Контрольная работа по "Всемирной истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:38, контрольная работа

Описание

Лев Николаевич Гумилёв предложил комплекс оригинальных методов изучения этногенеза, заключающихся в параллельном изучении исторических сведений о климате, геологии и географии вмещающего ландшафта и археологических и культурных источников. Основу его исследований составила оригинальная пассионарная теория этногенеза, с помощью которой он пытался объяснить закономерности исторического процесса.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по Всемирной истории.docx

— 83.97 Кб (Скачать документ)

Повторное взимание дани князь Игорь решился сделать потому, что « дружину надо было оплачивать той же добытой данью, но из неё же надо было послать дань в Хазарию, чтобы полководец Песах не повторил поход. Игорь больше страшился хазар и решил собрать требуемую сумму с наименьшими затратами».

Для Льва Николаевича  Гумилёва монах и летописец Нестор не является правдивым отобразителем событий, описанных в «Повести временных лет». Автор утверждает, что Нестор не мог знать, что в 860 г. русы чуть было не взяли Константинополь военными приёмами, весьма сходными с теми, которые применил Олег в 907 г.. Он считает, что « здесь мог быть просто перенос событий похода презираемого летописцем Аскольда на поход любимого Олега, для прославления которого достаточно было только сменить дату».

Дальнейшее повествование идёт о Крещении княгини Ольги – жены князя Игоря. Этому событию автор придаёт большое значение в связи с подвластностью россов хазарскому царю. Крещение княгини Ольги в Христианство означало  заключение тесного союза с Византией, естественного врага иудейской Хазарии. Однако до Крещения княгини было очень печальное для её самой и для сторонников князя Игоря событие – его убийство. В ранее читаемых мною исторических источниках я нигде не встречала упоминания о том, что Свенельд – воевода князя Игоря со своей дружиной и с сыном пошёл против князя, когда тот отправился с малочисленной дружиной взимать повторно дань с древлян. Князь Игорь был убит сыном Свенельда Мстиславом Лютым.

Не может быть, чтобы Ольга была благодарна отцу убийцы своего мужа. Но, что совсем для  меня неожиданно, так это утверждение, что после смерти князя Игоря  главой правительства стал тот самый  Свенельд, хотя фактически князем являлся малолетний Святослав, а его мать, псковитянка Ольга была регентшей своего малолетнего сына. Вопрос в том, почему отца убийцы князя, который фактически тоже является убийцей, допустили стать правителем Руси и мало того, в книге написано, что «Ольга и Свенельд восстановили славяно – русскую традицию и вернули Русь на тот путь, по которому она двигалась до варяжской узурпации».

Автор сей книги  приводит факты, говорящие о том, что после того, как Киевский престол занял русский князь, а тем более после Крещения княгини Ольги, после которого установилась связь между ещё языческой Русью и Христианской на то время Византией, Хазарский царь пошёл войной на Русь. Эта война началась в 50–х годах Xв. Закончилась она в 965г. распадом Хазарской державы. Хазарский этнос распался, хазары расселились кто в долине Дона, кто в горном хребте  Дагестана, за Тереком, кто сначала по берегам Волги, но вследствие природного катаклизма расселились «в великом городе Сарае, «столице» всей Западной Евразии».

Другим ярким  и важным событием в истории Киевской Руси является её Крещение князем Владимиром – внуком княгини Ольги в 988г. Лев Николаевич Гумилёв размышляет о причинах, которые, по его мнению, способствали принятию князем Владимиром именно Православной веры, хотя кроме Православия перед ним были исповеданы католицизм, иудаизм, магометанство. Автор книги пишет, что то или иное исповедание, которое могло быть выбрано князем Владимиром, играло роль политической программы. Но он всё же признаёт, что в этом случае залогом постоянства была искренность, без которой не было бы доверия, а значит и союза. В самом Крещении Руси Л.Н.Гумилёв также усматривает выгоду для князя Владимира и подвластного ему народа, выгода, по его мнению, заключается в ускоренном культурном развитии Руси и установлении связей между православными варягами и православными руссами.

 В 989г. Владимр совершил поход на Херсонес(Корсунь). Владимир был крещён в начале 988г., прошёл всего-лишь год после его Крещения, не сразу Православному христианину удаётся побороть те греховные корни, которые есть в нём. Поэтому не должно быть удивительно, что после большого периода язычества на Руси сразу и полностью изменились. В язычестве не было чем – то зазорным мстить за обиды, искоренить зло в себе удаётся не сразу. Автор книги ничего не пишет о причине нападения князя на Херсонес. Однако сестра византийских императоров Анна была отдана не сразу после Крещения князю Владимиру замуж. Князь предпринял поход на византийцев с целью взять христианские Святыни и только потом вытребовал себе жену от византийских императоров. Владимир Святославич осаждал Херсонес до тех пор, пока город не лишился воды, поступавшей по подземным трубам. Передал сведения о местоположении водопровода византийский поданный, личность которого точно не установлена. Но осада кончилась тем, что русы сами покинули город. Этот факт автор объясняет так: «Набег Владимира на Корсунь вызвал ответную реплику в виде нападения на Русь союзников Византии – печенегов. Война длилась с 989 по 997г., и тогда Русь потеряла причерноморские степи, а границу лесостепи пришлось укрепить валами и частоколом. Корсунская эскапада дорого обошлась Руси». Последствия этого похода:«Вместо союза с Константинопольским Патриархом Русь завязала отношения с Болгарской Патриархией в Охриде. Так как с 976г. Западная Болгария была охвачена антигреческим восстанием…, то оттуда можно было получать книги, Иконы, и просвещённых Священников - учителей». Однако этот контакт кончился в связи с гибелью союзника.

Далее повествуется о сыновьях князя Владимира, всего у Него было 12 сыновей, но Л.Н.Гумилёв ведёт повествование о Святополке, Ярославе, Борисе и Глебе, Святославе. Среди братьев не было мира. Старший брат Святополк убил своих трёх младших, ни в чём не повинных братьев: Бориса, Глеба, Святослава. Зато и он не остался безнаказанным: новгородцы, над которыми парвил князь Ярослав, собрали 3 тыс. воинов, оплатили 1 тыс. варягов и двинулись против Святополка. 15 июня 1015 г. князь Владимир Святославич внезапно умер, на Киевский престол был возведён Святополк. Однако и после водворения Святополка в Киеве борьба между двумя братьями не прекратилась. Кончилась она в 1019г. в битве при Альте «новгородцы разбили печенегов, последних союзников Святополка, ибо от киевлян ему пришлось бежать. Святополк бежал в Польшу, но умер в дороге». Братоубийственная война кончилась.

В 1036 г. печенеги без повода  напали на Русь и осадили  Киев. До этого они 15 лет жили в  мире с русами, и нападение было вполне неожиданным. Тем не менее Киев продержался до прихода Ярослава из Новгорода, с варягами и словенами. Бой произошёл на том месте, где ныне стоит Храм Святой Софии, и продолжался целый день. Печенеги были разбиты и навсегда отошли от русских границ. Зато три набега на Византию в том же году оказались удачными. Ярослав Владимирович продолжал искать контакты в Европе: свою сестру он выдал замуж за польского короля Болеслава, который за это освободил 800 пленных русов. Затем он выдал замуж своих трёх дочерей за венгерского, норвежского и французского королей. Своих сыновей князь женил: Изяслава – на польской королевне, Святослава – на немецкой графине, но Всеволода – на дочери Константина Мономаха.

Церковный разрыв Руси с Византией сосоялся в 1051г., когда Ярослав поставил Митрополитом в Киеве русского священника Илариона. В том же году монах Антоний основал Киево–Печерский монастырь, ставший впоследствии цитаделью русского Православия, тогда как Греческая Митрополия базировалась на Церкви Святой Софии.

Великий раскол Церквей 1054г. изолировал русских западников от католических стран, ибо переход в латинство рассматривался в Киеве как вероотступничество. Но Ярослав, его сын Изяслав и внук Святополк II, нуждаясь в деньгах, покровительствовали колонии немецких евреев, осуществлявших связь киевских князей с католической Европой.

Ярослав Мудрый умер в 1054 г. киевским каганом – победителем  ляхов, ятвягов, чуди и печенегов, законодателем, но покоя стране он не оставил.

Несмотря на грандиозность  подчинённой Киеву территории, Ярослав  не мог подчинить маленькое Полоцкое княжество. Наоборот, он уступил полоцкому князю Брячиславу, внуку Владимира, Витебск и Усвят. Но в 1066г. дети Ярослава – Изяслав и его братья – разбили на р.Немиге Всеслава Брячиславича Полоцкого, а потом, пригласив на переговоры в Смоленск, схватили и заточили в поруб(сруб без двери, т.е. тюрьма) в Киеве. Освобождённый восставшими киевлянами 15 сентября 1068 г., Всеслав семь месяцев княжил в Киеве, а потом под давлением превосходящих сил польского короля Болеслава II вернулся в Полоцк и после нескольких неудач отстоял независимость своего родного города.

Не всё так  безоблачно было и в отношениях русов с другими этническими группами. Примерно в это время у них завязались отношения с половцами, сначала, по свидетельству автора они были союзническими, но в силу политических интересов изменились. Однако откуда же появилась эта народность?

Степь между Алтаем и Каспием была полем постоянных столкновений между тремя этносами: гузами(торками), канглами(печенегами) и куманами(половцами). До Xв. силы были равны, и все соперники удерживали свои территории. Когда же в Xв. жестокая вековая засуха поразила степную зону, то гузы и канглы, обитавшие в приаральских сухих степях, пострадали от неё гораздо больше, чем куманы, жившие в предгорьях Алтая и на берегах многоводного Иртыша. Когда же в начале XIв. степная растительность(и сосновые боры) снова начала распространяться к югу и юго–западу, куманы двинулись вслед за ней, легко ломая сопротивление изнурённых засухой гузов и печенегов. Путь на юг им преградила пустыня Бетпак–Дала, а на западе им открылась дорога на Дон и Днепр, где расположены злаковые степи, точно такие, как в их родной Барабе. К 1055г. победоносные половцы дошли до границ Руси.

А на Руси в это  время были княжеские междоусобицы(нач.в 1060г.), в результате коих Ростислав Владимирович был отравлен на пиру.

Сначала половцы  заключили союз с Всеволодом Ярославичем, так как у них был общий враг – торки(1055г.). Но после победы над торками союзники поссорились, и в 1061г. половецкий князь Искал разбил Всеволода. В 1071г. половцы напали на города Ростовец и Неятин, расположенные к юго–западу от Киева. На Черниговскую землю они после поражения у Снови не решались нападать. Однако княжеские междоусобицы не кончились.

Великий князь  Всеволод правил Русью 15 лет(1078 – 1093) в Киеве, его племянники просили себе волостей, князь болел и на старости совершенно сдал. Золотой стол киевский, согласно Лествице, перешёл к его старшему племяннику Святополку Изяславичу. Сын Всеволода Владимир Мономах сидел в Чернигове, опасаясь вызвать гнев своего двоюродного брата.

В 1113г. Святополк II умер, законным наследником его был князь черниговский Давыд, не имевший жажды власти. После смерти великого князя киевляне выступили против водворения на киевский стол Святославичей. Вот тогда и был избран князем Киева Владимир Мономах. При Владимире Мономахе и Мстиславе(его сыне) Русь окончательно утвердила себя в истории как союзная Византии держава и, более того, как единоверная и единоправная. Владимир Мономах также считается самым крупным полководцем и политическим деятелем Древней Руси. Заслуга Владимира Мономаха в заключении мира с половцами, обеспечившего на 130 лет русско – куманский союз. А ведь это не мало! Также отличительной чертой князя Владимира было умение действовать в согласии с народом. Владимир Мономах и его сын Мстислав Великий решили все политические задачи, стоявшие перед Киевским государством.

В XIIIв. начался распад Руси. Двадцать лет русская земля, распавшаяся на восемь «полугосударств», по существу, суверенных государств, - находилась в одиночестве, окружённая врагами и утратившая друзей. Часть населения Руси  была настроена враждебно к тому порядку, который был основан на Православии, княжеском авторитете и общерусском патриотизме. Подать она платила, но любви к государственным началам не питала. Без этой части населения князья не могли существовать, но опираться на неё было более чем опасно. Монголы и немцы находили среди таких людей помощников, не считавших себя предателями, князьям они подчинялись поневоле.

Русская земля  в XIV в. разваливалась на части. Немцы и шведы тянулись к богатому Новгороду, но его спас Александр Невский в 1240-1242 гг. Новгородская республика выделилась  в неполноправного члена Ганзы, Киевскую землю забрали, почти без сопротивления, литовцы, а Залесская окраина обрела спасение в союзе с Золотой Ордой, защищавшей своих поданных.

Золотая Орда


Вторая параллель-история татаро-монголов. Северо-восточную часть Монголии и примыкающие к ней области степного Забайкалья делили между собой татары и монголы. 

Монголы, согласно данным книги, вышли на арену истории  в середине XII века, выступили как самостоятельный народ. Существуют различные мнения историков по поводу племенного названия «монгол». Вот что говорит об этом автор книги: «По поводу племенного названия «монгол» существуют два мнения: 1. Древнее племя мэн-гу жило в низовьях Амура, но, кроме этого, так назывался один из родов татар, обитавший в Восточном Забайкалье…; название же монгол, вошедшее в употребление только в XIII веке, произошло от китайских иероглифов «мэн-гу», что означает «получать древнее»…2. Племенное название «мэн-гу»(монгол) очень древнего происхождения, но встречается в источниках очень редко, хотя отнюдь не смешивается с «дада»(татарами).

Монголы не были продолжением хуннов и тюрок ни в генетическом, ни в этнокультурном аспекте. Общее у них было только в этноландшафтном аспекте – лесостепь и степь, что определяло особенности их хозяйства. По теории Льва Николаевича Гумилёва их этнический взлёт был связан с новым пассионарным толчком. Значит, они были не продолжатели, а зачинатели.

Исходя из собирательного значения термина «татар» средневековые  историки рассматривали монголов как часть татар, так как до XIIв. гегемония среди племён Восточной Монголии принадлежала именно последним.

В XIIIв. татар стали рассматривать как часть монголов в том же широком смысле слова, причём название «татары» в Азии исчезло, зато так стали называть себя поволжские тюрки, подданные Золотой Орды. В начале XIIIв. названия «татар» и «монгол» были синонимичными потому что,  во–первых, название «татар» было привычно и общеизвестно, а слово «монгол» ново, а во–вторых, потому, что многочисленные татары(в узком смысле слова) составляли передовые отряды монгольского войска, так как их не жалели и ставили в самые опасные места. Там сталкивались их противники и путались в названиях.

Происшедший в  XIIв. пассионарный толчок коснулся не только монголов и чжурчженей. Он не мог не затронуть их соседей, обитавших в ареале толчка. Татары, жившие южнее Керулена, и кераиты, кочевавшие по берегам Толы, также испытали подъём пассионарного напряжения. Но географическое положение их было не столь благоприятно, как у монголов. У них был мощный сосед – киданьская империя Ляо. В 1100г. в Степи шла постоянная война между кочевниками(кидани их называли цзубу) и регулярными войсками, причём последние, имея тылы и базы, со стратегической точки зрения, имели больше шансов на победу. В этой войне многие народившиеся татарские пассионарии сложили головы, но грядущее за ними поколение увидело час гибели Ляо.

Информация о работе Контрольная работа по "Всемирной истории"