Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:19, реферат
История казахского народа тесно связана с Семиречьем - Жетысу и прилегающими территориями. Именно сюда в 1459 г., откочевали из пределов государства кочевых узбеков Абулхаир-хана чингизиды Керей и Джанибек. Здесь в местности Козы-Баши были заложены основы государства, получившего название Казакия. Отсюда земля казахская распространилась до своих нынешних пределов.
Наибольшим семиотическим
Наряду с кипчакским в Семиречье сохранился еще один тип юрты с характерным коническим сводом, видимо более древний по своему происхождению.
Об этом типе юрты также писал Ч.Ч.Валиханов: 'Есть еще третий род юрты, которая называется калмак-юй (калмыцкий дом). По значению названия уже видно, что этот дом перешел от калмыков-торгоутов. Этот калмак-юй, или иначе торгоут-юй, от кайсацкой юрты отличается только тем, что ууки его длиннее и менее выгнуты, чангарак в диаметре не более пяти четвертей, и вообще эта юрта имеет более коническую форму. У киргиз-кайсаков существует еще другая юрта, называется кос (кош), или джулум-уй. Она употребляется у них для табунщиков лошадей или во время походов и в этих случаях для перевозки вьючится на лошадей Был у казахов Семиречья (в долине р.Или) еще один вид жилища - шалаш курке, состоявший из четырех жердей покрытых войлоком.(92)
Эти виды жилья использовались
при перекочевках в теплое
время года. В этот период года,
в частности летом, скот
Здесь, в холодное время года
использовались уже не
Характерной
особенностью зимнего периода для
казахов являлось стационарное пребывание
на одном месте в течение всей
зимы. Летом здесь выполняли
Зимовки- поселения в Семиречье известны со времен саков и усуней.(94)
О зимовках казахов Касим-хана говорится к примеру в 'Тарихи-Рашиди'
Мухаммеда Хайдара. (95)
О казахских зимовках писали
и русские источники.
В
каждом ущелье размещались по
3-5 хозяйств, в каждом хозяйстве
- одно- или двухкамерные жилища
и сараи. Строительным
Обследование зимовок-
Таким образом, рассмотрение зимовок из разных уголков Семиреченской области позволяет прийти к следующим выводам:
Во-первых, зимовки
и жилища, в этом регионе обладают
большим разнообразием в
Во-вторых, в районе Капала в зимовках-поселениях в обязательном порядке юртообразные жилища устраивались вместе с четырехугольной комнатой, между ними проходил небольшой коридор, так называемый дэл1з. В другом регионе (горы Торайгыр, Бугуты, Сарытау), юртообразные жилища встречаются как отдельные строения.
В-третьих, существенные отличия имеются в отопительной системе. На зимовках-поселениях, найденных в районе Капала, в жилищах встречаются каны-лежанки, причем не в одном месте, а в каждом ущелье, где построены зимние стационарные жилища. Виды канов очень разнообразны: двухканальные, г-образные, двухъярусные каны.
В-четвертых,
приведенные особенности
Древней формой жилищ,
У казахов существовал еще
один тип стационарных
Не менее примечателен материал, из которого строятся молы, за исключением тех, которые выстроены чалаказаками (выходцами ташкентскими). В кайсацкой моле и около нее выражается весь вкус кайсака, его искусство в архитектуре, его резьба и живопись.
/ Новые могилы
имеют две главные формы:
Вообще могила эта составляет квадрат:. некоторые из них так обширны, что в них может укрыться от нападения человек до ста. :Эта форма более других нравится кайсаку, потому что громадность у него - первое условие величия предмета, и могилы таких форм поэтому устраиваются над прахом важных и богатых киргиз-кайсаков. :
Самая большая могила, какую я встречал в Большой орде в этом роде, построена для Кулан-хана на р. Талгар по кашгарской караванной дороге. Эта могила состоит из двух частей: ограды и самой гробницы. Ограда имеет вид кургана с башенками на углах и с простым украшением над дверьми. Гробница стоит внутри ограды и имеет вид купола на кубическом пьедестале. Эта могила так обширна, что в ней могла бы поместиться вся ханская фамилия.
Менее важные могилы делаются сплошной массою в виде конусов, четырехгранных пирамид и иногда сверху приделывается какой-нибудь отросток, или пирамида устраивается с уступами, которые украшаются ломаною линией; словом, виды этих могил неисчислимы:..
Кайсацкий кирпич отличается прочностью глины и неровною отделкою; он очень тонок и различной формы, судя по потребности: для круглых [сооружений] - округленный, для пирамид - квадратный и прямоугольный.(98) Ч.Ч.Валиханов оставил очень красочное описание двух погребальных сооружений:
На кубических основаниях обеих поставлены полушары гoтической формы; внутри полушара пустота и с боков отверстия: два больших при основании, одно вместо окна - небольшое; чтоб подняться к куполу, с одной стороны сделаны ступени. С южной же стороны отгорожено отдельное место невысокою стеною, примыкающей к главному строению. Оно, верно, назначено для родных этих батыров, которые погребутся с ними вместе.
Кубическое же основание могилы Байгазы имеет внутри пустоту, и могила, обнесенная глиняною стеною вокруг памятника, обсажена таловым лесом, приятно зеленеющим на безлесной долине. В куполы обеих воткнуты короткие копья с пучками конских волос.
Могилы всегда устраиваются на возвышенных местах, караванных или кочевых дорогах и около речки или озера. (99)
Погребальные сооружения - жилища
мертвых, так же как и жилища
живых являются моделью мира,
Космоса. Ученые считают, что
древние люди чаще всего
Казахи Старшего жуза, жители южного Казахстана, района в котором вознесли ввысь свои пики 'Небесные горы', Алатау. Недаром древние китайцы называли Усунь 'Страной Неба'. Неудивительно и то, что у казахов наряду с антропоморфной моделью мира, существовало представление, что Космос подобен Мировой горе.
Мировая гора находится в
У казахов Мировое дерево - Байтерек, растет на Первозданном Кок-Тюбе (Синяя небесная священная Гора). (100)
Древние саки на кулахе "Золотого человека" изобразили горы с растущими на вершинах деревьями. И сам "Золотой человек" возможно был живым символом Горы. Напротив кургана, где он был похоронен, возвышается пятитысячник - пик Талгарский. (101)
И сами курганы,
по-видимому, были репликами Мировой
Горы. Они, как и башни, пирамиды и
т.д., изоморфны друг другу и изофункциональны
в том смысле, что совпадают с "центром
мира", местом где проходит axis Mundi, -
Представления о Мировых горах
- святынях рода, восходят к доисламской
традиции. Борьба ислама с древними
культами кочевников
Среди пережитков ранних форм
религии казахов Семиречья,
Традиционные
похороны исключали открывание
лица покойного. На похоронах
пожилых людей бытовал
Многие элементы доисламских
верований сохранились и в
других обрядах жизненного