Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:05, курсовая работа
Исследователи до сих пор спорят, чем являлись походы западноевропейцев на Восток для человечества — еще одной страницей кровавого разгула или цивилизаторской миссией.
Цель исследования: рассмотреть существующие взгляды восточных историков на причины, ход и результаты Крестовых походов на Восток.
Введение 3
Глава 1. Исламский мир эпохи крестовых походов 7
1.1.Эсхатологические ожидания мусульман 7
1.2.Религиозная и политическая ситуация на Ближнем Востоке накануне Крестовых походов 8
Глава 2. Реакция мусульман на крестоносцев и Крестовые походы 13
Заключение 26
Список литературы……………………………………………………………..29
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Исламский мир эпохи крестовых походов 7
1.1.Эсхатологические ожидания мусульман 7
1.2.Религиозная и политическая ситуация на Ближнем Востоке накануне Крестовых походов 8
Глава 2. Реакция мусульман на крестоносцев и Крестовые походы 13
Заключение 26
Список литературы……………………………………………………
Введение
Крестовые походы - военно-религиозные экспедиции христиан предпринимавшиеся с конца XI в. с целью освобождения Гроба Господня и христианских святынь Палестины в соответствии с папской буллой и под эгидой церковной власти, персонифицированной в лице сопровождающего крестоносцев папского легата. Современники предпочитали говорить о «походе» (ехреditio), «пути в Иерусалим» (iter Hierosolymitanum), «пути в Святую Землю» (iter in Terram Sanctam). Слово «крестоносец» (лат. crucesignatus) возникает лишь в XIII в. а слово «Крестовый поход» (фр. croisade) - лишь на рубеже Нового времени.
Крестовые походы на Востоке против мусульман тянулись непрерывно два столетия, до самого конца XIII в. Их можно рассматривать как одну из важнейших стадий той борьбы между Европой и Азией, которая началась еще в древности и не окончена до сих пор. Они стоят наряду с такими фактами, как греко-персидские войны, завоевания Александра Великого на Востоке, нашествие на Европу арабов и потом османских турок.
Крестовые
походы не были случайны: они были неизбежны,
как обусловленная духом
Исследователи до сих пор спорят,
чем являлись походы западноевропейцев
на Восток для человечества — еще
одной страницей кровавого
Цель исследования: рассмотреть существующие взгляды восточных историков на причины, ход и результаты Крестовых походов на Восток.
Историография.
Современная
Крестовым походам
Историки
восточных стран
Иначе говоря, в произведениях восточных авторов XII—XIII вв. описания событий Крестовых походов вплетаются в общую ткань их повествований, будь то всемирная хроника, мемуары или библиография. Тем не менее, сообщения этих писателей представляют исключительный интерес: подчас по своей достоверности они превосходят проникнутые апологетикой, односторонние данные латинских хронистов.
Среди арабских авторов следует назвать прежде всего таких арабских историков-хронистов как Ибн аль-Асир и Ибн аль-Каланиси. Из 12-томной «Всеобщей истории» Ибн аль-Асира на русский переведены считанные страницы. Ещё хуже обстоит дело с «Историей Дамаска» Ибн аль-Каланиси, которая в работах наших исследователей до сих пор цитируется по английскому изданию 1908 года. Исследования, посвященные Крестовым походам, таких арабских историков как Али ибн Тахир аль-Сулами, Хамдан ибн Абд аль-Рахим известны только по отдельным цитатам, включенным в более поздние хроники.
Более популярна переведенная на русский язык «Kitab al-It'ibar» («Книга назидания») Усама ибн-Мункыза1, которая дает нам возможность составить представление о взаимоотношениях христиан и мусульман как на поле боя, так и вне его.
Среди арабских источников также интересен перевод книги французского писателя арабского происхождения Маалуфа Амина «Крестовые походы глазами арабов». Хотя некоторые положения этой книги можно признать спорными, она вполне достойна считаться занимательным введением в арабскую историографию Крестовых походов.
Если
перечисленные выше
Еще одним автором, чье произведение рассматривает взаимоотношения мусульман и крестоносцев, является монография К. Хилленбранд.3 В предисловии к книге К. Хилленбранд профессор-арабист Ясир Сулейман (Эдинбургский университет) замечает: «Автор ставил перед собой задачу преодолеть односторонность взглядов на Крестовые походы, присущую европейской науке».
Книга К.Хилленбранд охватывает широкий круг вопросов, которые интересны и тем, кто занимается историей религии и культуры, и тем, кто изучает историю военного дела, и тем, кто пытается понять, каким образом прошлое столь серьезно и очевидно влияет на настоящее. В книге идет речь о сложившихся стереотипах сознания в отношении эпохи Крестовых походов и о преодолении этих стереотипов.
Крупнейшим современным специалистом по истории крестоносного движения в России является д.и.н. С.И. Лучицкая. Ее докторская диссертация и монография «Образ Другого» посвящены образу мусульман в хрониках крестоносцев.4 Стремясь изучить христианский воображаемый универсум изнутри, автор исходит из представлений об исламе, присущих самим хронистам, а для этого исследует взаимодействие различных традиций (исторической, литературной и визуальной) в формировании представлений о мусульманах, выявляя динамику эволюции образа ислама в эпоху крестовых походов.
Чтоб Лучше понять Представления мусульман я приведу пример их представлений о конце света в работе Ирвина Р. «Ислам и крестовые походы» Он пишет сто, В средние века в мусульманском мире имелось своё представление о конце света, вот например арабский хронист 14 века Ибн Касир написал исторический труд «Начало и конец» описанием грядущих событий.5
«Во времена Крестовых походов многие мусульмане верили в то, что конец света наступит тогда, когда на западе встанет черное солнце, а за ним последуют варварские орды Гога и Магога. (Гог и Магог <в исламской мифологии — Иаджудж и Маджудж> — в эсхатологических мифах иудаизма, христианства и ислама воинственные антагонисты «народа Божьего», которые придут в последние времена с севера или с других окраин населенного мира).»6
Потом они исчезнут и придет одноглазый Даджжал, Который пересечёт всю палестину на ослике, а за ним следом будут идти тысячи евреев. Он будет лжечудотворцем и основателем своего царства.7
Но Даджжал будет убит Иссой, спустившимся с небес, который призовет всех людей принять ислам как истинную веру. После первого звука трубы солнце встанет на западе, а зайдёт на востоке и все живые умрут.
После второго звука трубы Все весе когда ни будь жившие на земле люди воскреснут.8
Рассуждения о конце света и роли Махди часто связывались с пророчествами о неминуемой победе ислама над христианством и о судьбе Рима, Константинополя, и Иерусалима. Ирвин приводит отрывок из высказывания пророка Мухамеда, отображённом в рассказе Хадис известному еще до первого Крестового похода, Мухаммад сказал: «Последний час не пробьет, пока Аллах не даст моему народу победу над Константинополем».9
На хадисах была основана сунна — священное предание ислама. Также авторство нескольких писаний о апокалипсисе был Каб ибн аль-Ахбар — спутник Мухаммада. Сочинения же в жанре malahim что переводится как — «избиения» повествует о кровавых войнах перед началом конца света пренадлежали пророку Даниилу или, жившем в XIII векев Андалусии Ибн аль-Араби, мистику, почетателю суфизма.10
Ранние malahim появились в то время, когда мусульмане пытались защитить свои сирийские владения от Византии. Пророчества говорили о том, что перед окончательной победой мусульманам придется пройти через трудности и поражения, более того — они даже могут на время потерять Иерусалим, который перейдет к христианам. Были распространены и рассказы о статуе, якобы хранившейся в центре Константинополя, которая держала земной шар с надписью: «Я буду править миром, пока этот шар находится у меня в руках», но, согласно арабским сказаниям, шар исчез из рук статуи.11
Как можно судить по данным которые приводит Ирвин, мусульмане, до появления крестаносцев жили в так сказать в Эсхатологической напряжённости. В XI веке на Ближнем Востоке было время неуверенности в будущем и для мусульман, и для христиан, и для евреев. Одни ожидали возвышения ислама в конце 5 мусульманского века, некоторые с опасением ожидали приход Махди и сопутствующему наступлению конца света. Ну конечно также многие мусульмане ожидали наконец дождаться полного триумфа в затяжном противостоянии фатимидских халифов и сельджукских султанов за владычество над Сирией. Но никто из представителей мусульманского мира даже не ожидал кровавой резни которую устроили пришедшие с запада религиозные фанатики.
Религиозная и политическая обстановка в то врея на ближнем востоке сложилась очень непростая. Первому крестовому походу и его успеху в военном отношении, а также образованию новых Христианских государств на этой территории, благотворствовал распад сельджукского султаната после смерти в 1092 году султана Мелик-шаха.12 Естественно и закономерно начались междуусобные войны между родственниками султана за его владения в Иране, Трансоксании, Ираке, Сирии и на Кавказе. А местные военачальники и вожди поддерживающие то одну сторону то другую, становились всё более самостоятельны, и проводили всё более независимую политику на своих териториях. А военачальники Служившие египетским Фатимидам воспользовались ослаблением сельджуков из за их междоусобиц и дезорганизации, присвоили их земли в Палестине и Сирии.13
С 1038 года сельджукские султаны номинально подчинялись аббасидскому халифу в Багдаде и считались защитниками одного из двух главных направлений в исламе - суннизма.14 Сунниты чтили также Сунну как и Карран.15 Сунна — устные предания о Мухаммаде и его спутниках Сунниты признавали власть халифов, даже тогда когда эта власть превращалась лишь в формальную фикцию. Имамы в суннизме были выборными духовными главами общины.16
В отличие от суннитов шииты считали, что высшей религиозной и политической властью может обладать только семья Мухаммада, то есть его зять Али и его потомки и духовные преемники — имамы. Шиа Али — означало «партия Али». Большинство шиитов верили, что имамы — наследники Мухаммада, непогрешимые первосвященники, обладающие тайным знанием.17
Во второй половине VIII века в среде шиитов произошел раскол. Одна группа придерживалась веры в двенадцать имамов, прямых потомков Али. Каждый имам перед смертью назначал себе преемника. Одиннадцать имамов погибли мученической смертью, а двенадцатый в 878 году по воле Аллаха таинственным образом исчез и с тех пор пребывает в убежище и невидимо управляет шиитской общиной. Эта группа, наиболее многочисленная, называется имамитами, или двунадесятниками. Другая же — исмаилиты, или семиричники, — завершает цепь имамов не на двенадцатом, а на седьмом — Исмаиле, который исчез в 760 году. Перед концом света «скрытый имам» вернется в образе Махди и восстановит в мире справедливость, обратив все народы в мусульманство.18
В XI веке произошли и другие расколы внутри исламского мира — друзы (шиитская секта) и ассасины (организация неоисмаилитов в Иране) откололись от исмаилитского халифата Фатимидов в Каире и стали к нему в оппозицию.19
В XI-XII веках большинство мусульман в Сирии, Ливане и Палестине были суннитами, официально лояльными к аббасидских халифам. Однако различия между суннитскими и шиитскими учениями и ритуалами никогда не были четкими, многие сунниты сочувствовали шиитам, а многие шииты служили Аббасидам и Сельджукидам. В крупных мусульманских городах сунниты и шииты мирно жили бок о бок. В некоторых сирийских городах шииты даже имели численное превосходство. Большинство сирийских шиитов, вероятно, были сторонниками двенадцати имамов. Но в начале XII века в Алеппо и других крупных городах исмаилиты-ассасины сделали несколько попыток захватить власть, после чего основали маленькое княжество вокруг крепости Масиаф в горной части Сирии.20
Так обстояли дела на территориях, подвластных Фатимидам. В большинстве же других регионов исламского мира шииты находились в неблагоприятном положении. Современный Иран — шиитское государство, но в средние века он был бастионом суннитов. Однако Хасану ибн Саббаху, уроженцу Ирана арабского происхождения, удалось основать в горах к югу от Каспийского моря анклав исмаилитов-ассасинов. Его сподвижники захватили в 1090 году крепость Аламут («Орлиное гнездо»), после чего и другие замки этой области подчинились их власти.