Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:19, реферат
История казахского народа тесно связана с Семиречьем - Жетысу и прилегающими территориями. Именно сюда в 1459 г., откочевали из пределов государства кочевых узбеков Абулхаир-хана чингизиды Керей и Джанибек. Здесь в местности Козы-Баши были заложены основы государства, получившего название Казакия. Отсюда земля казахская распространилась до своих нынешних пределов.
Фазлаллах бен Рухбихан писал, что 'казахи весьма искуссно делали очень прочные и крепкие стрелы и тахты с украшениями и производили разноцветные войлоки с необычайными узорами и нарезанные ремни, очень красивые и изящные'(126)
Из изделий семиреченских мастеров следует упомянуть седла. Одно из них было зарисовано Кошаровым. Подушка этого седла архаична и напоминает найденные в Пазырыкском кургане. Стремя делалось из кости, и инкрустировалось серебром. Передняя лука седла была сплошь орнаментирована солярными кругами и другими символами небесных светил.(127. )
Очень большое значение в
Процесс
изготовления войлока был
На востоке и юго-востоке
Казахстана (в том числе и Семиречье)
издревле существовало
Наиболее распространенными
Откиизом в Семиречье застилали пол юрты возле очага, о чем говорит и само название предмета - от-огонь, кииз - войлок. Это мозаичный ковер по своим размерам больше сырмака (длиной до 300 см. , шириной - 200 см.).В отличие от сырмаков, откииз был двуцветным, чаще всего бело-коричневым, в котором центральное поле белого цвета украшалось крупным узором коричневого цвета, а противоположные полосы узорчатой рамки представляли чередование цветов: на одной стороне - коричневые узоры на белом фоне, на другой - наоборот.
Остальное пространство пола застилали текеметами и сырмаками различной цветовой гаммы. Сырмаки использовались также и на кереге юрты, но чаще кереге завешивалось вышитыми тускиизами на войлочной или тканевой основе. Тускиизы вышивали хлопчатобумажными и шелковыми нитями. Но особенно надо отметить золотошвейное искусство.
Казахи Семиречья приобретали
у купцов транзитных караванов
серебряные и позолоченные
Основным орнаментальным
В отличие ат текемета наиболее распространенным на центральном поле как сырмака, так и текемета является узор тармакты муйиз, и лишь по бордюру мы видим традиционные национальные узоры кошкар муйиз, кос муйиз и т: д.
Необходимо отметить, что, в других областях Казахстана название 'откииз' не встречается, хотя данный вид кошемного изделия употребляется в быту очень часто. Интерес представляет узор марал муйiз - рога марала.(131)
Излюбленным
казахским и туркменским
Орнамент "Кошкар-муйиз"известный всем евразийским кочевникам и является древним знаком изобилия.
Такими же свойствами наделялись и изображения дерева. В казахском прикладном искусстве мотив Мирового Дерева ассоциировался с моделью мироздания и воспринимался как оберег, предохраняющий жилище от злых духов (133
Очень редко встречаются
сырмака, только более крупный и чаще всего - черно-белый.
Если в областях бассейна р. Сыр-Дарьи и к северу от него до границ Казахстана ткут от мелких полос до больших ковров, изумительных по красоте, то в Семиречье ткачество ограничивается производством алаши и более мелких вещей. (134) Все сказанное свидетельствует о том, что культура казахов Жетысу является составной частью общеказахской культуры. Этнокультурные традиции казахов Жетысу имеют глубокие корни, они генетически связаны с культурой предшествующих эпох. Эти давние традиции были бережно сохранены и приумножены народом.