История древнеегипетской государственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:32, курсовая работа

Описание

Выбранная мной тема исследования показалась мне наиболее интересной и актуальной из-за того, что Древний Египет – государство Древнего Востока, а здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возникновения античных государств (Древней Греции и Рима) в I тысячелетии до н.э. дихотомию Восток - Запад. Культура

Содержание

Введение
1. Периодизация истории государства в Древнем Египте.
1.1 Период Раннего царства.
1.2 Период Древнего царства.
1.3 Период Среднего царства.
1.4 Период Нового Царства.
1.5 Период Позднего Царства.
2. Социальная структура Древнего Египта.
2.1 Периоды Раннего и Древнего царств.
2.2 Период Среднего царства.
2.3 Периоды Нового и Позднего царств.
3. Древнеегипетская государственная организация.
3.1 Царская власть.
3.2 Местное управление.
3.3 Организация суда и законы.
4. Военная организация.
4.1 Период Раннего
4.2 Период Древнего Царства
4.3 Период Среднего Царства
4.4 Периоды Нового и Позднего царств.
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ История древнеегипетской государственности.doc

— 214.50 Кб (Скачать документ)

Изучение архаических надписей привело исследователей к ряду выводов:

Во-первых, что в период I и II династий система государственного управления находится в процессе непрерывного изменения.

Во-вторых, что в этот период государственный аппарат проходит только начальную стадию становления. Становление государственного аппарата идет неуверенным, колеблющимся шагом: первоначально нет вообще никаких должностей и ведомств и все управление государством осуществляется, с одной стороны, руками старых должностных лиц родоплеменного строя, а с другой стороны, руками приближенных царя. Лишь постепенно появляются названия должностей, отражающие обязанности данного лица, система соподчинения, система дифференциации ведомств по территориальному принципу и по отраслям хозяйства. При этом еще почти отсутствует принципиальное различие между службами царского дворца и ведомствами государственного управления. Такое развитие государственного управления приводит к возникновению чрезвычайно громоздкого, неуклюжего аппарата власти. Укрупнение ведомств, развитие системы их соподчинения составляет уже следующий этап развития государственного аппарата.

В-третьих, последовательно-хронологическое изучение архаических надписей показывает нам, что процесс становления государственного аппарата идет путем преобразования органов родового строя и постепенного вытеснения их новыми органами настоящей государственной власти, причем характерную особенность этого процесса в Древнем Египте составляет преобладание тенденций преобразования, приспособления органов родового строя к новым задачам общества над тенденцией создания новых органов. Причиной этого явления был застойный, консервативный характер экономики Египта, обусловивший возникновение деспотической формы государства.

3.1 Царская власть.

Начиная с III династии происходит укрепление могущества фараона, который теперь не только обожествлялся, но считался равным богам. Логическим следствием изменений в египетской теологии становится разработка ритуала поклонения богу-фараону, строительство гигантских пирамид на местах их захоронений. Теперь окончательно оформляется государственная власть в виде своеобразной древневосточной деспотии. Ее отличительными чертами являются централизация управления, использование аристократического чиновничества и укрепление авторитета фараона при помощи религиозной идеологии.

В эту эпоху оформляются древнейшие органы власти: ведомство общественных работ, древнейший суд, финансово-податное и военное
ведомства. Во главе всего бюрократического управления государством стоял верховный чиновник, помощник царя по управлению страной, объединявший в своих руках высшую административную, военную и судебную власть. Этот высокий пост, особенно при фараонах IV династии, обычно занимал сын царя, что способствовало усилению централизованной деспотии.

Наибольшего могущества власть фараонов достигает в Новом царстве, когда окончательно утверждается основанная на военной силе и многочисленном бюрократическом аппарате имперская власть центра.

Приказы фараона неукоснительно соблюдались, он был главным законодателем и судьей, назначал всех высших чиновников. Считалось, что от фараона-бога зависели урожай, справедливость в государстве и его безопасность. Всякий социальный протест против царя - преступление против религии. Фараону, как носителю высшей государственной власти, принадлежало верховное право на земельный фонд. Он мог жаловать землю вместе с государственными рабами знати, чиновникам, жрецам, мастерам. Жаловал он и титулы. Власть фараона уже в Древнем царстве передавалась по наследству. Но династии, как известно, часто менялись, некоторые фараоны царствовали, особенно в период смут, три-четыре года, что находило оправдание в египетской теологии, в представлениях египтян о власти.  Согласно этим представлениям божественности фараона было недостаточно, чтобы родить нового фараона-бога. В единственного родившегося ребенка вместе с семенем отца-бога должен войти бог, божественное царственное начало. В противном случае все другие дети фараона были бы ипостасью бога-творца, а при множестве жен и наложниц у фараонов их было бы чересчур много. Царственное богосыновство как уникальное качество правящего монарха не передавалось непосредственно по наследству. Оно могло быть передано, "войти" в любую женщину, которая даже никогда не видя царя, способна была произвести нового бога-фараона.[11] Эти представления и служили признанию нового ненаследственного фараона, легитимации власти новой правящей династии, которая, как свидетельствует длительная история Древнего Египта, могли основываться и одним из многочисленных монархов или главных жрецов храмов.

При всей широте полномочий фараона его власть нельзя рассматривать как личную, произвольную. Политическая стабильность единого государства Египта, неприкосновенность трона зависели от того, насколько успешно фараон служил интересам господствующих социальных слоев, особенно военной и жреческой верхушки. Власть фараонов сдерживалась и религиозно-моральными нормами справедливости (маат), следование которым считалось особой заслугой царя-бога. Аменхотеп III (1491-1424 гг. до н.э.), например, в своих надписях указывал, что он всегда "соблюдал закон", т.е. установленный в Египте правопорядок.

В главе 125 "Книги мертвых", обширном произведении, составленном в эпоху Нового царства на основе более ранних жреческих записей (которые клались в гробницу при погребении царей и сановников в качестве своего рода путеводителя для мертвеца на том свете), одна из заповедей-клятв гласила: "Я не чинил людям зла, я не нанес ущерб скоту. Я не совершал греха в месте истины, я не творил дурного". "Речение Ипувера", как и другое литературное произведение древности "Пророчество Неферти", содержит предостережение в адрес правителей, нерадение и ошибки в управлении которых могут привести к краху государства, его гибели, "когда Нил иссыхает, а женщины не рожают".

Все эти тексты свидетельствуют о двойственном представлении египтян о носителях власти. Фараон не только Бог, но и человек, который умирает как все, впадает в грехи, приходит к "Суду вечности", обремененный хорошими или дурными делами, и может быть осужден. Природа фараона человека слабая, смертная, подверженная страданиям, всяческим напастям, только соединившись с природой божественной, оказывается способной к выполнению исключительной сверхъестественной роли, в которой египтяне видели залог их благополучия не только на земле, но и при вхождении в посмертное бытие. В этом свете можно по-иному взглянуть и на само понятие "восточная деспотия", и на массовое участие египтян в строительстве пирамид, которое стимулировалось, видимо, не одним насилием, приказом.

Двойственность представлений египтян о власти отражалась и в особенностях управленческого аппарата древнеегипетского государства, который, несмотря на свою многочисленность, был слабо дифференцирован. Почти все чиновники Египта были одновременно связаны с хозяйственной, военной, судебной и религиозной деятельностью.

3.2 Местное управление.

Древнее царство — это объедине­ние небольших сельских общин, во главе которых стояли общинные старосты и общинные советы — джаджаты. Об­щинные советы в Древнем царстве, состоящие из представи­телей зажиточного крестьянства, были органами судебной, хозяйственной и административной власти на местах. Они регистрировали акты передачи земли, наблюдали за состоя­нием сети искусственного орошения, за развитием земледе­лия. Но впоследствии общинные советы полностью теряют свое значение, а общинные старосты превращаются в чинов­ников централизованного государственного аппарата.

Номархи — представители небольших государств, со­зданных на базе старых общин, а затем отдельных облас­тей централизованного государства, со временем также теряют свою самостоятельность. Еще в Среднем царстве номархи, обладающие различным объемом полномочий в зависимости от своего богатства, силы и влияния при дво­ре, могли возглавлять местное ополчение, выступать жре­цами местных богов и руководителями храмовых хозяйств. В Новом царстве номовая администрация целиком подчи­няется центру, назначавшему в каждый ном особого царс­кого чиновника, при котором были секретарь-писец и ад­министративная палата.

Центральной фигурой разветвленного административ­но-командного аппарата в Древнем Египте на всех этапах его развития была фигура писца-канцеляриста. Их готови­ли в специальных школах, они ведали многочисленными приходно-расходными книгами, два раза в год составляли кадастр всех земель в стране, переписывали население, его имущество и пр.

Страна делилась не только на области, но и на два больших округа — Южный и Северный Египет, во главе которых стояли царские наместники. Такое административное деление, соответствующее древнему делению Египта на Верхнее и Нижнее царства, определяло и особые титу­лы фараона, сохранившиеся и в поздней истории страны, — "владыка двух стран", "царь Нижнего и Верхнего Египта".[12]

3.3 Организация суда и законы.

Суд на всех этапах исторического развития Древ­него Египта не был отделен от администрации. В Древнем царстве функции местного суда сосредоточиваются в ос­новном в общинных органах самоуправления, которые раз­решают споры о земле и воде, регулируют семейные и наследственные отношения. В номах царскими судьями выступали номархи, носившие титулы "жрецов богини ис­тины". Высшие надзорные функции над деятельностью чиновников — царских судей осуществлял сам фараон или джати, который мог пересмотреть решение любого суда, возбудить судебное преследование против должностных лиц. Джати непосредственно подчинялся "начальник шести ве­ликих домов", возглавлявший судебное ведомство и отве­чающий за судопроизводство по всей стране. В Новом цар­стве джати подчинялась и верховная судебная коллегия из 30 судей. Фараон мог назначить чрезвычайную судебную коллегию из его доверенных лиц для рассмотрения тайных дел, связанных с государственными преступниками, заго­ворами против него. Определенные судебные функции имели и храмы. Решение жреца-оракула, имевшего огромный религиозный авторитет, не могло быть оспорено царским чиновником. В Египте были своеобразные тюрьмы, пред­ставляющие собой административные и хозяйственные поселения преступников и специально привлеченных к ра­боте в них "царских людей". Их деятельность осуществля­лась в тесной связи с "ведомством поставщика людей" — царского бюро, занятого распределением различных кате­горий бесправного населения: преступников, рабов-инозем­цев и других — на тяжелые принудительные работы.

Главной целью судебного разбирательства и выносимых решений было пресечение возможности повторного преступления. Так, фальшивомонетчикам отрубали обе руки, ви­новных в выдаче государственной тайны лишали языка, подделы­вателю документов или мер и весов отрубали одну руку.

Судебные инстанции претерпели известную эволюцию. В древности важную роль выполняли суды в рамках общинного самоуправ­ления: они разрешали споры о земле, водопользовании и некоторые внутрисемейные конфликты. В номах функции судей выполняли номархи. Высший надзор за чиновниками осуществляли фараон и везир. Судебные функции выполняли также храмовые служители.

Судебный процесс носил обвинительный характер с устными выступлениями сторон и с письменными или устными Свидетель­ствами. В решении указывались его законные мотивы. Судебная иерархия установилась только в уголовных делах. Мелкие дела рассматривались чиновниками на местах, крупные слушались с участием фараона, либо великого везира. Идеалом судебного ре­шения считалась "строгая справедливость", даже если речь шла о заговоре против фараона. В одной из инструкций начала 2-го тысяче­летия до н.э. фараон наставлял везира, чтобы тот судил все слу­чаи в соответствии с законом, и это значило, что нужно уважать справедливость. Законность как атрибут правления упоминается в документах, а также в более поздних описаниях греческого историка Геродота. При этом земная законность, согласно преданию, полностью согласуется с закона­ми, установленными богами.

Решению дел обычно предшествовало письменное производ­ство: жалоба и ответ на нее, возражение на это, ответ и новое опровержение.

О судебной атмосфере можно составить представление по документу XIV в., описывающему судебную процедуру у вельмо­жи, главного чиновника города Фивы, древней столицы государ­ства. У самого вельможи седалище со спинкой, рядом с ним — жезл, под ногами и за спиной — кожаная подушка. По обе сторо­ны от него разложены 40 кожаных свитков с законами. Его окру­жают 10 вельмож, начальники и заведующий канцелярией по приему посетителей. Наказания выносятся "соответственно про­ступку". Если спор идет о земельных участках (пашнях), то заве­дующему пашнями дается трехдневный срок на представление документов.

Законодательные установления иногда оформлялись в отдель­ные собрания и именовались "дневниками". Это были сборники указов и прецедентов для использования в судебной палате.

На технику изготовления законов в древнеегипетском государ­стве проливает свет укай фараона Хоремхеба (сер. XIV в. до н.э.). В нем повествуется о том, как, "ища благое дело для Египта, ис­следуя дела", фараон "самолично говорит в виде указа", а писец с прибором и свитком записывает "согласно всему тому, что ска­зал его величество". В этом же указе перечислены критерии под­бора на должность судей: "немногоречивые, благонравные, умею­щие судить, слушающие речь царя и законы судебной палаты". Цель судейского участия в делах управления государством выгля­дит очень древней по происхождению и назначению — умиротво­рение конфликтующих и непослушных.

Все наказания отличались жестокостью — с телесными муче­ниями и членовредительными действиями, с обращением в рабство за совершаемые преступления. Умерщвление раба наказывалось смертью наравне с убийством египтянина. То же наказание угрожало клятвопреступнику. Диодор Сицилийский в своей "Истории" (I в. до н.э.) сообщает о прак­тике осуждения за преступления в виде подневольной работы на рудниках по добыче золота в южных районах Позднего царства (район Напата и Мероэ).

Информация о работе История древнеегипетской государственности