Кооперативный реформизм: представители, направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 23:50, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является изучения кооперативного ре-формизма его направления и представителей.
Объектом курсового исследования является кооперация.
Предметом курсового исследования является всестороннее изучения коопе-ративного реформизма

Содержание

Введение 5

1 Генезис и эволюция потребительской кооперации России 8

1.1 Зарождение кооперативной идеи 8

1.2 Особенности возникновения кооперативов 10

1.3 Развитие кооперации в XX веке 12

2 Становление и анализ кооперации 19

2.1 Идеологический фактор в развитии кооперации 19

2.2 Кооперация на современном этапе развития экономики 25

2.3 Анализ современного состояния потребительской кооперации России 27

3 Проблемы и перспективы развития потребительской кооперации 31

3.1 Проблемы развития потребительской кооперации 31

3.2 Основные направления реализации социальной миссии

потребительской кооперации 36

Заключение 44

Список использованных источников 47

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (Кооперативный реформизм представители и направления).doc

— 226.00 Кб (Скачать документ)

Необходимо срочно реконструировать имеющиеся на заготовительных предприятиях аммиачные холодильники на энергосберегающие и чистые 
экологические технологии заморозки и хранения, что в значительной степени 
снизит издержки предприятий и повысит качество закупаемой продукции.

Все это, в конечном счете, позволит в ближайшей перспективе возродить потребительскую кооперацию, несколько утраченную роль ведущего заготовителя сельскохозяйственной продукции и сырья [19,с.195].

Многие организации  в системе потребительской кооперации являются либо убыточными, либо их прибыль составляет незначительную долю. Потребительская кооперация все более уступает развивающемуся частному бизнесу.

В сложившейся рыночной ситуации ориентация предприятий питания только на внутренние возможности каждого из них недостаточна. В целях достижения стабильной деятельности отрасли общественного питания требуется поиск дополнительных источников для расширения масштабов деятельности.

В целом, считается необходимым  коренным образом пересмотреть тип  функционирующих и вновь вводимых предприятий общественного питания, специфику их деятельности, направленную на обеспечение общего товарооборота и оборота собственной продукции.

Также важным фактором повышения эффективности труда выступает стимулирование. Сегодняшняя практика доказывает необходимость использования разнообразных систем стимулирования труда. В условиях инновационной экономики требуется повысить стимулирующую функцию заработной платы и обеспечить связь заработной платы с деятельностью и конечными результатами предприятий кооперативной промышленности.

Стимулирующая функция  заработной платы состоит в обеспечении  определенной, необходимой для работодателя трудовой отдачи от наемного работника, в создании определенного стереотипа его поведения в процессе производства, в максимальном раскрытии потенциальных возможностей, инициативы, изобретательности - одним словом, в полной реализации им своих физических и духовных потребностей в процессе трудовой деятельности.

Существует ряд факторов, от которых  зависит стимулирующая функция заработной платы: установление тесной связи размера заработной платы работника к овладению новыми знаниями, повышению своей квалификации, возрастание роли ответственности по отношению к своей роли. Перечисленные факторы способствуют увеличению производительности труда работников и полному удовлетворению потребностей.

Заметим, что стимулирующая  функция тесно связана с мотивацией труда. Мотивация труда - процесс побуждения человека к активной деятельности по выполнению целей организации с помощью системы стимулов и выполнения конкретных желаний.

Для повышения стимулирующего воздействия заработной платы на рост эффективности общественного производства следует увеличить число учитываемых на предприятиях зарплатообразующих факторов:

1. Учет индивидуальных качеств  и достижений работника;

  1. Установление зависимости заработной платы работника от результатов хозяйственной деятельности организации;
  2. Степень вовлеченности (объем информации, составляющей коммерческую тайну, умение ее хранить, преданность организации);
  3. Возрастание роли ответственности по отношению к своей работе и управлению подчиненными;
  4. Создание механизма оплаты труда, побуждающего работника к овладеванию новыми знаниями, повышению своей квалификации.

Учет перечисленных факторов способствует, с одной стороны, росту производительности труда наемных работников, с другой, более полному удовлетворению их потребностей (в признании, уважении, самовыражении).

Важно отметить, что сегодня система  стимулирования труда работников потребительской кооперации недостаточно продумана: формы и разновидности заработной платы, также принципы оплаты труда должны быть понятны каждому работнику.

Для решения данной проблемы, следует восстановить как стимулирующую, так и воспроизводственную и регулирующую функцию оплаты труда. Должна быть установлена четкая зависимость заработной платы работников от результатов финансово - хозяйственной деятельности организации. Однако при этом, следует соблюдать правильные соотношения между темпами роста совокупного оборота и темпами роста заработной платы.

Таким образом, несмотря на возникшие  проблемы, потребительская кооперация, имея существенный потенциал, может и должна приложить все усилия к стабилизации экономики и выхода на траекторию устойчивого экономического роста.

 

3.2 Основные направления  реализации социальной миссии 

потребительской кооперации

 

Потребительская кооперация, осуществляя  экономические функции, выполняет социальную миссию. Эти два аспекта тесно переплетаются и неотделимы друг от друга. Традиционно обслуживая население, потребительская кооперация получение прибыли ставила в качестве задачи и необходимого условия для осуществления социальной роли. В этом состоит один из важнейших отличительных признаков потребительского кооператива от акционерных обществ и других коммерческих структур, преследующих цель - получение прибыли [20,с.119].

Успешное хозяйствование, достижение хороших экономических и финансовых результатов деятельности создают реальную основу для повышения социальной роли потребительской кооперации, решения большего круга социальных задач. В свою очередь, укрепление ее социальной базы означает привлечение большего числа покупателей в кооперативные магазины, обеспечение динамичного роста товарооборота, в конечном итоге - расширение сегмента кооперативного рынка. Это создает объективные предпосылки для экономического благополучия системы.

Осуществляя снабжение населения  товарами, создавая рабочие места  и обеспечивая занятость сельского населения, потребительская кооперация стабилизирует социально-экономическую обстановку в регионах своей деятельности. Потребительская кооперация - доходообразующая система.

Современная практика потребительской  кооперации подтвердила то, что потребительские общества наиболее эффективно решают свои задачи в том случае, когда пользуются доверием и поддержкой пайщиков. Как правило, такие общества получают максимальные льготы от местных администраций, поскольку существенно влияют на социально-экономическое развитие регионов.

Социальная миссия потребительской  кооперации состоит в защите социальных и экономических интересов пайщиков и всего населения. Она включает следующие аспекты:

- создание условий для демократии;

- информированность пайщиков;

- повышение социальной активности  пайщиков и остального ноского  населения;

- обеспечение занятости сельского  населения;

- заботу о социально незащищенных  группах населения: пенсионерах,  инвалидах, нетрудоспособных гражданах;

- привлечение к экономической деятельности широких слоев населения;

- обеспечение гарантированной  закупки излишков продукции населения;

- товарный кредит населению  (отпуск товаров населению в  долг);

- содержание в отдаленных поселениях  планово-убыточных предприятий торговли;

- товарный кредит и обслуживание бюджетных организаций социально-культурного типа;

- реализацию хлеба собственной  выпечки по цене ниже себестоимости;

- организацию школьного питания;

- транспортные и другие услуги, предоставляемые бесплатно или  на льготных условиях;

- бесплатные или льготные путевки;

- наборы продуктов, подарки.

Как видно из перечисленных аспектов, социальная миссия потребительской кооперации направлена не только на пайщиков, но и на все обслуживаемое население. Соотношение экономического и социального аспектов деятельности служит критерием зрелости или состоятельности потребительского кооператива, которые следует рассматривать в контексте достаточного уровня затрат на реализацию социальной миссии.

Демократизация - одно из направлений  возрождения социальной базы системы. Вернуть потребительскую кооперацию пайщику, сделать его реальным хозяином возможно при обеспечении права пайщиков свободно обсуждать на собраниях, заседаниях советов хозяйственную деятельность кооператива, открыто выступать с критикой, отстаивать свои предложения по улучшению работы общества.

Проблема занятости населения  и ее решение - основное направление  борьбы с бедностью, одна из центральных задач в цельности кооперативных организаций всех уровней, что является воплощением в жизнь ряда постановлений Совета Центросоюза. Образование новых рабочих мест, обусловливающее рост численности работников потребительской кооперации, непосредственно связано с расширением объема деятельности действующих предприятий, вводом в действие новых предприятий. Если говорить о традиционных отраслях деятельности: торговле, общественном питании, промышленности - это в значительной степени предопределено инвестиционными вложениями. Этот путь имеет ограниченные возможности реализации.

Реальные резервы увеличения числа рабочих мест заложены в развитии нетрадиционных для потребительской кооперации направлений деятельности: торговли медикаментами, сельскохозяйственного производства, туристической деятельности, гостиничного хозяйства, мукомольного производства, развития сферы услуг и др.

Следует отметить особую социально-экономическую  роль сферы услуг. Пошив и ремонт одежды и обуви, ремонт мебели, холодильников, теле радиоаппаратуры, фотоателье, парикмахерские, ритуальные услуги, изготовление металлоизделий и другие услуги удовлетворяют потребности сельского населения, улучшают среду обитания, освобождая его от ряда бытовых хлопот. Развитие сферы услуг, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, способствует повышению уровня жизни селян. Кроме того, они создают возможность обеспечения занятий таким социально незащищенным слоям сельского населения, как пенсионеры и инвалиды. Особое социальное значение имеет предоставление работы на неполный рабочий день для этих категорий населения. Учитывая, что предоставление услуг является видом хозяйственной деятельности, следует отметить их роль и в создании валового дохода кооперативных организаций.

Потребительская кооперация широко реализует  возможности использования надомного труда и создает условия для возрождения народных промыслов. Сохранению и развитию национальной культуры, самобытности ремесел.

Одним из реальных механизмов обеспечения  занятости населения является организация  общественных работ. Вопросы организации  общественных работ в организациях потребительской кооперации регламентируются соглашением между Министерством России и Центросоюзом РФ.

С каждым сельским жителем, пожелавшим работать в системе потребительской кооперации на условиях общественных работ, потребительские общества заключают срочный трудовой договор. При этом основанием для приема его на работу служит направление на участие в общественных работах в конкретной кооперативной организации, выданное органами службы занятости.

Следующее направление реализации социальной миссии потребительской  кооперации - обеспечение кооперативного профессионального образования. Кооперативное образование как трехуровневая подготовка специалистов включает обучение в профессиональных школах (училищах), колледжах (техникумах), институтах и университетах. Для потребительской кооперации России специалистов с высшим образованием готовят три университета и 34 филиала, со средним специальным образованием -- 65 средних специальных учебных заведений. Кооперативные колледжи по договору со службами занятости проводят подготовку работников массовых профессий [20,с.133].

Студенты колледжей и вузов, обучающиеся за счет средств потребительской кооперации, уменьшают социальную напряженность, в первую очередь на молодежном рынке труда.

Социальную миссию потребительской  кооперации в обеспечении кооперативного образования можно оценить с помощью следующих показателей:

- численности студентов, обучающихся в образовательных учреждениях по направлениям и за счет средств потребительской кооперации;

- суммы средств фонда подготовки  кадров, использованной в отчетном году на оплату за обучение в образовательных кооперативных учебных учреждениях;

- числа безработных граждан,  прошедших профессиональное обучение  в кооперативных образовательных  учреждениях.

Потребительская кооперация рассматривает  привлечение молодежи в систему как важнейшее направление реализации социальной миссии и в то же время как условие укрепления самой системы потребительской кооперации, так как молодежь - это категория работников, лишенная консерватизма, воспринявшая нормы и принципы сегодняшнего бытия, способная вести предпринимательскую деятельность [17,с.103].

Важной формой реализации социальной миссии потребительской кооперации является ее участие в формировании доходов населения. Оно включает оплату труда работников потребительской кооперации и кооперативные выплаты, предусмотренные Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

В условиях задержки и несвоевременной  выплаты пенсий существует проблема неравномерности уровня платежеспособности населения. Для сельских жителей неоценимое значение в обеспечении жизнедеятельности имеет отпуск товаров в долг: так называемый товарный кредит. Сам этот факт не соответствует принципам цивилизованных рыночных отношений, но в российских условиях потребительская кооперация, таким образом, поддерживает жизненный уровень сельских жителей, неся при этом определенные потери. Это направление деятельности заключает в себе жесткое противоречие между экономическими интересами кооперативов и социальной ориентацией их деятельности. Выдача товарного кредита обязательно сопряжена с финансовыми потерями и экономически нецелесообразна. Экономические потери снижаются или превращаются в прибыль, если товарный кредит предусмотрен индивидуальными договорами с пайщиками на сдачу сельскохозяйственной продукции, дикорастущих, продукции промыслов.

Потребительская кооперация традиционно  обслуживает в сельской местности учреждения социальной сферы: больницы, детские сады, детские дома и др. В связи с проблемами финансирования бюджетной сферы товар нередко реализуется им в долг, за счет чего возникает значительная дебиторская задолженность кооперативных организаций. Но потребительская кооперация, выполняя свою миссию, осуществляет социальную защиту населения и вынуждена терпеть экономические потери.

Информация о работе Кооперативный реформизм: представители, направления