Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 23:50, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучения кооперативного ре-формизма его направления и представителей.
Объектом курсового исследования является кооперация.
Предметом курсового исследования является всестороннее изучения коопе-ративного реформизма
Введение 5
1 Генезис и эволюция потребительской кооперации России 8
1.1 Зарождение кооперативной идеи 8
1.2 Особенности возникновения кооперативов 10
1.3 Развитие кооперации в XX веке 12
2 Становление и анализ кооперации 19
2.1 Идеологический фактор в развитии кооперации 19
2.2 Кооперация на современном этапе развития экономики 25
2.3 Анализ современного состояния потребительской кооперации России 27
3 Проблемы и перспективы развития потребительской кооперации 31
3.1 Проблемы развития потребительской кооперации 31
3.2 Основные направления реализации социальной миссии
потребительской кооперации 36
Заключение 44
Список использованных источников 47
Наконец, содержание планово-убыточных магазинов, как и реализация хлеба собственной выпечки по цене ниже себестоимости, имеет исключительно социальную направленность. Покрывая убытки таких магазинов, кооператив обеспечивает торговое обслуживание определенной части населения в отдаленных и малонаселенных местностях, чем никогда не будет заниматься частник в силу экономической невыгодности. Очевидно, мировая практика не знает подобных аналогов.
Увеличение размеров заготовительной деятельности потребительской кооперации стимулирует производство сельскохозяйственной продукции в личных хозяйствах населения и в фермерских хозяйствах. Это повышает самозанятость сельского населения, обеспечивает рост денежных доходов селян. Отсюда увеличение покупательной способности населения. Заготовительная деятельность способствует увеличению товарных ресурсов продовольствия для покрытия товарооборота и сырья для кооперативной промышленности. За счет ее оживления стимулируется создание новых рабочих мест и на перерабатывающих предприятиях, и в торговле. Для повышения стабильности заготовительной деятельности необходимо обеспечить гарантированную закупку продукции у населения и тем формировать уверенность у сельского населения вообще и у пайщиков в первую очередь в востребованности излишков сельхозпродукции их личных хозяйств. Это повысит моральную удовлетворенность от самозанятости и предоставит гарантии получения денежных доходов сельским труженикам. В связи с этим взаимоотношения потребительской кооперации со сдатчиками сельскохозяйственной продукции должны строиться на твердой договорной основе, предусматривающей ответственность и обязательства обеих сторон.
Кроме сельскохозяйственной продукции, потребительская кооперация традиционно занимается закупками не древесной продукции леса (дикорастущих) и лекарственно-технического сырья. Ягоды, грибы, орехи, папоротник, лекарственные травы служат источником дополнительных доходов сельского населения. К заготовительной деятельности привлекаются такие категории населения, как пенсионеры, домохозяйки, школьники [21,с.125].
Третья форма экономического участия пайщиков - образование кооперативного капитала (паевого фонда). Паевой фонд — фонд, состоящий из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского общества или вступлении в него и являющихся одним из источников формирования имущества потребительского общества, пополнения собственных оборотных средств. Паевой взнос - имущественный взнос пайщика в паевой фонд потребительского общества деньгами, ценными бумагами, земельным участком, другим имуществом либо имущественными правами, имеющими денежную оценку.
Более важное социально-экономическое значение имеет четвертая форма экономического участия - привлечение свободных денежных средств населения в хозяйственно-финансовую деятельность организаций потребительской кооперации на возвратной основе. Гарантирование возврата вклада, выплата даже невысоких процентов по вкладам повышают значимость системы потребительской кооперации как фактора социальной стабильности.
Отражение в программе статистического наблюдения реализации социальной миссии потребительской кооперации позволяет рассчитать общую сумму доходов населения, полученных от организаций потребительской кооперации.
Решение социальных проблем требует создания в потребительских обществах и союзах специальной службы социального управления, призванной работать как с пайщиками, так и с некооперированным населением. В компетенцию службы социального управления следует включить представление отчетности о занятости населения и других направлениях социальной миссии потребительской кооперации.
Материальные и моральные
Существует и обратная зависимость: чем эффективнее развивается экономическая деятельность потребительских обществ, тем успешнее они выполняют основную предписанную законом задачу потребительской кооперации - удовлетворение потребностей пайщиков.
Дальнейшее развитие потребительской кооперации возможно на основе оптимального сочетания социальной и экономической деятельности, использования социально-экономического потенциала потребительской кооперации с учетом влияния внешних факторов: уровня доходов населения, протекционистской политики государства в отношении потребительской кооперации. Однако влияние этих внешних факторов нельзя рассматривать как привнесенное извне, оно формируется благодаря деятельности и самой потребительской кооперации. Поддержка государства гарантирована ей как некоммерческой организации, осуществляющей меры социальной защиты населения, то есть только в случае реализации социальной миссии. Это в конечном итоге оборачивается увеличением оборота розничной торговли, повышением доходов кооперативных организаций, достижением безубыточной деятельности [23,с.208].
Заключение
На протяжении многовековой истории общественного развития существовали определенные виды деятельности, которыми занимались группы людей. Групповые объединения обеспечивали более эффективную деятельность по сравнению с индивидуальной. Формально кооперативы различных видов появились на европейском континенте в условиях развития товарно-денежных отношений в середине XIX века.
В широком смысле кооперация - социально-хозяйственная организация (объединение кооперативов), в узком (кооперация труда) - форма организации труда, при которой люди участвуют в одном или разных, но связанных между собой процессах труда. Кроме того, термин "кооперация" употребляется в разных значениях для обозначения совокупности кооперативов: объединяющих представителей определенных социальных слоев (рабочая, крестьянская, школьная); осуществляющих деятельность в разных регионах страны (городская, сельская, районная, областная, российская); осуществляющих деятельность в разных отраслях экономики (потребительская, производственная, кредитная, сельскохозяйственная, строительная, жилищная и др.).
В Декларации о кооперативной идентичности, принятой XXXI Конгрессом Международного кооперативного альянса (МКА) в 1995 году, под кооперативом понимается "... автономная ассоциация лиц, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностей посредством совместно владеемого и демократически управляемого предприятия". Это определение выражает социально-экономическую сущность кооператива и предоставляет определенную свободу в организации совместной общественно-хозяйственной деятельности. Из определения следует, что кооператив является по своей организационно-правовой форме предприятием и представляет собой юридическое лицо, обладающее специфическими чертами.
Кооперативы являются продуктом рыночной экономики и создаются для устранения несоответствий на рынке. В условиях развития конкуренции кооперативы объединяются, создавая систему кооперации. В научной литературе сформировались два основных подхода к определению места и роли кооперации в экономической системе. Сторонники одного из них, мнение которых мы разделяем, связывают ее с коренным - пересмотром взглядов на природу общества, видят в кооперации средство преобразования всей экономической системы и считают, что эта форма хозяйствования должна постепенно охватить все сферы экономики по мере того, как государственные и муниципальные предприятия будут осваивать кооперативные принципы.
Другие считают, что возрождение кооперации не дает оснований для подобных выводов и что вряд ли главное направление экономической реформы следует сводить к повсеместному распространению кооперативных принципов в хозяйственной деятельности.
Кооперативы отвечают определенным признакам, под которыми понимаются определенные черты, отличающие их от всех других общественных организаций и " хозяйствующих субъектов. Основным отличительным признаком кооператива является одновременное совмещение в процессе деятельности двух сфер: социальной и экономической. Рассматривая кооператив как социальную организацию, можно выделить следующие его специфические признаки: автономная ассоциация, независимая от правительства и других государственных структур, а также экономических субъектов различных организационно-правовых форм. Ценности кооперации, взаимно переплетаясь и дополняя друг друга, являются: основой для разработки кооперативных принципов - правил, основных положений, которыми должны руководствоваться члены кооперативов, их руководители: и работники в своей социально-экономической деятельности.
Участие кооперации в решении многообразных социально-экономических задач, стоящих перед народным хозяйством, требует использования всех имеющихся резервов интенсификации и повышения эффективности ее экономики.
Одним из основных направлений повышения темпов и эффективности развития кооперативной экономики является значительное ускорение научно-технического прогресса путем расширения масштабов перевооружения и реконструкции действующей материально-технической базы всех ее отраслей и поиска новых решений в области техники и технологии, позволяющих добиться успехов по пути интенсификации и улучшения обслуживания населения.
Положительное влияние на повышение
темпов и эффективности развития
кооперативной экономики
Не маловажное влияние на изменение и использование кооперации как формы хозяйствования оказывала господствующая идеология.
В России кооперация широко использовалась во время НЭПа в начале ХХ века, затем социалистическая форма общественных отношений видоизменила кооперативное движение, оно подчинялось и управлялось государством. На современном этапе развития экономики кооперация не является ведущим видом хозяйственной системы и представлена в основном производственными и сельскохозяйственными кооперативами.
Список использованных источников
1. Автономова В., Ананьина О., Макашевой Н. История экономических учений - М.: ИНФРА-М, 2006.-156 с.
2. Бартеньев С.А. История экономических учений. - М.: ИНФРА-М, 2006.-183 с.
3. Бланк Г.Я. «Основы теории и истории потребительской кооперации СССР», 2006.-245 с.
4. Вахитов К.И. История потребительской
кооперации в России / К.И.
Вахитов: Учеб. пособие. - М.: ЦУМК Центросоюза
РФ, 2005. - 50 с.
5. Гордеев А. М. Форма взаимовыгодного
сотрудничества/ А.М.Гордеев //
Деловой вестник.- 2006.- № 12.-С.-24-27.
6. Гордеев А.В. Торговать на рынках
должны сами производители /
А.В.Гордеев// «Вестник кооперации» -2006.-№8.
-С. 7 - 13.
7. Гухаров В.А. Кооперация //Деловой вестник -2006.-№10(72).-С. 10-20.
8. Добин М.Н. Вперед на верный путь
//Деловой вестник -2006.-
№12(72).-С.30-40.
9. Захаров И.В. Потребительская кооперация
России в условиях транс
формации экономических отношений
/ И.В. Захаров: Учеб. пособие. -
М.: Маркетинг, 2006. - 50 с.
10. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. - М.: Кнорус, 2006.-258 с.
11. Крашенинников А.И., Морозов А. М., «Международное кооперативное движение», Москва, Экономика, 2005.- -289 с.
12. Левита Р.Я. История экономических учений. - М.: ИНФРА-М, 2006.- 247 с.
13. Мазурицкий A.M. Формирование системы сельской кредитной кооперации в России/ A.M. Мазурицкий // Сельский кредит.- 2006.-№3.- С. 25-37.
14. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли: От пророков до профессоров. - М.: Высш. Шк., 2006.- 153 с.
15. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2006.-240с.
16. Макаренко А.П. Эволюция мирового кооперативного движения. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2005.-216 с.
17. Макаренко А.П., Крашенинников А. И., Кизилевич А. В., Паламарчук, В. Е., Хвостов Б.Н., «Теория кооперации», Москва, Экономика, 2007.-189 с.
18. Пронин С.В., Что такое современный «кооперативный реформизм», М., 2006.-326 с.
19. Раицкий К.А. Экономика потребительской кооперации. - М.: Экономика, 2005.-250 с.
20. Сероштан М. В. Потребительская кооперация: Учебное пособие. - М.: Издательство - торговая корпорация «Дашков и К0», 2007. - 292 с.
21. Степанова А. А. и др. Сельскохозяйственные кооперативы: Учеб. - методич. - Саратов.-2006.-205 с.
22. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. - М.: Юридический Дом "Юстицинформ", 2006.- -185 с.
23. Ткач А.В. Сельскохозяйственная
кооперация: Учебное пособие. 3.-е
изд. - М: Издательско - торговая корпорация
«Дашков К».- 2006.-304
с.
24. Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М.: ИНФРА-М, 2006.-252 с.
Информация о работе Кооперативный реформизм: представители, направления