Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:35, контрольная работа
Цели и задачи:
сравнение теории стоимости К.Маркса с теорией А.Смита.
противоречия между динамикой цен и динамикой производства;
показать значение схем воспроизводства.
Введение………………………………………………………….….2
Теория стоимости…………………………….. …………………...3
Теория цены производства ……………………………….…........6
Теория воспроизводства…………………………………….…….9
Заключение…………………………………………………….…..11
Литература……………………………………………….………...13
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово-
Кафедра
экономической теории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по
истории экономических
учений на тему:
Экономическая
система марксизма.
Преподаватель
Работа выполнена
Краснодар
– 2009
СОДЕРЖАНИЕ:
-1-
1.ВВЕДЕНИЕ
Карл Маркс, как один из
Вскоре после написания в 1848 г. «Манифеста Коммунистической партии» К.Маркс столкнулся с необходимостью теоретически обосновать высказанных в документе требований о переделе общественного богатства. Этой цели послужили историологические и политэкономические труды Маркса, написанные, в основном, после «Манифеста». Одним из источников концепций Маркса стала классическая политэкономия, развитая в трудах британских учёных Адама Смита и Давида Рикардо, в первую очередь, разработанная ими трудовая теория стоимости, на которой нам придётся остановиться более подробно.
Утверждения, высказываемые
марксистскими идеологами на экономические
темы, по сей день, находят отклик в сознании
некоторой части общества, причём части
общества, которую система образования
ориентировала на рациональное, научное
познание действительности. Этот феномен
заслуживает рассмотрения, по меньшей
мере, с трёх сторон. Во-первых, если эти
идеологические утверждения опираются
на строгие и методологически выверенные
научные выкладки, то почему они всегда
убеждают только часть тех, кто начинает
разбираться с выкладками? Во-вторых, если
эти идеологические утверждения не опираются
на строгую научную методологию, то какими
приёмами марксистским идеологам удаётся
убедить в своей правоте так много людей?
В-третьих, правильно ли использовать
экономическое учение Маркса для формирования
общественного сознания или проведения
государственной политики? Вокруг этой
тематики сломано много копий, и данная
статья во многом будет очередным воспроизведением
аргументации одной из сторон с целью
ознакомить с ней современного читателя,
не имевшего возможности следить за теоретическими
спорами конца XIX – начала XX веков.
Цели и задачи:
-2-
1. Теория стоимости.
В основу своего исследования А. Смит положил трудовую теорию стоимости, считая закономерным определение стоимости затраченным трудом и обмен товаров, соответственно, - заключенным в них количеством труда. Им была предпринята попытка анализа реальной системы товарно-денежного обмена и ценообразования в условиях капитализма свободной конкуренции.
А.
Смит определил и разграничил
потребительскую и меновую
При этом для А. Смита характерно определение стоимости только количеством труда, но в анализе цены товара он колеблется между различными определениями меновой стоимости:
Такое положение верно только в условиях простого товарного производства. При капитализме же имеет место противоположное явление: количество труда, овеществленное в товаре, в результате операции купли- продажи получает в свое распоряжение большее количество труда. А. Смит обнаруживает, что в обмене при капиталистических формах хозяйства общий закон эквивалентности товаров теряет свою силу. Он приходит к выводу, что в условиях капитализма рабочее время перестает быть постоянной мерой, регулирующей стоимость товара. Поэтому для условий капитализма ему пришлось сконструировать другую теорию, согласно которой стоимость товара образуется путем сложения заработной платы, прибыли и ренты, приходящихся на единицу товара. Но эта теория не учитывала постоянный капитал.
Рациональным зерном в концепции стоимости А. Смита стало понимание, что величина стоимости определяется не фактическими затратами труда отдельного товаропроизводителя, а теми затратами, которые в среднем необходимы для данного состояния производства. Он отмечал также, что квалифицированный и сложный труд создает в единицу времени больше стоимости, чем неквалифицированный и простой, и может быть сведен к последнему посредством коэффициентов.
О
дальнейшем развитии А. Смитом теории
стоимости свидетельствовало
-3-
причем первая понималась сначала как денежное выражение стоимости. А. Смит считал, что естественная цена товара представляет собой центральную цену, к которой постоянно тяготеют цены всех товаров. Этим он положил начало исследованию конкретных факторов, вызывающих отклонение цен от стоимости.
В
целом же, как уже отмечалось взгляды
А. Смита на соотношение между
стоимостью и доходами характеризуются
двойственностью и
По признанию самого К. Маркса, как ученый он исходил одновременно из трех научных источников: английской классической политической экономии Смита и Рикардо, немецкой классической философии Гегеля и утопического социализма. У Смита и Рикардо им заимствованы трудовая теория стоимости, положения закона тенденции нормы прибыли к понижению, производительного труда. У вторых - идеи диалектики и материализма, у третьих - понятие классовой борьбы, элементы социологического устройства общества. Автор “Капитала” является не единственным в числе исследователей начала и середины XIX в., рассматривавших политику и государство как вторичные явления по отношению к социально-экономическим, предпочитавших, следуя причинно-следственному подходу, классифицировать экономические категории как первичные и вторичные, считавших экономические законы, капитализм и соответственно рыночный механизм хозяйствования временными.
Одним из краеугольных камней экономической теории марксизма является трудовая теория происхождения стоимости (ценности). Трудовую теорию стоимости Маркс взял у Рикардо, однако, это не совсем так: Рикардо утверждал, что товары обмениваются в количестве, пропорциональном труду, затраченному на их производство. N(a):N(b)=L(a):L(b). В то время как Маркс утверждал в письме к Энгельсу -"Ценность - начисто сводится к количеству труда, время как мера труда" и объяснял - вот пропорция обмена : А=хВ. Т.е. если, например 1 г. золота равен 1 тонне дров, то значит, что на производство 1г. золота затратили столько же времени, сколько и на рубку 1т. дровишек. Столь различные виды труда приравнивались на основе введенной Марксом категории двойственности труда - труда простого и сложного, а также конкретного и абстрактного. Например, изготовление стула - труд в своем конкретном аспекте, и в то же время является трудом абстрактным - связанным с общими затратами нервов и мускул. В дальнейшем речь идет именно об абстрактном труде. Труд сложный равен помноженному простому труду. Меньшее количество сложного труда может быть равно большему количеству простого. Что является сложным и простым трудом решает "общественный процесс", который и
-4-
устанавливает обменные пропорции на рынке. Т.е фактически Маркс уходит от ответа и от доказательства своих предположений, ведь то, что рынок устанавливает цены не доказывает трудовую теорию стоимости (ценности) Маркса. Однако, несмотря на бездоказательность указанного деления труда, примем его как гипотезу и двинемся дальше, к вопросу том, почему ценность самого труда (зарплата) всегда меньше продукта труда. Ведь по Марксу ценность продукта труда равна затратам абстрактного простого труда.
Ход рассуждения Маркса таков: если бы рабочий продавал капиталисту свой труд, то предприниматель не получал бы прибыли. И действительно - если рабочий производит, например 10 лопат за день, то справедливым по Марксу было бы получение рабочим денежного эквивалента за 10 лопат - так как ценность создается только трудом. Но этого не происходит а, следовательно, рабочий продает капиталисту, внимание, - не труд, а рабочую силу. Где различие : рабочая сила - это человек, потенциальный работник, это способность, возможность выполнять работу. Рабовладелец, покупая раба, покупал эту способность - раб был рабочей силой. Труд же - реализованная способность выполнять работу. Вопрос - что же требуется капиталисту - способность выполнять работу? Но как замечают критики Маркса, способного лентяя капиталист тотчас же выгонит, так как ему не нужен сам работник, ему все равно - способен ли он или в меньшей степени приспособлен для работы, лишь бы его возможность была воплощена в продуктах труда рабочего, а значит он заинтересован в труде. Маркс и приводил, поэтому множество примеров "порабощения труда капиталом", очевидно пытаясь указать на практическое отсутствие разницы между пролетарием, зависимым от своего хозяина, привязанным к нему невидимыми цепями, сравнивая пролетариат с рабами античных государств. Однако в дальнейшем Маркс вступает в противоречие с самим собой: "Капиталист оплачивает, например дневную ценность рабочей силы. Следовательно потребление ее как и всякого товара- например лошади в продолжение дня принадлежит ему." Но потребление лошади - это потребление труда лошади, не ест же он ее в течение дня. Иными словами, рабочая сила хоть и сдается внаем, но покупается и продается все же труд или использование рабочей силы.
К. Маркс, создав учение о
прибавочной стоимости,
-5-
Итак, в чём же состоит