История развития науки и техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 12:26, контрольная работа

Описание

Транспорт – совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов, сигналов и информации из одного места в другое. Термин транспорт происходит от латинского транс («через») и portare («нести»). Транспорт – важная составная часть мировой экономики, так как является материальным носителем между государствами.

Содержание

1 Транспорт и торговля – морские и океанские суда, порты, навигационные приборы, транспортная тара; предохранительные средства (хронометры, средства связи и сигнализации, спасательные средства) в Средневековье. 2
2 Внедрение ДВС – двигатель Э.Ленуара, карбюратор Н.А. Отто и Э.Лангена; появление новых опасностей для здоровья человека. 6
3 Колесный транспорт – автомобиль Г.Даймлера и К.Бенца, дифференциал О.Пеккера, пневматические шины Р.Томсона, независимая подвеска колес А.Болле, автомобильный завод Г.Форда, завод АМО в Москве. 10
4 Кино – кинематограф братьев Л.Ж. и О.Люмьер, звуковое кино, цветное кино. 19
5 Теоретические методы – закон как форма теоретического знания, научная теория, научная гипотеза; познавательные функции закона, теории и гипотезы. 23
6 Список используемой литературы 28

Работа состоит из  1 файл

ИРНТ.docx

— 82.62 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Теоретические методы – закон как форма теоретического значения, научная теория, научная  гипотеза, познавательная функция закона, теории и гипотезы.

Метод – в самом широком  смысле слова – «путь к чему – либо», способ деятельности субъекта в любой её форме.Понятие «методология»  имеет два основных значения:

- система определённых  способов и приёмов, применяемых  в той или иной сфере деятельности (в науке, политики и т.п.)

- учение об этой системе,  общая теория метода, теория в  действии.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирования  процесса познания или практического  преобразования того или иного объекта. Поэтому метод – совокупность определённых правил, приёмов, способов, норм познания и действия. Главное  предназначение любого метода на основе соответствующих принципов обеспечить успешное решение определённых познавательных и практических проблем. Основные различия теории и метода составляет в следующем:

- теория – результат  предыдущей деятельности, метод  – исходный пункт и предпосылка  последующей деятельности;

- главные функции теории  – объяснение и предсказание, метода – регуляции и ориентация  деятельности;

- теория – система  идеальных образов, отражающих  сущность, метод – система правил, выступающих в качестве орудия  дальнейшего познания и изменения  действительности.

- теория нацелена на  решение проблемы – что собой  представляет данный предмет,  метод – на выявление способов  и механизмов его исследования  и преобразования.

Таким образом, теории, законы, категории и другие абстракции ещё  не составляют метода. Чтобы выполнять  методологическую функцию, они должны быть соответствующим образом трансформированы, преобразованы из объяснительных положений  в ориентационно-деятельные, регулятивные принципы метода. Теоретические методы (основные):

- идеализация

- формализация

- математическое моделирование

- рефлексия – как основной  метод метатеоретического познания (1 – над результатами; 2 – анализ  познавательных средств и процедур; 3 – выявление предельных культурно  – исторических оснований, философских  установок, норм и идеалов исследования).

Открытие и формулировка законов составляет важнейшею цель научного исследования: именно с помощью  законов выражаются существенные связи  и отношения предметов и явлений  объективного мира. Все предметы и явления реального мира находятся в вечном процессе изменения и движения. Опираясь на законы, наука получает возможность не только объяснить существующие факты и события, но и предсказывать новые. Путь к закону лежит через гипотезу. Чтобы установить существенные связи между явлениями, мало одних наблюдений и экспериментов. Таким путём могут быть открыты только сравнительно простые, так называемые эмпирические законы. Более глубокие научные или теоретические законы относятся к ненаблюдаемым объектам. Такие законы содержат в своём составе понятия, которые нельзя ни непосредственно получить из опыта, ни проверить на опыте. Поэтому открытие теоретических законов неизбежно связано с обращением к гипотезе, с помощью которой пытаются нащупать искомую закономерность. В своих поисках закона исследователь руководствуется определённой стратегией. Он стремится найти такую теоретическую схему или идеализированную ситуацию, с помощью которой он смог бы в чистом виде представить найденную им закономерность. Процесс постижения закона, как и процесс познания в целом, идёт от истин неполных, относительных, ограниченных к истинам все более полным, конкретным. Это означает, что в процессе научного познания учёные выделяют всё более глубокие и существенные связи реальной действительности. Второй существенный момент, который связан с пониманием законов науки, относится к определению их места в общей системе теоретического значения. Законы составляют ядро любой научной теории. Как правило, всякий вновь открытый закон учения стремится включить в некоторую систему, теоретического значения, связать его с другими, известными уже законами. Поиски отдельных, изолированных законов в лучшем случае характеризуют неразвитую до теоретическую стадию формирования науки. В современной, развитой науке закон выступает как составной элемент научной теории, отображающей с помощью системы понятий, принципов, гипотез и законов более широкий фрагмент действительности, чем отдельный закон. В свою очередь система научных теорий и дисциплин стремится отобразить единство и связь, существующую в реальной картине мира.

Научная теория – это  система знаний, описывающая и  объясняющая определённую совокупность явлений, дающая обоснования всех выдвинутых положений и сводящая открытые в  данной области законы к единому  основанию.

Основные черты научной  теории:

- Научная теория – это знания об определённом предмете или строго определённой, органически связанной группе явлений. Объединение знаний в теорию определяется её предметом.

- Теорию в качестве важнейшего её признака характеризует объяснение известной совокупности фактов, а не простое их описание, вскрытие закономерностей их функционирования и развития.

- Теория должна обладать прогностической силой, предсказывать течение процессов.

- В развитой теории все её главные положения должны быть объединены общим началом, основанием.

Наконец, все входящие в  содержании теории положения должны быть обоснованы. Также есть вспомогательные основания теории то, что служит для построения, обоснования теории, решение её прикладных и теоретических проблем. Среди них несколько групп.

- Семиотические основания – правила построения языка теории и теории в этом языке.

- Методологические основания – методы, которыми пользуется данная наука.

- Логические основания – те правила и законы логики, по которым из исходных терминов и предположений теории получаются производные при сохранении определённого изначального семиотического значения предложения.

- Прототеоретичекие основания – те теории, которые используются в качестве основания данной теории.

- Философские основания – категории и принципы философии, используемые для построения, обоснования теории и решением её проблем.

Структура научной теории. Основной формой научного знания являются научные теории. Теория выступает как наиболее сложная и развитая форма научного знания. Приступая к описанию структуры научной теории, необходимо отметить, что его можно давать как содержательной, так и с формальной стороны. С содержательной стороны теория состоит из эмпирического базиса, то есть совокупности зафиксированных в данной области знания фактов установленных в ходе экспериментов и требующих своего теоретического обобщения, то есть множества допустимых в рамках теории правил логического вывода и доказательства, с помощью которых делаются выводы из эмпирических фактов, собственно теории, то есть совокупности выведенных в теории утверждений с их доказательствами. Однако более интересен анализ теории с формальной точки зрения. В этом случае теория предстаёт перед нами в виде множества допущений, аксиом, общих законов, в совокупности описывающих объект теории. Можно выделить собственные теории это исходные термины и предложения теории, которые логически обуславливают остальные её термины и предложения. Собственные основания принадлежат самой теории, находятся внутри её. Исследуя вопрос о сущности и происхождении научной теории. Необходимо обратить внимание на их классификацию. Учёные – науковеды обычно выделяют три типа. К первому типу теории относится описательные (эмпирические) теории – эволюционная теория Ч. Дарвина, физиологическая теория И. Павлова различные современные психологические теории. На основе этих эмпирических данных формулируются общие законы, которые становятся базой теории. Второй тип научных теорий составляют математизированные научные теории, использующие аппарат и модели математики. Третий тип – дедуктивные теоретические системы. Первой дедуктивной теорией является «Начала» Евклида, построенное с помощь аксиоматического метода. Исходная теоретическая основа таких теорий формулируется в их начале, а затем в теорию включают лишь те утверждения, которые могут быть получены логически из этой основы. Содержание и особенности каждого типа научной теории убеждают в том, что возникновение научных теорий неразрывно связано с процессом идеализации и абстрагирования, которые, в свою очередь, порождают научные термины – понятия. Понятие – это отражение предметов и явлений со стороны их существенных свойств и отношений, форма мышления, которая обобщает и выделяет предметы по их общим признакам. Их можно разделить на 2 группы:

- эмпирические

- теоретические

Абсолютной границы между  ними нет. Обычно к эмпирическим понятиям относятся те, что связаны с  явлениями и предметами реальной деятельности, с данными чувственного опыта. Теоретические понятия относятся к предметам и явлениям объективного мира, но в качестве существенных черт выступают ненаблюдаемые свойств, часто гипотетические. Научные понятия формируются как результат двух процедур:

- абстрагирования

- идеализация

Абстрагированные представляют собой мысленное отвлечение от всех свойств, связей и отношений изучаемого объекта. Идеализация представляет собой операцию мысленного выделения, какого – то одного, важного для данной теории свойства или отношения. Задача науки – выявление общих законов, которые выражают повторяющиеся в различных предметах и явлениях существенные свойства и отношения.

Гипотеза – выраженное в форме суждения, предположение  или предугадывание чего – либо. По выражению И. Канта, гипотеза – это не мечта, а мнение о действительном положении вещей, выработанное под строгим надзором разума. Характеристика гипотезы как основной формы мысленного освоения мира отражает не только роль гипотезы в естествознании, но в равной мере и её роль в общественных науках. Примером может служить выдвинутая К. Марксом гипотеза материализма в социологии, которая, по словам Ленина, впервые возвела социологию на степень науки. Для того чтобы быть научной, гипотеза должна удовлетворять следующие требования:

1. Научная гипотеза должна быть проверяемой, то есть следствия, выведенные из неё путём логической дедукции, должны поддаваться опытной проверке и соответствовать результатам опытов, наблюдений и т.д.

2. Гипотеза должна обладать достаточной общностью и предсказательной силой, то есть объяснить не только те явления, из рассмотрения которых она возникла, но и все связанные с ними явления.

3. Гипотеза не должна быть логически противоречивой. Из противоречивой гипотезы по правилам логики можно вывести любые следствия, как проверяемые, так и их отрицание.

Рабочие гипотезы часто используются как промежуточные звенья в научных  построениях благодаря их дидактической  ценности.

Наука вырабатывает, прежде всего, научную картину мира как  совокупность знаний о природе, обществе и человеке. В этом процессе проявляется  познавательная функция. Познавательная функция задана сутью науки, главное  назначение которой – как раз  познание природы, общества и человека, рационально – теоретическое  постижения мира, открытие его законов  и закономерностей, объяснения самых  различных явлений и процессов, осуществление прогностической  деятельности, то есть производство нового научного знания.

Гипотеза – догадка  о факте, в настоящее время  недоступном для обнаружения, а  так же предположение о причине, которая вызывает данное следствие  в научном исследовании. Если открывается  новый факт или делается новый  вывод, и они не согласуются с  ранее принятым объяснением, то возникает  необходимость выдвинуть новую гипотезу. Функция гипотезы – путь к новым исследованием, и накапливаемый материал приводит к образованию гипотез, устраняет один из них, исправляет другие, пока они не становятся теориями. Гипотезы, ставшие теориями, выражают всеобщие и необходимые отношения, хотя и существуют только в условиях, проявившихся в процессе их проверки. Основу гипотезы составляют знания, установленные экспериментально, в силу чего они опираются на объективную реальность. В процессе образования гипотезы и её существовании можно выделить 5 стадий:

- факт наличия явления,  процесса, предмета, объяснять причину  существования которых имеющимися  средствами пока нельзя.

- всесторонние изучение  явления, процесса, предмета, выяснение  связей и обстоятельств.

- выдвижение гипотез о  возможной причине явления.

- определение следствий,  логически вытекающих из предполагаемой  причины.

- проверка соответствия  следствий факта действительности, то есть подтверждение истины.

Под теорией понимается гипотеза, которая получила определённое подтверждение, включающая факты, законы, выводы, которые  могут быть истолкованы на основании  каких – то представлений. Очень  часто исходным положением теории является аксиома – исходное положение. Теория, как экспериментально подтвержденное обобщение и объяснение опыта, даёт общую перспективу дальнейших исследований на более высоком уровне. Теория является научной истиной, так как объясняет процессы, не прошедшие через эксперимент. Её значение не уменьшается и в случае, если открываются другие процессы того же класса, в которых не действуют отношения, установленные этой теорией. Возникает новая гипотеза, охватывающая и вновь открытие.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Курс лекций представляет собой сокращенный вариант учебного пособия Запарий В. В., Нефедов С. А. История науки и техники. Екатеринбург, 2003. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Zapar/02.php

2. Секрет успеха Генри Форда http://mindspace.ru/136-sekret_uspeha_genri_forda_-_avtomobilnogo_korolya_ameriki/

3. История современного автомобиля http://www.diskireplica.ru/articles/3558/

4. (BOLLEE) Ле Ман, Франция, 1885-1922 http://www.di-mart.com/index.php?page=encyclopedia&id=13667

5.Справочник для школьников и студентов http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/zhizn-okeana/morskie-suda.html

6. От ремонта к производству. Заводы заслуживающие внимания http://www.avtomash.ru/pred/muzei_a/1918/1918-1.html

7.Страницы истории АМО  http://www.zilforum.ru/viewtopic.php?f=24&t=9#p73

8. История кино http://www.k1no.ru/istoriya-kino.htm

9. Как появился и развивался  кинематограф http://www.stepandstep.ru/catalog/learn-as/117148/kak-poyavilsya-i-razvivalsya-kinematograf.html

10. История возникновения  кино http://mufilm.ru/viewtopic.php?id=335

11. Философия науки и  техники  В.С.Степин В.Г.Горохов М.А.Розов

12. Теоретические методы. Лекции http://bgaupie.on.ufanet.ru/oni.htm

13. Структура теоретического  знания. Уровни и формы мышления. Проблема, гипотеза, теория, закон http://www.aspirantfilosov.narod.ru/1-14.html


Информация о работе История развития науки и техники