рассмотрение данного вопроса в самостоятельной главе моей курсовой работы обусловлено тем, что обособленное развитие военной организации является одной из особенностей древнеегипетского государства и оказало существенное влияние на развитие древнеегипетской цивилизации.
Об организации войска в древнем Египте на заре его истории известно мало. Судя по рельефу на Охотничьей палетке конца IV тысячелетия до н. э. (Британский музей), воины-охотники были организованы в боевые племенные единицы, каждая из которых имела свой штандарт с изображением бога. Они были вооружены булавами, копьями, луками и стрелами, боевыми топорами, кинжалами и метательными дубинками. Воины-охотники были одеты в кожаные юбки выше колен, в волосы они втыкали перья. Древнейшим ударным оружием, предназначенным для рукопашного боя, была боевая булава с короткой деревянной рукояткой и каменным навершием грушевидной или круглой формы. Колющим оружием, распространенным в Египте уже в конце IV тысячелетия до н.э., было копье. Египетское копье состояло из длинного крепкого древка и кремневого, костяного или медного наконечника либо с листообразным острием и шипом, либо с раздвоенным в форме ласточкина хвоста. Копье широко использовали в сражениях на протяжении всего III тысячелетия до н.э.[13]
Объединение Египта в конце IV тысячелетия до н. э. происходило в кровавых сражениях с древнейшими государственными объединениями и племенами. Войском, подразделенным на боевые группы, командовал царь.
Осадным орудием служил каменные мотыги. О существовании крепостей на территории древнейшего Египта свидетельствуют остатки крепостных стен, окружавших резиденции царей II династии Перибсена и Хасехемуи в Абидосе. Войска Раннего царства совершали набеги на соседние племена — в Западную пустыню против ливийских племен, в Северную Нубию до Первого и даже Второго порогов, в Восточной пустыне они проложили караванный путь по Вади-Хаммамат. Победы войск, как победы царей, художники и писцы Раннего царства запечатлели в изображениях и надписях на каменных плитах, палетках и ярлыках. Т.о. регулярной боеспособной армии в этот период не существовало, отряды воинов-охотников собирались лишь для запланированных царем боевых действий.
О войске Древнего царства известно больше. Из автобиографической надписи Уны (VI династия) мы узнаем, что в правление Пиопи I было спешно набрано по всей стране войско для походов в Азию. По характеру это войско («меша») было народным ополчением. Оно состояло из «многих десятков тысяч» и возглавлялось не военными командирами, а должностными лицами. Во главе войска царь поставил молодого чиновника Уну, который пользовался у него особым доверием и успел проявить незаурядные организаторские способности. Местные сановники и чиновники командовали отрядами, набранными в подвластных им селениях и дворах.
Ополчение было подкреплено вспомогательными войсками, завербованными среди нубийских племен, живших к югу от Первого порога.
Ополчение созывалось в Египте в экстренных случаях на время больших военных кампаний. Созыв ополчения в стране такой протяженности, как Египет, требовал бы значительного времени, если бы до набора призванные не были уже организованы в рабочие отряды, трудившиеся в хозяйствах царей, храмов и вельмож. После завершения военной кампании призванные в ополчение, вероятно, возвращались к своей обычной работе.
В Египте Древнего царства существовали, по-видимому, постоянные кадры обученных воинов и командиров. Известны должностные наименования: «великий начальник войска», т. е. главнокомандующий, и «начальник войск», т.е. командир войска. Один из «начальников войска» командовал северонубийскими вспомогательными войсками.
Войско Древнего царства, возможно, пополнялось новобранцами, которые назывались «молодцами» («нефер»). Новобранцев направляли в гарнизоны крепостей, расположенных на северо-восточной и южной границах страны, и в укрепления, защищающие караванные пути из пустыни в долину Нила от кочевников. Надзор за крепостями был сосредоточен в руках «начальника укреплений пустыни и царских крепостей».
Военные отряды сопровождали экспедиций в каменоломни и рудники, а также выполняли различные царские работы, главным образом строительные. В течение действительного срока службы эти отряды находились на государственном (царском) содержании. Сохранилось письмо «начальника войска» VI династии верховному сановнику государства по поводу беспорядков в снабжении одеждой ополчения, вызванного в резиденцию.
Во второй половине III тысячелетия до н.э. в Египте, видимо, уже был военный флот. Об этом свидетельствует упоминавшаяся надпись Уны. Сохранилось и изображение военных парусных судов с военнопленными азиатами на стенах храмов царей Сахура и Униса (V династия). На одном из фрагментов рельефа (Метрополитен-музей) изображены два отряда («апер» и «исет») моряков: «молодцов» («нефер») и «спутников» («шемсу»), вооруженных боевыми топорами, дубинками и луками. Отрядами, построенными в колонну из двух рядов по пять моряков в каждом, командуют военачальники с посохами в руках; один из них несет под мышкой свиток папируса, вероятно, с приказом или отчетом. Отряды «молодцов» сопровождает также армейский писарь. На основании этих изображений и сопровождающих их надписей можно предположить, что во второй половине Древнего царства «спутников» царя стали вооружать и, следовательно, начали формировать царскую гвардию.
После падения Древнего царства и довольно короткого периода смут наступил во времена Среднего царства расцвет вновь объединенной страны. В связи с более высоким уровнем развития производительных сил страны и возросшими потребностями в сырье, рабочих руках и широком обмене фараоны XI и XII династий начали вести более планомерную завоевательную политику на юге и северо-востоке.
Автобиографические надписи Среднего царства позволяют уже определенно говорить о существовании в Египте того времени постоянной армии. Армия Среднего царства состояла из «городских» (первоначально номовых) полков и дружины царя. Городскими полками («ниут») командовал «начальник войска» («ими-ра меша»). Дружина царя («чет») подчинялась непосредственно царю и его ближайшим сановникам. Если царя не было на поле сражения, армией командовал «начальник войска». Рядовые воины назывались «анху», они служили под командой «ачу». Воинов обучали военному делу командиры. Обязанность набора в армию возлагалась на армейских писцов. Служба в войске стала профессией молодежи.
Городские полки составляла пехота войска новобранцев — «молодежи» («джам») — и «ударного» войска ветеранов («меифат»). Войска новобранцев, в свою очередь, состояли из временно призванных на военную службу «молодцов» («нефер») и профессиональных воинов — «бойцов» («ахаути»). Отборных воинов из числа «бойцов» могли набирать в отряды «ударного» войска.
Дружина царя («чет») была создана в противовес местным полкам, оставшимся в подчинении у наследственной номовой знати даже в первой половине правления фараонов XII династии (пережиток времени смут, наступивших после падения Древнего царства). Она представляла собой отборный полк - гвардию вооруженных «спутников властителя» («шемсу ей хека»), сопровождавших фараона в военных походах. Многие из таких «спутников властителя» были кадровыми командирами. Путь от рядового бойца царской гвардии до командира, прошел Хусебек, выдвинувшийся при Сену-серте III.
Царская гвардия действовала как на суше, так и на воде и составляла кадры военного флота, сосредоточенного в Фивах.
В состав армии Среднего царства входили также особо организованные отряды вспомогательных иноземных войск, главным образом кушитских племен — «нехсиу» (приречные жители) и «меджаи» (жители пустыни), а также ливийцев и семитов. По-видимому, особенно много в войсках того времени было кушитов, так как название племени «меджаи» стало служить для обозначения воина вообще. Границы страны и пограничные крепости охранял патруль; пограничную службу в пустынях несли «охотники» («нуу»).
Информация о работе История древнеегипетской государственности