Кооперативный реформизм: представители, направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 23:50, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является изучения кооперативного ре-формизма его направления и представителей.
Объектом курсового исследования является кооперация.
Предметом курсового исследования является всестороннее изучения коопе-ративного реформизма

Содержание

Введение 5

1 Генезис и эволюция потребительской кооперации России 8

1.1 Зарождение кооперативной идеи 8

1.2 Особенности возникновения кооперативов 10

1.3 Развитие кооперации в XX веке 12

2 Становление и анализ кооперации 19

2.1 Идеологический фактор в развитии кооперации 19

2.2 Кооперация на современном этапе развития экономики 25

2.3 Анализ современного состояния потребительской кооперации России 27

3 Проблемы и перспективы развития потребительской кооперации 31

3.1 Проблемы развития потребительской кооперации 31

3.2 Основные направления реализации социальной миссии

потребительской кооперации 36

Заключение 44

Список использованных источников 47

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (Кооперативный реформизм представители и направления).doc

— 226.00 Кб (Скачать документ)

Наконец, содержание планово-убыточных магазинов, как и реализация хлеба собственной выпечки по цене ниже себестоимости, имеет исключительно социальную направленность. Покрывая убытки таких магазинов, кооператив обеспечивает торговое обслуживание определенной части населения в отдаленных и малонаселенных местностях, чем никогда не будет заниматься частник в силу экономической невыгодности. Очевидно, мировая практика не знает подобных аналогов.

Увеличение размеров заготовительной  деятельности потребительской кооперации стимулирует производство сельскохозяйственной продукции в личных хозяйствах населения и в фермерских хозяйствах. Это повышает самозанятость сельского населения, обеспечивает рост денежных доходов селян. Отсюда увеличение покупательной способности населения. Заготовительная деятельность способствует увеличению товарных ресурсов продовольствия для покрытия товарооборота и сырья для кооперативной промышленности. За счет ее оживления стимулируется создание новых рабочих мест и на перерабатывающих предприятиях, и в торговле. Для повышения стабильности заготовительной деятельности необходимо обеспечить гарантированную закупку продукции у населения и тем формировать уверенность у сельского населения вообще и у пайщиков в первую очередь в востребованности излишков сельхозпродукции их личных хозяйств. Это повысит моральную удовлетворенность от самозанятости и предоставит гарантии получения денежных доходов сельским труженикам. В связи с этим взаимоотношения потребительской кооперации со сдатчиками сельскохозяйственной продукции должны строиться на твердой договорной основе, предусматривающей ответственность и обязательства обеих сторон.

Кроме сельскохозяйственной продукции, потребительская кооперация традиционно занимается закупками не древесной продукции леса (дикорастущих) и лекарственно-технического сырья. Ягоды, грибы, орехи, папоротник, лекарственные травы служат источником дополнительных доходов сельского населения. К заготовительной деятельности привлекаются такие категории населения, как пенсионеры, домохозяйки, школьники [21,с.125].

Третья форма экономического участия  пайщиков - образование кооперативного капитала (паевого фонда). Паевой фонд — фонд, состоящий из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского общества или вступлении в него и являющихся одним из источников формирования имущества потребительского общества, пополнения собственных оборотных средств. Паевой взнос - имущественный взнос пайщика в паевой фонд потребительского общества деньгами, ценными бумагами, земельным участком, другим имуществом либо имущественными правами, имеющими денежную оценку.

Более важное социально-экономическое  значение имеет четвертая форма  экономического участия - привлечение  свободных денежных средств населения  в хозяйственно-финансовую деятельность организаций потребительской кооперации на возвратной основе. Гарантирование возврата вклада, выплата даже невысоких процентов по вкладам повышают значимость системы потребительской кооперации как фактора социальной стабильности.

Отражение в программе статистического  наблюдения реализации социальной миссии потребительской кооперации позволяет рассчитать общую сумму доходов населения, полученных от организаций потребительской кооперации.

Решение социальных проблем требует  создания в потребительских обществах и союзах специальной службы социального управления, призванной работать как с пайщиками, так и с некооперированным населением. В компетенцию службы социального управления следует включить представление отчетности о занятости населения и других направлениях социальной миссии потребительской кооперации.

Материальные и моральные усилия, связанные с выполнением социальной миссии потребительской кооперации, возвращаются к ней в виде налоговых льгот и кредитов, увеличения товарооборота кооперативных магазинов, объемов заготовок и производства, что повышает экономическую устойчивость и укрепляет имидж потребительской кооперации

Существует и обратная зависимость: чем эффективнее развивается  экономическая деятельность потребительских обществ, тем успешнее они выполняют основную предписанную законом задачу потребительской кооперации - удовлетворение потребностей пайщиков.

Дальнейшее развитие потребительской  кооперации возможно на основе оптимального сочетания социальной и экономической деятельности, использования социально-экономического потенциала потребительской кооперации с учетом влияния внешних факторов: уровня доходов населения, протекционистской политики государства в отношении потребительской кооперации. Однако влияние этих внешних факторов нельзя рассматривать как привнесенное извне, оно формируется благодаря деятельности и самой потребительской кооперации. Поддержка государства гарантирована ей как некоммерческой организации, осуществляющей меры социальной защиты населения, то есть только в случае реализации социальной миссии. Это в конечном итоге оборачивается увеличением оборота розничной торговли, повышением доходов кооперативных организаций, достижением безубыточной деятельности [23,с.208].

 

 

 

Заключение

 

На протяжении многовековой истории  общественного развития существовали определенные виды деятельности, которыми занимались группы людей. Групповые объединения обеспечивали более эффективную деятельность по сравнению с индивидуальной. Формально кооперативы различных видов появились на европейском континенте в условиях развития товарно-денежных отношений в середине XIX века.

В широком смысле кооперация - социально-хозяйственная  организация (объединение кооперативов), в узком (кооперация труда) - форма  организации труда, при которой  люди участвуют в одном или  разных, но связанных между собой процессах труда. Кроме того, термин "кооперация" употребляется в разных значениях для обозначения совокупности кооперативов: объединяющих представителей определенных социальных слоев (рабочая, крестьянская, школьная); осуществляющих деятельность в разных регионах страны (городская, сельская, районная, областная, российская); осуществляющих деятельность в разных отраслях экономики (потребительская, производственная, кредитная, сельскохозяйственная, строительная, жилищная и др.).

В Декларации о кооперативной идентичности, принятой XXXI Конгрессом Международного кооперативного альянса (МКА) в 1995 году, под кооперативом понимается "... автономная ассоциация лиц, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностей посредством совместно владеемого и демократически управляемого предприятия". Это определение выражает социально-экономическую сущность кооператива и предоставляет определенную свободу в организации совместной общественно-хозяйственной деятельности. Из определения следует, что кооператив является по своей организационно-правовой форме предприятием и представляет собой юридическое лицо, обладающее специфическими чертами.

Кооперативы являются продуктом рыночной экономики и создаются для  устранения несоответствий на рынке. В условиях развития конкуренции кооперативы объединяются, создавая систему кооперации. В научной литературе сформировались два основных подхода к определению места и роли кооперации в экономической системе. Сторонники одного из них, мнение которых мы разделяем, связывают ее с коренным - пересмотром взглядов на природу общества, видят в кооперации средство преобразования всей экономической системы и считают, что эта форма хозяйствования должна постепенно охватить все сферы экономики по мере того, как государственные и муниципальные предприятия будут осваивать кооперативные принципы.

Другие считают, что возрождение  кооперации не дает оснований для  подобных выводов и что вряд ли главное направление экономической реформы следует сводить к повсеместному распространению кооперативных принципов в хозяйственной деятельности.

Кооперативы отвечают определенным признакам, под которыми понимаются определенные черты, отличающие их от всех других общественных организаций и " хозяйствующих субъектов. Основным отличительным признаком кооператива является одновременное совмещение в процессе деятельности двух сфер: социальной и экономической. Рассматривая кооператив как социальную организацию, можно выделить следующие его специфические признаки: автономная ассоциация, независимая от правительства и других государственных структур, а также экономических субъектов различных организационно-правовых форм. Ценности кооперации, взаимно переплетаясь и дополняя друг друга, являются: основой для разработки кооперативных принципов - правил, основных положений, которыми должны руководствоваться члены кооперативов, их руководители: и работники в своей социально-экономической деятельности.

Участие кооперации в решении многообразных  социально-экономических задач, стоящих перед народным хозяйством, требует использования всех имеющихся резервов интенсификации и повышения эффективности ее экономики.

Одним из основных направлений повышения  темпов и эффективности развития кооперативной экономики является значительное ускорение научно-технического прогресса путем расширения масштабов перевооружения и реконструкции действующей материально-технической базы всех ее отраслей и поиска новых решений в области техники и технологии, позволяющих добиться успехов по пути интенсификации и улучшения обслуживания населения.

Положительное влияние на повышение  темпов и эффективности развития кооперативной экономики оказали  меры по перестройке хозяйственного механизма и в агропромышленном комплексе страны, легкой промышленности, на предприятиях транспорта и др.

Не маловажное влияние на изменение  и использование кооперации как  формы хозяйствования оказывала  господствующая идеология.

В России кооперация широко использовалась во время НЭПа в начале ХХ века, затем  социалистическая форма общественных отношений видоизменила кооперативное движение, оно подчинялось и управлялось государством. На современном этапе развития экономики кооперация не является ведущим видом хозяйственной системы и представлена в основном производственными и сельскохозяйственными кооперативами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Автономова В., Ананьина О., Макашевой Н. История экономических учений - М.: ИНФРА-М, 2006.-156 с.

2. Бартеньев С.А. История экономических учений. - М.: ИНФРА-М, 2006.-183 с.

3. Бланк Г.Я. «Основы теории и истории потребительской кооперации СССР», 2006.-245 с.

4. Вахитов К.И. История потребительской кооперации в России / К.И. 
Вахитов: Учеб. пособие. - М.: ЦУМК Центросоюза РФ, 2005. - 50 с.

5. Гордеев А. М. Форма взаимовыгодного сотрудничества/ А.М.Гордеев // 
Деловой вестник.- 2006.- № 12.-С.-24-27.

6. Гордеев А.В. Торговать на рынках должны сами производители / 
А.В.Гордеев// «Вестник кооперации» -2006.-№8. -С. 7 - 13.

7. Гухаров В.А. Кооперация //Деловой вестник -2006.-№10(72).-С. 10-20.

8. Добин М.Н. Вперед на верный путь //Деловой вестник -2006.- 
№12(72).-С.30-40.

9. Захаров И.В. Потребительская кооперация России в условиях транс 
формации экономических отношений / И.В. Захаров: Учеб. пособие. - 
М.: Маркетинг, 2006. - 50 с.

10. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. - М.: Кнорус, 2006.-258 с.

11. Крашенинников А.И., Морозов А. М., «Международное кооперативное движение», Москва, Экономика, 2005.- -289 с.

12. Левита Р.Я. История экономических учений. - М.: ИНФРА-М, 2006.- 247 с.

13. Мазурицкий A.M. Формирование системы сельской кредитной кооперации в России/ A.M. Мазурицкий // Сельский кредит.- 2006.-№3.- С. 25-37.

14. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли: От пророков до профессоров. - М.: Высш. Шк., 2006.- 153 с.

 

15. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2006.-240с.

16. Макаренко А.П. Эволюция мирового кооперативного движения. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2005.-216 с.

17. Макаренко А.П., Крашенинников А. И., Кизилевич А. В., Паламарчук, В. Е., Хвостов Б.Н., «Теория кооперации», Москва, Экономика, 2007.-189 с.

18. Пронин С.В., Что такое современный «кооперативный реформизм», М., 2006.-326 с.

19. Раицкий К.А. Экономика потребительской кооперации. - М.: Экономика, 2005.-250 с.

20. Сероштан М. В. Потребительская кооперация: Учебное пособие.  - М.: Издательство - торговая корпорация «Дашков и К0», 2007. - 292 с.

21. Степанова А. А. и др. Сельскохозяйственные кооперативы: Учеб. - методич. - Саратов.-2006.-205 с.

22. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. - М.: Юридический Дом "Юстицинформ", 2006.- -185 с.

23. Ткач А.В. Сельскохозяйственная кооперация: Учебное пособие. 3.-е 
изд. - М: Издательско - торговая корпорация «Дашков К».- 2006.-304 
с.

24. Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М.: ИНФРА-М, 2006.-252 с.

 


Информация о работе Кооперативный реформизм: представители, направления