Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:19, реферат
История казахского народа тесно связана с Семиречьем - Жетысу и прилегающими территориями. Именно сюда в 1459 г., откочевали из пределов государства кочевых узбеков Абулхаир-хана чингизиды Керей и Джанибек. Здесь в местности Козы-Баши были заложены основы государства, получившего название Казакия. Отсюда земля казахская распространилась до своих нынешних пределов.
История казахского народа
Поэтому не случайно, что и
сейчас Семиречье является
Возможно,
что именно это обстоятельство,
- наличие трех географических
зон, повлияло на формирование
трех составных частей
Первое упоминание о жузах казахов, известное на сегодняшний день, относится к 1616 г. и относится оно как раз к Старшему жузу.(3)
Вызывает множество споров
Приведенное
народное предание, интересно в
том отношении, что оно
Иначе говоря, положение старшего жуза сравнимо с положением старшего брата. Такие же отношения сохранялись и внутри жузов. Так, старшим в Улу жузе считался род жалаир. Казахские шежире гласят: 'Мальчик из рода жалаир сидит выше, чем старик из любого другого рода'. Следующим по старшинству считался ошакты.(6)
Такие традиции были и у других народов. Есть они к примеру, у индийцев.
Порядок
старшинства соблюдался чаще
всего во время наиболее
Старшинство жуза или рода, было, таким образом, только ритуальным. Наличие жузов не являлось фактором, разделяющим народ и его культуру. Так, В.В.Радлов, справедливо заметил ':Всюду бросается в глаза единообразие их обычаев, привычек, быта, характера и повсюду их резко отличает от других тюркских народов общее им всем осознание принадлежности к народу казахов'.(8)
Эта принадлежность
В
различных местах Семиречья и
Южного Казахстана сохранились
Само это имя ('Алаш'- пестрый') являлось символом единства народа, вторым его самоназванием.
Генеалогические предания - шежире, играли очень большую роль в жизни казахов. В Семиречье существовал экзогамный барьер на заключение браков до 8-9 поколения.(10)
Но каждый обязан был знать
имена и более отдаленных
В записанном Ч.Ч. Валихановым
предании говорится, что
Существовала и другая легенда,
'Родоначальником
[киргизского] поколения
Как мы видим все племена Старшего жуза, независимо от племенной принадлежности считали себя одновременно и уйсунями. Этот этноним являлся и синонимом Старшего жуза. Приведенные выше генеалогические предания должны были подчеркнуть близость племен Старшего жуза, посредством возведения их к одному предку.
Аналогично этому, приводимое ниже генеалогическое предание, подчеркивало принадлежность казахов Старшего жуза к исламскому миру.
'Вот
другое предание, очевидно, произошедшее
под религиозным влиянием
Но за неудовольствие, причиненное им пророку, и по .... общественного проклятия бог обрек его и его потомков бродяжничеству, благословив, впрочем, вместе с тем на довольство и безбедность.
От него [Оксе] происходит... родоначальник [уйсуней] и всего народа.(12)
О родоплеменном составе Старшего жуза, повествуют не только устные предания, но говорят и письменные документы.
Первые наиболее достоверные известия содержатся в русских источниках (13)
В приведенной выше легенде
говорится, что казахи
Анализ
различных данных дает
Каждое из этих подразделений имело свою тамгу - знак, уран - боевой клич (как правило, имя предка данного рода). Эта традиция существовала у многих кочевых тюркоязычных народов. По легенде она восходит ко времени жизни Огуз -хана, мифического первопредка тюрков. Игат-Иркыл-Ходжа, визирь Огуз-хана, дал каждому племени свой отличительный знак - тамгу, уран, онгон.(17)
У казахов Старшего жуза общий уран звучал как 'Салауат', их птицей был беркут, деревом - карагач, тамгой - (сургi).
Наряду с этим своя тамга
и уран были у каждого племени,
Усуни/ уйсуни были одним из древнейших этносов Семиречья. В состав сары-уйсуней входят куттымбет, жанай, жолай, талай, жандосай, кулеке, кырык.(19)
Известия о уйсунях восходят к Ш-П вв. до н.э. Древние усуни рассказывали легенду, о том, что их предок был выкормлен вороном и волчицей. Многие народы считают ворона демиургом - творцом мира, а волчица почиталась тюрками и в более поздние времена.
Казахстанский ученый Ю.А.Зуев, сравнив
эту легенду с рассказом о
происхождении древних тюрков, проанализировал
множество фактов и
О наличии племени усунь на территории Казахстана в XV в. указывает, в частности, Масуди в 'Тарихи Абулхаир-хани'.(21)
В дальнейшем усуни сыграли важную роль в этногенезе многих среднеазиатских народов, и в первую очередь казахского народа. Они вошли в состав киргизов, каракалпаков и узбеков.(22
Сары-уйсуни в основном располагались на левом берегу Или и в предгорьях Заилийского Алатау, а также по правому берегу Таласа и по реке Курагаты до ее впадения в р.Чу.(23)
Столь же древним, как усуни, является племя канглы/ канлы. По родословной, приводимой Ч. Валихановым, родоначальником канглы был Когам, сын Тобея (Тобе-бия) .(24)
Говоря о языковой
В XIV - XV вв. канглы входили в состав могульских племен и участвовали в походе на Мавераннахр. В. В. Бартольд усматривает тождество кипчаков и канглов. (26)
Очень интересен казахский
Канлы были расселены в основном, на левобережье Или и в предгорьях Заилийского Алатау. Небольшие группы канлы проживали и в других районах Семиречья, соседствуя с шанышклы. М.Тынышпаев приводит следующую генеалогическую таблицу Канлы
Сары-канлы: Омуртка Кумурска Алмбет Акбарак Султаным Токай
Кара-канлы(алты-ата): Тогузбай, Онбай, Карманас, Каспан, Бадрак, Кызыл-Канлы(28)
Канглы вошли в состав целого ряда народов, в том числе узбекского, каракалпакского, башкирского и киргизского.
Тамга канглы - , уран - Байтерек.(29) Одним из древних и крупных племен Старшего жуза является племя дулат.
Вопрос об этнической принадлежности дулатов служил предметом спора многих исследователей. Выдающийся ученый Н. А. Аристов доказал, что дулаты были тюрками. По его мнению, род дулу существовал еще до нашей эры. (30)
В сведениях относящихся к XIV в. указывается, что среди племен Джагатайского улуса главным являлось племя дуглат (дулу). В составе Могулистана они 'были одним из могущественных племен'.(31)
На рубеже XV-XVI вв. племя дулат обитало на той же территории, и явилось одним из важных этнических компонентов, вошедших в сложившуюся казахскую народность. Они были расселены на значительной территории Старшего жуза. Места их кочевий простирались в широтном направлении от среднего течения Или до Чу, Таласа и дальше вдоль предгорий Киргизского Алатау и Каратау до среднего течения Сырдарьи, а в меридиональном - от хребтов западных отрогов Тянь-Шаня до среднего течения Чу, Муюнкумов и южной оконечности озера Балхаш. В середине XVII в..под давлением джунгар, вторгшихся в Семиречье, основная масса родов племени дулат, кочевавших по левобережью р. Или, отошла в район рек Чу, Таласа, Келеса.(32)
В конце ХУШ в. племя дулат в количестве 40 000 семейств кочевало около границы с Китаем, в районе Кульджи, Кашгара, Кукона, по рекам Семиречья и в горах Алатау, а также по рекам Талас, Ангрен, Чирчик и в горах Чингис-Чаган.(33)
'Дулатовские кайсаки, - писал Ч.Ч. Валиханов, - превосходят все другие роды [Большого жуза] как своею многочисленностью, так и воинственностью и богатством. Их в пять раз больше, чем албанов, в три раза, чем джалаиров, не говоря уже о других незначительных родах Большой орды. Некоторые поколения дулатов, албанов и большая часть чапраштов кочуют и на правой стороне Или. Оба эти рода еще делятся на несколько отделений и подразделений:'(34) По мнению Шакарима, эти подразделения - ботбай, шымыр, сикым, жаныс, албан, суан. Тынышпаев М. Называет сикым (сыйкым), ботбай, шымыр, жаныс. (35) Согласно древнетюркской легенде Огуз-каган дал каждому роду определенный знак, определенную часть мяса и т.д.