Кооперативный реформизм: представители, направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 23:50, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является изучения кооперативного ре-формизма его направления и представителей.
Объектом курсового исследования является кооперация.
Предметом курсового исследования является всестороннее изучения коопе-ративного реформизма

Содержание

Введение 5

1 Генезис и эволюция потребительской кооперации России 8

1.1 Зарождение кооперативной идеи 8

1.2 Особенности возникновения кооперативов 10

1.3 Развитие кооперации в XX веке 12

2 Становление и анализ кооперации 19

2.1 Идеологический фактор в развитии кооперации 19

2.2 Кооперация на современном этапе развития экономики 25

2.3 Анализ современного состояния потребительской кооперации России 27

3 Проблемы и перспективы развития потребительской кооперации 31

3.1 Проблемы развития потребительской кооперации 31

3.2 Основные направления реализации социальной миссии

потребительской кооперации 36

Заключение 44

Список использованных источников 47

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (Кооперативный реформизм представители и направления).doc

— 226.00 Кб (Скачать документ)

Кооперативные организации получили свободу (с некоторыми ограничениями) планирования, ценообразования, выбора поставщиков, сбыта, распределения прибыли, оплаты труда, формирования штатного расписания, а также налоговые льготы [17,с.65].

Однако новые возможности было трудно реализовать при отсутствии свободного рынка капитала, земельных участков, производственных и жилых помещений, оборудования, строительных материалов.

Кроме того, Закон 1988 года содержал нормы, тормозящие процесс образования и расширения хозяйственной деятельности кооперативов. Это сложная процедура регистрации, отказ кооперативам в материально-техническом снабжении в условиях государственной карточной системы фондирования, коэффициент для кооперативов на оптовые цены на сырье и продукцию госпромышленности, что заставляло кооперативы повышать розничные цены на свои изделия. При государственных предприятиях и учреждениях кооперативы могли образоваться только с согласия руководителей этих организаций. Многие подобные кооперативы оказались лишь кормушкой для своих покровителей, механизмом повышения цен, перекачки безналичных денег в наличные, очагом социальной напряженности. В массовом общественном сознании росло убеждение, что новая кооперация грабит народ, опустошает государственные магазины, культивирует рвачество, спекуляцию и преступность.

Уже к осени 1988 года налоговые льготы для вновь создаваемых кооперативов были урезаны, а в дальнейшем практически ликвидированы.

Тем не менее, за два с половиной  года с января 1988 г. по июль 1990 г. численность кооперативов выросла с 14 до 210 тыс., число работающих в них со 150 тыс.5,2 млн. человек, объем реализации товаров и услуг (с 1987 года) более чем в 200 раз и составил более 5% валового национального продукта страны.

Спектр хозяйственной деятельности новых кооперативов был очень  широк. Наибольшее число кооперативов функционировало в области строительства, производства товаров широкого потребления и общественного питания. Среди остальных - по выпуску продукции производственно-технического назначения по добыче золота и других драгметаллов, по заготовке и переработке вторичного сырья, торгово-закупочные, проектно-конструкторские, научно-исследовательские по разработке программных средств и оказание информационных услуг, сельскохозяйственные (в основном сбыто-снабженческие), транспортные, медицинские, спортивно-оздоровительные, художественно-оформительские, по организации досуга и другие [15,с.72].

В 1990 году наступил резкий спад в кооперативном  строительстве в нашей стране. Среди многих причин этого явления - ограничение правительством заработной платы кооператоров и предоставление налоговых льгот малым предприятиям (постановление Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. № 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий"), которые вызвали резкое сокращение производства кооперативных товаров и услуг и массовое преобразование небольших кооперативов в малые предприятия.

За более чем вековой период развития кооперативное движение выработало свою идеологию, суть которой сводилась к мирному преобразованию индустриального капитализма в "новый кооперативный общественный строй", экономическую основу которого должен был составлять доминирующий в смешанной экономике кооперативный сектор.

 

2.3 Анализ  современного состояния потребительской  кооперации России 

 

Российская потребкооперация стало одной из массовых и сильных  в мире, получило теперь новые перспективы и стимулы развития.

Отметим, что лидирующей кооперативной системой, как и  прежде, является родоначальница российского кооперативного движения потребительская кооперация. Потребкооперация сегодня это 7,5 миллиона пайщиков, объединенных в 3,5 потребительских обществ, действующих на территории в 12,3 млн. квадратных километров, осуществляющих торговое бытовое обслуживание, заготовительную деятельность более чем в 90 тысячах населенных пунктах страны. Вместе с тем российскую кооперацию представляют производственные и потребительские сельскохозяйственные кооперативы, сбытовые и заготовительные, перерабатывающие и снабженческие, кредитные и страховые [23,с.215].

По статистическим данным, на сегодняшний  день действуют более 1,5 тысячи сельских кредитных кооперативов в 60 регионах страны, в 373 сельских райе более чем 792 сельских поселениях с объемом вы займов за последние два года около 4 млрд. рублей. Развиваются ипотечные и жилищные кооперативы, кооперативы по обслуживанию подворных животноводческих хозяйств, а также действующие в сфере медицинского обслуживания, садоводческие, дачно-строительные и гаражные, транспортные и ремонтно-строительные. Всего различными видами кооперации в России охвачено 60 миллионов человек.

Современная кооперация России характеризуется:

- расширением ее возможностей  как субъекта рыночных отношений,  проникновением во все сферы отрасли экономики;

- формированием оптимального  соотношения крупных, средних,  малы предприятии и организации;

- усилением и укреплением  прав и экономической роли членов кооперативов в решении их социально-экономических задач;

- возрастанием социальных  функций кооперации взаимосвязи  с хозяйственными структурами и исполнительной властью;

- наличием тенденции  к усилению инновационной активности, освоению разнообразных инноваций.

Также потребительская  кооперация организует досуг населения, оказывает поддержку и помощь малоимущим и инвалидам, обеспечивает население лекарственными и ветеринарными препаратами. В кооперативных магазинах открыто 19 тысяч библиотек, 25 тысяч бесплатных чайных столов, возле магазинов создано 5 тысяч детских игровых площадок. В магазинах можно ознакомиться с материалами газеты «Российская кооперация», которая является сегодня самой крупной сельской газетой. Всего сельскому населению предоставляется 270 тысяч услуг 146 видов.

В связи с ухудшением демографической ситуации в стране ежегодно за счет снижения численности сельских жителей увеличивается доля мелких деревень. Удельный вес таких деревень с числом жителей до 10 человек за последние 30 лет удвоился. Особенно высок этот показатель в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Магазины в таких поселениях убыточны, но потребительская кооперация продолжает содержать 29 тысяч убыточных магазинов, расходуя на это до 5 миллиардов рублей в год.

На данный момент потребительская  кооперация снабжает жителей сельской глубинки всем необходимым, продает по ценам ниже рыночных, в результате чего жители села фактически получают социальную поддержку в размере до 1,5 млрд. рублей в год.

Но потребительская кооперация - не только инструмент социальной защиты интересов населения на основе потребительской  выгоды, но и инструмент экономической защиты [18,с.210].

Поэтому главная задача потребительской  кооперации на селе - создание и поддержание хорошо функционирующей, общедоступной и экономически оправданной социальной инфраструктуры, содействие эффективной занятости сельского населения через восстановление сельской экономики [21,с.95].

Создавая рабочие места, потребительская кооперация дает возможность жителям села, и в первую очередь сельской молодежи, реализовать свой личный экономический интерес, иметь заработок и достойные условия для творческого развития.

С 2000 по 2008 год в потребительской  кооперации создано 122 тысячи новых рабочих мест, сезонную работу на условиях неполного рабочего дня получили около 250 тысяч человек. Почти 400 тысяч человек имеют постоянную работу. Около 2 млн. человек кооперативные организации, по сути, ежегодно обеспечивают работой, закупая у них сельскохозяйственную продукцию, выращенную в подсобных хозяйствах, а также лекарственные травы, грибы, ягоды.

За последние восемь лет потребительская кооперация фактически заново возродила на селе бытовое обслуживание. Начав в 2000 году с открытия отдельных пунктов по оказанию бытовых услуг, она сегодня имеет комплексную систему бытового обслуживания: кооперативные дома быта, комплексные приемные пункты в райцентрах, стационарные мастерские и цехи в крупных селах, пункты приема заказов в мелких населенных пунктах. Действуют уже 254 дома быта, 1610 комплексных приемных пунктов, 35 тысяч стационарных предприятий и пунктов бытового обслуживания и 50 тысяч пунктов приема заказов, организованных в розничных торговых и других предприятиях.

Реализация социальной миссии, с одной стороны, способствовала росту авторитета потребительской кооперации среди населения, органов власти, формированию имиджа как социально ориентированной системы. С 2000 года устойчивыми темпами растут обороты торговли и общественного питания, объемы закупок. Совокупный объем деятельности в 2008 году по сравнению с 2000 годом возрос в сопоставимых ценах на 23 процента и составит в 2008 году более 150 млрд. рублей. Оборот розничной торговой сети за этот период возрос на 36 процентов, общественного питания - на 50 процентов. Объем бытовых услуг, оплаченных населением, с 34 млн. рублей в 2000 году возрос до 600 млн. рублей в 2008 году. И это все - с учетом того, что цены на услуги в потребительской кооперации существенно ниже коммерческих организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Проблемы и  перспективы развития потребительской  кооперации

 

3.1 Проблемы развития  потребительской кооперации

 

В развитии кооперативных форм хозяйствования, доказавших гибкость и жизнеспособность, сегодня есть ряд нерешенных проблем [17,с.150].

Первая связана с  правовым регулированием отношений  кооперативной собственности. В российском законодательстве (даже в Конституции) нет нормы, закрепляющей кооперативную форму собственности, отсутствует само понятие «кооперативная форма собственности». На практике это приводит к очень большим негативным последствиям.

Во-вторых, гражданское  законодательство отдельных кооперативов относит к разному типу организаций: производственные - к коммерческим, потребительские - к некоммерческим. Однако правоприменительная практика норм налогового, земельного, алкогольного законодательств пошла таким путем, что к потребительским кооперативам применяются нормы, установленные как к коммерческим организациям. То есть не учитывается, что потребительский кооператив по сути своей является некоммерческой организацией и создается для удовлетворения потребностей его членов.

В - третьих, задача превращения кооперации в значимый сектор экономики ставит проблему подготовки кадров для кооперации. Подготовленность кадров, их возрастной состав - серьезная проблема. Молодые работники предпочитают работать на престижной, требующей высокой квалификации, должности, чего требует современное состояние экономики России. Потребительской кооперации нужны не просто работники той или иной профессии, а специалисты с кооперативным сознанием, которые исповедуют идеологию и принципы потребительской кооперации.

Сегодня перед потребительской  кооперацией стоят масштабные, серьезные задачи, которые под силу, прежде всего, высококлассным специалистам, знающим специфику потребительской кооперации, обладающими современными методами экономического анализа и управления.

Кроме того, возрастает актуальность обеспечения исследований по проблемам кооперации. В связи с этим существенно увеличивается роль и значимость кооперативного образования. В настоящее время образован Российский университет кооперации, имеющий пятитысячный коллектив ученых и преподавателей, более 50 тысяч студентов. Он располагает широкой сетью филиалов в регионах России от Мурманска и Калининграда до Камчатки и Дальнего Востока и реализует все формы обучения, программы переподготовки и повышения квалификации. То есть, созданы все условия для того, чтобы существенно расширить подготовку кадров для кооперативных организаций, приблизить образование к местам проживания сельских жителей. Для повышения эффективности учебной и научно-методической работы в университете созданы специализированные кафедры, которые занимаются проблемами организации кооперативов и управления кооперативным хозяйством.

Волнует и тот факт, что профессионально  подготовленные работники потребительской кооперации, не всегда могут устроиться на такую должность, которая соответствует их квалификации, в результате чего соглашаются на любую работу. Это говорит о том, что потенциал трудового ресурса остается невостребованным. Но следует заметить, что на сегодняшний день эта проблема имеет решение, так как на фоне обсуждения реформирования системы профессионального образования возникла идея создания образовательных кластеров. Система работы образовательных кластеров заключается в том, что базовые предприятия передают в отраслевое министерство данные о своей потребности в кадрах и через систему госзаказа формируется заявка в кластер. Иными словами, кластер - это цивилизованная форма рыночных отношений между образовательными учреждениями и работодателями. Основной целью кластера является достижение устойчивого экономического развития и повышения конкурентоспособности отрасли торговли и сервиса за счет развития технологий, внедрение инноваций, а также повышение, как эффективности текущего использования ресурсов, так и уровня профессионализма работников.

Следовательно, политику занятости в системе потребительской  кооперации необходимо направить на молодежь. Более того, упор на трудоустройство молодежи - это первоочередная задача вей системы потребительской кооперации.

В - четвертых, существует проблема в  заготовительной деятельности организаций;

Многочисленные частные предприниматели  не соблюдают элементарные ветеринарные требования: хранят сырье в гаражах, сараях. Другими словами, не проводится асколизация сырья, исследование на сибирскую язву. В целях улучшения технологии заготовок, следует ужесточить нормы ветеринарного контроля, что в свою очередь, создаст конкурентные преимущества у организаций потребительской кооперации.

Перспективным направлением заготовительной деятельности является закупки лектехсырья. Например, в 2005 году был небывалый урожай 
красной рябины, что бывает только один раз в три - четыре года. Но, следует 
заметить, что не все потребительские общества подключились к этому виду 
деятельности, хотя он является высокорентабельным. К сбору дикорастущих 
ягод можно привлечь школьников, нетрудоспособных граждан, пенсионеров.

Отдельно можно отметить вопросы осуществления качественного экономического анализа деятельности заготовительной организации, оптимизации налогообложения, разработки моделей стимулирования и оплаты 
труда работников. Для решения этих вопросов организациям потребительской кооперации необходимо более тесно сотрудничать с учеными кооперативных вузов.

Информация о работе Кооперативный реформизм: представители, направления