Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:19, реферат
История казахского народа тесно связана с Семиречьем - Жетысу и прилегающими территориями. Именно сюда в 1459 г., откочевали из пределов государства кочевых узбеков Абулхаир-хана чингизиды Керей и Джанибек. Здесь в местности Козы-Баши были заложены основы государства, получившего название Казакия. Отсюда земля казахская распространилась до своих нынешних пределов.
Важную роль в жизни общества играли баксы. Они сохраняли это значение, несмотря на господство новых, исламских традиций.(103)
У казахов Старшего жуза, также как и у всех казахов, существуют поверья, связанные с патронами-покровителями животных. Есть также и легенды, связанные и с самими животными. Согласно одной из них, по завещанию известного казахского батыра ХУП в. , выходца из рода альжан, племени албан Райымбека, его тело было навьючено на белого верблюда и похоронено там, где этот верблюд остановился и лег. На этот месте был воздвигнут мавзолей. Он почитается как могила святого, а имя батыра после его смерти стало ураном всех албанов.(104)
Основой кочевого хозяйства
Верблюды, отличавшиеся исключительной
приспособленностью к условиям
засушливого и безводного
Крупный рогатый скот обладал большой мясо-молочной продуктивностью (150-200 кг. мяса с однной взрослой особи, 45-60 ведер молока в среднем с каждой корорвы). Он использовался в качестве транспортного средства и тягла в бедняцких хозяйствах. Но разведение крупного рогатого скота номадами осложнялось слабой приспособленностью его к условиям кочевого хозяйства. Он требовал стойлового содержания, не был приспособлен к тебеневке.
Удельный вес лошадей в
Казахи и их предки, по крупицам
веками собирали знания о
Второе место в структуре
Большого
труда и умения требовали и
оросительные системы, при
Способы искусственного
'Каналы, несущие воду вверх,- писал
Ч.Ч.Валиханов, - проводятся исключительно
из рек или речек с весьма
высоким напором, например из
таких, которые, подобно р.
Порядки водопользования были
очень разнообразны. Почти при
всех больших арыках
В районах гор и предгорий Восточного Казахстана и Семиречья радиус кочеваний был сравнительно невелик (вертикальное кочевание с использованием в качестве летних пастбищ альпийских лугов), поэтому была возможность заниматься земледелием на естественноорошаемых землях. (
Районы гор и предгорий были
наиболее благоприятны для
Земледелие в этом регионе было основано на иной нежели, к примеру российской экологической традиции. Оно опиралось на многовековый опыт и не нарушало хрупкого равновесия в природе. Северцев Н.А. сравнивая эти типы земледелия, отмечал : 'А русские хозяйственные привычки, к сожалению, таковы, что требуют большой осторожности именно в земледельческой колонизации Средней Азии:обитатели Средней Азии бережливы на дары природы, стараются извлечь большие урожаи с клочков земли, берегут новь для пасбищ, как иссыкульские киргизы садят деревья в степи, разводят строевой и дровяной лес, как узбеки, и :киргизы (казахи - Авт.) же у Арыса и Чирчика ; а на Тянь-Шане, где лес есть, киргизы (казахи - Авт.) его берегут; как берегли до сближения с нами леса и в Зауральской степи, боры Наурзум, Аманкарагай и прочие. Неужели киргизский игенчи, бедняк-земледелец, пашущий деревягнным крюком, цивилизованнее не только русского мужика, но североамериканского скваттера, не только грамотного, но сплошь да рядом изобретательного механика? Очевидно, тут дело в ином: среднеазиатское земледелие требует не расчистки, а создания пахотной земли; не палами леса или густой степной травы добывается пашня, а копаными канавами и канавками для орошения, без которых большей частью ничего не родится'.(113)
Интересны замечания Ч.
Вообще хлебопашество появилось в Большой орде со времени Байкабыла, одного из главнейших родоначальников в роде джаныс в на начале XVII столетия. Он первый начал пахать среди киргиз-кайсаков :.По рассказам почетных и пожилых ордынцев, пшеница привезена сюда из Кашгара через дикокаменных киргизов (бурутов), знакомых с пашнею с начала XVII века.
В Большой орде известны следующие культуры: пшеница, просо, кунак, употребляемый осенью для закармливания //лошадей, мусюй (джунурчка), вывезенный в позднейшее время из Китая, горох, ячмень, джасмык*', зыгыр (лен), кукуруза (джугара) и кунджут из Китая:.
Из Ташкента завезено сюда искусство строить простые (без колес) мельницы; древности также оставили между кайсаками немало понятий об устройстве их, а два жернова, найденные в ущельях Большого Алатау, откуда вытекают рр. Алматы и Талгар, суть не что иное как остатки древних мельниц.
Кайсацкий серп немного согнутый, походит скорее на ножик; один кайсак при хорошем и густом урожае хлеба выжинает в день самое большее 25 - 30 снопов, величины три четвертых в окружности.(114)
Основным пахотным орудием
Одним из наиболее
Остальной лишний запас сырого проса на пашне же зарывается в ямы и засыпается землей, где хранится или всю зиму или до первой надобности зимой.
:.Кайсаки:учатся искусству разводить сады. Огородничество, можно сказать, и между кайсаками уже развито. :. Полив гряд производится, как и на пашнях, арыками :.
Казахи культивировали и огородные культуры. Семена огурцов, дынь арбузов тыкв, бобов, брюквы, моркови желтой, репы, гороха, табака и многих других культур были вывезены из Ташкента, Яркенда, Коканда и из Китая.(116)
Охота была подсобным
Взгляду беркута приписывали сверхъестественную силу. Считалось, что взгляд этой птицы наводит страх на злого демона албасты. Когда у женщины трудно проходили роды ( что объяснялось вредоносным влиянием этого демона, чья 'специализация' - вредить роженицам), казахи сажали у изголовья рожающей женщины ловчего беркута, сняв с него предварительно клобучок. Для этой цели годился лишь хорошо обученный, смелый беркут. Злой дух, как считали в народе, встретив грозный взгляд птицы, пугался его и оставлял в покое жегщину. Однако, считалось, что после этого и сам беркут, должен был погибнуть.(119)
Характеризуя особенности
Поскольку сама одежда - ее виды, фасон, материал, из которого она изготавливается, зачастую определяется видами занятий народа, географическим положением страны, климтическими условиями, то следует сказать, что в целом комплекс одежды казахов Семиречья в целом был такой же, как и в других областях Казахстана. Но в то же время, одежда различных народов служила и своего рода этническим маркером, она подчеркивала принадлежность человека к тому или иному этносу. На то, что одежда жителей Западного края (Сиюй) имела особенности в покрое, манере запаха, обратили внимание еще древние китайцы. Эти особенности, так же как и многие элементы одежды включались в знаковую систему народа. Поэтому необходимо сказать несколько слов именно о тех особенностях, которые существовали в одежде казахов Семиречья.(121)
Так,
их зимняя меховая шапка (
Комплекс
женской одежды включал
Один кимешек женщины носили только у себя дома; при выходе на улицу и в любом торжественном случае на него надевали тюрбанообразный убор - шылауыш. Манера скручивать тюрбан у каждого племени была своя. Особой сложностью отличался шылауыш у женщин рода албан.
Женщины в Семиречье носили также распашную юбку белдемше из бархата или тонкого сукна, котоая присборивалась на широком , плотном поясе из этого же материала, застегивалась на пуговицу или пряжку. Белдемше вышивалась тамбуром, иногда отделывалась дорогим мехом.
Из украшений у казашек
Пожилые женщины в Семиречье
носили кольца из серебряной
проволоки без подвесок и
Девушки из зажиточных семей носили неширокую полоску ткани с застежкой сзади (тамакша), сплошь вышитую или зашитую монетами, бусами, перламутром, к ней прикреплялись спереди плетеная сетка из серебряных монет и коралов.(124)
Казахам были известны многие вды ремесла. К примеру, они делали очень хороший порох.(125)