Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:38, контрольная работа
Лев Николаевич Гумилёв предложил комплекс оригинальных методов изучения этногенеза, заключающихся в параллельном изучении исторических сведений о климате, геологии и географии вмещающего ландшафта и археологических и культурных источников. Основу его исследований составила оригинальная пассионарная теория этногенеза, с помощью которой он пытался объяснить закономерности исторического процесса.
Следуя по принципу «враги наших врагов – наши друзья», татары подружились с чжурчженями, победившими киданей. Чжурчжэньские «алтан - ханы» не любили татар, но использовали их против кераитов и монголов, которых татары рассматривали как естественных соперников в борьбе за право господствовать над Степью.
К политической борьбе добавилась ещё религиозная. В 1109г. кераиты приняли Христианство по несторианскому исповеданию. Несколько раньше монголы обратились в тибетскую религию бон – почитание солнечного божества Митры, покровителя верности и доблести. А татары, подобно своим союзникам чжурчжэням, полюбили индийское учение шаманов, которых они называли тюркским словом «кам».
В 1135г. пошла настоящая война. В 1139г. монголы восточной части Великой степи наголову разбили чжурчжэней при горе Хайлинь, местоположение которой неизвестно. В 1447г. чжурчжэни вынуждены были просить мира и согласились уплачивать монголам дань. Но договор не был соблюдён, а мир не был долог.
Но ещё хуже оказалось на юго – востоке, с татарами. Случилось, что к тяжело заболевшему шурину Хабул – кагана вызвали кама(шамана) от татар. Тот не смог вылечить больного и был отправлен назад. Но родичи покойного решили, что кам лечил недобросовестно, поехали за ним и избили до смерти. Так возникла новая вендетта: кровь за кровь… и война до последнего истребления противника.
По мнению Л.Н.Гумилёва этническая история движется неравномерно. В ней наряду с плавными энтропийными процессами подъема, расцвета и постепенного старения обнаруживаются моменты коренной перестройки, ломки старых традиций, вдруг возникает нечто новое, неожиданное, как будто мощный толчок потряс привычную совокупность отношений и все перемешал. Это нечто новое, неожиданное писатель называет переломной эпохой. «А после этого всё улаживается и тысячу лет идёт своим чередом». Одной из таких переломных эпох автор считает «монгольский взлёт XII
века». Согласно написанному, монгольский этнос существует и до наших дней, инерция которого ещё не иссякла.
В роковое двадцатилетие (1115-1135) на границе тайги и степи две группы разрозненных сибирских племён сплотились в два могучих этноса: чжурчжэней и монголов, схватившихся насмерть друг с другом. Победа была на стороне монголов.
Монголия вела войну на три фронта в течение 80 лет. Главным её противником был Северный Китай, перед тем завоёванный чжурчжэнями. Победа над ними далась монголам лишь в 1234г., когда пала последняя чжурчжэньская крепость – Кайфын, и тогда же началась война с Южным Китаем – империей Сун, после того как китайцы убили монгольских послов. Вторым по значению был юго–западный фронт, где в 1219г. монголы вели войну с мусульманами. Там они держали постоянно действующий корпус численностью от 30 до 60тыс. всадников против туркменов–сельджуков. Северо–западный (восточно-европейский) фронт стоял на третьем месте.
В собственных исследованиях Гумилёв придерживался идей близких евразийству. Один из теоретиков евразийства П. Н. Савицкий состоял с автором в многолетней переписке. Например, масштабы монголо-татарского ига Л. Н. Гумилёв и П. Н. Савицкий считали сильно преувеличенными. В своей переписке они сошлись во мнении, что для русско - монгольских отношений был характерен скорее симбиоз, а серьёзные столкновения были связаны, в основном, с ордынскими мусульманами, более радикальными, чем остальные монголы.
Лев Гумилёв выступает как аналитик, не придерживающийся традиционных взглядов на историю и опирающийся на факты, которые он считает единственно правильными и верными. Вот как рассуждает автор о военных походах монголов на Русь: «Да и были ли у монголов средства для того, чтобы разрушить большую страну? Древние авторы, склонные к преувеличениям, определяют численность монгольской армии в 300—400 тысяч бойцов. Это значительно больше, чем было мужчин в Монголии в XIII веке В.В.Каргалов считает правильной более скромную цифру: 120—140 тысяч, но и она представляется завышенной. Ведь для одного всадника требовалось не менее трех лошадей: ездовая, вьючная и боевая, которую не нагружали, дабы она не уставала к решающему моменту боя. Прокормить полмиллиона лошадей, сосредоточенных в одном месте, очень трудно. Лошади падали и шли в пищу воинам, почему монголы требовали у всех городов, вступивших с ними в переговоры, не только провианта, но и свежих лошадей. Реальна цифра Н. Веселовского — 30 тыс. воинов и, значит, около 100тыс. лошадей». Древних (до XIVв.) и современных русских он считает разными этносами, причем первых отличает и от предшествующего этноса - славян.
Однако вернёмся к северо–восточному фронту. По мнению автора сей книги основным объектом ярости монголов были не русские, а половцы, союзные с русскими князьями. Кроме того, монголы совершали отдельные походы то в Тибет, то в Сибирь, то против камских болгар, то на мордву. Монголы нигде не могли иметь перевеса в технике, потому что своего производства железа у них не было. Однако они до 1216г. везде одерживали победы, а к 1279г. закончили завоевание Южного Китая.
Ничего в судьбе как отдельного человека, так и целых государств не происходит просто так, спонтанно, ни берётся невесть откуда и уходит невесть куда. Да, монголы были сильным и воинственным этносом. Но я считаю, что если бы не было попущено Свыше, то не было бы и их грандиозных завоеваний.
Свою точку зрения насчёт военных походов монголов на Русь Лев Николаевич Гумилёв объясняет тем, что «зимой 1238г. было сожжено всего 14 деревянных городов(из общего числа около 300), да и эти были весной отстроены заново. Просто удивительно, что писатель не придерживается общей точки зрения на историю, опровергает данные некоторых других историков, кроме этого, не доверяет и также опровергает истинность данных такого исторического источника как «Повесть временных лет».
Л.Н.Гумилёв пишет, что авторы XIX – XXвв. создали концепцию извечной борьбы «леса со степью». Начало этой идее положил С.М.Соловьёв, считавший, что поток славянской колонизации шёл по линии наименьшего сопротивления – на северо–восток, где Ростовская земля, населённая финнами, без сопротивления покорилась славянам, тогда как воинственные кочевники были для славянских земледельцев неодолимой преградой. Но эту концепцию он подвергает сомнению, так как считает, что С.М.Соловьёв при выдвижении этой идеи не учитывал факты исторические и географические. Приводя географические и исторические факты, автор, кроме прочих исторических фактов приводит факт , что в XIIIв. русские и половцы совместно отражают сельджукский десант в Крыму и монгольский рейд на Дон и оба раза делят горечь поражения.
До середины XIIIв. половцы выполняли роль барьера против натиска сельджуков с востока и, кроме того, были на стороне Руси в столкновениях с венграми и поляками(всё изменилось в XIV в.)Половцы, или куманы, народ древней культуры. В условиях почти ежегодно заключавшихся миров и брачных договоров многие половцы начали уже в XIIв. переходить(часто целыми родами) в Христианство. Даже сын и наследник Кончака Юрий был крещён.
Накануне Батыева похода «полугосударства», составлявшие Древнюю Русь, были многолюдны(в целом около 6млн. человек) и богаты, особенно Новгород. Население состояло из здоровых, мужественных людей. Эти люди были способны к восприятию византийской культуры: живописи, музыки и этики. В отличие от Западной Европы на Руси было много грамотных, так как религиозные книги на понятном славянском языке были доступны читателям; а на Западе для тех же целей требовалось знание латинского языка. Но русские князья(кроме Александра Невского), как мы уже видели, тратили силы на усобицы, ослабляя собственную военную мощь. Католическая Европа в XIIIв. была страшна Православной Руси, а Русь была не в состоянии ответить на удары, наносившиеся ей с тех пор, как папа объявил крестовый поход против «схизматиков» - греков и русских.
Долгое время половцы воевали с монголами на рубеже Яика, удерживая при помощи Башкир монгольские войска за Эмбой и Иргизом. Но тут у монголов появилась возможность ударить по половцам с тыла. Монгольская армия дошла до Дона, забирая у местного населения всё необходимое для себя. На Дону они обрели союзников. Это был этнос бродников, потомков Православных хазар и предков низовых казаков. Благодаря помощи бродников монголы ударили по половецким тылам и разгромили Юрия Кочаковича, а хана Котяна, тестя Мстислава Удалого, отогнали за Днестр. Русско – половецкое войско численностью около 80тыс. преследовало отступавших монголов до р.Калки, вынудило их принять бой, было наголову разбито, после чего монголы пошли на восток, но при переправе через Волгу потерпели поражение от болгар. Немногие смогли вырваться из окружения и вернуться домой. Разведка боем дорого стоила монголам.
Победе над русскими и половцами способствовало отсутствие общего командования, обусловленное взаимной враждой трёх русских князей Мстиславов – Галицкого, Черниговского и Киевского, но кроме этого автор отмечает нестойкость половцев.
Развивая теорию о взаимоотношениях русских с татаро – монголами, Лев Гумилёв пишет, что « Монголы не ко всем русским стали проявлять враждебность и мстительность. Многие русские города во время похода Батыя не пострадали. «Злым городом» был объявлен только Козельск, князь которого Мстислав Святославич Черниговский был среди тех «великих» князей, которые решали судьбу послов. Монголы полагали, что поданные злого правителя несут ответственность за его преступления. У них самих было именно так. Они просто не могли себе представить князя вне «коллектива». Поэтому пострадал Козельск».
Не ослабляя нажима на половцев в северокавказских степях, монголы двинули отряд на север и осенью 1237г. подчинили буртасов, эрзю и мокшу, подойдя к границам Рязанского княжества. Начался поход на Русь. Во главе монгольского войска стоял внук Тэмуджина Чингисхана – Монкэ(Мункэ). Батый разгромил войско Рязанского княжества, взял в Великом княжестве Владимирском 14 городов и разбил войско князя Юрия II на р.Сить, затем после двухнедельной осады 5 марта 1238г. взял Торжок. Батый повернул на юг и семь недель осаждал Козельск. Летом 1238г. Батый перешёл в степь и соединился с южной армией, после чего половцы стали отходить в Венгрию. В 1239г. монголы взяли Чернигов, а в 1240г. – Киев; попутно были разгромлены «чёрные клобуки»(каракалпаки). Кроме того, значительная часть монгольского войска была оттянута на Кавказ и в Крым. В 1241г. монголы напали на Венгрию, потратив на путь через Волынь всего 4 месяца. Так закончился русский этап войны, но монгольский поход продолжался до 1242г. Разница лишь в том, что девятый вал бедствия прокатился уже по Венгрии и Польше.
По монгольскому закону, после того как была выпущена первая стрела, переговоры прекращались и город считался обречённым. Но автор доказывает ту точку зрения, что татары не могли останавливаться у каждого города, чтобы его разрушить.
Однако известен тот исторический факт, что русские должны были приезжать на поклон к монгольскому хану, и кроме этого русские платили монголам дань. Отношение к князю, а через то и отношение к землям, правил которыми князь, выстраивалось на том, как он поведёт себя в стане монголов и понравиться ли он хану.
Гораздо круче расправлялись монголы со своими азиатскими противниками, жившими по обе стороны Уральского хребта. Юлиан, венгерский монах, бывший свидетелем покорения Приуралья в 1236г., сообщает: «Во всех завоёванных царствах они убивают князей и вельмож, которые внушают им опасения. Годных для битвы воинов и поселян они, вооруживши, посылают против воли в бой вперёд себя. Других… оставляют для обработки земли… и обязывают тех людей впредь именоваться татарами».
Система русско – татарских отношений просуществовала до 1312г. А потом всё изменилось…В 1312г. хан Узбек принял ислам в качестве государственной религии монголов. Первым мусульманином на троне Сарая стал брат Батыя – Берке, вступивший в войну со своим двоюродным братом – ильханом Ирана Хулагу. Сменивший его Менгу – Тимур был последователем традиционной монгольской религии бон, также как последующие ханы Тебелуга и Тохта. Царевич Узбек отравил хана Тохту в 1312г., победил хана Белой орды Ильбасмыша(1313-1320) и объявил ислам государственной религией Золотой Орды. Царевичи и найоны, отказавшиеся предать веру отцов, были казнены. Обязанность сменить религию не распространялась на русских, что говорит об известной самостоятельности Руси.
По словам автора: «Татарская политика на Руси выражалась в стремлении …всячески препятствовать консолидации, поддерживать рознь отдельных политических групп и княжеств. Именно поэтому она соответствовала чаяниям распадавшейся державы, потерявшего пассионарность этноса.
Процесс этот, как было показано выше, начался ещё в XIIв. и закончился, как мы знаем из общедоступной истории, в XIV в., когда наступила эпоха «собирания» земель». Согласно выведенной Л.Н.Гумилёвым теории, в этом случае «дело было не в слабых татарских ханах Сарая (почему слабых?), а в новом взрыве пассионарности.
Заслуги каждого исторического деятеля можно рассматривать по–разному. Например, Л.Н.Гумилёв рассматривает заслугу Александра Невского(вёл осторожную, тактическую и мудрую политику в отношениях монголов с Русью, помогал урегулировать эти отношения мирным путём) согласно выведенной теории «заслуга Александра Невского заключалась в том, что он своей дальновидной политикой уберёг зарождавшуюся Россию в инкубационной фазе её этногенеза, образно говоря, «от зачатия до рождения» ». То есть автор разделяет условной границей Русь и Россию, и этой условной границей он считает битву в 1380 г. на Куликовом поле. Начальный процесс образования России Гумилёв видит в том, что Москва, присоединив к свои владениям Великое княжество Владимирское в 1362г., стала признанной столицей России.
Однако вернёмся к повествованию о монголах. Хотя в Золотой Орде правила монгольская династия, но монголы к началу XIVв. смешались с кыпчаками и забыли свой язык и нравы. Узбек перестал быть ханом, а стал «султаном монголов, кыпчаков и тюрок». Его оседлые поданные в городах на Волге были ярыми приверженцами ислама, усвоенного ими от болгар. Зато население Заволжья хранило свои древние верования. Хотя монголы и числились мусульманами, но некоторые из них приняли мусульманство не из–за искренней веры в него, а из-за страха наказания и расправы с ними хана Узбека, большого приверженца мусульманской веры.
Информация о работе Контрольная работа по "Всемирной истории"